Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обстоятельства: По результатам камеральной проверки принято решение о доначислении земельного налога, пени и штрафа за его неуплату, поскольку налогоплательщиком неправомерно исключены отдельные земельные участки как объекты обложения налогом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Н. Никитиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Могилевой Л.С., представитель по доверенности от 06.06.2017 N 98;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю - Селютиной И.А., представитель по доверенности от 21.11.2016 N 04-30/014189;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 27.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017
по делу N А73-8240/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.Ю. Маскаева;
- в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Вертопрахова, И.И. Балинская, Е.Г. Харьковская
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700204909, ИНН 2722045082, место нахождения: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шмидта, 40)
о признании решения недействительным
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - налогоплательщик, учреждение, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю) с заявлением о признании недействительным решения от 12.01.2016 N 12-35/1323 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.03.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, оспариваемое решение инспекции в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме, превышающей 80 000 руб., признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает на то, что он не является лицом, за которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности либо право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, соответственно, в силу статьи 388 НК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 54), у него не возникла обязанность по уплате земельного налога.
Не согласилось учреждение с выводом судов о том, что ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ является правопреемником Хабаровской КЭЧ и КЭЧ штаба ДВО, в том числе в отношении земельных участков, находившихся в пользовании последних на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в основном на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости - жилые дома, поэтому право собственности на данные земельные участки перешло к собственникам жилых помещений, которые в силу пункта 1 статьи 392 НК РФ и являются плательщиками земельного налога.
Оспаривая правомерность судебных актов относительно доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 27:23:020338:0005, заявитель жалобы, ссылаясь на передаточный акт от 04.08.2014, указывает на то, что правообладателем земельного участка и плательщиком земельного налога является Хабаровский край.
Относительно земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:20343:3, 27:23:20338:6; 27:23:11124:18; 27:23:11125:37 учреждение отмечает, что на данных участках расположены здания и строения ФГКУ "301 военный клинический госпиталь" и Хабаровского филиала "Санаторно-курортный комплекс Дальневосточный Министерства обороны РФ", используемые для размещены Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, поэтому в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ данные земельные участки считаются изъятыми из оборота и не являются объектами налогообложения.
Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю в представленном на кассационную жалобу отзыве просило судебные акты оставить без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель учреждения доводы, изложенные в жалобе, поддержала, представитель инспекции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, инспекция составила акт от 18.05.2015 N 361 и приняла решение от 12.01.2016 N 12-35/1323 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 3 588 199 руб., исчислены пени в сумме 219 527 руб. 92 коп. и назначен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 358 820 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод инспекции о неправомерном исключении обществом земельных участков с кадастровыми номерами: 27:23:20316:003, 27:23:011021:0025, 27:23:011125:0005, 27:23:020338:005, 27:23:020326:0005, 27:23:011137:0002, 27:23:011137:0003, 27:23:000000:0074, 27:23:020316:0002, 27:23:020332:0006, 27:23:020342:0004, 27:23:020340:0009, 27:23:020340:0008, 27:23:020325:0003, 27:23:020348:0002, 27:23:020348:0003, 27:23:020339:0002, 27:23:020349:0004, 27:23:020348:0012, 27:23:011125:0006, 27:23:011125:0007, 27:23:011125:0008, 27:23:020350:0009 27:23:20330:8, 27:23:20311:7, 27:23:20311:6, 27:23:20350:12, 27:23:20343:3, 27:23:10128:8, 27:23:20338:6, 27:23:11124:18, 27:23:11125:37 из объекта обложения земельным налогом в 2013 году.
По мнению налогового органа, спорные земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, здания и строения стрелкового тира, госпиталя, санаторно-курортного комплекса в рассматриваемый период были зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией, закреплены за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не являлись изъятыми из оборота, соответственно, признаются объектами обложения земельным налогом.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 12.05.2016 N 13-10/56/08199, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции от 12.01.2016 N 12-35/1323 оставлено без изменения.
Ссылаясь на незаконность решения налогового органа, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ обратилось за защитой нарушенного права в арбитражный суд, который, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 389 НК РФ, статьями 27, 93 ЗК РФ, отказал в удовлетворении требований заявителю, признав оспариваемое решение соответствующим положениям налогового законодательства.
Рассматривая дело повторно по правилам главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучение доводов кассационной жалобы и судебных актов, исследование материалов дела, показали, что установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Как следует из пункта 1 статьи 93 ЗК РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Следовательно, не подлежат учету при исчислении земельного налога находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в отношении земельных участков, указанных в пунктах NN 2, 3, 5-8, 11-13, 16-24, 27-30, 33, 41 приложения N 8 к решению инспекции от 12.01.2016 N 12-35/1325, судебные инстанции установили, что именно ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ является правопреемником КЭЧ штаба ДВО, Хабаровской КЭЧ (предыдущих правообладателей) и в спорном периоде обладало зарегистрированным правом постоянного (бессрочного) пользования, в связи с этим вывод судов о том, что именно учреждение является плательщиком земельного налога в отношении данных земельных участков, является верным.
По эпизоду с земельными участками, на которых расположены многоквартирные жилые дома, принятые в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" из федеральной собственности, суды по правоустанавливающим документам и документам государственного учета не выявили обстоятельств, свидетельствующих о регистрации в спорном периоде перехода права на указанные земельные участки к муниципальному образованию, обоснованно признав доказанным факт государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ.
При этом, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ N 54, суды правомерно сослались на то, что факт передачи объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, в собственность муниципального образования не влияет на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога в отношении этих земельных участков, при наличии сведений о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ. Невнесение изменений в ЕГРП не освобождает учреждение от уплаты земельного налога.
Подлежат отклонению доводы кассационной жалобы относительно правильности начисления налога по земельному участку с кадастровым номером 27:23:020338:0005, правообладателем которого с 2014 года является Хабаровский край. В рамках данного дела исследуются налоговые обязательства заявителя за 2013 год. Последующая передача земельного участка другому правообладателю правового значения для данного дела не имеет. Материалами дела подтверждается, что в спорный налоговый период правообладателем указанного земельного участка являлось учреждение.
Относительно земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:20343:3, 27:23:20338:6; 27:23:11124:18; 27:23:11125:37, на которых расположены поликлиника, госпиталь, санаторий, хозяйственная зона санатория, спортивно-стрелковый комплекс, общежитие (интернатура), суды не установили обстоятельств, свидетельствующих о нахождений на указанных земельных участках зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Анализ правоустанавливающих документов и документов кадастрового учета по спорным земельным участкам свидетельствует о том, что они не содержат каких-либо сведений об установлении ограничений в отношении данных земельных участков.
Документальное подтверждение нахождения на земельных участках объектов для размещения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах и учитывая, что спорные земельные участки принадлежали учреждению в 2013 году на праве постоянного (бессрочного) пользования и не обладали статусом изъятых из оборота, суд округа признает верным вывод судов о несоответствии земельных участков условиям, необходимым для их исключения из объекта обложения земельным налогом.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства на основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения налогового органа о доначислении земельного налога, в связи с чем правомерно отказали учреждению в удовлетворении требований, снизив назначенный инспекцией штраф.
Судами правильно применены положения части 2 статьи 69 АПК РФ и приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением от 08.09.2016 по делу N А73-8534/2016 Арбитражного суда Хабаровского края, свидетельствующие о принадлежности спорных земельных участков заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования и фактическом использовании зданий и строений, расположенных на данных земельных участках, не в целях размещения для постоянной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены исключительно на переоценку установленных судами обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что иные доводы несогласия с принятыми по делу судебными актами помимо возражений, касающихся законности начисления земельного налога за 2013 год, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в кассационной жалобе не приведены, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судом округа не выявлено, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 27.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А73-8240/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2017 N Ф03-3559/2017 ПО ДЕЛУ N А73-8240/2016
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обстоятельства: По результатам камеральной проверки принято решение о доначислении земельного налога, пени и штрафа за его неуплату, поскольку налогоплательщиком неправомерно исключены отдельные земельные участки как объекты обложения налогом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. N Ф03-3559/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Н. Никитиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Могилевой Л.С., представитель по доверенности от 06.06.2017 N 98;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю - Селютиной И.А., представитель по доверенности от 21.11.2016 N 04-30/014189;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 27.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017
по делу N А73-8240/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.Ю. Маскаева;
- в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Вертопрахова, И.И. Балинская, Е.Г. Харьковская
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700204909, ИНН 2722045082, место нахождения: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шмидта, 40)
о признании решения недействительным
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - налогоплательщик, учреждение, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю) с заявлением о признании недействительным решения от 12.01.2016 N 12-35/1323 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.03.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, оспариваемое решение инспекции в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме, превышающей 80 000 руб., признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает на то, что он не является лицом, за которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности либо право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, соответственно, в силу статьи 388 НК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 54), у него не возникла обязанность по уплате земельного налога.
Не согласилось учреждение с выводом судов о том, что ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ является правопреемником Хабаровской КЭЧ и КЭЧ штаба ДВО, в том числе в отношении земельных участков, находившихся в пользовании последних на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в основном на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости - жилые дома, поэтому право собственности на данные земельные участки перешло к собственникам жилых помещений, которые в силу пункта 1 статьи 392 НК РФ и являются плательщиками земельного налога.
Оспаривая правомерность судебных актов относительно доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 27:23:020338:0005, заявитель жалобы, ссылаясь на передаточный акт от 04.08.2014, указывает на то, что правообладателем земельного участка и плательщиком земельного налога является Хабаровский край.
Относительно земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:20343:3, 27:23:20338:6; 27:23:11124:18; 27:23:11125:37 учреждение отмечает, что на данных участках расположены здания и строения ФГКУ "301 военный клинический госпиталь" и Хабаровского филиала "Санаторно-курортный комплекс Дальневосточный Министерства обороны РФ", используемые для размещены Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, поэтому в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ данные земельные участки считаются изъятыми из оборота и не являются объектами налогообложения.
Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю в представленном на кассационную жалобу отзыве просило судебные акты оставить без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель учреждения доводы, изложенные в жалобе, поддержала, представитель инспекции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, инспекция составила акт от 18.05.2015 N 361 и приняла решение от 12.01.2016 N 12-35/1323 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 3 588 199 руб., исчислены пени в сумме 219 527 руб. 92 коп. и назначен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 358 820 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод инспекции о неправомерном исключении обществом земельных участков с кадастровыми номерами: 27:23:20316:003, 27:23:011021:0025, 27:23:011125:0005, 27:23:020338:005, 27:23:020326:0005, 27:23:011137:0002, 27:23:011137:0003, 27:23:000000:0074, 27:23:020316:0002, 27:23:020332:0006, 27:23:020342:0004, 27:23:020340:0009, 27:23:020340:0008, 27:23:020325:0003, 27:23:020348:0002, 27:23:020348:0003, 27:23:020339:0002, 27:23:020349:0004, 27:23:020348:0012, 27:23:011125:0006, 27:23:011125:0007, 27:23:011125:0008, 27:23:020350:0009 27:23:20330:8, 27:23:20311:7, 27:23:20311:6, 27:23:20350:12, 27:23:20343:3, 27:23:10128:8, 27:23:20338:6, 27:23:11124:18, 27:23:11125:37 из объекта обложения земельным налогом в 2013 году.
По мнению налогового органа, спорные земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, здания и строения стрелкового тира, госпиталя, санаторно-курортного комплекса в рассматриваемый период были зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией, закреплены за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не являлись изъятыми из оборота, соответственно, признаются объектами обложения земельным налогом.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 12.05.2016 N 13-10/56/08199, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции от 12.01.2016 N 12-35/1323 оставлено без изменения.
Ссылаясь на незаконность решения налогового органа, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ обратилось за защитой нарушенного права в арбитражный суд, который, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 389 НК РФ, статьями 27, 93 ЗК РФ, отказал в удовлетворении требований заявителю, признав оспариваемое решение соответствующим положениям налогового законодательства.
Рассматривая дело повторно по правилам главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучение доводов кассационной жалобы и судебных актов, исследование материалов дела, показали, что установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Как следует из пункта 1 статьи 93 ЗК РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Следовательно, не подлежат учету при исчислении земельного налога находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в отношении земельных участков, указанных в пунктах NN 2, 3, 5-8, 11-13, 16-24, 27-30, 33, 41 приложения N 8 к решению инспекции от 12.01.2016 N 12-35/1325, судебные инстанции установили, что именно ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ является правопреемником КЭЧ штаба ДВО, Хабаровской КЭЧ (предыдущих правообладателей) и в спорном периоде обладало зарегистрированным правом постоянного (бессрочного) пользования, в связи с этим вывод судов о том, что именно учреждение является плательщиком земельного налога в отношении данных земельных участков, является верным.
По эпизоду с земельными участками, на которых расположены многоквартирные жилые дома, принятые в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" из федеральной собственности, суды по правоустанавливающим документам и документам государственного учета не выявили обстоятельств, свидетельствующих о регистрации в спорном периоде перехода права на указанные земельные участки к муниципальному образованию, обоснованно признав доказанным факт государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ.
При этом, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ N 54, суды правомерно сослались на то, что факт передачи объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, в собственность муниципального образования не влияет на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога в отношении этих земельных участков, при наличии сведений о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ. Невнесение изменений в ЕГРП не освобождает учреждение от уплаты земельного налога.
Подлежат отклонению доводы кассационной жалобы относительно правильности начисления налога по земельному участку с кадастровым номером 27:23:020338:0005, правообладателем которого с 2014 года является Хабаровский край. В рамках данного дела исследуются налоговые обязательства заявителя за 2013 год. Последующая передача земельного участка другому правообладателю правового значения для данного дела не имеет. Материалами дела подтверждается, что в спорный налоговый период правообладателем указанного земельного участка являлось учреждение.
Относительно земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:20343:3, 27:23:20338:6; 27:23:11124:18; 27:23:11125:37, на которых расположены поликлиника, госпиталь, санаторий, хозяйственная зона санатория, спортивно-стрелковый комплекс, общежитие (интернатура), суды не установили обстоятельств, свидетельствующих о нахождений на указанных земельных участках зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Анализ правоустанавливающих документов и документов кадастрового учета по спорным земельным участкам свидетельствует о том, что они не содержат каких-либо сведений об установлении ограничений в отношении данных земельных участков.
Документальное подтверждение нахождения на земельных участках объектов для размещения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах и учитывая, что спорные земельные участки принадлежали учреждению в 2013 году на праве постоянного (бессрочного) пользования и не обладали статусом изъятых из оборота, суд округа признает верным вывод судов о несоответствии земельных участков условиям, необходимым для их исключения из объекта обложения земельным налогом.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства на основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения налогового органа о доначислении земельного налога, в связи с чем правомерно отказали учреждению в удовлетворении требований, снизив назначенный инспекцией штраф.
Судами правильно применены положения части 2 статьи 69 АПК РФ и приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением от 08.09.2016 по делу N А73-8534/2016 Арбитражного суда Хабаровского края, свидетельствующие о принадлежности спорных земельных участков заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования и фактическом использовании зданий и строений, расположенных на данных земельных участках, не в целях размещения для постоянной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены исключительно на переоценку установленных судами обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что иные доводы несогласия с принятыми по делу судебными актами помимо возражений, касающихся законности начисления земельного налога за 2013 год, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в кассационной жалобе не приведены, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судом округа не выявлено, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 27.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А73-8240/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
Т.Н.НИКИТИНА
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
Т.Н.НИКИТИНА
Е.П.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)