Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2016 N 13АП-3064/2016 ПО ДЕЛУ N А42-7605/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. по делу N А42-7605/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3064/2016) ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ МУРМАНРЕМСТРОЙ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2015 г. по делу N А42-7605/2015 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ МУРМАНРЕМСТРОЙ"
к Административной комиссии Первомайского административного округа МО г. Мурманск
об оспаривании постановления
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мурманремстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Первомайского административного округа г. Мурманска (далее - административный орган) от 27.08.2015 N 899/27-05-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО).
Решением суда от 09.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется вследствие отсутствия вины в совершении вмененного правонарушения, поскольку Обществом были приняты все возможные меры по соблюдению действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.06.2015 и 07.07.2015 специалистами Управления Первомайского административного округа города Мурманска совместно с представителем ММБУ "Новые формы управления" были проведены обследования территории Первомайского административного округа города Мурманска в соответствии с утвержденным графиком обследования территории Первомайского административного округа г. Мурманска на II, III квартал 2015 с применением средств фотофиксации.
В ходе обследования 30.06.2015 в 12 час. 12 мин. выявлено, что территория, прилегающая к оборудованной контейнерной площадке для сбора и хранения отходов, расположенной в районе многоквартирного дома N 1 по пр. Ледокольному, захламлена отходами производства и потребления. Отсутствует уборка территории контейнерной площадки от отходов производства и потребления.
В ходе обследования 07.07.2015 в 12 час. 20 мин. выявлено, что на территории, прилегающей к контейнерам для сбора и хранения отходов, установленных в районе многоквартирного дома N 14 по ул. Беринга, складированы крупногабаритные отходы (далее КГО). Складирование КГО осуществлено вне специально отведенном и установленном для этого месте - у трансформаторной подстанции ТП-678. Отсутствует уборка территории контейнерной площадки от отходов производства и потребления.
Общество является управляющей организацией многоквартирных домов N 14 по ул. Беринга, N 1 по пр. Ледокольный в г. Мурманске.
Результаты проведенного обследования оформлены актами от 30.06.2015 N 564/у и от 07.07.2015 N 581/у, с приложением фотоматериалов.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества нарушения пунктов 9.2.1, 9.2.19, 9.2.47, 9.2.49, 9.3.15 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971, должностным лицом Управления Первомайского административного округа города Мурманска 07.08.2015 в отношении ООО "УК Мурманремстрой" составлен протокол N 0000798 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Постановлением административной комиссии от 27.08.2015 N 899/27-05-05 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей.
При этом в Примечании к названной статье под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Последняя норма регионального законодателя согласуется с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В рамках приведенных норм федерального законодательства соответствующие правила на территории города Мурманска утверждены Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 "О правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск" (далее - Правила благоустройства).
Названные Правила, в том числе содержат требования, определяющие порядок уборки и содержания объектов благоустройства как отдельных территорий, так и расположенных на них зданий в муниципальном образовании город Мурманск.
Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.
Физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять, помимо прочего: уборку придомовых территорий; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов.
Физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
При этом запрещается, в том числе самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах; загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) одним из способов управления многоквартирным домом является управление им управляющей организацией на основании предусмотренного статьей 162 ЖК РФ договора управления многоквартирным домом, заключенного в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет управление многоквартирными домами N 14 по ул. Беринга и N 1 по пр. Ледокольному в г. Мурманске.
В силу положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 9.2.1 Правил благоустройства, юридические лица независимо от их организационно - правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством, а также уборку прилегающих территорий в соответствии с Правилами и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.
В соответствии с пунктом 9.2.19 Правил благоустройства, юридические лица независимо от их организационно - правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территории, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весеннее - летний и осеннее - зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.
Пунктами 9.2.47, 9.2.49 Правил благоустройства предусмотрена обязанность физических и юридических лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять: уборку придомовых территорий; уборку крылец и площадок при входных группах; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов; мойку контейнеров; очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети; установку, содержание и очистку урн; - выкашивание травы, при этом высота травяного покрова не должна превышать 12 см, а также обязанность своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном домом сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
В силу пункта 9.3.15 Правил благоустройства, запрещается засорять озелененные территории, расположенные на них водоемы и пешеходные коммуникации отходами производства и потребления; устраивать свалки отходов; использовать озелененные территории для складирования материалов.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения (в том числе, протоколом об административном правонарушении от 07.08.2015 N 798, актами от 30.06.2015 N 564/у, от 07.07.2015 N 581/у, фотоматериалами к актам, служебной запиской от 08.07.2015, копиями договоров управления многоквартирным домом от 01.06.2015, 09.06.2015, сведениями о юридическом лице, пояснениями от 25.08.2015).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Общество, как управляющая организация, в силу закона ответственно за размещение отходов в неустановленных местах на подведомственной ему территории независимо от их возникновения, а равно обязано контролировать и своевременно предпринимать меры по устранению фактов ненадлежащего состояния подведомственной территории.
Таким образом, следует признать, что являясь ответственным за надлежащее состояние и содержание придомовой территории указанного многоквартирного дома, Общество обязано было своевременно предпринять меры по уборке данной территории. При этом Обществу вменено не ненадлежащее содержание общего имущества как такового, а невыполнение обязанностей при осуществлении деятельности, связанной с содержанием этого общего имущества, то есть обязанностей, направленных на соблюдение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований к надлежащему размещению отходов в специально отведенном для этого месте в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Объем и размещении отходов вне специально отведенном для этого месте, на момент фиксации правонарушения, не свидетельствует о регулярно принимаемых Обществом мерах.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях Общества события и состава вмененного ему административного правонарушения, факт наличия которого подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
Каких-либо нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено; оспариваемое постановление вынесено органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2 Закона N 401-01-ЗМО, в пределах срока давности привлечения к ответственности для данной категории дел.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 декабря 2015 года по делу N А42-7605/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мурманремстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)