Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ООО "ГУК "Новолипецкая":
от ГЖИ Липецкой области:
от ООО "Наш дом": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
Дудов Н.В., представитель по доверенности от 11.01.2016,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Новолипецкая" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2016 по делу N А36-136/2016 (судья Тонких Л.С.), принятое по заявлению "Городская управляющая компания "Новолипецкая" (ОГРН 1084823021140, ИНН 4824045864, город Липецк) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, город Липецк) от 16.11.2015 N 5623,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Наш дом",
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Новолипецкая" (далее - ООО "ГУК "Новолипецкая" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - ГЖИ Липецкой области или заинтересованное лицо) от 16.11.2015 N 5623.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2016 по делу N А36-136/2016 в удовлетворении требований ООО "ГУК "Новолипецкая" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ГУК "Новолипецкая" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "ГУК "Новолипецкая" в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что предписание не соответствует пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". По мнению ООО "ГУК "Новолипецкая", обязывая его передать ООО "ГУК "Наш дом" техническую документацию в полном объеме, ГЖИ Липецкой области не учитывает то обстоятельство, что не переданная заявителем техническая документация у него отсутствует и не была ему передана обществом, ранее осуществлявшим управление многоквартирным домом. В этих условиях заявитель считает, что на него не может быть возложена обязанность по восстановлению этой документации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГЖИ Липецкой области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители остальных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 50 по улице Стаханова в городе Липецке от 11.01.2013 следует, что было принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО "УК "Новолипецкая".
Также было принято решение о выборе непосредственного способа управления домом и заключении договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома с ООО "ГУК "Новолипецкая" (л.д. 26, 27).
21.01.2013 с ООО "ГУК "Новолипецкая" был заключен договор на оказание соответствующих услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д. 15-25).
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 23.04.2015 следует, что было принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом с непосредственного управления на управление управляющей организацией с 01.05.2015.
В связи с этим также было принято решение о расторжении с 01.05.2015 договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома, заключенного с ООО "ГУК "Новолипецкая". Управляющей организацией было выбрано ООО "ГУК "Наш дом", с которой заключен договор управления, действующий с 01.05.2015 (л.д. 82-85).
Проект договора управления многоквартирным домом N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, утвержден на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома от 23.04.2015, является приложением N 1 к протоколу общего собрания от 23.04.2015. В суд апелляционной инстанции ГЖИ Липецкой области представлен экземпляр указанного договора.
30.04.2015 ООО "ГУК "Новолипецкая" передало ООО "ГУК "Наш дом" часть технической документации на многоквартирный дом. Как следует из акта от 30.04.2015, не были переданы паспорта приборов учета электроэнергии, паспорта на лифты, протоколы измерений электросетей, исполнительные чертежи инженерных сетей, план земельного участка (л.д. 79, 80).
В связи с этим 18.05.2015 ООО "ГУК "Наш дом" обратилось в ГЖИ Липецкой области с заявлением об обязании ООО "ГУК "Новолипецкая" устранить недостатки по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом в полном объеме (л.д. 69-71).
На основании распоряжения руководителя ГЖИ Липецкой области от 11.06.2015 N 5648 по указанному обращению проведена проверка (л.д. 72), составлен акт проверки от 08.07.2015 N 5791 (л.д. 73-75) и выдано предписание от 08.07.2015 N 4185.
Предписанием на ООО "ГУК "Новолипецкая" возложена обязанность обеспечить исполнение действующего законодательства, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (глава 5), постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", части 10 статьи 162 ЖК РФ в части передачи технической документации в полном объеме от ООО "ГУК "Новолипецкая" к ООО "ГУК "Наш дом" (л.д. 76).
В период с 09.11.2015 по 16.11.2015 ГЖИ Липецкой области проведена внеплановая проверка исполнения ООО "ГУК "Новолипецкая" ранее выданного предписания от 08.07.2015 N 4185 (л.д. 86).
В результате проверки выявлено неисполнение предписания от 08.07.2015 N 4185, что подтверждается актом от 16.11.2015 N 10499 (л.д. 13, 14), и выдано новое предписание от 16.11.2015 N 5623 аналогичного содержания (л.д. 12, 88).
Оспаривая в арбитражном суде вышеуказанное предписание, ООО "ГУК "Новолипецкая" полагало, что предписание не соответствует пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". По мнению ООО "ГУК "Новолипецкая", обязывая его передать ООО "ГУК "Наш дом" техническую документацию в полном объеме, ГЖИ Липецкой области не учитывает то обстоятельство, что не переданная заявителем техническая документация у него отсутствует и не была ему передана обществом, ранее осуществлявшим управление многоквартирным домом. В этих условиях заявитель считает, что на него не может быть возложена обязанность по восстановлению этой документации.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что ООО "ГУК "Новолипецкая" обязано было иметь полный комплект технической документации на многоквартирный дом N 50. Непередача ему полного комплекта документов от ранее управлявшей организации не освобождает его от восстановления такой документации и передачи ее новой управляющей организации - ООО "ГУК "Наш дом". Достоверных доказательств невозможности восстановления и актуализации полного комплекта технической документации на многоквартирный дом заявитель не представил.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 44 ЖК РФ установлено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 6 статьи 46 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Доказательств, подтверждающих, что решение собственников помещений многоквартирного дома N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, оформленное протоколом от 23.04.2015, было признано в судебном порядке недействительным, а также доказательств того, что после указанного решения собственники приняли какое-либо иное решение о способе управления домом, не представлено.
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандарта: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Состав технической документации на многоквартирный дом определен в пункте 24 Правил N 491 и на момент возникновения спорных правоотношении включал в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом на момент возникновения спорных правоотношении включались:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом V Правил N 416.
Согласно пункту 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу пункта 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном настоящими Правилами. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, указан в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления.
Из буквального толкования пунктов 19, 21 Правил N 416 и с учетом пункта 27 Правил N 491, следует, что лицом, которое обязано принять меры к восстановлению отсутствующей технической документации, является организация, ранее управлявшая домом и не передавшая такие документы вновь выбранной управляющей организации.
Правовой подход, аргументирующий обязанность предшествующей управляющей организации восстановить за свой счет отсутствующую техническую документацию и передать ее вновь выбранной управляющей организацией выработан в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09 по делу N А40-73182/08-19-483.
В силу пункта 22 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно пункту 23 Правил N 416 имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи.
Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.
В ходе судебного разбирательства ООО "ГУК "Новолипецкая" не представило доказательств, подтверждающих соблюдение вышеуказанных норм права в связи с прекращением управления многоквартирным жилым домом N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, в том числе доказательств фактического исполнения возложенной на него обязанности передать ООО "ГУК "Наш дом" техническую и иную документацию на данный дом в порядке и в составе, предусмотренных законом.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что обе управляющие организации ООО "УК "Новолипецкая" и ООО "ГУК "Новолипецкая" - являются взаимозависимыми лицами, поскольку созданы одними и теми же лицами, управляются одним и тем же директором. В связи с этим неосуществление действий по истребованию необходимой технической документации от ООО "УК Новолипецкая" является злоупотреблением правом со стороны ООО "ГУК "Новолипецкая".
Довод о направлении (вручении) заявителем писем в адрес собственников многоквартирного дома не подтвержден надлежащими доказательствами, на письмах отсутствуют отметки об их вручении или направлении (л.д. 120, 121).
Довод о том, что вся техническая документация в период управления домом ООО "ГУК "Новолипецкая" должна была быть передана собственникам помещений, не основан на материалах дела, поскольку противоречит акту от 28.05.2013, подтверждающему передачу части технической документации непосредственно заявителю (л.д. 94, 95).
Более того, как указывалось ранее, из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 23.04.2015 следует, что было принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом с непосредственного управления на управление управляющей организацией с 01.05.2015.
В связи с этим принято решение о расторжении с 01.05.2015 договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома, заключенного с ООО "ГУК "Новолипецкая". Управляющей организацией было выбрано ООО "ГУК "Наш дом", с которой заключен договор управления, действующий с 01.05.2015 (л.д. 82-85).
До этого способом управления многоквартирным домом было непосредственное управление, что подтверждается протокол общего собрания собственников помещений от 11.01.2013, которым также определено заключить договор на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО "ГУК "Новолипецкая", ООО "ГУК "Новолипецкая" предоставлены полномочия на право осуществления действий от имени собственников помещений в отношении с третьими лицами (л.д. 26, 27).
Договором на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома от 21.01.2013, заключенным между ООО "ГУК "Новолипецкая" и собственниками помещений многоквартирного дома N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, установлена обязанность ООО "ГУК "Новолипецкая" вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом, внутридомовое инженерное оборудование и объекты придомового благоустройства, а также бухгалтерскую, статистическую, хозяйственно-финансовую документацию и расчета, в том числе в электронном виде, связанные с исполнением договора (п. 2.1.3 договора, л.д. 16). Также на ООО "ГУК "Новолипецкая" возложена обязанность два раза в год проводить технические осмотры общего имущества многоквартирного дома и корректировать базы данных, отражающие состояние дома, в соответствии с результатами осмотра (п. 2.17 договора).
Из анализа вышеуказанных положений договора следует, что предписание от 16.11.2015 N 5623 ГЖИ Липецкой области является исполнимым, не накладывает на ООО "ГУК "Новолипецкая" обязанностей, не предусмотренных законом или договором на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома от 21.01.2013.
Более того, довод апелляционной жалобы противоречит нормам действующего законодательства.
Пунктом 2 Правил N 416 установлено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом пунктом 1 названных Правил к деятельности по управлению многоквартирным домом отнесена и деятельность управляющих организаций, заключивших договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные организации рассматриваются в качестве управляющих наряду с управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом. И те и другие организации призваны надлежащим образом содержать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При этом на них распространяются одни и те же правила и стандарты.
Учитывая изложенное, обязанность ранее управлявшей домом организации по передаче технической документации установлена независимо от того, какой договор заключен с управляющей организацией: договор управления многоквартирным домом или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, заявитель обязан был иметь полный комплект технической документации на многоквартирный дом N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, непередача полного комплекта документов от ранее управлявшей организации не освобождает его от восстановления такой документации и передачи ее новой управляющей организации - ООО "ГУК "Наш дом".
В связи с этим обжалуемое предписание от 16.11.2015 N 5623 ГЖИ Липецкой области полностью соответствует действующему законодательству, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "ГУК "Новолипецкая" в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2016 по делу N А36-136/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Новолипецкая" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2016 N 19АП-2329/2016 ПО ДЕЛУ N А36-136/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. по делу N А36-136/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ООО "ГУК "Новолипецкая":
от ГЖИ Липецкой области:
от ООО "Наш дом": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
Дудов Н.В., представитель по доверенности от 11.01.2016,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Новолипецкая" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2016 по делу N А36-136/2016 (судья Тонких Л.С.), принятое по заявлению "Городская управляющая компания "Новолипецкая" (ОГРН 1084823021140, ИНН 4824045864, город Липецк) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, город Липецк) от 16.11.2015 N 5623,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Наш дом",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Новолипецкая" (далее - ООО "ГУК "Новолипецкая" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - ГЖИ Липецкой области или заинтересованное лицо) от 16.11.2015 N 5623.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2016 по делу N А36-136/2016 в удовлетворении требований ООО "ГУК "Новолипецкая" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ГУК "Новолипецкая" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "ГУК "Новолипецкая" в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что предписание не соответствует пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". По мнению ООО "ГУК "Новолипецкая", обязывая его передать ООО "ГУК "Наш дом" техническую документацию в полном объеме, ГЖИ Липецкой области не учитывает то обстоятельство, что не переданная заявителем техническая документация у него отсутствует и не была ему передана обществом, ранее осуществлявшим управление многоквартирным домом. В этих условиях заявитель считает, что на него не может быть возложена обязанность по восстановлению этой документации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГЖИ Липецкой области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители остальных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 50 по улице Стаханова в городе Липецке от 11.01.2013 следует, что было принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО "УК "Новолипецкая".
Также было принято решение о выборе непосредственного способа управления домом и заключении договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома с ООО "ГУК "Новолипецкая" (л.д. 26, 27).
21.01.2013 с ООО "ГУК "Новолипецкая" был заключен договор на оказание соответствующих услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д. 15-25).
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 23.04.2015 следует, что было принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом с непосредственного управления на управление управляющей организацией с 01.05.2015.
В связи с этим также было принято решение о расторжении с 01.05.2015 договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома, заключенного с ООО "ГУК "Новолипецкая". Управляющей организацией было выбрано ООО "ГУК "Наш дом", с которой заключен договор управления, действующий с 01.05.2015 (л.д. 82-85).
Проект договора управления многоквартирным домом N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, утвержден на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома от 23.04.2015, является приложением N 1 к протоколу общего собрания от 23.04.2015. В суд апелляционной инстанции ГЖИ Липецкой области представлен экземпляр указанного договора.
30.04.2015 ООО "ГУК "Новолипецкая" передало ООО "ГУК "Наш дом" часть технической документации на многоквартирный дом. Как следует из акта от 30.04.2015, не были переданы паспорта приборов учета электроэнергии, паспорта на лифты, протоколы измерений электросетей, исполнительные чертежи инженерных сетей, план земельного участка (л.д. 79, 80).
В связи с этим 18.05.2015 ООО "ГУК "Наш дом" обратилось в ГЖИ Липецкой области с заявлением об обязании ООО "ГУК "Новолипецкая" устранить недостатки по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом в полном объеме (л.д. 69-71).
На основании распоряжения руководителя ГЖИ Липецкой области от 11.06.2015 N 5648 по указанному обращению проведена проверка (л.д. 72), составлен акт проверки от 08.07.2015 N 5791 (л.д. 73-75) и выдано предписание от 08.07.2015 N 4185.
Предписанием на ООО "ГУК "Новолипецкая" возложена обязанность обеспечить исполнение действующего законодательства, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (глава 5), постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", части 10 статьи 162 ЖК РФ в части передачи технической документации в полном объеме от ООО "ГУК "Новолипецкая" к ООО "ГУК "Наш дом" (л.д. 76).
В период с 09.11.2015 по 16.11.2015 ГЖИ Липецкой области проведена внеплановая проверка исполнения ООО "ГУК "Новолипецкая" ранее выданного предписания от 08.07.2015 N 4185 (л.д. 86).
В результате проверки выявлено неисполнение предписания от 08.07.2015 N 4185, что подтверждается актом от 16.11.2015 N 10499 (л.д. 13, 14), и выдано новое предписание от 16.11.2015 N 5623 аналогичного содержания (л.д. 12, 88).
Оспаривая в арбитражном суде вышеуказанное предписание, ООО "ГУК "Новолипецкая" полагало, что предписание не соответствует пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". По мнению ООО "ГУК "Новолипецкая", обязывая его передать ООО "ГУК "Наш дом" техническую документацию в полном объеме, ГЖИ Липецкой области не учитывает то обстоятельство, что не переданная заявителем техническая документация у него отсутствует и не была ему передана обществом, ранее осуществлявшим управление многоквартирным домом. В этих условиях заявитель считает, что на него не может быть возложена обязанность по восстановлению этой документации.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что ООО "ГУК "Новолипецкая" обязано было иметь полный комплект технической документации на многоквартирный дом N 50. Непередача ему полного комплекта документов от ранее управлявшей организации не освобождает его от восстановления такой документации и передачи ее новой управляющей организации - ООО "ГУК "Наш дом". Достоверных доказательств невозможности восстановления и актуализации полного комплекта технической документации на многоквартирный дом заявитель не представил.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 44 ЖК РФ установлено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 6 статьи 46 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Доказательств, подтверждающих, что решение собственников помещений многоквартирного дома N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, оформленное протоколом от 23.04.2015, было признано в судебном порядке недействительным, а также доказательств того, что после указанного решения собственники приняли какое-либо иное решение о способе управления домом, не представлено.
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандарта: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Состав технической документации на многоквартирный дом определен в пункте 24 Правил N 491 и на момент возникновения спорных правоотношении включал в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом на момент возникновения спорных правоотношении включались:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом V Правил N 416.
Согласно пункту 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу пункта 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном настоящими Правилами. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, указан в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления.
Из буквального толкования пунктов 19, 21 Правил N 416 и с учетом пункта 27 Правил N 491, следует, что лицом, которое обязано принять меры к восстановлению отсутствующей технической документации, является организация, ранее управлявшая домом и не передавшая такие документы вновь выбранной управляющей организации.
Правовой подход, аргументирующий обязанность предшествующей управляющей организации восстановить за свой счет отсутствующую техническую документацию и передать ее вновь выбранной управляющей организацией выработан в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09 по делу N А40-73182/08-19-483.
В силу пункта 22 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно пункту 23 Правил N 416 имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи.
Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.
В ходе судебного разбирательства ООО "ГУК "Новолипецкая" не представило доказательств, подтверждающих соблюдение вышеуказанных норм права в связи с прекращением управления многоквартирным жилым домом N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, в том числе доказательств фактического исполнения возложенной на него обязанности передать ООО "ГУК "Наш дом" техническую и иную документацию на данный дом в порядке и в составе, предусмотренных законом.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что обе управляющие организации ООО "УК "Новолипецкая" и ООО "ГУК "Новолипецкая" - являются взаимозависимыми лицами, поскольку созданы одними и теми же лицами, управляются одним и тем же директором. В связи с этим неосуществление действий по истребованию необходимой технической документации от ООО "УК Новолипецкая" является злоупотреблением правом со стороны ООО "ГУК "Новолипецкая".
Довод о направлении (вручении) заявителем писем в адрес собственников многоквартирного дома не подтвержден надлежащими доказательствами, на письмах отсутствуют отметки об их вручении или направлении (л.д. 120, 121).
Довод о том, что вся техническая документация в период управления домом ООО "ГУК "Новолипецкая" должна была быть передана собственникам помещений, не основан на материалах дела, поскольку противоречит акту от 28.05.2013, подтверждающему передачу части технической документации непосредственно заявителю (л.д. 94, 95).
Более того, как указывалось ранее, из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 23.04.2015 следует, что было принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом с непосредственного управления на управление управляющей организацией с 01.05.2015.
В связи с этим принято решение о расторжении с 01.05.2015 договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома, заключенного с ООО "ГУК "Новолипецкая". Управляющей организацией было выбрано ООО "ГУК "Наш дом", с которой заключен договор управления, действующий с 01.05.2015 (л.д. 82-85).
До этого способом управления многоквартирным домом было непосредственное управление, что подтверждается протокол общего собрания собственников помещений от 11.01.2013, которым также определено заключить договор на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО "ГУК "Новолипецкая", ООО "ГУК "Новолипецкая" предоставлены полномочия на право осуществления действий от имени собственников помещений в отношении с третьими лицами (л.д. 26, 27).
Договором на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома от 21.01.2013, заключенным между ООО "ГУК "Новолипецкая" и собственниками помещений многоквартирного дома N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, установлена обязанность ООО "ГУК "Новолипецкая" вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом, внутридомовое инженерное оборудование и объекты придомового благоустройства, а также бухгалтерскую, статистическую, хозяйственно-финансовую документацию и расчета, в том числе в электронном виде, связанные с исполнением договора (п. 2.1.3 договора, л.д. 16). Также на ООО "ГУК "Новолипецкая" возложена обязанность два раза в год проводить технические осмотры общего имущества многоквартирного дома и корректировать базы данных, отражающие состояние дома, в соответствии с результатами осмотра (п. 2.17 договора).
Из анализа вышеуказанных положений договора следует, что предписание от 16.11.2015 N 5623 ГЖИ Липецкой области является исполнимым, не накладывает на ООО "ГУК "Новолипецкая" обязанностей, не предусмотренных законом или договором на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома от 21.01.2013.
Более того, довод апелляционной жалобы противоречит нормам действующего законодательства.
Пунктом 2 Правил N 416 установлено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом пунктом 1 названных Правил к деятельности по управлению многоквартирным домом отнесена и деятельность управляющих организаций, заключивших договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные организации рассматриваются в качестве управляющих наряду с управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом. И те и другие организации призваны надлежащим образом содержать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При этом на них распространяются одни и те же правила и стандарты.
Учитывая изложенное, обязанность ранее управлявшей домом организации по передаче технической документации установлена независимо от того, какой договор заключен с управляющей организацией: договор управления многоквартирным домом или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, заявитель обязан был иметь полный комплект технической документации на многоквартирный дом N 50 по улице Стаханова в городе Липецке, непередача полного комплекта документов от ранее управлявшей организации не освобождает его от восстановления такой документации и передачи ее новой управляющей организации - ООО "ГУК "Наш дом".
В связи с этим обжалуемое предписание от 16.11.2015 N 5623 ГЖИ Липецкой области полностью соответствует действующему законодательству, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "ГУК "Новолипецкая" в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2016 по делу N А36-136/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Новолипецкая" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)