Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Барковской О.В., Ошировой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 сентября 2017 года по делу N А78-2710/2017 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к 1) обществу с ограниченной ответственностью "Юстас" (ОГРН 1067530005135, ИНН 7530011233) 2) обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" (ОГРН 1067536050482, ИНН 7536074825) о взыскании 14 862 рублей 91 копейки (суд первой инстанции: Артемьева А.А.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца - Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" - Стафеева Н.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 г.,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Юстас" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в декабре 2016 года в размере 14 958 рублей 78 копеек в нежилое помещение N 5, расположенное в жилом доме N 5 по ул. Чкалова в г. Чите.
Определением от 27.02.2017 исковое заявление принято судом к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1".
Определением от 20.04.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 11.05.2017 по ходатайству истца общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" привлечено к участию в деле в качестве соответчика и исключено из состава третьих лиц.
В судебном заседании 24.08.2017 судом принято уточнение заявленных требований до 14 862 рублей 91 копейки в связи с произведенным перерасчетом.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 сентября 2017 года взысканы с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" долг в сумме 14 862 рубля 91 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, всего - 16 862 рубля 91 копейка. В иске к обществу с ограниченной ответственностью "Юстас" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что при отсутствии заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями договора о приобретении коммунального ресурса отношения между ними могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом, а управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг при установлении следующих обстоятельств: управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
По указанной причине вывод суда первой инстанции о том, что наличие у ООО "УК РЕГИОН-1" статуса исполнителя коммунальных услуг обусловлено исключительно (независимо от иных обстоятельств) его статусом управляющей организации и связано только с фактом заключения с ним договора управления, не соответствует приведенным выше нормам Правил N 354 и разъяснениям Верховного суда РФ и является неверным.
Собственники помещений в рассматриваемом многоквартирном доме на общем собрании, проведенном в форме заочного голосования и отраженного в протоколе общего собрания от 24.03.2015 не приняли решение о расторжении договоров с ПАО "ТГК-14", следовательно ООО "УК РЕГИОН-1" является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В части отсутствия договора с собственником нежилого помещения считает, что спорное нежилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Чита, ул. Чкалова, д. 5, пом. 5, находится в собственности ООО "Юстас". Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему иску является ООО "Юстас". Вывод суда об обязанности управляющей компании оплачивать объем тепловой энергии потребленной в нежилом помещении N 5 по ул. Чкалова, д. 5 в спорном периоде основывается на неправильном применении норм действующего законодательства.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ООО "Юстас", надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдение норм процессуального права в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, как ресурсоснабжающая организация осуществляет теплоснабжение многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Чкалова в г. Чите.
С 01.04.2015 управление указанным домом осуществляется управляющей организацией - ООО "УК "Регион N 1" на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома, оформленного протоколом N Р1Н0000011 от 24.03.2015 (л.д. 35-36).
Между управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного жилого дома заключен договор управления, по условиям которого управляющая организация приняла на себя обязательства выполнять работы и предоставлять услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлять коммунальные услуги, в состав которых включены холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение, отопление (пункты 1.7 и 2.1 договора управления).
Многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и допущен в эксплуатацию перед началом отопительного сезона 2016 года по акту от 22.08.2016 (л.д. 60).
В указанном многоквартирном жилом доме расположено нежилое помещение N 5 общей площадью 138,5 кв. м, принадлежащее на праве собственности ООО "Юстас" (л.д. 53).
Договорные отношения по оказанию услуг теплоснабжения в нежилое помещение между истцом и ответчиками отсутствуют.
Истец указывает, что в декабре 2016 в нежилое помещение осуществлялась поставка тепловой энергии.
Индивидуальный прибор учета теплоснабжения в нежилом помещении отсутствует.
По расчетам истца стоимость поставленной тепловой энергии в занимаемое нежилое помещение, а также тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды, составила 14 862 рубля 91 копейка (расчет уточнен истцом в процессе рассмотрения дела).
Претензия истца от 13.01.2017, направленная ответчику - собственнику помещения, оставлена без удовлетворения.
Управляющая компания, привлеченная к участию в деле в качестве соответчика, также отказалась оплачивать спорную сумму.
Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признавая надлежащим ответчиком по делу ООО "Управляющая компания Регион N 1" исковые требования удовлетворил.
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому, несмотря на отсутствие между сторонами договора ресурсоснабжения, правоотношения по потреблению коммунального ресурса должны рассматриваться как договорные.
Как верно установлено судом первой инстанции сложившиеся между сторонами отношения по поставке тепловой энергии по своей правовой природе являются отношениями, возникающими из договора энергоснабжения, которые регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, права и обязанности, возникающие между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунального ресурса, квалифицируются как публичные правоотношения. В связи с чем, на основании части 4 указанной статьи при исполнении публичных договоров его стороны обязаны руководствоваться положениями правил, издаваемых Правительством Российской Федерации и уполномоченными его органами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку тепловая энергия поставлялась в жилой многоквартирный дом, то к отношениям сторон за спорный период подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктами 8, 9 и 10 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил, в том числе управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Из пункта 13 Правил N 354 следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, товарищества или кооператива либо организации, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие договорных отношений между управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела, с 01.04.2015 г собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Чкалова в г. Чите избран способ управления домом - управление ООО "УК-Регион N 1".
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Количество поставленной в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные жилые дома тепловой энергии определено истцом исходя из показаний общедомовых приборов учета.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Объем потребленной тепловой энергии произведен истцом расчетным способом с применением формулы, изложенной в пункте 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и составил 5,198372 Гкал (объем определен по состоянию на 14.12.2016 с учетом даты снятия показаний общедомового прибора учета тепла).
Кроме того, на основании приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 392 от 01.11.2013 истцом произведен расчет объема расхода горячего водоснабжения, потребленного на общедомовые нужды, в размере 0,016394 Г кал.
При определении стоимости услуг применен тариф в размере 2416,25 руб. /Гкал, утвержденный приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 502 от 30.11.2015 (действовавший до 14.12.2016), а с 15.12.2016-1916,89 руб. /Гкал согласно приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 497-НПА от 13.12.2016.
Таким образом установлено, что между истцом и ООО "УК Регион N 1" сложились фактические договорные отношения по теплоснабжению многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Чкалова в г. Чите в период с 01.12.2016 по 31.12.2016, истцом на объект ответчика - ООО "УК Регион N 1" поставлена тепловая энергия, вследствие чего у ответчика перед истцом имеется задолженность в сумме 14862 руб. 91 коп.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что управляющая компания ООО "УК "Регион N 1" является ответственным лицом перед потребителями за предоставляемые коммунальные услуги и начисление оплаты за их потребление, а перед ресурсоснабжающей организацией за оплату таких услуг в силу закона, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг непосредственно перед потребителями.
Право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям действующим законодательством не предоставлено, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от собственником помещений многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами.
В силу своего статуса исполнителя коммунальных услуг (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) ответчик (ООО "УК "Регион N 1") обязан с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой - рассчитаться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией (истцом).
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги) схема договорных отношений не меняется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
Таким образом, на ООО "УК "Регион N 1", как на исполнителя коммунальных услуг и обязанной стороны, возлагается обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации стоимости потребленных ресурсов в установленный срок и в полном объеме.
Довод ООО "УК "Регион N 1" о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). При этом из анализа норм действующего законодательства не следует, что обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей зависит от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.
Правомерность данного вывода подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 35 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно которому приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем, управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
По части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 7 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 64 Правил от 06.05.2011 N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из содержания указанных норм и приведенной позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что собственникам помещений многоквартирных домов, находящегося в управлении управляющей компании, или товарищества предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Получение хозяйствующим субъектом статуса управляющей компании, товарищества или кооператива влечет для него возникновение статуса исполнителя коммунальных услуг по отношению к жителям находящегося в управлении многоквартирного дома с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями.
Данная правовая позиция выражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259.
В связи, с чем доводы заявителя о том, что собственник должен в данном случае нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, также не влияет на законность судебного акта.
Истцом заявлено о взыскании расхода горячего водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды.
Общий объем горячего водоснабжения определен истцом на основании показаний собственников помещений жилого дома.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 48 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на нежилое помещение объем коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды утвержден приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 392 от 01.11.2013, площадь мест общего пользования рассчитана в соответствии с данными, предоставленными управляющей организацией на основании технической документации на жилой дом. Каких-либо разногласий в применении расчетных показателей не имеется.
Поскольку наличие задолженности в предъявленной ко взысканию сумме подтверждено материалами дела, доказательств оплаты долга ООО "УК "Регион N 1" не представлено, то исковые требования о взыскании с ответчика 14862 руб. 91 коп. задолженности за потребленную в январе - декабре 2016 года тепловую энергию являются обоснованными по отношению к ООО "УК "Регион N 1" и правомерно удовлетворены судом.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 сентября 2017 года по делу N А78-2710/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2017 N 04АП-5527/2017 ПО ДЕЛУ N А78-2710/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. по делу N А78-2710/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Барковской О.В., Ошировой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 сентября 2017 года по делу N А78-2710/2017 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к 1) обществу с ограниченной ответственностью "Юстас" (ОГРН 1067530005135, ИНН 7530011233) 2) обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" (ОГРН 1067536050482, ИНН 7536074825) о взыскании 14 862 рублей 91 копейки (суд первой инстанции: Артемьева А.А.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца - Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" - Стафеева Н.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 г.,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Юстас" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в декабре 2016 года в размере 14 958 рублей 78 копеек в нежилое помещение N 5, расположенное в жилом доме N 5 по ул. Чкалова в г. Чите.
Определением от 27.02.2017 исковое заявление принято судом к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1".
Определением от 20.04.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 11.05.2017 по ходатайству истца общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" привлечено к участию в деле в качестве соответчика и исключено из состава третьих лиц.
В судебном заседании 24.08.2017 судом принято уточнение заявленных требований до 14 862 рублей 91 копейки в связи с произведенным перерасчетом.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 сентября 2017 года взысканы с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" долг в сумме 14 862 рубля 91 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, всего - 16 862 рубля 91 копейка. В иске к обществу с ограниченной ответственностью "Юстас" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион N 1" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что при отсутствии заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями договора о приобретении коммунального ресурса отношения между ними могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом, а управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг при установлении следующих обстоятельств: управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
По указанной причине вывод суда первой инстанции о том, что наличие у ООО "УК РЕГИОН-1" статуса исполнителя коммунальных услуг обусловлено исключительно (независимо от иных обстоятельств) его статусом управляющей организации и связано только с фактом заключения с ним договора управления, не соответствует приведенным выше нормам Правил N 354 и разъяснениям Верховного суда РФ и является неверным.
Собственники помещений в рассматриваемом многоквартирном доме на общем собрании, проведенном в форме заочного голосования и отраженного в протоколе общего собрания от 24.03.2015 не приняли решение о расторжении договоров с ПАО "ТГК-14", следовательно ООО "УК РЕГИОН-1" является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В части отсутствия договора с собственником нежилого помещения считает, что спорное нежилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Чита, ул. Чкалова, д. 5, пом. 5, находится в собственности ООО "Юстас". Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему иску является ООО "Юстас". Вывод суда об обязанности управляющей компании оплачивать объем тепловой энергии потребленной в нежилом помещении N 5 по ул. Чкалова, д. 5 в спорном периоде основывается на неправильном применении норм действующего законодательства.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ООО "Юстас", надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдение норм процессуального права в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, как ресурсоснабжающая организация осуществляет теплоснабжение многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Чкалова в г. Чите.
С 01.04.2015 управление указанным домом осуществляется управляющей организацией - ООО "УК "Регион N 1" на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома, оформленного протоколом N Р1Н0000011 от 24.03.2015 (л.д. 35-36).
Между управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного жилого дома заключен договор управления, по условиям которого управляющая организация приняла на себя обязательства выполнять работы и предоставлять услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлять коммунальные услуги, в состав которых включены холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение, отопление (пункты 1.7 и 2.1 договора управления).
Многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и допущен в эксплуатацию перед началом отопительного сезона 2016 года по акту от 22.08.2016 (л.д. 60).
В указанном многоквартирном жилом доме расположено нежилое помещение N 5 общей площадью 138,5 кв. м, принадлежащее на праве собственности ООО "Юстас" (л.д. 53).
Договорные отношения по оказанию услуг теплоснабжения в нежилое помещение между истцом и ответчиками отсутствуют.
Истец указывает, что в декабре 2016 в нежилое помещение осуществлялась поставка тепловой энергии.
Индивидуальный прибор учета теплоснабжения в нежилом помещении отсутствует.
По расчетам истца стоимость поставленной тепловой энергии в занимаемое нежилое помещение, а также тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды, составила 14 862 рубля 91 копейка (расчет уточнен истцом в процессе рассмотрения дела).
Претензия истца от 13.01.2017, направленная ответчику - собственнику помещения, оставлена без удовлетворения.
Управляющая компания, привлеченная к участию в деле в качестве соответчика, также отказалась оплачивать спорную сумму.
Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признавая надлежащим ответчиком по делу ООО "Управляющая компания Регион N 1" исковые требования удовлетворил.
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому, несмотря на отсутствие между сторонами договора ресурсоснабжения, правоотношения по потреблению коммунального ресурса должны рассматриваться как договорные.
Как верно установлено судом первой инстанции сложившиеся между сторонами отношения по поставке тепловой энергии по своей правовой природе являются отношениями, возникающими из договора энергоснабжения, которые регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, права и обязанности, возникающие между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунального ресурса, квалифицируются как публичные правоотношения. В связи с чем, на основании части 4 указанной статьи при исполнении публичных договоров его стороны обязаны руководствоваться положениями правил, издаваемых Правительством Российской Федерации и уполномоченными его органами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку тепловая энергия поставлялась в жилой многоквартирный дом, то к отношениям сторон за спорный период подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктами 8, 9 и 10 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил, в том числе управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Из пункта 13 Правил N 354 следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, товарищества или кооператива либо организации, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие договорных отношений между управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела, с 01.04.2015 г собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Чкалова в г. Чите избран способ управления домом - управление ООО "УК-Регион N 1".
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Количество поставленной в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные жилые дома тепловой энергии определено истцом исходя из показаний общедомовых приборов учета.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Объем потребленной тепловой энергии произведен истцом расчетным способом с применением формулы, изложенной в пункте 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и составил 5,198372 Гкал (объем определен по состоянию на 14.12.2016 с учетом даты снятия показаний общедомового прибора учета тепла).
Кроме того, на основании приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 392 от 01.11.2013 истцом произведен расчет объема расхода горячего водоснабжения, потребленного на общедомовые нужды, в размере 0,016394 Г кал.
При определении стоимости услуг применен тариф в размере 2416,25 руб. /Гкал, утвержденный приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 502 от 30.11.2015 (действовавший до 14.12.2016), а с 15.12.2016-1916,89 руб. /Гкал согласно приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 497-НПА от 13.12.2016.
Таким образом установлено, что между истцом и ООО "УК Регион N 1" сложились фактические договорные отношения по теплоснабжению многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Чкалова в г. Чите в период с 01.12.2016 по 31.12.2016, истцом на объект ответчика - ООО "УК Регион N 1" поставлена тепловая энергия, вследствие чего у ответчика перед истцом имеется задолженность в сумме 14862 руб. 91 коп.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что управляющая компания ООО "УК "Регион N 1" является ответственным лицом перед потребителями за предоставляемые коммунальные услуги и начисление оплаты за их потребление, а перед ресурсоснабжающей организацией за оплату таких услуг в силу закона, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг непосредственно перед потребителями.
Право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям действующим законодательством не предоставлено, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от собственником помещений многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами.
В силу своего статуса исполнителя коммунальных услуг (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) ответчик (ООО "УК "Регион N 1") обязан с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой - рассчитаться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией (истцом).
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги) схема договорных отношений не меняется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
Таким образом, на ООО "УК "Регион N 1", как на исполнителя коммунальных услуг и обязанной стороны, возлагается обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации стоимости потребленных ресурсов в установленный срок и в полном объеме.
Довод ООО "УК "Регион N 1" о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). При этом из анализа норм действующего законодательства не следует, что обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей зависит от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.
Правомерность данного вывода подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 35 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно которому приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем, управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
По части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 7 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 64 Правил от 06.05.2011 N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из содержания указанных норм и приведенной позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что собственникам помещений многоквартирных домов, находящегося в управлении управляющей компании, или товарищества предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Получение хозяйствующим субъектом статуса управляющей компании, товарищества или кооператива влечет для него возникновение статуса исполнителя коммунальных услуг по отношению к жителям находящегося в управлении многоквартирного дома с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями.
Данная правовая позиция выражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259.
В связи, с чем доводы заявителя о том, что собственник должен в данном случае нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, также не влияет на законность судебного акта.
Истцом заявлено о взыскании расхода горячего водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды.
Общий объем горячего водоснабжения определен истцом на основании показаний собственников помещений жилого дома.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 48 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на нежилое помещение объем коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды утвержден приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 392 от 01.11.2013, площадь мест общего пользования рассчитана в соответствии с данными, предоставленными управляющей организацией на основании технической документации на жилой дом. Каких-либо разногласий в применении расчетных показателей не имеется.
Поскольку наличие задолженности в предъявленной ко взысканию сумме подтверждено материалами дела, доказательств оплаты долга ООО "УК "Регион N 1" не представлено, то исковые требования о взыскании с ответчика 14862 руб. 91 коп. задолженности за потребленную в январе - декабре 2016 года тепловую энергию являются обоснованными по отношению к ООО "УК "Регион N 1" и правомерно удовлетворены судом.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 сентября 2017 года по делу N А78-2710/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
О.В.МОНАКОВА
Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
Л.В.ОШИРОВА
О.В.МОНАКОВА
Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
Л.В.ОШИРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)