Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Светелик М.М., действующей на основании доверенности от 21.01.2016,
представителя ответчика Швецова Р.В., действующего на основании доверенности от 17.02.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.04.2016 по делу N А31-6255/2015, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.,
по иску публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ОГРН 1044408642629, ИНН 4401050567)
к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134),
третьи лица: ОАО "Минское", п. Минское Костромского района Костромской области, Администрация Минского сельского поселения, п.Минское Костромского района Костромской области, общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-сервис", г. Кострома,
о взыскании 2117 рублей 11 копеек,
установил:
публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - ПАО "Костромская сбытовая компания", истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Управление, ответчик) 3592 рубля 68 копеек (начисление платы за услугу "Электроэнергия ОДН" по нежилому помещению в МКД) за период с 01.02.2015 по 31.04.2015.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.04.2016 уточненные исковые требования ПАО "Костромская сбытовая компания" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в размере 1962 рубля 93 копейки.
Заявитель жалобы не согласен с применением истцом расчета по формуле, в частности с показателем - общая площадь дома, которая, по мнению ответчика, равна 2162, кв. м, а истец принимает 2320, 7 кв. м; общая площадь жилых помещений 1468, 8 кв. м, а истец округляет и принимает 1469 кв. м. Указывает, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома составляет 190, 5 кв. м, а не 348, 4 кв. м, как принимает истец.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил заявленные доводы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенном в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Костромской области, представитель ответчика пояснил доводы апелляционной жалобы, представитель огласила отзыв на апелляционную жалобу.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, ПАО "Костромская сбытовая компания" оказывает услуги по энергоснабжению многоквартирного дома по адресу: Костромская область, Костромской район, с. Минское, ул. Куколевского, д. 1.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-сервис", г. Кострома управляет спорным МКД по договору управления с 01.07.2015 (л.д. 45).
В указанном здании расположено нежилое помещение N 38 (столовая) площадью 443 кв. м, которое является федеральным недвижимым имуществом, входящим в состав казны Российской Федерации, реестровый номер П13450000928. Точка учета по указанному нежилому помещению в какой-либо договор энергоснабжения с 31.01.2015 не включена.
В период с 01.02.2015 по 31.04.2015 по спорному нежилому помещению истцом произведено начисление платы за услугу "Электроэнергия ОДН" в сумме 3592 рубля 68 копеек.
Ненадлежащее исполнение собственником нежилого помещения обязанности по оплате электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды в МКД, послужило основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации абонентом является владелец энергопринимающих устройств, присоединенная сеть (внутридомовые электросети и кабельные линии) является общей собственностью домовладельцев и находится в управлении товарищества собственников жилья или управляющей организации. Следовательно, договор энергоснабжения многоквартирного дома может быть заключен только с владельцем общедомовых электрических сетей.
Обязанность ответчика, владеющего в силу пункта 3 статьи 214, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, объектом федеральной собственности Российской Федерации, составляющими имущество казны по оплате поставленной истцом электрической энергии в рассматриваемой ситуации следует из статей 309, 310, 539, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий заключенного договора, согласно которому объектом электроснабжения является отдельное нежилое помещение многоквартирного дома.
В силу пунктов 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за коммунальные услуги в нежилом помещении МКД регулируются жилищным законодательством.
Помещения многоквартирного жилого дома, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), земельный участок, на котором расположен данный дом, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "д" пункта 2 Правил N 491).
Общедомовое имущество (в том числе и находящееся в нем электрооборудование) принадлежит всем собственникам на праве общей долевой собственности. Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме используют не только свои помещения, но и места общего пользования, куда также поставляются коммунальные ресурсы. Поэтому собственники помещений обязаны оплачивать как тот объем электроэнергии, что получен ими для нужд своих помещений (квартир), так и тот объем, что использован для общедомовых нужд, а также потерян во внутридомовых сетях.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил N 491).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступили в силу с 01.09.2012.
В соответствии пунктом 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 14 - 15 Правил N 354 лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в любом случае приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
В части 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплена возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.
В пункте 8 Правил N 354, конкретизируя указанные законоположения, предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, то есть как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
С учетом подлежащих применению положений Правил N 354, ресурсоснабжающая организация имеет право требовать задолженность за оказанные коммунальные услуги с конечных потребителей в тех случаях, когда она является исполнителем данных услуг.
В рассматриваемом споре установлено, что к управлению МКД, в котором расположено спорное нежилое помещение, управляющая организация ООО "ЖКХ-сервис" приступила с 01.07.2015, поскольку протокол общего собрания собственников помещений МКД в материалах дела имеется с отметкой, что договор управления заключается с 01.07.2015 (том 2, л.д. 45).
Учитывая, что исковым периодом по настоящему делу является период с 01.02.2015 по 31.04.2015, проанализировав представленные в материалы дела счета-извещения по лицевым счетам, в которых обозначено, что платежи собственников ОАО "ЕИРКЦ" по агентскому договору перечисляет непосредственно предприятиям, в том числе по строкам "Электроэнергия" и "Электроэнергия ОДН" поставщик/исполнителю услуги - ОАО "Костромская сбытовая компания", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности взыскания задолженности по оплате за услугу "Электроэнергия ОДН" по нежилому помещению в МКД именно с собственника помещения - Российской Федерации в лице ответчика.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета согласно пункту 44 Правил N 354 определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354: Pi = Vi X Tкр, где Vi - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Расчет истца произведен в соответствии с пунктом 48 и формулами 10 и 17 Правил N 354, поскольку данные об общей площади МКД - 2320,7 кв. м, при этом общая полезная площадь многоквартирного дома по адресу: Костромская область, Костромской район, с. Минское, ул. Куколевского, д. 1-2162,6 кв. м и площадь лестничных клеток (уборочной площади) подтверждены сведениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.03.2016 N 335 и техническим паспортом дома; невключение площади лестничных клеток в общую полезную площадь дома соответствует СНиП 31-06-2009 (Приложение Г) и подтверждается также Экспликацией к плану строения (Приложение N 2 к техническому паспорту дома).
Расчет ответчика, изложенный заявителем в апелляционной жалобе, противоречит действующему нормативно-правовому регулированию в сфере оказания коммунальных услуг, в частности Правилам N 354.
С учетом изложенного апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции, указавшего, что в рассматриваемом случае в связи отсутствием в исковой период способа управления домом посредством управляющей организацией электроснабжающая организация воспользовалась правом начислить и предъявить собственникам помещений многоквартирного дома плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и ответчиком в апелляционной жалобе, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Учитывая избранный истцом способ защиты, апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.04.2016 по делу N А31-6255/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2016 N 02АП-5229/2016 ПО ДЕЛУ N А31-6255/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2016 г. по делу N А31-6255/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Светелик М.М., действующей на основании доверенности от 21.01.2016,
представителя ответчика Швецова Р.В., действующего на основании доверенности от 17.02.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.04.2016 по делу N А31-6255/2015, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.,
по иску публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ОГРН 1044408642629, ИНН 4401050567)
к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134),
третьи лица: ОАО "Минское", п. Минское Костромского района Костромской области, Администрация Минского сельского поселения, п.Минское Костромского района Костромской области, общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-сервис", г. Кострома,
о взыскании 2117 рублей 11 копеек,
установил:
публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - ПАО "Костромская сбытовая компания", истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Управление, ответчик) 3592 рубля 68 копеек (начисление платы за услугу "Электроэнергия ОДН" по нежилому помещению в МКД) за период с 01.02.2015 по 31.04.2015.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.04.2016 уточненные исковые требования ПАО "Костромская сбытовая компания" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в размере 1962 рубля 93 копейки.
Заявитель жалобы не согласен с применением истцом расчета по формуле, в частности с показателем - общая площадь дома, которая, по мнению ответчика, равна 2162, кв. м, а истец принимает 2320, 7 кв. м; общая площадь жилых помещений 1468, 8 кв. м, а истец округляет и принимает 1469 кв. м. Указывает, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома составляет 190, 5 кв. м, а не 348, 4 кв. м, как принимает истец.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил заявленные доводы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенном в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Костромской области, представитель ответчика пояснил доводы апелляционной жалобы, представитель огласила отзыв на апелляционную жалобу.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, ПАО "Костромская сбытовая компания" оказывает услуги по энергоснабжению многоквартирного дома по адресу: Костромская область, Костромской район, с. Минское, ул. Куколевского, д. 1.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-сервис", г. Кострома управляет спорным МКД по договору управления с 01.07.2015 (л.д. 45).
В указанном здании расположено нежилое помещение N 38 (столовая) площадью 443 кв. м, которое является федеральным недвижимым имуществом, входящим в состав казны Российской Федерации, реестровый номер П13450000928. Точка учета по указанному нежилому помещению в какой-либо договор энергоснабжения с 31.01.2015 не включена.
В период с 01.02.2015 по 31.04.2015 по спорному нежилому помещению истцом произведено начисление платы за услугу "Электроэнергия ОДН" в сумме 3592 рубля 68 копеек.
Ненадлежащее исполнение собственником нежилого помещения обязанности по оплате электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды в МКД, послужило основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации абонентом является владелец энергопринимающих устройств, присоединенная сеть (внутридомовые электросети и кабельные линии) является общей собственностью домовладельцев и находится в управлении товарищества собственников жилья или управляющей организации. Следовательно, договор энергоснабжения многоквартирного дома может быть заключен только с владельцем общедомовых электрических сетей.
Обязанность ответчика, владеющего в силу пункта 3 статьи 214, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, объектом федеральной собственности Российской Федерации, составляющими имущество казны по оплате поставленной истцом электрической энергии в рассматриваемой ситуации следует из статей 309, 310, 539, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий заключенного договора, согласно которому объектом электроснабжения является отдельное нежилое помещение многоквартирного дома.
В силу пунктов 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за коммунальные услуги в нежилом помещении МКД регулируются жилищным законодательством.
Помещения многоквартирного жилого дома, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), земельный участок, на котором расположен данный дом, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "д" пункта 2 Правил N 491).
Общедомовое имущество (в том числе и находящееся в нем электрооборудование) принадлежит всем собственникам на праве общей долевой собственности. Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме используют не только свои помещения, но и места общего пользования, куда также поставляются коммунальные ресурсы. Поэтому собственники помещений обязаны оплачивать как тот объем электроэнергии, что получен ими для нужд своих помещений (квартир), так и тот объем, что использован для общедомовых нужд, а также потерян во внутридомовых сетях.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил N 491).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступили в силу с 01.09.2012.
В соответствии пунктом 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 14 - 15 Правил N 354 лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в любом случае приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
В части 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплена возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.
В пункте 8 Правил N 354, конкретизируя указанные законоположения, предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, то есть как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
С учетом подлежащих применению положений Правил N 354, ресурсоснабжающая организация имеет право требовать задолженность за оказанные коммунальные услуги с конечных потребителей в тех случаях, когда она является исполнителем данных услуг.
В рассматриваемом споре установлено, что к управлению МКД, в котором расположено спорное нежилое помещение, управляющая организация ООО "ЖКХ-сервис" приступила с 01.07.2015, поскольку протокол общего собрания собственников помещений МКД в материалах дела имеется с отметкой, что договор управления заключается с 01.07.2015 (том 2, л.д. 45).
Учитывая, что исковым периодом по настоящему делу является период с 01.02.2015 по 31.04.2015, проанализировав представленные в материалы дела счета-извещения по лицевым счетам, в которых обозначено, что платежи собственников ОАО "ЕИРКЦ" по агентскому договору перечисляет непосредственно предприятиям, в том числе по строкам "Электроэнергия" и "Электроэнергия ОДН" поставщик/исполнителю услуги - ОАО "Костромская сбытовая компания", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности взыскания задолженности по оплате за услугу "Электроэнергия ОДН" по нежилому помещению в МКД именно с собственника помещения - Российской Федерации в лице ответчика.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета согласно пункту 44 Правил N 354 определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354: Pi = Vi X Tкр, где Vi - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Расчет истца произведен в соответствии с пунктом 48 и формулами 10 и 17 Правил N 354, поскольку данные об общей площади МКД - 2320,7 кв. м, при этом общая полезная площадь многоквартирного дома по адресу: Костромская область, Костромской район, с. Минское, ул. Куколевского, д. 1-2162,6 кв. м и площадь лестничных клеток (уборочной площади) подтверждены сведениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.03.2016 N 335 и техническим паспортом дома; невключение площади лестничных клеток в общую полезную площадь дома соответствует СНиП 31-06-2009 (Приложение Г) и подтверждается также Экспликацией к плану строения (Приложение N 2 к техническому паспорту дома).
Расчет ответчика, изложенный заявителем в апелляционной жалобе, противоречит действующему нормативно-правовому регулированию в сфере оказания коммунальных услуг, в частности Правилам N 354.
С учетом изложенного апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции, указавшего, что в рассматриваемом случае в связи отсутствием в исковой период способа управления домом посредством управляющей организацией электроснабжающая организация воспользовалась правом начислить и предъявить собственникам помещений многоквартирного дома плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и ответчиком в апелляционной жалобе, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Учитывая избранный истцом способ защиты, апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.04.2016 по делу N А31-6255/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.М.ПОЛЯШОВА
Судьи
С.Г.ПОЛЯКОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Т.М.ПОЛЯШОВА
Судьи
С.Г.ПОЛЯКОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)