Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2017 N 17АП-8781/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-16591/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2017 г. N 17АП-8781/2017-АК

Дело N А71-16591/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коженовой А.М.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мегаполис"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 апреля 2017 года по делу N А71-16591/2016,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мегаполис" (ИНН 1833053288, ОГРН 1091840005454)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
третье лицо: публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский",
о признании незаконными и отмене предписаний,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мегаполис" (далее - заявитель, ООО УК "Мегаполис") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска) от 20.10.2016 N 1346/06-02, от 27.10.2016 N 1546/06-02, от 08.11.2016 N 1714/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель ООО УК "Мегаполис" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе не соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у управляющей организации в рассматриваемом случае оснований для проведения перерасчета размера платы за отопление; кроме того, ссылается на то, что оспариваемое предписание является неисполнимым.
Заинтересованное лицо Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Мегаполис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 018-000099 от 29.04.2015.
22.08.2016 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступили жалобы жильцов, проживающих в квартирах N 175, N 214, N 218 многоквартирного дома N 97 по ул. 7-я Подлесная в г. Ижевске на нарушение порядка определения размера платы за коммунальную услугу "отопление", предъявлении в платежном документе за июль 2016 года перерасчета за отопление (за период с ноября 2015 года по июнь 2016 года).
На основании приказов Управления ЖКХ Администрации города Ижевска N 1346/06-02 от 08.09.2016, N 1546/06-02 от 06.10.2016, N 1714/06-02 от 01.11.2016 в отношении ООО УК "Мегаполис" проведены внеплановые документарные проверки, о чем ООО УК "Мегаполис" извещено путем направления в его адрес факсимильной связью уведомлений N 1346/06-02 от 08.09.2016, N 1546/06-02 от 06.10.2016, N 1714/06-02 от 01.11.2016.
В ходе проверок были установлены нарушения, выразившиеся в излишнем предъявлении к оплате стоимости за коммунальную услугу отопление в указанном многоквартирном доме по квартире N 175 - 6015,13 руб., по квартире N 214 - 6083,78 руб., по квартире N 218 - 4793,60 руб.
По результатам проверок Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска составлены акты от 20.10.2016 N 1346/06-02, от 27.10.2016 N 1546/06-02, от 08.11.2016 N 1714/06-02 и в адрес ООО УК "Мегаполис" выданы предписания 20.10.2016 от N 1346/06-02, от 27.10.2016 N 1546/06-02, от 08.11.2016 N 1714/06-02, которыми предписано в срок до 30.11.2016 привести порядок определения размера платы за отопление в соответствие с установленными требованиями.
ООО УК "Мегаполис", не согласившись с указанными предписаниями, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2. ст. 1 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии:
1) проведение проверок соблюдения требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) проведение проверок соблюдения требований по предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
3) проведение проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Управление ЖКХ Администрации города Ижевска является отраслевым органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с функциями, установленными Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, утвержденным решением Городской Думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 314, в редакции от 19.02.2015 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска".
В силу п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению ЖКХ Администрации города Ижевска для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В части расчета размера платы за коммунальную услугу "отопление", Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", органам государственной власти субъектов РФ разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Правительством Удмуртской Республики принято решение от 17.12.2014 N 1380 о выполнении расчета размера платы за коммунальную услугу "отопление" в соответствии с Правилами N 307.
В соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
При этом Правилами N 307 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг в выполнении корректировки размера платы за отопление 1 раз в год в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 Правил.
Из материалов дела следует, что на основании протокола внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома N 97 по улице 7-я Подлесная города Ижевска в форме очного голосования б/н от 21.11.2015 управляющей организацией выбрано ООО УК "Мегаполис".
Между ООО УК "Мегаполис" и собственниками вышеуказанного многоквартирного дома заключен договор управления многоквартирным домом. В соответствии с п. 3.1.10 договора управления управляющая организация обязана от своего имени заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) с целью обеспечения коммунальными услугами собственника и пользующихся его помещением(ями) в многоквартирном доме лиц в объемах и с качеством, указанным в п. 3.1.2 настоящего Договора.
Между ООО УК "Мегаполис" (потребитель) и ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения от 22.06.2016 N Т0673. В соответствии с разделом 7 договора теплоснабжения договор действует с 01.11.2015 по 30.06.2016 включительно. В случае утраты потребителем статуса исполнителя коммунальных услуг и прекращении обязательства предоставлять соответствующие коммунальные услуги в отношении многоквартирных домов и (или) жилых домов, теплоснабжение которых осуществляется в рамках договора теплоснабжения, действие настоящего договора теплоснабжения в отношении этих объектов прекращается досрочно. При утрате статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении объекта потребителя последней датой действия договора теплоснабжения является последняя дата существования обязанности потребителя по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома или жилого дома. До заключения нового договора теплоснабжения отношения сторон регулируются настоящим договором теплоснабжения. Договор теплоснабжения считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении, изменении договора теплоснабжения или о заключении нового договора теплоснабжения. Потребитель имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения настоящего договора теплоснабжения в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу в отношении многоквартирных домов и (или) жилых домов, теплоснабжение которых осуществляется в рамках настоящего договора теплоснабжения. В случае одностороннего внесудебного отказа Потребителя от исполнения настоящего договора теплоснабжения по указанному в разделе 7 основанию, договор теплоснабжения будет считаться расторгнутым с даты получения Теплоснабжающей организацией уведомления об отказе от договора теплоснабжения (в случае если адресат отказался от получения уведомления либо уведомление не вручено по иным не зависящим от Потребителя причинам, договор теплоснабжения будет являться расторгнутым с момента получения потребителем соответствующего извещения организации почтовой связи). Теплоснабжающая организация имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения настоящего договора теплоснабжения при наличии у потребителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед теплоснабжающей организацией за поставленную тепловую энергию в размере, превышающем стоимость ресурса за 3 (три) расчетных периода.
25.10.2016 ПАО "Т Плюс" и ООО УК "Мегаполис" подписали соглашение о расторжении договора теплоснабжения N Т0673 от 22.06.2016 с указанием даты расторжения 01.07.2016.
При этом на момент проведения проверки отсутствовало решение общего собрания собственников многоквартирного дома N 97 по ул. 7-я Подлесная г. Ижевска по вопросу о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Из пояснений ООО УК "Мегаполис" следует, что с 01.07.2016 собственники жилых помещений многоквартирного дома вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ПАО "Т Плюс", в связи с чем, управляющей организацией ООО УК "Мегаполис" произведены окончательные расчеты за тепловую энергию потребителям жилых помещений в платежном документе за июль 2016 года.
Имеющимися в материалах дела квитанциями подтверждается, что ООО УК "Мегаполис" в платежном документе за июль 2016 года по строке "теплоснабжение" выполнен перерасчет размера платы за отопление, в качестве основание перерасчета указано "7-я П.97 начисление за отопление с ноября 2015 года".
Как следует из Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 14.04.2015 года общедомовой узел учета тепловой энергии Тип прибора ТЭМ-106, заводской номер 0145007 введен в эксплуатацию на период с 08.04.2015 года по 05.11.2018. В то время как многоквартирный дом N 97 по ул. 7-я Подлесная г. Ижевска введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию N 18-RU8303000-411-2015 от 19.10.2015. В связи с чем для расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии при предъявлении платы за отопление потребителям в период с ноября 2015 года по июнь 2016 года отсутствуют основания принимать во внимание допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии с 14.04.2015 до момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
Поскольку спорный многоквартирный дом введен в эксплуатацию с октября 2015 и договор теплоснабжения заключен с ноября 2015 года, то на июнь 2016 года у ООО УК "Мегаполис" отсутствовали среднемесячные показания приборов учета за предыдущий год. При этом у ООО УК "Мегаполис" отсутствовали основания для выполнения корректировки размера платы за отопление по фактическим показаниям приборов учета, так как не прошел 1 год.
Также ООО УК "Мегаполис" не вправе было производить в платежном документе за июль 2016 года какие-либо окончательные расчеты с потребителями при расторжении договора теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Выполнение ООО УК "Мегаполис" потребителям многоквартирного дома 97 по ул. 7-я Подлесная г. Ижевска перерасчета размера платы за отопление за период с ноября 2015 года по июнь 2016 года в платежном документе за июль 2016 года на основании фактических показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за указанный период является неправомерным.
Соответствующие доводы, приведенные в апелляционной жалобе ООО УК "Мегаполис", судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
Доводы заявителя ООО УК "Мегаполис" о неисполнимости предписания судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку в предписаниях отражены выявленные нарушения, выразившиеся в нарушении порядка определения размера платы за отопление (при этом конкретные обстоятельства выявленных нарушений указаны в актах проверок от 20.10.2016 N 1346/06-02, от 27.10.2016 N 1546/06-02, от 08.11.2016 N 1714/06-02, на основании которых вынесены оспариваемые предписания); предписания содержат понятную формулировку способа устранения нарушений, содержат срок исполнения предписания.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией "Мегаполис" представлено платежное поручение от 18.05.2017 N 154, подтверждающее уплату государственной пошлины в размере 3000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 апреля 2017 года по делу N А71-16591/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мегаполис" (ИНН 1833053288, ОГРН 1091840005454) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.05.2017 N 154.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА

Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)