Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2015 N 10АП-15423/2015 ПО ДЕЛУ N А41-54035/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. по делу N А41-54035/15


Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Соцпромстрой" - Новикова Н.М., представитель по доверенности от 26.10.2015,
от Министерства строительного комплекса Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрация сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.10.2015 по делу N А41-54035/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,

установил:

закрытое акционерное общество "Соцпромстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство) с заявленными требованиями:
- - признать незаконным отказ министерства в продлении разрешения на строительство от 07.12.2009 N RU50511308-01.1.2.200900067 первой очереди (4-е секции) 8-ми этажного 5-ти секционного жилого дома с подземным гаражом и объектами инженерной инфраструктуры, изложенный в уведомлении от 03.07.2015;
- - обязать министерство продлить разрешение на строительство от 07.12.2009 N RU50511308-01.1.2.200900067 первой очереди (4-е секции) 8-ми этажного 5-ти секционного жилого дома с подземным гаражом и объектами инженерной инфраструктуры до 31 декабря 2016 года.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.10.2015 требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей министерства и администрации, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Общество является застройщиком при строительстве первой очереди (4 секции) восьмиэтажного 5-ти секционного жилого дома N 2 с подземным гаражом и объектами инженерной инфраструктуры, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Успенское с. Успенское.
Земельный участок кадастровым номером 50:20:0040904:74, на котором осуществляется строительство, принадлежит обществу на праве аренды на основании договора аренды от 05.11.2008 N 2361.
По проектной документации на строительство дома Государственным учреждением Московской области "Мособлгосэкспертиза" выдано положительное заключение государственной экспертизы от 24.09.2009 N 50-1-4-0820-09.
Администрация 07.09.2009 выдала обществу разрешение на строительство N RU50511308-01-1-2-20090006, действие которого было продлено до 01.09.2015.
Общество 25.06.2015 обратилось в министерство с заявлением о продлении разрешения на строительство до 31.12.2016, поскольку строительство жилого дома в настоящее время осуществляется (строится четвертый этаж дома), и еще не окончено; кроме того, заключены 32 договора долевого строительства с дольщиками.
Уведомлением от 03.07.2015 министерство отказало в продлении разрешения, руководствуясь следующим:
- - документы поданы менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения;
- - отсутствует договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями о признании незаконным отказа и продлении срока действия разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
На основании части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
В силу части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
В случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Отказывая в продлении разрешения на строительство, министерство сослалось на не соблюдение обществом срока для подачи заявления о продлении.
Как установлено судом, имеющееся у общества разрешение на строительство продлено администрацией до 01.09.2015 (л.д. 47).
Таким образом, данный довод опровергается материалами дела, поскольку заявление подано обществом 25.05.2015, т.е. более чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения на строительство (01.09.2015).
Также несостоятельна ссылка министерства в отказе в продлении срока действия разрешения на строительство на абзаца 3 части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса о необходимости представления договора поручительства.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2012 N 294-ФЗ, действие положений статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 294-ФЗ) распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после дня вступления в силу статей 1, 3 - 5 Федерального закона от 30.12.2012 N 294-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2012 N 294-ФЗ, статьи 1, 3 - 5 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Данный Закон опубликован 31.12.2012.
Таким образом, действие положений статьи 51 (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 294-ФЗ) распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после 31.12.2012.
Как следует из материалов дела и пояснений общества, государственная регистрация первого договора долевого участия в строительстве в указанном жилом доме произведена в 2011 году, в связи с чем отказ министерства в продлении разрешения на строительство не может быть основан на абзаца 3 части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Таким образом, к спорным отношениям подлежат применению требования части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса в том виде, в котором они существовали до внесения изменения Федеральным законом от 30.12.2012 N 294-ФЗ.
Иных оснований для отказа в продлении разрешения на строительство закон не предусматривает.
То обстоятельство, что общество не представило Министерству сведения о регистрации первого договора долевого участия в строительстве, не свидетельствует о законности обжалуемого отказа. При этом документов, свидетельствующих о том, что министерство предложило обществу представить выписку из ЕГРП либо первый договор долевого участия, суду не представлено.
Довод министерства об истечение срока действия договора аренды от 05.11.2008 N 2361, на котором общество намеревается продолжить строительство со ссылкой на пункт 3 пункта 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса, отклоняется апелляционным судом.
В силу пункта 3 части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений органов в случае расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки.
Вместе с тем, как следует из выписки из ЕГРП по состоянию на 28.07.2015, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0040904:74 находится в аренде у общества, а также в ипотеке у участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 26.01.2011.
Как пояснил апелляционному суду представитель общества, договор аренды не расторгнут, от администрации не поступило заявлений о прекращении договора аренды до истечения срока его действия. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 30.10.2015 по делу N А41-54035/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)