Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2832/2016) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-9144/2015 (судья Агеев А.Х.), по иску открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 7" (ОГРН 1088604000110) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (ОГРН 1098601001157), о взыскании 2 793 510 руб. 91 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок N 7" (далее - ОАО "ЖЭУ N 7", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - ТУ Росимущества в ХМАО, ответчик) о взыскании 1 740 164 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-9144/2015 исковые требования удовлетворены.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ее податель заявляет о несогласии с расчетом задолженности, предъявленной обществом к взысканию. По мнению апеллянта, подвальные помещения многоквартирных домов не подлежат включению в расчет платы за услуги ОАО "ЖЭУ N 7", которую обязано внести ТУ Росимущества в ХМАО. Также податель жалобы указывает на установленную законодательством обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества соразмерно долям в праве общей собственности, что не принято во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, ответчик утверждает о ненадлежащем исполнении ОАО "ЖЭУ N 7" обязательств, связанных с обеспечением теплоснабжения многоквартирного дома.
В письменном отзыве на жалобу ответчика истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколам собраний собственников помещений в многоквартирном доме от 28.05.2007 N 65, от 27.04.2007 N 71, проведенных в форме заочного голосования решениями собраний собственников помещений жилых многоквартирных домов N 46, N 47, расположенных в 12 микрорайоне города Нефтеюганска, избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией (том 1 л. 56, 71). В качестве управляющей организации собственниками избрано Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный участок N 7", являвшееся правопредшественником истца. Также собственниками утверждены проекты договоров управления с управляющей организацией (том 2 л. 32-45, 46-62).
В соответствии с пунктами 1.1 заключенных собственниками и управляющей организацией договоров управления в течение согласованного с собственниками помещений многоквартирного жилого дома срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставлять коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
В собственности Российской Федерации находятся подвальные нежилые помещения: общей площадью 737,7 кв. м, по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 12, д. 47, пом. 91; общей площадью 489,8 кв. м, по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 12, д. 46, пом. 62, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.01.2015 (том 1 л. 144-145).
Как указывает истец, обязанность по оплате услуг по содержанию, текущему ремонту указанных многоквартирных домов и коммунальные услуги не исполнена ТУ Росимущества в ХМАО, осуществляющим полномочия собственника указанных подвальных помещений, в связи с чем у ответчика перед истцом возникла задолженность в общей сумме 1 740 164 руб. 93 коп. за период с 01.07.2013 по 31.03.2015.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения ОАО "ЖЭУ N 7" в суд с настоящим иском.
Поскольку исковые требования удовлетворены судом первой инстанции, ответчиком реализовано право апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта.
Отклоняя доводы жалобы ТУ Росимущества в ХМАО, апелляционный суд учитывает следующие положения законодательства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом.
Отношения, возникающие по поводу пользования общим имуществом собственников помещений и контроля за сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям регулируются жилищным законодательством (статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Как устанавливает часть 1 статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Материалами настоящего дела подтверждается, что собственником нежилых помещений, расположенных по адресу г. Нефтеюганск, мкр. 12, д. 46, пом. 62, и д. 47, пом. 91, является Российская Федерация.
В соответствии с частью 1 статьи 39, статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу пункта 1 части 4 статьи 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Исходя из содержания статей 37, 39 ЖК РФ издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
В силу пункта 5.2 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 указанного выше Положения).
Наличие у ТУ Росимущества в ХМАО обязанности нести соответствующие расходы правомерно установлено судом первой инстанции и не оспаривается апеллянтом.
Возражения ответчика сводятся к несогласию с расчетом размера платы, подлежащей внесению им за оказание истцом услуг по содержанию общего имущества.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в том числе решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Правилами, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Пунктами 31 и 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Из приведенных норм права следует, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома вправе определять порядок управления общим имуществом здания и несения расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Кроме этого, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6464/10 от 29.09.2010, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Стоимость спорных услуг, как указывалось выше, определяется из исходя из общей площади помещения и установленной общим собранием собственников помещений соответствующей платы из расчета за 1 кв. м площади помещения.
Взысканная с ответчика стоимость услуг за спорный период рассчитана таким способом, а не исходя из фактических затрат, понесенных в указанный истцом период.
Договорами управления многоквартирным домом, заключенными истцом и собственниками, предусмотрен размер платы за содержание и ремонт помещений 36 руб. 01 коп. за один 1 кв. м общей площади помещения собственника (пункты 4.1.6 договоров). При этом, вопросы 4 протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах N N 46 и 47, расположенных в 12 микрорайоне города Нефтеюганска, позволяют установить факт утверждения названного выше размера платы собранием собственников помещений домов.
Площадь спорных подвальных помещений, принадлежащих Российской Федерации, установлена судом первой инстанции правомерно на основании представленных в дело свидетельств о государственной регистрации права.
Таким образом, апеллянтом не обоснован неправомерный характер начисления истцом платы за содержание и ремонт общего имущества исходя из 1 кв. м площади принадлежащего определенному собственнику помещений.
Ввиду приведенных обстоятельств контррасчет задолженности за содержание и ремонт общего имущества, представленный ответчиком в настоящей жалобе, не может быть положен в основу судебного акта по делу.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что заявив о необоснованном включении в расчет задолженности платы за содержание и ремонт технического подполья (подвала), ответчик не представил в дело допустимых и достаточных доказательств того, что такой вид общего имущества в спорных многоквартирных домах отсутствует и не подлежит обслуживанию управляющей организацией.
Согласно положениям статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в том числе у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с правилами статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе иных расходов плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
В рамках настоящего дела истцом также взыскивается возникшая в указанный выше период у ответчика задолженность за отопление помещений.
Плата за отопление рассчитана ОАО "ЖЭУ N 7" на основании приказов Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 104-нп от 15.11.2012, 26.11.2013, 25.11.2014 "Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений", и N 1586 от 21.12.2012 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям".
Расчет суммы задолженности в данной части не опровергнут ответчиком в суде первой инстанции. Представленный истцом расчет задолженности проверен судом первой инстанции и признан верным.
В апелляционной жалобе ответчиком заявлено, что в принадлежащих Российской Федерации помещениях отопление частично отсутствует. Между тем, в отсутствие надлежащего подтверждения данное заявление апеллянта не имеет доказательственной силы, в связи с чем не может быть учтено при установлении факта и размера задолженности ТУ Росимущества в ХМАО перед ОАО "ЖЭУ N 7" за коммунальные услуги.
При этом, материалы настоящего дела не позволяют прийти к выводу об исполнении ответчиком обязательств перед истцом как в части внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, так и в части коммунальных услуг в виде отопления.
Поскольку возражения ТУ Росимущества в ХМАО не подтверждаются допустимыми и достаточными доказательствами, исковые требования ОАО "ЖЭУ N 7" о взыскании с задолженности в сумме 1 740 164 руб. 93 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, основанные на доказательственной базе, которые повлияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, не приведены ответчиком в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 января 2016 года по делу N А75-9144/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2016 N 08АП-2832/2016 ПО ДЕЛУ N А75-9144/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. N 08АП-2832/2016
Дело N А75-9144/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2832/2016) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-9144/2015 (судья Агеев А.Х.), по иску открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 7" (ОГРН 1088604000110) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (ОГРН 1098601001157), о взыскании 2 793 510 руб. 91 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок N 7" (далее - ОАО "ЖЭУ N 7", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - ТУ Росимущества в ХМАО, ответчик) о взыскании 1 740 164 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-9144/2015 исковые требования удовлетворены.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ее податель заявляет о несогласии с расчетом задолженности, предъявленной обществом к взысканию. По мнению апеллянта, подвальные помещения многоквартирных домов не подлежат включению в расчет платы за услуги ОАО "ЖЭУ N 7", которую обязано внести ТУ Росимущества в ХМАО. Также податель жалобы указывает на установленную законодательством обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества соразмерно долям в праве общей собственности, что не принято во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, ответчик утверждает о ненадлежащем исполнении ОАО "ЖЭУ N 7" обязательств, связанных с обеспечением теплоснабжения многоквартирного дома.
В письменном отзыве на жалобу ответчика истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколам собраний собственников помещений в многоквартирном доме от 28.05.2007 N 65, от 27.04.2007 N 71, проведенных в форме заочного голосования решениями собраний собственников помещений жилых многоквартирных домов N 46, N 47, расположенных в 12 микрорайоне города Нефтеюганска, избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией (том 1 л. 56, 71). В качестве управляющей организации собственниками избрано Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный участок N 7", являвшееся правопредшественником истца. Также собственниками утверждены проекты договоров управления с управляющей организацией (том 2 л. 32-45, 46-62).
В соответствии с пунктами 1.1 заключенных собственниками и управляющей организацией договоров управления в течение согласованного с собственниками помещений многоквартирного жилого дома срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставлять коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
В собственности Российской Федерации находятся подвальные нежилые помещения: общей площадью 737,7 кв. м, по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 12, д. 47, пом. 91; общей площадью 489,8 кв. м, по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 12, д. 46, пом. 62, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.01.2015 (том 1 л. 144-145).
Как указывает истец, обязанность по оплате услуг по содержанию, текущему ремонту указанных многоквартирных домов и коммунальные услуги не исполнена ТУ Росимущества в ХМАО, осуществляющим полномочия собственника указанных подвальных помещений, в связи с чем у ответчика перед истцом возникла задолженность в общей сумме 1 740 164 руб. 93 коп. за период с 01.07.2013 по 31.03.2015.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения ОАО "ЖЭУ N 7" в суд с настоящим иском.
Поскольку исковые требования удовлетворены судом первой инстанции, ответчиком реализовано право апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта.
Отклоняя доводы жалобы ТУ Росимущества в ХМАО, апелляционный суд учитывает следующие положения законодательства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом.
Отношения, возникающие по поводу пользования общим имуществом собственников помещений и контроля за сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям регулируются жилищным законодательством (статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Как устанавливает часть 1 статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Материалами настоящего дела подтверждается, что собственником нежилых помещений, расположенных по адресу г. Нефтеюганск, мкр. 12, д. 46, пом. 62, и д. 47, пом. 91, является Российская Федерация.
В соответствии с частью 1 статьи 39, статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу пункта 1 части 4 статьи 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Исходя из содержания статей 37, 39 ЖК РФ издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
В силу пункта 5.2 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 указанного выше Положения).
Наличие у ТУ Росимущества в ХМАО обязанности нести соответствующие расходы правомерно установлено судом первой инстанции и не оспаривается апеллянтом.
Возражения ответчика сводятся к несогласию с расчетом размера платы, подлежащей внесению им за оказание истцом услуг по содержанию общего имущества.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в том числе решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Правилами, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Пунктами 31 и 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Из приведенных норм права следует, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома вправе определять порядок управления общим имуществом здания и несения расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Кроме этого, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6464/10 от 29.09.2010, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Стоимость спорных услуг, как указывалось выше, определяется из исходя из общей площади помещения и установленной общим собранием собственников помещений соответствующей платы из расчета за 1 кв. м площади помещения.
Взысканная с ответчика стоимость услуг за спорный период рассчитана таким способом, а не исходя из фактических затрат, понесенных в указанный истцом период.
Договорами управления многоквартирным домом, заключенными истцом и собственниками, предусмотрен размер платы за содержание и ремонт помещений 36 руб. 01 коп. за один 1 кв. м общей площади помещения собственника (пункты 4.1.6 договоров). При этом, вопросы 4 протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах N N 46 и 47, расположенных в 12 микрорайоне города Нефтеюганска, позволяют установить факт утверждения названного выше размера платы собранием собственников помещений домов.
Площадь спорных подвальных помещений, принадлежащих Российской Федерации, установлена судом первой инстанции правомерно на основании представленных в дело свидетельств о государственной регистрации права.
Таким образом, апеллянтом не обоснован неправомерный характер начисления истцом платы за содержание и ремонт общего имущества исходя из 1 кв. м площади принадлежащего определенному собственнику помещений.
Ввиду приведенных обстоятельств контррасчет задолженности за содержание и ремонт общего имущества, представленный ответчиком в настоящей жалобе, не может быть положен в основу судебного акта по делу.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что заявив о необоснованном включении в расчет задолженности платы за содержание и ремонт технического подполья (подвала), ответчик не представил в дело допустимых и достаточных доказательств того, что такой вид общего имущества в спорных многоквартирных домах отсутствует и не подлежит обслуживанию управляющей организацией.
Согласно положениям статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в том числе у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с правилами статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе иных расходов плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
В рамках настоящего дела истцом также взыскивается возникшая в указанный выше период у ответчика задолженность за отопление помещений.
Плата за отопление рассчитана ОАО "ЖЭУ N 7" на основании приказов Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 104-нп от 15.11.2012, 26.11.2013, 25.11.2014 "Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений", и N 1586 от 21.12.2012 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям".
Расчет суммы задолженности в данной части не опровергнут ответчиком в суде первой инстанции. Представленный истцом расчет задолженности проверен судом первой инстанции и признан верным.
В апелляционной жалобе ответчиком заявлено, что в принадлежащих Российской Федерации помещениях отопление частично отсутствует. Между тем, в отсутствие надлежащего подтверждения данное заявление апеллянта не имеет доказательственной силы, в связи с чем не может быть учтено при установлении факта и размера задолженности ТУ Росимущества в ХМАО перед ОАО "ЖЭУ N 7" за коммунальные услуги.
При этом, материалы настоящего дела не позволяют прийти к выводу об исполнении ответчиком обязательств перед истцом как в части внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, так и в части коммунальных услуг в виде отопления.
Поскольку возражения ТУ Росимущества в ХМАО не подтверждаются допустимыми и достаточными доказательствами, исковые требования ОАО "ЖЭУ N 7" о взыскании с задолженности в сумме 1 740 164 руб. 93 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, основанные на доказательственной базе, которые повлияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, не приведены ответчиком в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 января 2016 года по делу N А75-9144/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.В.ВЕРЕВКИН
А.В.ВЕРЕВКИН
Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
М.В.СМОЛЬНИКОВА
Л.И.ЕНИКЕЕВА
М.В.СМОЛЬНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)