Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2016 N 11АП-3826/2016 ПО ДЕЛУ N А55-26917/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. по делу N А55-26917/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.04.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2016 по делу N А55-26917/2015 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (ИНН 6321300279, ОГРН 1126320017900), г. Тольятти Самарской области, к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель Мэрии городского округа Тольятти Папанина Е.А. (доверенность от 10.11.2015 N 9495/1),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" в судебное заседание не явился, извещено надлежащим образом,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (далее - ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Мэрии городского округа Тольятти от 07.09.2015 N 6057-р/4.
Решением от 16.02.2016 по делу N А55-26917/2015 Арбитражный суд Самарской области заявление общества удовлетворил.
Мэрия в апелляционной жалобе просила отменить решение суда первой инстанции.
ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель Мэрии в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителя Мэрии в судебном заседании, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Мэрия вынесла распоряжение от 24.08.2015 N 6057-р/4 о проведении в отношении ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" внеплановой выездной проверки с целью проверки сведений, изложенных в обращении от 20.08.2015. В п. 9 распоряжения предусмотрено проведение обследования мест общего пользования на предмет надлежащего содержания электрических, в том числе слаботочных сетей в подъезде N 1 многоквартирного дома N 82 по ул. Советской в г. Тольятти.
В ходе проверки Мэрия выявила провисание проводов, отсутствие коробов на лестничной клетке с 1 по 4 этажи в подъезде N 1 указанного дома и открытые распределительные короба, что является нарушением п. 5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; далее - ПиН), п. 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; далее - Правила N 491), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354), условий договора управления многоквартирным домом.
По результатам проверки Мэрия составила акт проверки от 07.09.2015 N 6057-р/4 и вынесла предписание от 07.09.2015 N 6057-р/4 об устранении указанных нарушений в срок до 31.10.2015.
Не согласившись с предписанием Мэрии, ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, не учел следующее.
ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" осуществляет управление домом N 82 по ул. Советской в г. Тольятти на основании договора от 06.03.2013 N 4361163.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
П. 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пп. "а" и "з" п. 11 Правил N 491).
Согласно п. 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из раздела 1 ПиН следует, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда.
ПиН определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1 ПиН).
В этих правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Таким образом, ПиН являются действующим нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к содержанию жилищного фонда, соблюдение требований указанных правил является обязательным.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
П. 5.6 ПиН содержит требования по техническому обслуживанию внутридомового электро-, радио- и телеоборудования.
ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (управляющая организация) заключило с ООО "ИнфоЛада" (пользователь) договор от 01.03.2015 N Г6195-ПО15, ОАО "Ростелеком" (пользователь) договоры от 01.10.2013 N Г8059-ПО13 и от 01.11.2013 N Г8060-ПО13 о предоставлении пользователям во временное пользование за плату части мест общего пользования указанного многоквартирного дома (объект) для размещения оборудования связи (средств связи; трубостойки). Пользователи обязуются содержать объекты в технически исправном состоянии до момента сдачи управляющей организации в соответствии с нормами технической эксплуатации, правилами пожарной безопасности и санитарными нормами (п. 2.4.1 договоров).
П. 2.1.1 договоров установлено, что управляющая организация вправе осуществлять контроль технического состояния и использования предоставленных пользователю объектов.
Как уже указано, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества (п. 11 Правил N 491).
Осмотр проводится управляющей организацией, а результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (п. 13 и 14 Правил N 491).
Действительно, в силу ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 44, ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" именно на оператора связи возложена обязанность оказывать услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи, в том числе обязанность обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
Для выполнения этих работ оператору связи необходим доступ к средствам связи, расположенным в местах общего пользования многоквартирного дома.
Между тем п. 2.2.3 договоров установлено, что управляющая организация обеспечивает беспрепятственный доступ к оборудованию связи сотрудников и представителей подрядных организаций пользователей (операторов связи) на период монтажа и эксплуатации оборудования связи на основе предварительного согласования пользователями планируемых работ на объектах и круга лиц, которым необходимо обеспечить доступ к объектам, с управляющей организацией.
Из изложенного следует, что именно ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", как управляющая организация многоквартирного дома, обязано проводить осмотры общего имущества, в том числе переданного в пользование сторонним организациям, с целью выявления несоответствия состояния имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, и, в случае выявления нарушений, составлять акты осмотра и принимать необходимые меры по их устранению, например, путем извещения пользователя (оператора связи) о ненадлежащем состоянии оборудования связи, что в конечном итоге и было сделано ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" в рассматриваемом случае.
Как указано в заявлении ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", оно направило операторам связи предписания о необходимости проведения работ по устранению выявленных административным органом в ходе проверки нарушений; работниками управляющей организации совместно со специалистами операторов связи осуществлен комиссионный осмотр оборудования и последними нарушения были устранены.
П. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Оспариваемое предписание адресовано лицу, на которое возложена обязанность по устранению нарушений правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, является законным и реально исполнимым. Как уже указано, ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" в пределах установленного срока предприняло необходимые меры по устранению нарушения.
Ссылка ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" на недоказанность Мэрией того, что размещение телекоммуникационного оборудования привело к нарушению характеристик надежности и безопасности как стен лестничной клетки и перекрытия лестничной клетки, так и многоквартирного жилого дома в целом, подлежит отклонению, поскольку это обстоятельство не исключает необходимость устранения выявленных нарушений.
Довод общества о том, что провода, распределительные короба связи не относятся к общедомовому имуществу, и управляющая организация не несет ответственность за ненадлежащее обслуживание и содержание данного оборудования, является несостоятельным.
В силу ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, при выявлении нарушений, допущенных организациями, с которыми управляющей организацией заключены договоры на предоставление во временное пользование части мест общего пользования многоквартирного дома, либо проживающими в доме гражданами, именно управляющая организация должна принимать меры, направленные на понуждение указанных организаций (граждан) соблюдать требования законодательства в части содержания принадлежащего им оборудования, размещенного в местах общего пользования дома.
Кроме того, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" возражений относительно выявленных нарушений и оспариваемого предписания в административный орган не представило, предписание исполнило в установленный срок.
Довод Мэрии о том, что в ходе проверки представитель ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" пояснения относительно принадлежности проводов не давал, договоры с операторами связи не представил, обществом не опровергнут.
Ссылка общества на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Мэрия правомерно выдала ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" оспариваемое предписание, следовательно, заявление общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. ст. 110 и 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти" при рассмотрении дела в суде первой инстанции, относятся на общество.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года по делу N А55-26917/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" в удовлетворении заявленного требования.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)