Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.12.2015 по делу N А61-2467/2015 (судья Арчинова В.И.)
по иску открытого акционерного общества "Владикавказские тепловые сети" (ОГРН 1121513001444, ИНН 1513033388)
к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (ОГРН 1081516001038, ИНН 1516615867)
о взыскании задолженности,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания,
муниципального унитарного предприятия "Владикавказский Информационно-Расчетный центр",
Службы государственного жилищного надзора Республики Северная Осетия - Алания,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" Кудухова М.М. (генеральный директор), Асламурзаевой Ф.А. (доверенность N 02 от 11.01.2016),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
открытое акционерное общество "Владикавказские тепловые сети" (далее - ОАО "ВТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (далее - ООО "Наш дом", ответчик) о взыскании 5 727 751 рубля 43 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - РСТ по РК), муниципальное унитарное предприятие "Владикавказский Информационно-Расчетный центр" (далее - МУП "Владикавказский Информационно-Расчетный центр"), Служба государственного жилищного надзора Республики Северная Осетия - Алания (далее - служба жилищного надзора).
Решением суда от 21.12.2015 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Наш дом" в пользу ОАО "ВТС" взыскана задолженность за оказанные в апреле и мае 2015 года услуги в размере 3 838 196,8 рублей. Производство по делу в части требований о взыскании 783 226,71 рублей прекращено. В части требований о взыскании 1 106 327,92 рублей в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что судом первой инстанции не приняты во внимание копии квитанций, согласно которым оплата за поставленную тепловую энергию произведена истцу непосредственно собственниками квартир, являющимися фактическими потребителями полученной тепловой энергии.
Определением суда от 13.04.2016 судебное заседание отложено, сторонам предложено провести сверку взаимных расчетов за поставленную тепловую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Наш дом", с учетом частичной оплаты непосредственно собственниками квартир в многоквартирных жилых домах; ООО "Наш дом" представить контррасчет задолженности, сведения о собственниках квартир в многоквартирных жилых домах, информацию о составе общедомового имущества и его площадях, а также первичные документы (надлежащим образом заверенные их копии) об оплате собственниками квартир потребленной тепловой энергии ОАО "ВТС".
Во исполнение определения суда от 13.04.2016 ООО "Наш дом" представлены сведения о количестве проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Наш дом"; сведения о квадратуре, отапливаемой в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Наш дом"; копии договоров управления от 27.04.2015 в количестве 30 договоров; копии чеков собственников, оплативших задолженность напрямую в ОАО "ВТС"; уведомления о вручении третьим лицам и ОАО "ВТС" контррасчета; реестры платежей за тепловую энергию, произведенных в кассы МУП ВИРЦ в период с 01.04.2015 по 31.05.2015; факсимильное подтверждение о направлении в адрес ОАО "ВТС" заявления с предложением произвести акт сверки расчетов за спорный период; контррасчет задолженности ООО "Наш дом" за тепловую энергию.
Определением суда от 08.06.2016 судебное заседание отложено, суд обязал стороны провести сверку взаимных расчетов за поставленную тепловую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Наш дом", с учетом частичной оплаты непосредственно собственниками квартир в многоквартирных жилых домах.
Во исполнение определения суда от 08.06.2016 ООО "Наш дом" представлены реестр квитанций, платежей за горячую воду и отопление ОАО "ВТС" (дополнение), собранные по домам (ранее не представленные); окончательный контррасчет задолженности тепловой энергии ООО "Наш дом" перед ОАО "ВТС" за период с 28.04.2015 по 31.05.2015 с изменениями; копия ответа ОАО "ВТС" на просьбу провести сверку задолженности; копии квитанций об уплате за тепловую энергию; список домов, квитанции которых прилагаются (ранее не представленные).
В судебном заседании представители ООО "Наш дом" поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.12.2015 по делу N А61-2467/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Наш дом" является управляющей компанией в отношении тридцати многоквартирных жилых домов в г. Владикавказе, что подтверждается лицензией N 028 от 28.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Службой государственного жилищного надзора Республики Северная Осетия - Алания, уставом ООО "Наш дом".
01.11.2014 между МУП "ВИРЦ" (исполнитель) и ООО "Наш дом" (заказчик) заключен договор N 010-ЮР/2014 на оказание услуг (т. 1 л.д. 170-171), в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик передает исключительные права, а исполнитель принимает на себя обязанности за вознаграждение осуществлять выставление счетов населению (абонентам) за использование услуг, предоставляемых заказчиком, ведение лицевых счетов абонентов, выгрузке данных установленного формата в органы Управления социальной защиты; прием платежей за оказанные заказчиком услуги, перерасчеты по начислениям с последующим перечислением полученных денежных средств и передачей реестров принятых платежей.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, исполнитель обязуется предоставлять заказчику реестр принятых платежей за предыдущий месяц на бумажном и электронном носителях, скрепленным подписями стороны, его направившей.
Судом первой инстанции в соответствии с данными МУП "ВИРЦ" установлен перечень многоквартирных домов, находящихся на обслуживании у ответчика по состоянию на 01.04.2015, в количестве 30 домов (т. 2 л.д. 37), что признается ответчиком и подтверждается представленным им списком по состоянию на 21.08.2015.
Согласно этого списка дома расположены по следующим адресам (т. 1: л.д. 47): Весенняя 7/9; Весенняя 32/1; Весенняя 32/2; Весенняя 34/1; Весенняя 38; Весенняя 40; А. Кесаева 16/33; А. Кесаева 18; А. Кесаева 20; А. Кесаева 26; А. Кесаева 34; А. Кесаева 34/1; А. Кесаева 23а; А. Кесаева 38; Дзусова 15; Дзусова 15/1; Дзусова 17/1; Дзусова 21; Дзусова 23; Дзусова 25/1; Дзусова 27; Дзусова 28; Дзусова 31; Владикавказская 37/1; Владикавказская 47; Владикавказская 49; Владикавказская 47/1; Владикавказская 51; Владикавказская 51/1; Гагкаева 5/7.
Договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (истцом) ООО "Наш дом" не заключило.
В период с 01.04.2015 по 31.05.2015 ОАО "ВТС" осуществляло ООО "Наш дом" услуги по теплоснабжению и подачу ГВС в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, а население этих домов потребляло коммунальный ресурс.
Факт оказания энергоснабжающей организацией услуг по подаче тепловой энергии в спорный период ответчиком не оспаривается.
Ответчик оплату за поставленную ему тепловую энергию не произвел, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется, помимо прочего, нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Так, согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Следовательно, собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Особенности непосредственного способа управления установлены в части 8 статьи 155, частях 2.1 и 9.1 статьи 161, пунктах 1 и 3 части 8 статьи 161.1, части 10 статьи 162, статье 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что собственники как потребители коммунальных услуг вступают в непосредственные правоотношения с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими в многоквартирные дома коммунальные ресурсы. В отличие от опосредованных способов управления каждый собственник помещения в многоквартирном доме является стороной договора с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. В этом случае ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Из части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с Правилами N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 пункта 13 Правил N 354).
Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 63 Правил N 354 также предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В силу пункта 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Следовательно, законодательство допускает внесение платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
В то же время внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
При таких обстоятельствах, обязанность по оплате коммунального ресурса, поставленного истцом в спорный период в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, возникла именно у ООО "Наш дом".
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание копии квитанций, согласно которым оплата за поставленную тепловую энергию произведена истцу непосредственно собственниками квартир, являющимися фактическими потребителями полученной тепловой энергии, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2016 по делу N А61-2090/2015.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил уточненные исковые требования, взыскав с ответчика задолженность в размере 3 838 196,8 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.12.2015 по делу N А61-2467/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2016 N 16АП-532/2016 ПО ДЕЛУ N А61-2467/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. по делу N А61-2467/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.12.2015 по делу N А61-2467/2015 (судья Арчинова В.И.)
по иску открытого акционерного общества "Владикавказские тепловые сети" (ОГРН 1121513001444, ИНН 1513033388)
к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (ОГРН 1081516001038, ИНН 1516615867)
о взыскании задолженности,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания,
муниципального унитарного предприятия "Владикавказский Информационно-Расчетный центр",
Службы государственного жилищного надзора Республики Северная Осетия - Алания,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" Кудухова М.М. (генеральный директор), Асламурзаевой Ф.А. (доверенность N 02 от 11.01.2016),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
открытое акционерное общество "Владикавказские тепловые сети" (далее - ОАО "ВТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (далее - ООО "Наш дом", ответчик) о взыскании 5 727 751 рубля 43 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - РСТ по РК), муниципальное унитарное предприятие "Владикавказский Информационно-Расчетный центр" (далее - МУП "Владикавказский Информационно-Расчетный центр"), Служба государственного жилищного надзора Республики Северная Осетия - Алания (далее - служба жилищного надзора).
Решением суда от 21.12.2015 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Наш дом" в пользу ОАО "ВТС" взыскана задолженность за оказанные в апреле и мае 2015 года услуги в размере 3 838 196,8 рублей. Производство по делу в части требований о взыскании 783 226,71 рублей прекращено. В части требований о взыскании 1 106 327,92 рублей в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что судом первой инстанции не приняты во внимание копии квитанций, согласно которым оплата за поставленную тепловую энергию произведена истцу непосредственно собственниками квартир, являющимися фактическими потребителями полученной тепловой энергии.
Определением суда от 13.04.2016 судебное заседание отложено, сторонам предложено провести сверку взаимных расчетов за поставленную тепловую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Наш дом", с учетом частичной оплаты непосредственно собственниками квартир в многоквартирных жилых домах; ООО "Наш дом" представить контррасчет задолженности, сведения о собственниках квартир в многоквартирных жилых домах, информацию о составе общедомового имущества и его площадях, а также первичные документы (надлежащим образом заверенные их копии) об оплате собственниками квартир потребленной тепловой энергии ОАО "ВТС".
Во исполнение определения суда от 13.04.2016 ООО "Наш дом" представлены сведения о количестве проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Наш дом"; сведения о квадратуре, отапливаемой в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Наш дом"; копии договоров управления от 27.04.2015 в количестве 30 договоров; копии чеков собственников, оплативших задолженность напрямую в ОАО "ВТС"; уведомления о вручении третьим лицам и ОАО "ВТС" контррасчета; реестры платежей за тепловую энергию, произведенных в кассы МУП ВИРЦ в период с 01.04.2015 по 31.05.2015; факсимильное подтверждение о направлении в адрес ОАО "ВТС" заявления с предложением произвести акт сверки расчетов за спорный период; контррасчет задолженности ООО "Наш дом" за тепловую энергию.
Определением суда от 08.06.2016 судебное заседание отложено, суд обязал стороны провести сверку взаимных расчетов за поставленную тепловую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Наш дом", с учетом частичной оплаты непосредственно собственниками квартир в многоквартирных жилых домах.
Во исполнение определения суда от 08.06.2016 ООО "Наш дом" представлены реестр квитанций, платежей за горячую воду и отопление ОАО "ВТС" (дополнение), собранные по домам (ранее не представленные); окончательный контррасчет задолженности тепловой энергии ООО "Наш дом" перед ОАО "ВТС" за период с 28.04.2015 по 31.05.2015 с изменениями; копия ответа ОАО "ВТС" на просьбу провести сверку задолженности; копии квитанций об уплате за тепловую энергию; список домов, квитанции которых прилагаются (ранее не представленные).
В судебном заседании представители ООО "Наш дом" поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.12.2015 по делу N А61-2467/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Наш дом" является управляющей компанией в отношении тридцати многоквартирных жилых домов в г. Владикавказе, что подтверждается лицензией N 028 от 28.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Службой государственного жилищного надзора Республики Северная Осетия - Алания, уставом ООО "Наш дом".
01.11.2014 между МУП "ВИРЦ" (исполнитель) и ООО "Наш дом" (заказчик) заключен договор N 010-ЮР/2014 на оказание услуг (т. 1 л.д. 170-171), в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик передает исключительные права, а исполнитель принимает на себя обязанности за вознаграждение осуществлять выставление счетов населению (абонентам) за использование услуг, предоставляемых заказчиком, ведение лицевых счетов абонентов, выгрузке данных установленного формата в органы Управления социальной защиты; прием платежей за оказанные заказчиком услуги, перерасчеты по начислениям с последующим перечислением полученных денежных средств и передачей реестров принятых платежей.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, исполнитель обязуется предоставлять заказчику реестр принятых платежей за предыдущий месяц на бумажном и электронном носителях, скрепленным подписями стороны, его направившей.
Судом первой инстанции в соответствии с данными МУП "ВИРЦ" установлен перечень многоквартирных домов, находящихся на обслуживании у ответчика по состоянию на 01.04.2015, в количестве 30 домов (т. 2 л.д. 37), что признается ответчиком и подтверждается представленным им списком по состоянию на 21.08.2015.
Согласно этого списка дома расположены по следующим адресам (т. 1: л.д. 47): Весенняя 7/9; Весенняя 32/1; Весенняя 32/2; Весенняя 34/1; Весенняя 38; Весенняя 40; А. Кесаева 16/33; А. Кесаева 18; А. Кесаева 20; А. Кесаева 26; А. Кесаева 34; А. Кесаева 34/1; А. Кесаева 23а; А. Кесаева 38; Дзусова 15; Дзусова 15/1; Дзусова 17/1; Дзусова 21; Дзусова 23; Дзусова 25/1; Дзусова 27; Дзусова 28; Дзусова 31; Владикавказская 37/1; Владикавказская 47; Владикавказская 49; Владикавказская 47/1; Владикавказская 51; Владикавказская 51/1; Гагкаева 5/7.
Договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (истцом) ООО "Наш дом" не заключило.
В период с 01.04.2015 по 31.05.2015 ОАО "ВТС" осуществляло ООО "Наш дом" услуги по теплоснабжению и подачу ГВС в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, а население этих домов потребляло коммунальный ресурс.
Факт оказания энергоснабжающей организацией услуг по подаче тепловой энергии в спорный период ответчиком не оспаривается.
Ответчик оплату за поставленную ему тепловую энергию не произвел, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется, помимо прочего, нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Так, согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Следовательно, собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Особенности непосредственного способа управления установлены в части 8 статьи 155, частях 2.1 и 9.1 статьи 161, пунктах 1 и 3 части 8 статьи 161.1, части 10 статьи 162, статье 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что собственники как потребители коммунальных услуг вступают в непосредственные правоотношения с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими в многоквартирные дома коммунальные ресурсы. В отличие от опосредованных способов управления каждый собственник помещения в многоквартирном доме является стороной договора с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. В этом случае ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Из части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с Правилами N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 пункта 13 Правил N 354).
Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 63 Правил N 354 также предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В силу пункта 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Следовательно, законодательство допускает внесение платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
В то же время внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
При таких обстоятельствах, обязанность по оплате коммунального ресурса, поставленного истцом в спорный период в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, возникла именно у ООО "Наш дом".
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание копии квитанций, согласно которым оплата за поставленную тепловую энергию произведена истцу непосредственно собственниками квартир, являющимися фактическими потребителями полученной тепловой энергии, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2016 по делу N А61-2090/2015.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил уточненные исковые требования, взыскав с ответчика задолженность в размере 3 838 196,8 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.12.2015 по делу N А61-2467/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)