Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.08.2017 N Ф07-8019/2017 ПО ДЕЛУ N А56-56913/2016

Требование: О взыскании неосновательного обогащения.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрация района отказала управляющей организации в возмещении расходов, понесенных на выполнение работ по техническому обслуживанию индивидуальных и центральных тепловых пунктов (ИТП и ЦТП).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2017 г. по делу N А56-56913/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВЕК" Нетецкой С.И. (доверенность от 01.11.2016), рассмотрев 27.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2017 (судья Куприянова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 (судьи Савина Е.В., Слобожанина В.Б., Сотов И.В.) по делу N А56-56913/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВЕК", место нахождения: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, Железнодорожная ул., д. 2/6, ОГРН 1144710010411, ИНН 4710003525 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Кирова, д. 73, ОГРН 1054700425680, ИНН 4710026064 (далее - Администрация района), о взыскании 1 505 925 руб. 59 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости работ по техническому обслуживанию индивидуальных и центральных тепловых пунктов (ИТП и ЦТП), относящихся к многоквартирным жилым домам г. Луги Ленинградской области, расположенным по адресам: пр. Володарского, дома 7, 8, 10, 11, 13, 14, 20, 20А, 20 (корп. 1), 22, 24, 26, 34, 40 и 42; пр. Кирова, дома 68, 68/1, 70, 72, 77, 79, 79 А, 81, 83, 85, 87, 89, 91, 93, 95 и 99; ул. Кингисеппа, дома 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 12; ул. Красной Артиллерии, дома 3, 5/10, 9, 11, 15, 26, 28, 30, 32, 32 А, 34, 36 и 40; улица Миккели, дома 1 (корп. 2), 3 и 7; Набережная ул., дома 1, 3 (корп. 1), 5, 6, 6/1 и 8; ул. Тоси Петровой, д. 9; ул. Победы, дома 3, 4, 6, 7, 8 и 17; Пионерская ул., дома 2 и 6; Советский пер., д. 10; пр. Урицкого, дома 62, 64, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 80 и 82 (далее - МКД).
Администрация района предъявила встречный иск о признании ИТП и ЦТП общим имуществом указанных МКД.
Решением от 27.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2017, в первоначальном и встречном исках отказано.
В кассационной жалобе Администрация района, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа во встречном иске.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, постановлением администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области (Администрация поселения) от 18.07.2011 N 373 "О принятии в казну индивидуальных тепловых пунктов, центральных тепловых пунктов и оборудования" ИТП и ЦТП приняты в собственность муниципального образования Лужское городское поселение.
Общество является управляющей организацией в отношении спорных МКД и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению данных домов.
Поскольку на неоднократные обращения Общества о необходимости принятия мер по надлежащему содержанию ИТП и ЦТП Администрация района не отреагировала, Общество 01.05.2015 и 01.06.2015 заключило договоры N 7-п/2-15 и 10/2015 с обществами с ограниченной ответственностью "Экономико-правовой центр в сфере управления многоквартирным домом "Луга", "Жилкомсервис" на выполнение работ по техническому обслуживанию ИТП и ЦТП на период с мая по декабрь 2015 года, по которым понесло расходы в размере 1 505 925 руб. 59 коп.
Общество 30.06.2016 обратилось к Администрации района с требованием N 371/16-ю о возмещении ему стоимости работ по техническому обслуживанию находящихся в муниципальной собственности ИТП и ЦТП.
Поскольку Администрация района письмом от 08.07.2016 N 017-8385/16-0-1 отказала в возмещении расходов, Общество обратилось в суд с иском.
В свою очередь Администрация района обратилась со встречным иском к Обществу, в котором, ссылаясь на то, что нахождение в муниципальной собственности ИТП и ЦТП, относящихся к спорным МКД, противоречит действующему законодательству, просила признать ИТП и ЦТП общим имуществом МКД.
Суды не нашли оснований для удовлетворения требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Таким образом, критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпунктам "е" и "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Постановлением Администрации поселения от 18.07.2011 N 373 "О принятии в казну индивидуальных тепловых пунктов, центральных тепловых пунктов и оборудования" ИТП, ЦТП и оборудование приняты безвозмездно в собственность муниципального образования Лужское городское поселение, включены в казну указанного поселения и в реестр муниципального имущества.
Судами установлено, что ИТП, ЦТП и оборудование приобретены за счет бюджетных средств муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области.
Статьей 212 ГК РФ установлено, что муниципальные образования являются субъектами права собственности и могут иметь имущество на праве муниципальной собственности.








































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)