Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2016 года по делу N А58-6972/2015 (суд первой инстанции - Эверстова Р.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ИНН 1435167945, ОГРН 1061435006808, место нахождения: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Богатырева, 11/3, далее - заявитель, ЖКХ Губинский) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916, место нахождения: 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 8, далее - ответчик, Управление жилищного надзора) о признании недействительными и отмене предписаний от 09.09.2015 N 08-02-620-15, от 13.01.2016 N 08-02-27-16.
Определением суда от 31.03.2016 дело N 606/2016 объединено с делом N А58-6972/2015 для их совместного рассмотрения с присвоением номера дела N А58-6972/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2016 года по делу N А58-6972/2015 заявленные требования удовлетворены частично.
Предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 13.01.2016 N 08-02-27-16 признано недействительным.
В удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 09.09.2015 N 08-02-620-15 отказано.
УК ЖКХ Губинский обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 09.09.2015 N 08-02-620-15.
По мнению заявителя жалобы, действия Управления по организации проверки, результаты проверки, равно как и предписание, выданное на основании доказательств, полученных с нарушением требований закона, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку обязанность согласования проведения проверки с органом прокуратуры Управлением не соблюдена, что влечет в силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ недействительность результатов проверки, в том числе выданного по окончании проверки предписания об устранении нарушений обязательных требований, если проверка была проведена с грубым нарушением требований данного закона.
Управление жилищного надзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.06.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением заявителю 06.04.2015 выдана лицензия N 014-000002 на осуществление предпринимательской деятельности многоквартирными домами.
В отношении общества проведена внеплановая выездная проверка по обращению гр.Слепневой Л.Ю.
При проверке Управлением установлено, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению домом по адресу: город Якутск, улица Дзержинского, дом 22, корпус 5, составлен акт проверки от 09.09.2015 N 08-01-2346-15.
На основании приказа от 04.09.2015 N 01-10-2526-15 и акта проверки от 09.09.2015 N 08-01-2346-15 Управлением выдано предписание от 09.09.2015 N 08-02-620-15 об устранении выявленных нарушений требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, по адресу: город Якутск, улица Дзержинского, дом 22, корпус 5.
Из оспариваемого предписания следует, что заявителем:
- - в нарушение пунктов 3.4.5, 3.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170 от 27.09.2003 (далее Правила N 170) не обеспечено содержание в чистоте технического этажа многоквартирного дома, двери в техническое помещение не закрыты на замок. Металлические двери в технический этаж не закрыты, под лестницей наблюдается мусор, окна в этаж не заделаны, со слов жильца в помещение проходят лица без определенного места жительства (бомжи);
- - в нарушение пунктов 4.3.1, 4.2.2.2., 4.3.1 Правил, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 не обеспечено надлежащее содержание перекрытий многоквартирного дома. При наружном осмотре дома наблюдаются значительные течи с технического этажа между бетонных плит цокольного перекрытия повреждены, наблюдается деструкция бетона, оголение металлического каркаса из арматуры. Грунт под зданием увлажнен, отмечается повреждение и разрушение бетонной отмостки в проветриваемом подполье под 1-3 подъездом. В результате систематических протечек с внутренних инженерных сетей и коммуникаций на бетонных плитах закрывающих цоколь здания увлажнены, наблюдается белый налет на поверхности плит;
- - в нарушение пункта 4.7.1 Правил N 170, пункта 13 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 не обеспечено надлежащее содержание оконных и дверных заполнений. В ходе осмотра мест общего пользования 2-го подъезда наблюдается сквозное отверстие над вторыми входными деревянными дверями в подъезд. Сквозное отверстие наблюдается в тамбуре 3 -го подъезда, отсутствуют стеновые плиты из стекла, отверстие прикрыто листом ДВП. Окна технического этажа не заделаны, со слов жильца в помещение проходят лица без определенного места жительства (бомжи);
- - в нарушение пунктов 4.8.1, 4.8.3, 4.8.13 Правил N 170 и п. 8 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, подпункт "б" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 не обеспечено исправное состояние входной площадки 2-го подъезда, нарушение горизонтали бетонной плиты (ЖБИ). При наружном осмотре наблюдается деформация входной площадки 2-го подъезда, в результате просадки здания отмечается нарушение горизонтали входной площадки. Со слов гр-ки Слепневой Л.Ю. деформация произошла из-за постоянных протечек с инженерных сетей;
- - в нарушение пунктов 5.1.1., 5.1.2, 5.3.2, 5.8.1, 5.8.3. Правил N 170, пунктов 18, 28 Постановления Правительства от 30.04.2013 N 290, пунктов 18, 28 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, подпункт "д" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 не обеспечено надлежащее содержание систем холодного и горячего водоснабжения. В ходе осмотра технического этажа установлено, что сети водоснабжения в аварийном состоянии. Трубы водоснабжения стальные диаметром 80 мм. На трубопроводах водоснабжения наблюдаются многочисленные свищи, протечки на местах соединения переходных муфт с металла на пластик, на местах врезки разводящих трубопроводов. Течь с сетей канализации замотана мешковиной, течь на водопроводных сетях также замотана мешковиной. Поверхность стальных труб, из-за длительного срока эксплуатации и постоянных протечек, покрыты коррозией и пришли в негодность. Трубопроводы уложены на подручных материалах: табурет, кастрюля. На этаже наблюдается скопление и застой воды в результате течей с сетей водоснабжения, а также многочисленные следу увлажнений на местах протечек воды;
- - в нарушение пункта 23 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, подпункта "г" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 не обеспечена уборка помещений входящих в состав общего имущества. На техническом этаже наблюдается скопление и застой воды в результате течей с сетей водоснабжения. Помещение технического этажа содержится в антисанитарном состоянии, наблюдается значительное скопление бытового мусора: бутылки пакеты, ветошь и т.д., захламление отмечается по всей площади здания, на трубопроводах ГВС наблюдаются насекомые (тараканы). Под лестницей 1 - го этажа 2-го и 3 - го подъездов наблюдается строительный и бытовой мусор.
Оспариваемым предписанием заявителю предписано в срок до 28.09.2015:
- - входные двери в техническое помещение закрыть на замок, закрыть доступ посторонних лиц на технический этаж;
- - обеспечить содержание в чистоте технического этажа многоквартирного дом, обеспечить защиту помещения (технического этажа) от проникновения посторонних лиц;
- - обеспечить исправное состояние перекрытий, устранить повреждения перекрытий; восстановить теплотехнические свойства перекрытий, а также тепло- гидроизоляцию примыканий наружных стен и других элементов;
- - обеспечить проведение работ для предупреждения разрушения цокольного перекрытия;
- - обеспечить устранение повреждений перекрытий, восстановление теплотехнических водоизоляционных свойств перекрытий;
- - обеспечить надлежащее содержание перекрытий многоквартирного дома, разработать планы мероприятий по ремонту поврежденных участков плит цокольного перекрытия;
- - обеспечить исправное состояние около входных дверей; обеспечить надлежащее содержание оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу;
- - обеспечить исправное состояние входных лестниц (ступени, площадка) выполненных из бетонных плит (ЖБИ), в результате просадки здания отмечается нарушение горизонтали входной площадки 2-го подъезда;
- - провести работы в целях надлежащего содержания лестниц, разработать планы восстановительных мероприятий по ремонту входной площадки 2-го подъезда;
- - обеспечить сохранность общего имущества физических лиц. Входная площадка деформирована, наблюдается нарушение горизонтали входной площадки 2- го подъезда;
- - обеспечить технически исправное состояние системы горячего водоснабжения жилого здания, обеспечить эксплуатацию в соответствии с нормативными документами;
- - обеспечить исправную работу системы водоснабжения; провести ремонтные работы на системах водоснабжения в соответствии с установленными требованиями;
- - обеспечить проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов сетей водоснабжения, обеспечить устранение утечек, протечек на сетях водоснабжения;
- - обеспечить надлежащее содержание систем холодного и горячего водоснабжения, проверку исправности, незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов;
- - обеспечить устранение аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах МКД;
- - обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных ресурсов гражданам, проживающим в многоквартирном доме;
- - обеспечить уборку помещений входящих в состав общего имущества, провести работы по дератизации и дезинсекции помещений входящих в состав общего имущества МКД;
- - произвести уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещения входящего в состав общего имущества.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 13 Положения N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии.
Согласно части 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи, в силу которой внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Пунктами 3.6.7, 3.7.1 4.3.3 Положения об Управлении, утвержденного Указом Президента РС (Я) от 20.08.2012 N 1599, предусмотрено, что Управление осуществляет лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирными домами; составляет по результатам проверок акты, вносит записи о проверках в общий и (или) специальный журналы, журналы учета проверок, выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В силу части 1 статьи 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Суд апелляционной инстанции усматривает, что в отношении общества был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки на основании обращения гражданки Слепневой Л.Ю. с жалобой на нарушение лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 22/5.
Материалами дела подтверждается, что в отношении общества был осуществлен именно лицензионный контроль на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, предписание выдано в пределах предоставленных Управлению законодательством полномочий.
Исходя из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса договора управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество приняло на себя обязательства по предоставлению услуг по управлению поверенным жилым домом в соответствии с требованиями действующих правил и норм, из чего следует, что лицом, ответственным за содержание проверенного жилого дома, на момент проведения проверки, являлся заявитель.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Состав общего имущества многоквартирного дома предусмотрен пунктом 2 Правил N 491, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В силу пункта 1.1 Правил N 170 требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правилами N 170 прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома.
На основании договора от 23.01.2014 управления многоквартирным домом, заявитель является организацией, управляющей многоквартирным домом N 22 корпус 5 по улице Дзержинского, в городе Якутске.
Данное обстоятельство лицами, участвующим в деле, не оспаривается.
Следовательно, в силу вышеприведенных правовых норм, а также на основании договора от 23.01.2014 управления многоквартирным домом заявитель обязан содержать в надлежащем состоянии общее имущество многоквартирного дома и предпринимать меры по недопущению и устранению нарушений в отношении общего имущества многоквартирного дома.
Факт неудовлетворительного состояния общего имущества дома подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Следовательно, управляющая компания допустила нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нарушение лицензионных требований, к которым, в том числе относятся обязанности управляющей компании оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и по качеству соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и в силу действующего законодательства и договора управления носит обязательный характер для заявителя как управляющей компании.
При установленных обстоятельствах у Управления имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Довод общества о том, что Управлением не соблюдена обязанность согласования проведения проверки с органом прокуратуры, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим мотивам.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Согласно статье 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи (часть 1).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата (часть 2).
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (часть 3).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не принимает во внимание положения части 12 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2 части 10 указанной статьи внеплановая выездная проверка лицензиата проводится при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
В данном случае к настоящему спору применимы положения новой редакции статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований части 1 статьи 19 и части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, в силу части 1 статьи 19 указанного закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 частью 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, при коллизии общей и специальной норм, регулирующих спорные правоотношения, подлежат применению положения части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд отмечает, что в целях реализации положений статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к внеплановой проверке, осуществляемой в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, не имеет правового значения форма проведения внеплановой проверки - документарная или выездная, поскольку таких ограничений указанная норма права не содержит.
Таким образом, неправильное установление судом первой инстанции формы проведения проверки не влияет на законность обжалуемого судебного акта.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2016 года по делу N А58-6972/2015 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2016 N 04АП-3507/2016 ПО ДЕЛУ N А58-6972/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу N А58-6972/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2016 года по делу N А58-6972/2015 (суд первой инстанции - Эверстова Р.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ИНН 1435167945, ОГРН 1061435006808, место нахождения: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Богатырева, 11/3, далее - заявитель, ЖКХ Губинский) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916, место нахождения: 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 8, далее - ответчик, Управление жилищного надзора) о признании недействительными и отмене предписаний от 09.09.2015 N 08-02-620-15, от 13.01.2016 N 08-02-27-16.
Определением суда от 31.03.2016 дело N 606/2016 объединено с делом N А58-6972/2015 для их совместного рассмотрения с присвоением номера дела N А58-6972/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2016 года по делу N А58-6972/2015 заявленные требования удовлетворены частично.
Предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 13.01.2016 N 08-02-27-16 признано недействительным.
В удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 09.09.2015 N 08-02-620-15 отказано.
УК ЖКХ Губинский обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 09.09.2015 N 08-02-620-15.
По мнению заявителя жалобы, действия Управления по организации проверки, результаты проверки, равно как и предписание, выданное на основании доказательств, полученных с нарушением требований закона, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку обязанность согласования проведения проверки с органом прокуратуры Управлением не соблюдена, что влечет в силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ недействительность результатов проверки, в том числе выданного по окончании проверки предписания об устранении нарушений обязательных требований, если проверка была проведена с грубым нарушением требований данного закона.
Управление жилищного надзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.06.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением заявителю 06.04.2015 выдана лицензия N 014-000002 на осуществление предпринимательской деятельности многоквартирными домами.
В отношении общества проведена внеплановая выездная проверка по обращению гр.Слепневой Л.Ю.
При проверке Управлением установлено, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению домом по адресу: город Якутск, улица Дзержинского, дом 22, корпус 5, составлен акт проверки от 09.09.2015 N 08-01-2346-15.
На основании приказа от 04.09.2015 N 01-10-2526-15 и акта проверки от 09.09.2015 N 08-01-2346-15 Управлением выдано предписание от 09.09.2015 N 08-02-620-15 об устранении выявленных нарушений требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, по адресу: город Якутск, улица Дзержинского, дом 22, корпус 5.
Из оспариваемого предписания следует, что заявителем:
- - в нарушение пунктов 3.4.5, 3.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170 от 27.09.2003 (далее Правила N 170) не обеспечено содержание в чистоте технического этажа многоквартирного дома, двери в техническое помещение не закрыты на замок. Металлические двери в технический этаж не закрыты, под лестницей наблюдается мусор, окна в этаж не заделаны, со слов жильца в помещение проходят лица без определенного места жительства (бомжи);
- - в нарушение пунктов 4.3.1, 4.2.2.2., 4.3.1 Правил, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 не обеспечено надлежащее содержание перекрытий многоквартирного дома. При наружном осмотре дома наблюдаются значительные течи с технического этажа между бетонных плит цокольного перекрытия повреждены, наблюдается деструкция бетона, оголение металлического каркаса из арматуры. Грунт под зданием увлажнен, отмечается повреждение и разрушение бетонной отмостки в проветриваемом подполье под 1-3 подъездом. В результате систематических протечек с внутренних инженерных сетей и коммуникаций на бетонных плитах закрывающих цоколь здания увлажнены, наблюдается белый налет на поверхности плит;
- - в нарушение пункта 4.7.1 Правил N 170, пункта 13 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 не обеспечено надлежащее содержание оконных и дверных заполнений. В ходе осмотра мест общего пользования 2-го подъезда наблюдается сквозное отверстие над вторыми входными деревянными дверями в подъезд. Сквозное отверстие наблюдается в тамбуре 3 -го подъезда, отсутствуют стеновые плиты из стекла, отверстие прикрыто листом ДВП. Окна технического этажа не заделаны, со слов жильца в помещение проходят лица без определенного места жительства (бомжи);
- - в нарушение пунктов 4.8.1, 4.8.3, 4.8.13 Правил N 170 и п. 8 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, подпункт "б" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 не обеспечено исправное состояние входной площадки 2-го подъезда, нарушение горизонтали бетонной плиты (ЖБИ). При наружном осмотре наблюдается деформация входной площадки 2-го подъезда, в результате просадки здания отмечается нарушение горизонтали входной площадки. Со слов гр-ки Слепневой Л.Ю. деформация произошла из-за постоянных протечек с инженерных сетей;
- - в нарушение пунктов 5.1.1., 5.1.2, 5.3.2, 5.8.1, 5.8.3. Правил N 170, пунктов 18, 28 Постановления Правительства от 30.04.2013 N 290, пунктов 18, 28 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, подпункт "д" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 не обеспечено надлежащее содержание систем холодного и горячего водоснабжения. В ходе осмотра технического этажа установлено, что сети водоснабжения в аварийном состоянии. Трубы водоснабжения стальные диаметром 80 мм. На трубопроводах водоснабжения наблюдаются многочисленные свищи, протечки на местах соединения переходных муфт с металла на пластик, на местах врезки разводящих трубопроводов. Течь с сетей канализации замотана мешковиной, течь на водопроводных сетях также замотана мешковиной. Поверхность стальных труб, из-за длительного срока эксплуатации и постоянных протечек, покрыты коррозией и пришли в негодность. Трубопроводы уложены на подручных материалах: табурет, кастрюля. На этаже наблюдается скопление и застой воды в результате течей с сетей водоснабжения, а также многочисленные следу увлажнений на местах протечек воды;
- - в нарушение пункта 23 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, подпункта "г" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 не обеспечена уборка помещений входящих в состав общего имущества. На техническом этаже наблюдается скопление и застой воды в результате течей с сетей водоснабжения. Помещение технического этажа содержится в антисанитарном состоянии, наблюдается значительное скопление бытового мусора: бутылки пакеты, ветошь и т.д., захламление отмечается по всей площади здания, на трубопроводах ГВС наблюдаются насекомые (тараканы). Под лестницей 1 - го этажа 2-го и 3 - го подъездов наблюдается строительный и бытовой мусор.
Оспариваемым предписанием заявителю предписано в срок до 28.09.2015:
- - входные двери в техническое помещение закрыть на замок, закрыть доступ посторонних лиц на технический этаж;
- - обеспечить содержание в чистоте технического этажа многоквартирного дом, обеспечить защиту помещения (технического этажа) от проникновения посторонних лиц;
- - обеспечить исправное состояние перекрытий, устранить повреждения перекрытий; восстановить теплотехнические свойства перекрытий, а также тепло- гидроизоляцию примыканий наружных стен и других элементов;
- - обеспечить проведение работ для предупреждения разрушения цокольного перекрытия;
- - обеспечить устранение повреждений перекрытий, восстановление теплотехнических водоизоляционных свойств перекрытий;
- - обеспечить надлежащее содержание перекрытий многоквартирного дома, разработать планы мероприятий по ремонту поврежденных участков плит цокольного перекрытия;
- - обеспечить исправное состояние около входных дверей; обеспечить надлежащее содержание оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу;
- - обеспечить исправное состояние входных лестниц (ступени, площадка) выполненных из бетонных плит (ЖБИ), в результате просадки здания отмечается нарушение горизонтали входной площадки 2-го подъезда;
- - провести работы в целях надлежащего содержания лестниц, разработать планы восстановительных мероприятий по ремонту входной площадки 2-го подъезда;
- - обеспечить сохранность общего имущества физических лиц. Входная площадка деформирована, наблюдается нарушение горизонтали входной площадки 2- го подъезда;
- - обеспечить технически исправное состояние системы горячего водоснабжения жилого здания, обеспечить эксплуатацию в соответствии с нормативными документами;
- - обеспечить исправную работу системы водоснабжения; провести ремонтные работы на системах водоснабжения в соответствии с установленными требованиями;
- - обеспечить проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов сетей водоснабжения, обеспечить устранение утечек, протечек на сетях водоснабжения;
- - обеспечить надлежащее содержание систем холодного и горячего водоснабжения, проверку исправности, незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов;
- - обеспечить устранение аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах МКД;
- - обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных ресурсов гражданам, проживающим в многоквартирном доме;
- - обеспечить уборку помещений входящих в состав общего имущества, провести работы по дератизации и дезинсекции помещений входящих в состав общего имущества МКД;
- - произвести уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещения входящего в состав общего имущества.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 13 Положения N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии.
Согласно части 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи, в силу которой внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Пунктами 3.6.7, 3.7.1 4.3.3 Положения об Управлении, утвержденного Указом Президента РС (Я) от 20.08.2012 N 1599, предусмотрено, что Управление осуществляет лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирными домами; составляет по результатам проверок акты, вносит записи о проверках в общий и (или) специальный журналы, журналы учета проверок, выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В силу части 1 статьи 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Суд апелляционной инстанции усматривает, что в отношении общества был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки на основании обращения гражданки Слепневой Л.Ю. с жалобой на нарушение лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 22/5.
Материалами дела подтверждается, что в отношении общества был осуществлен именно лицензионный контроль на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, предписание выдано в пределах предоставленных Управлению законодательством полномочий.
Исходя из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса договора управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество приняло на себя обязательства по предоставлению услуг по управлению поверенным жилым домом в соответствии с требованиями действующих правил и норм, из чего следует, что лицом, ответственным за содержание проверенного жилого дома, на момент проведения проверки, являлся заявитель.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Состав общего имущества многоквартирного дома предусмотрен пунктом 2 Правил N 491, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В силу пункта 1.1 Правил N 170 требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правилами N 170 прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома.
На основании договора от 23.01.2014 управления многоквартирным домом, заявитель является организацией, управляющей многоквартирным домом N 22 корпус 5 по улице Дзержинского, в городе Якутске.
Данное обстоятельство лицами, участвующим в деле, не оспаривается.
Следовательно, в силу вышеприведенных правовых норм, а также на основании договора от 23.01.2014 управления многоквартирным домом заявитель обязан содержать в надлежащем состоянии общее имущество многоквартирного дома и предпринимать меры по недопущению и устранению нарушений в отношении общего имущества многоквартирного дома.
Факт неудовлетворительного состояния общего имущества дома подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Следовательно, управляющая компания допустила нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нарушение лицензионных требований, к которым, в том числе относятся обязанности управляющей компании оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и по качеству соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и в силу действующего законодательства и договора управления носит обязательный характер для заявителя как управляющей компании.
При установленных обстоятельствах у Управления имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Довод общества о том, что Управлением не соблюдена обязанность согласования проведения проверки с органом прокуратуры, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим мотивам.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Согласно статье 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи (часть 1).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата (часть 2).
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (часть 3).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не принимает во внимание положения части 12 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2 части 10 указанной статьи внеплановая выездная проверка лицензиата проводится при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
В данном случае к настоящему спору применимы положения новой редакции статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований части 1 статьи 19 и части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, в силу части 1 статьи 19 указанного закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 частью 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, при коллизии общей и специальной норм, регулирующих спорные правоотношения, подлежат применению положения части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд отмечает, что в целях реализации положений статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к внеплановой проверке, осуществляемой в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, не имеет правового значения форма проведения внеплановой проверки - документарная или выездная, поскольку таких ограничений указанная норма права не содержит.
Таким образом, неправильное установление судом первой инстанции формы проведения проверки не влияет на законность обжалуемого судебного акта.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2016 года по делу N А58-6972/2015 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)