Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 11 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Лукьяновой Т.А., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Книстяпиной О.А., с участием:
от УМУП "Городской теплосервис" - представитель Кузюкина В.А., доверенность N 4/10 от 09.03.2010 г.,
от ТИВК "Радий" - представитель Пысенков А.И., доверенность б/н. от 10.11.2010 г.; председатель ТИВК "Радий" Терехина В.И., приказ N 3 от 15.08.2007 г., приказ N 1 от 17.08.2009 г.,
от Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Комитета ЖКХ и энергетики администрации Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Министерства экономики Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционные жалобы УМУП "Городской теплосервис", ТИВК "Радий" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года (судья И.А. Лобанова) по делу N А72-3573/2010 по иску УМУП "Городской теплосервис" к ТИВК "Радий", третьи лица - Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Комитет ЖКХ и энергетики администрации Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области о взыскании 767 677 руб. 63 коп. долга, 57 100 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами,
УМУП "Городской теплосервис", с учетом принятых судом уточнений, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к ТИВК "Радий", третьи лица - Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Комитет ЖКХ и энергетики администрации Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области о взыскании 767 677 руб. 63 коп. долга, 57 100 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года исковые требования удовлетворены частично, в пользу УМУП "Городской теплосервис" с ТИВК "Радий" взыскано 476 921 руб. 53 коп. задолженности по НДС за период с 01.10.2008 г. по 28.02.2010 г., 35 555 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.11.2008 г. по 02.08.2010 г., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
УМУП "Городской теплосервис", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что выводы суда судом первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными, не правильно применены нормы материального и процессуального права.
ТИВК "Радий", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года, отказав в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание не явились представители Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Комитета ЖКХ и энергетики администрации Ульяновской области, Министерства экономики Ульяновской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель УМУП "Городской теплосервис" просил решение суда первой инстанции изменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, апелляционную жалобу ТИВК "Радий" оставить без удовлетворения.
Представители ТИВК "Радий" просили решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении исковых требований, апелляционную жалобу ТИВК "Радий" оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 21 марта 2005 года УМУП "Городской теплосервис" (Теплоснабжающая организация), Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска (Комитет) и Товариществом индивидуальных владельцев квартир "Радий" (Абонент) заключен договор теплоснабжения N 600, действующий по настоящее время, по условиям которого Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На границе балансовой принадлежности установлен общедомовой прибор учета, учитывающий потребление гражданами, проживающими в доме N 8 по ул. Димитрова, находящегося в управлении ответчика потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение при четырехтрубной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Пунктом 2.5. договора от 21 марта 2005 года установлено, что оплата производится Абонентом на основании платежных документов, представленных теплоснабжающей организацией.
В отсутствие оплаты тепловой энергии в полном объеме истец числит задолженность в сумме 767 677 руб. 63 коп.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Закон N 210-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с данным Федеральным законом отнесены утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В целях реализации норм указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования) Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
Поскольку в настоящее время отсутствуют методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса следует руководствоваться Основами ценообразования.
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования, предусматривающими установление тарифа на горячее водоснабжение для истца в руб. за м. куб. при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
25.11.2008 г. постановлением Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска N 237/03-01 "Об установлении тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" от ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Утес", ООО "РТК", ОАО "Ульяновский патронный завод" ОАО "Ульяновский моторный завод", ООО "Лесные ресурсы", ОАО "Комета", в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. установлены тарифы на горячую воду для для УМУП "Городской теплосервис" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2010 г. по делу N А72-8819/2008 заявление УМУП "Городской теплосервис" об оспаривании постановления Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 25.11.2008 г. N 237/03-01 "Об установлении тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" от ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Утес", ООО "РТК", ОАО "Ульяновский патронный завод", ОАО "Ульяновский моторный завод", ООО "Лесные ресурсы", ОАО "Комета" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей" оставлено без удовлетворения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 в пункте 4 Постановления "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угроза наступления) ущемления интересов других лиц.
В обоснование доводов апелляционной жалобы УМУП "Городской теплосервис" указывает на ошибочный вывод суда первой инстанции об определении исчерпывающего перечня затрат, которые могут быть определены в тарифе, указывая на то, что теплоснабжающая организация предъявляет абоненту к оплате количество тепловой энергии, которое превышает количество, затраченное на нагрев 1 м куб. воды.
В силу пункта 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
Однако расчет тарифа произведен Городским комитетом по регулированию цен и тарифов именно с учетом расходов на подогрев холодной воды, вследствие чего доводы жалобы подлежат отклонению, ценообразование в сфере деятельности истца регулируется государственными органами и органами местного самоуправления, при этом никаких возможных сверхнормативов или возможный перерасход органом регулирования не установлены.
Арбитражным судом Ульяновской области удовлетворены исковые в части взыскания с ответчика НДС в размере 476 921 руб. 53 коп. за период с 01.10.2008 г. по 28.02.2010 г., 35 555 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.11.2008 г. по 02.08.2010 г.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.10.2007 N 57 разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений, ответчик не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: определение ВАС РФ от 29.04.2009 г. N 1879/09 по делу N А75-191/2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2009 г. по делу N А56-16767/2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2009 г. по делу N А42-3447/2009, постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 г. по делу N А47-4482/2007, постановление ФАС Центрального округа от 28.06.2007 г. по делу N А08-3711/2006.
Таким образом, выводы Арбитражного суда Ульяновской области о возможности взыскания с ответчика задолженности по НДС сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что при взыскании задолженности по НДС в сумме 476 921 руб. 53 коп., рассчитанной исходя из общей стоимости поставленной тепловой энергии - 3 126 472 руб. 56 коп. (по данным истца) в спорный период, арбитражный суд первой инстанции вышел за рамки заявленных исковых требований.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за подачу иска и апелляционных жалоб возлагаются на истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года по делу N А72-3573/2010.
Отказать УМУП "Городской теплосервис" в удовлетворении исковых требований о взыскании с ТИВК "Радий" 824 777 руб. 73 коп.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 21495 руб. 55 коп.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск, в пользу Товарищества индивидуальных владельцев квартир "Радий", г. Ульяновск, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2010 N 11АП-11457/2010, 11АП-11460/2010 ПО ДЕЛУ N А72-3573/2010
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2010 г. по делу N А72-3573/2010
Резолютивная часть объявлена 11 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Лукьяновой Т.А., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Книстяпиной О.А., с участием:
от УМУП "Городской теплосервис" - представитель Кузюкина В.А., доверенность N 4/10 от 09.03.2010 г.,
от ТИВК "Радий" - представитель Пысенков А.И., доверенность б/н. от 10.11.2010 г.; председатель ТИВК "Радий" Терехина В.И., приказ N 3 от 15.08.2007 г., приказ N 1 от 17.08.2009 г.,
от Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Комитета ЖКХ и энергетики администрации Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Министерства экономики Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционные жалобы УМУП "Городской теплосервис", ТИВК "Радий" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года (судья И.А. Лобанова) по делу N А72-3573/2010 по иску УМУП "Городской теплосервис" к ТИВК "Радий", третьи лица - Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Комитет ЖКХ и энергетики администрации Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области о взыскании 767 677 руб. 63 коп. долга, 57 100 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
УМУП "Городской теплосервис", с учетом принятых судом уточнений, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к ТИВК "Радий", третьи лица - Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Комитет ЖКХ и энергетики администрации Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области о взыскании 767 677 руб. 63 коп. долга, 57 100 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года исковые требования удовлетворены частично, в пользу УМУП "Городской теплосервис" с ТИВК "Радий" взыскано 476 921 руб. 53 коп. задолженности по НДС за период с 01.10.2008 г. по 28.02.2010 г., 35 555 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.11.2008 г. по 02.08.2010 г., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
УМУП "Городской теплосервис", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что выводы суда судом первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными, не правильно применены нормы материального и процессуального права.
ТИВК "Радий", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года, отказав в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание не явились представители Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Комитета ЖКХ и энергетики администрации Ульяновской области, Министерства экономики Ульяновской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель УМУП "Городской теплосервис" просил решение суда первой инстанции изменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, апелляционную жалобу ТИВК "Радий" оставить без удовлетворения.
Представители ТИВК "Радий" просили решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении исковых требований, апелляционную жалобу ТИВК "Радий" оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 21 марта 2005 года УМУП "Городской теплосервис" (Теплоснабжающая организация), Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска (Комитет) и Товариществом индивидуальных владельцев квартир "Радий" (Абонент) заключен договор теплоснабжения N 600, действующий по настоящее время, по условиям которого Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На границе балансовой принадлежности установлен общедомовой прибор учета, учитывающий потребление гражданами, проживающими в доме N 8 по ул. Димитрова, находящегося в управлении ответчика потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение при четырехтрубной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Пунктом 2.5. договора от 21 марта 2005 года установлено, что оплата производится Абонентом на основании платежных документов, представленных теплоснабжающей организацией.
В отсутствие оплаты тепловой энергии в полном объеме истец числит задолженность в сумме 767 677 руб. 63 коп.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Закон N 210-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с данным Федеральным законом отнесены утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В целях реализации норм указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования) Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
Поскольку в настоящее время отсутствуют методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса следует руководствоваться Основами ценообразования.
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования, предусматривающими установление тарифа на горячее водоснабжение для истца в руб. за м. куб. при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
25.11.2008 г. постановлением Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска N 237/03-01 "Об установлении тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" от ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Утес", ООО "РТК", ОАО "Ульяновский патронный завод" ОАО "Ульяновский моторный завод", ООО "Лесные ресурсы", ОАО "Комета", в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. установлены тарифы на горячую воду для для УМУП "Городской теплосервис" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2010 г. по делу N А72-8819/2008 заявление УМУП "Городской теплосервис" об оспаривании постановления Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 25.11.2008 г. N 237/03-01 "Об установлении тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" от ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Утес", ООО "РТК", ОАО "Ульяновский патронный завод", ОАО "Ульяновский моторный завод", ООО "Лесные ресурсы", ОАО "Комета" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей" оставлено без удовлетворения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 в пункте 4 Постановления "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угроза наступления) ущемления интересов других лиц.
В обоснование доводов апелляционной жалобы УМУП "Городской теплосервис" указывает на ошибочный вывод суда первой инстанции об определении исчерпывающего перечня затрат, которые могут быть определены в тарифе, указывая на то, что теплоснабжающая организация предъявляет абоненту к оплате количество тепловой энергии, которое превышает количество, затраченное на нагрев 1 м куб. воды.
В силу пункта 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
Однако расчет тарифа произведен Городским комитетом по регулированию цен и тарифов именно с учетом расходов на подогрев холодной воды, вследствие чего доводы жалобы подлежат отклонению, ценообразование в сфере деятельности истца регулируется государственными органами и органами местного самоуправления, при этом никаких возможных сверхнормативов или возможный перерасход органом регулирования не установлены.
Арбитражным судом Ульяновской области удовлетворены исковые в части взыскания с ответчика НДС в размере 476 921 руб. 53 коп. за период с 01.10.2008 г. по 28.02.2010 г., 35 555 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.11.2008 г. по 02.08.2010 г.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.10.2007 N 57 разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений, ответчик не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: определение ВАС РФ от 29.04.2009 г. N 1879/09 по делу N А75-191/2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2009 г. по делу N А56-16767/2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2009 г. по делу N А42-3447/2009, постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 г. по делу N А47-4482/2007, постановление ФАС Центрального округа от 28.06.2007 г. по делу N А08-3711/2006.
Таким образом, выводы Арбитражного суда Ульяновской области о возможности взыскания с ответчика задолженности по НДС сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что при взыскании задолженности по НДС в сумме 476 921 руб. 53 коп., рассчитанной исходя из общей стоимости поставленной тепловой энергии - 3 126 472 руб. 56 коп. (по данным истца) в спорный период, арбитражный суд первой инстанции вышел за рамки заявленных исковых требований.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за подачу иска и апелляционных жалоб возлагаются на истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2010 года по делу N А72-3573/2010.
Отказать УМУП "Городской теплосервис" в удовлетворении исковых требований о взыскании с ТИВК "Радий" 824 777 руб. 73 коп.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 21495 руб. 55 коп.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск, в пользу Товарищества индивидуальных владельцев квартир "Радий", г. Ульяновск, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ю.КАПЛИН
С.Ю.КАПЛИН
Судьи
Т.А.ЛУКЬЯНОВА
Е.А.СЕРОВА
Т.А.ЛУКЬЯНОВА
Е.А.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)