Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абросимовым О.А.
при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Солнечное-2001" Зиннатулиной О.Р., действующей по доверенности от 31.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Солнечное-2001" (410035, г. Саратов, ул. Бардина, д. 8, ОГРН 1026403054380, ИНН 6453061588)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 февраля 2016 года по делу N А57-26069/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Солнечное-2001" (410035, г. Саратов, ул. Бардина, д. 8, ОГРН 1026403054380, ИНН 6453061588)
заинтересованные лица: государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114),
закрытое акционерное общество "Переселение" (410005, г. Саратов, 10-й Пугачева тупик, д. 8)
о признании незаконным постановления,
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Солнечное-2001" (далее - ТСЖ "Солнечное-2001", заявитель) с заявлением о восстановлении срока на обжалование постановления государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) от 30 сентября 2015 года N 666 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, приостановлении исполнения указанного постановления до рассмотрения спора по существу, признании его незаконным и его отмене, истребовать от инспекции материалы дела об административном правонарушении.
Определением от 13 ноября 2015 года отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о приостановлении оспоренного постановления до рассмотрения спора по существу.
Решением суда от 18 февраля 2016 года восстановлен срок для обжалования постановления административного органа от 30 сентября 2015 года N 666, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным указанного постановления и его отмене отказано.
ТСЖ "Солнечное-2001" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 95 77465 4, N 410031 95 77464 7. Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 10 марта 2016 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в связи с обращениями жильцов дома N 8 по ул. Бардина г. Саратова о ненадлежащем техническом состоянии дома на основании распоряжения от 20 июля 2015 года N 1126 инспекцией в отношении ТСЖ "Солнечное-2001" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки технического состояния указанного жилого дома выявлено, что заявителем допущены нарушения пунктов 2, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), пунктов 3.2.1, 3.2.2, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы), выразившиеся в наличии трещин на стенах лестничных клеток в подъезде N 2, наличии повреждений штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток в подъезде N 2, частичном отсутствии, неисправности осветительных приборов на лестничных клетках в подъезде N 2.
Допущенные нарушения квалифицированы административным органом по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
25 сентября 2015 года в отношении заявителя составлен протокол N 246 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 84-85). О дате, времени и месте составления протокола ТСЖ "Солнечное-2001" извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 89-93).
30 сентября 2015 года инспекцией вынесено постановление N 666 о привлечении ТСЖ "Солнечное-2001" к ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (т. 1 л.д. 23-25). О дате, времени и месте вынесения постановления ТСЖ "Солнечное-2001" извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 129).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным и об отмене оспоренного постановления, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ТСЖ "Солнечное-2001", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении возложенных обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 3.1 постановления от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Бардина, д. 8, на момент совершения правонарушения находился в управлении ТСЖ "Солнечное-2001", что не оспаривается заявителем.
Приняв в управление указанный многоквартирный жилой дом, ТСЖ "Солнечное-2001" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В пункте 10 Правил установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Указанное лицо отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у ТСЖ "Солнечное-2001", которое с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Таким образом, ТСЖ "Солнечное-2001", осуществляющее управление многоквартирным домом, должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирным жилым домом.
Согласно пункту 3.2.1 Правил и норм содержание лестничных клеток может включать в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы домового оборудования; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Правил и норм организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
В силу пункта 5.6.2 Правил и норм организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств дверей дома.
На основании подпунктов "а" и "з" пункта 11 Правил ТСЖ "Солнечное-2001" с момента принятия на себя обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома должно осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а при выявлении указанных несоответствий состояния общего имущества обязано устранять их.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения в содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома свидетельствуют о наличии в бездействии ТСЖ "Солнечное-2001" состава вмененного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ТСЖ "Солнечное-2001" во вмененном правонарушении инспекцией доказана.
Инспекция обоснованно привлекла заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене.
Согласно апелляционной жалобе ТСЖ "Солнечное-2001" считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку административным органом и судом первой инстанции допущены нарушения процессуальных прав заявителя. В частности, ТСЖ "Солнечное-2001" считает, что его права нарушены в результате нарушения инспекцией предусмотренного частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока направления копии оспоренного постановления по почте; приобщения к материалам судебного дела материалов дела об административном правонарушении в день вынесения обжалованного решения, что лишило заявителя возможности ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении и подготовить соответствующие возражения; неявки представителя административного органа в судебные заседания, пренебрежения административным органом бременем доказывания, непредставления в суд подлинников материалов дела об административном правонарушении.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанные доводы апелляционной жалобы несостоятельны и не могут повлечь ее удовлетворение.
Направление инспекцией заявителю копии оспоренного постановления по почте с нарушением срока, предусмотренного частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является существенным нарушением и не свидетельствует о незаконности оспоренного постановления, поскольку установление указанного срока направлено на соблюдение права на обжалование постановления.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом. Дата приобщения материалов дела об административном правонарушении к материалам судебного дела в данном случае не имеет значения, поскольку заявитель был вправе ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении при его рассмотрении административным органом. Доводов о невозможности ознакомления с указанными материалами дела в рамках производства по делу об административном правонарушении ТСЖ "Солнечное-2001" не заявлено.
Перечисленные в апелляционной жалобе действия (бездействие) административного органа также не свидетельствуют о нарушении процессуальных прав заявителя, не повлияли на полное и всестороннее рассмотрение дела судом первой инстанции.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения. Доводов, опровергающих факт совершения заявителем вмененного правонарушения, апелляционная жалоба не содержит.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.02.2016 по делу N А57-26069/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2016 N 12АП-2330/2016 ПО ДЕЛУ N А57-26069/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. по делу N А57-26069/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абросимовым О.А.
при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Солнечное-2001" Зиннатулиной О.Р., действующей по доверенности от 31.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Солнечное-2001" (410035, г. Саратов, ул. Бардина, д. 8, ОГРН 1026403054380, ИНН 6453061588)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 февраля 2016 года по делу N А57-26069/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Солнечное-2001" (410035, г. Саратов, ул. Бардина, д. 8, ОГРН 1026403054380, ИНН 6453061588)
заинтересованные лица: государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114),
закрытое акционерное общество "Переселение" (410005, г. Саратов, 10-й Пугачева тупик, д. 8)
о признании незаконным постановления,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Солнечное-2001" (далее - ТСЖ "Солнечное-2001", заявитель) с заявлением о восстановлении срока на обжалование постановления государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) от 30 сентября 2015 года N 666 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, приостановлении исполнения указанного постановления до рассмотрения спора по существу, признании его незаконным и его отмене, истребовать от инспекции материалы дела об административном правонарушении.
Определением от 13 ноября 2015 года отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о приостановлении оспоренного постановления до рассмотрения спора по существу.
Решением суда от 18 февраля 2016 года восстановлен срок для обжалования постановления административного органа от 30 сентября 2015 года N 666, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным указанного постановления и его отмене отказано.
ТСЖ "Солнечное-2001" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 95 77465 4, N 410031 95 77464 7. Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 10 марта 2016 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в связи с обращениями жильцов дома N 8 по ул. Бардина г. Саратова о ненадлежащем техническом состоянии дома на основании распоряжения от 20 июля 2015 года N 1126 инспекцией в отношении ТСЖ "Солнечное-2001" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки технического состояния указанного жилого дома выявлено, что заявителем допущены нарушения пунктов 2, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), пунктов 3.2.1, 3.2.2, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы), выразившиеся в наличии трещин на стенах лестничных клеток в подъезде N 2, наличии повреждений штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток в подъезде N 2, частичном отсутствии, неисправности осветительных приборов на лестничных клетках в подъезде N 2.
Допущенные нарушения квалифицированы административным органом по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
25 сентября 2015 года в отношении заявителя составлен протокол N 246 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 84-85). О дате, времени и месте составления протокола ТСЖ "Солнечное-2001" извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 89-93).
30 сентября 2015 года инспекцией вынесено постановление N 666 о привлечении ТСЖ "Солнечное-2001" к ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (т. 1 л.д. 23-25). О дате, времени и месте вынесения постановления ТСЖ "Солнечное-2001" извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 129).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным и об отмене оспоренного постановления, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ТСЖ "Солнечное-2001", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении возложенных обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 3.1 постановления от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Бардина, д. 8, на момент совершения правонарушения находился в управлении ТСЖ "Солнечное-2001", что не оспаривается заявителем.
Приняв в управление указанный многоквартирный жилой дом, ТСЖ "Солнечное-2001" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В пункте 10 Правил установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Указанное лицо отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у ТСЖ "Солнечное-2001", которое с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Таким образом, ТСЖ "Солнечное-2001", осуществляющее управление многоквартирным домом, должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирным жилым домом.
Согласно пункту 3.2.1 Правил и норм содержание лестничных клеток может включать в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы домового оборудования; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Правил и норм организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
В силу пункта 5.6.2 Правил и норм организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств дверей дома.
На основании подпунктов "а" и "з" пункта 11 Правил ТСЖ "Солнечное-2001" с момента принятия на себя обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома должно осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а при выявлении указанных несоответствий состояния общего имущества обязано устранять их.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения в содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома свидетельствуют о наличии в бездействии ТСЖ "Солнечное-2001" состава вмененного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ТСЖ "Солнечное-2001" во вмененном правонарушении инспекцией доказана.
Инспекция обоснованно привлекла заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене.
Согласно апелляционной жалобе ТСЖ "Солнечное-2001" считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку административным органом и судом первой инстанции допущены нарушения процессуальных прав заявителя. В частности, ТСЖ "Солнечное-2001" считает, что его права нарушены в результате нарушения инспекцией предусмотренного частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока направления копии оспоренного постановления по почте; приобщения к материалам судебного дела материалов дела об административном правонарушении в день вынесения обжалованного решения, что лишило заявителя возможности ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении и подготовить соответствующие возражения; неявки представителя административного органа в судебные заседания, пренебрежения административным органом бременем доказывания, непредставления в суд подлинников материалов дела об административном правонарушении.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанные доводы апелляционной жалобы несостоятельны и не могут повлечь ее удовлетворение.
Направление инспекцией заявителю копии оспоренного постановления по почте с нарушением срока, предусмотренного частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является существенным нарушением и не свидетельствует о незаконности оспоренного постановления, поскольку установление указанного срока направлено на соблюдение права на обжалование постановления.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом. Дата приобщения материалов дела об административном правонарушении к материалам судебного дела в данном случае не имеет значения, поскольку заявитель был вправе ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении при его рассмотрении административным органом. Доводов о невозможности ознакомления с указанными материалами дела в рамках производства по делу об административном правонарушении ТСЖ "Солнечное-2001" не заявлено.
Перечисленные в апелляционной жалобе действия (бездействие) административного органа также не свидетельствуют о нарушении процессуальных прав заявителя, не повлияли на полное и всестороннее рассмотрение дела судом первой инстанции.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения. Доводов, опровергающих факт совершения заявителем вмененного правонарушения, апелляционная жалоба не содержит.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.02.2016 по делу N А57-26069/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
М.А.АКИМОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)