Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2016 N 11АП-19044/2015 ПО ДЕЛУ N А55-30470/2014

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. по делу N А55-30470/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
с участием:
от товарищества собственников жилья "Теплый стан" - Ключников О.А. (доверенность от 12.01.2016 г.) (до и после перерыва),
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Ильина А.М. (доверенность N 2302 от 24.12.2015 г.) (до перерыва), Игнатенко Т.В. (доверенность N 2295 от 24.12.2015 г.) (после перерыва),
без участия представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Теплый стан"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2015 года по делу N А55-30470/2014 (судья Харламова А.Ю.),
по заявлению товарищества собственников жилья "Теплый стан" (ИНН 6311084572, ОГРН 1066311036990), г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871), г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации городского округа Самара, г. Самара, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара, г. Самара, Министерства строительства Самарской области, Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Муниципального предприятия "Самараводоканал", г. Самара, Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, Администрации Железнодорожного района городского округа Самара, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", г. Самара,
о признании незаконными действий,

установил:

Товарищество собственников жилья "Теплый стан" (далее - ТСЖ "Теплый стан") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия Департамента управления имуществом городского округа Самара выраженного в отказе в постановке на учет - коммуникаций по водоснабжению, канализации и пр. около жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Тухачевского, д. 22, и обязании Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществить действия по постановке на учет данного бесхозяйного объекта недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Самара, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области, Государственная инспекция строительного надзора Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Муниципальное предприятие "Самараводоканал", Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, Администрация Железнодорожного района городского округа Самара, общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом ТСЖ "Теплый стан" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования ТСЖ "Теплый стан" в полном объеме.
По мнению ТСЖ "Теплый стан", решение суда является незаконным и необоснованным по причине неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также вынесенным с нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права.
ТСЖ "Теплый стан" считает, что действия Департамента управления имуществом городского округа Самара по отказу в осуществлении действий по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости являются незаконными, так как нарушают нормы действующего законодательства - п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок принятии на учет бесхозных недвижимых вещей, утвержденный приказом Минэкономразвития от 22.11.2013 года N 701, ст. 225 и 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание третьи лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ТСЖ "Теплый стан" в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представил дополнение к апелляционной жалобе, просил решение суда отменить. Указал, что Департамент управления имуществом городского округа Самара нарушил ст. 225, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5, 13 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2013 N 580, пункты 1.5, 2.7, 2.8, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара, утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 N 581.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просил оставить решение суде без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25.01.2016 объявлялся перерыв до 10 час. 40 мин. 01.02.2016.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом N 22 по ул. Тухачевского, г. Самара находится в управлении ТСЖ "Теплый стан".
ТСЖ "Теплый стан" обратилось с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара с просьбой осуществить действия по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного объекта - коммуникаций по водоснабжению, канализации и пр. около жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Тухачевского, д. 22.
Департамент управления имуществом городского округа Самара письмом исх. N 15-07-06/42716 от 22.10.2014 сообщило ТСЖ "Теплый стан" о том, что инженерные сети многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Тухачевского, д. 22, не могут быть приняты в муниципальную собственность городского округа Самара как бесхозяйное имущество.
ТСЖ "Теплый стан", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
До 01.01.2015 вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулировались Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.
Пунктами 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, определено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Таким образом, для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Отсутствие сведений в реестрах муниципальной собственности о правообладателе спорного недвижимого имущества, а также сведений о государственной регистрации права какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Приобретение муниципальной собственности способом, предусмотренным ст. 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможно лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимости, а также фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Теплый стан" при обращении к заинтересованному лицу с заявлением не представило документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества.
То обстоятельство, что коммуникации, расположенные около жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Тухачевского, д. 22, ни кем не обслуживаются, не являются безусловными основаниями для признания этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение Департаментом управления имуществом городского округа Самара п. 13 Положения N 580 судом отклоняется, поскольку принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы.
Материалами дела не подтверждается нарушение со стороны Департамента управления имуществом городского округа Самара при рассмотрении заявления ТСЖ "Теплый стан" Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.
Ссылки заявителя жалобы о нарушении Департаментом управления имуществом городского округа Самара приказа Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", а также пунктов 1, 5, 2.7, 2.8, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара, утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 N 581, подлежат отклонению, поскольку на дату рассмотрения заявления ТСЖ "Теплый стан" и принятия оспариваемого отказа, то есть 22.10.2014, указанные нормы еще не действовали.
Приказ Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" вступил в силу 01.01.2015, Порядок выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара, утвержден 27.05.2015.
В данном случае ТСЖ "Теплый стан" не представило доказательства возложения на него Департаментом управления имуществом городского округа Самара каких-либо обязанностей, создания препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, т. е. не представило доказательства о нарушении его прав действиями Департамента управления имуществом городского округа Самара.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Как следует из материалов дела и заявителем не оспаривается, что ТСЖ "Теплый стан" заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Довод ТСЖ "Теплый стан" о том, что в случае аварийной ситуации на данных коммуникациях жители дома могут остаться без водоснабжения, отклоняется как основанный на предположении.
Проанализировав и оценив представленные сторонами в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий Департамента управления имуществом городского округа Самара, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ТСЖ "Теплый стан" признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2015 года по делу N А55-30470/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
А.А.ЮДКИН

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)