Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2017 ПО ДЕЛУ N А05-14207/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N А05-14207/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от заявителя Пантюшиной М.А. по доверенности от 09.01.2017 N 68/17, от ответчика Будкина С.А. по доверенности от 17.07.2017 N 26,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2017 года по делу N А05-14207/2016 (судья Дмитревская А.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения 119021, Москва, Комсомольский проспект, дом 18, строение 3; далее - общество, ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН 1088383000023, ИНН 2983006747; место нахождения 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица имени В.И. Ленина, дом 27в, квартира 50; далее - инспекция, ГЖИ) о признании незаконным предписания от 25.11.2016 N 202-лк.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; место нахождения: 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2017 года по делу N А05-14207/2016 пункт 15 предписания от 25.11.2016 N 202-лк признан недействительным, принятым в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ООО "ГУЖФ" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Министерство отзыв на жалобу не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 05.10.2016 N 170-лк в период с 31.10.2016 по 25.11.2016 проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества, целью которой являлось определение выполнения ООО "ГУЖФ" лицензионных требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ в связи с поступлением обращения жильцов дома N 11, расположенного в селе Нижняя Пеша, Ненецкого автономного округа, содержащие факты о нарушении обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
Задачей указанной проверки являлась проверка соответствия деятельности ООО "ГУЖФ" лицензионным требованиям, установленным подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110, Положение о лицензировании).
В ходе проведения проверки установлено, что общество осуществляет функции управляющей организации в отношении жилого дома N 11 (инв. N 5 в/ч 21514-К), расположенного в селе Нижняя Пеша Ненецкого автономного округа в силу договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 (далее - договор управления) и на основании лицензии от 30.04.2015 N 13.
В ходе осмотра указанного жилого дома сотрудниками инспекции выявлены нарушения лицензионных требований, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а также пунктов 2.1.2, 2.2.4, 3.1.1 договора управления, выразившихся в следующем:
- - имеет место локальное выпучивание наружных стен, на отдельных участках (через повреждение облицовочного слоя фасада) наблюдается поражение гнилью деревянного бруса (фото N 6, 7, 19), что является нарушением подпунктов "г", "ж" пункта 10, подпунктов "а" пункта 11 Правил N 491, пунктов 3, 6 Перечня N 290, пунктов 4.2.2.1, 4.2.2.3 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - штукатурный слой фасада покрыт многочисленными трещинами по всей площади, на отдельных участках штукатурный слой отсутствует (фото N 3, 4, 5, 6, 7, 18, 19), что является нарушением подпункта "ж" пункта 10, подпункта 3 пункта 11 Правил N 491, пунктов 4, 9 Перечня N 290, пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - имеет место локальные повреждения штукатурного слоя цокольной части дома (фото N 8, 9), что является нарушением подпункта 3 пункта 11 Правил N 491, пункта 6 Перечня N 290, пункта 4.2.3.4 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - канализационные стоки не отводятся по инженерным сетям к септику (инженерная система не работает) (фото N 31), что является нарушением подпунктов "б", "г", "д" пункта 10, подпунктов "а", "в", "з" пункта 11 Правил N 491, пункта 18 Перечня N 290, подпункта "а", "в", "е", "з" пункта 5.8.3 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - чердачное перекрытие первого подъезда подвержено гниению (фото N 35), что является нарушением подпунктов "а", "в", "г", пункта 10, подпунктов "а", "з" пункта 11 Правил N 491, пункта 4 Перечня N 290, пункта 4.3.1 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - в лестничных клетках штукатурный и окрасочный слой стен имеют трещины и разрушения по всей площади, на отопительных приборах наблюдается коррозия, отсутствует окрасочный слой (фото N 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22), что является нарушением подпунктов "а", "в", "г" пункта 10, подпунктов "а", "з" пункта 11 Правил N 491, пункта 11 Перечня N 290, пунктов 3.2.2, 3.2.9 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - окрасочный слой полов в лестничных клетках поврежден, проступки лестниц стерты (фото N 13, 30, 32), что является нарушением подпункта "г" пункта 10 Правил N 491, пунктов 8, 12 Перечня N 290, пунктов 4.8.7, 4.8.9 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - теплоизоляционный слой чердачного перекрытия практически отсутствует, наблюдается ослабление соединений деревянных элементов стропильной системы (фото N 24, 28), что является нарушением подпункта "ж" пункта 10, подпункта "в" пункта 11 Правил N 491, пункта 7 Перечня N 290, пунктов 2.6.2, 4.3.1, 4.6.3.1 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - вытяжные каналы канализации выведены в холодный чердак, вследствие чего нарушается температурно-влажный режим чердачного помещения (фото N 29, 33), что является нарушением подпунктов "в", "ж" пункта 10, подпункта "в" пункта 11 Правил N 491, пункта 15 Перечня N 290, пунктов 3.3.2, 4.6.3.1 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - в чердачном помещении отсутствует освещение, не установлены ходовые доски, присутствует бытовой мусор (фото N 23, 25), что является нарушением подпункта "в" пункта 10 Правил N 491, пункта 7 Перечня N 290, пунктов 3.3.1, 3.3.4 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - кровля дома имеет многочисленные сквозные отверстия (фото N 24, 27), что является нарушением подпунктов "а", "б", "ж" пункта 10, подпунктов "а", "в" пункта 11 Правил N 491, пункта 7 Перечня N 290, пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - выявлены нарушения эксплуатационных качеств несущих конструкций балконов дома (фото N 4, 5, 18), что является нарушением подпунктов "а" - "г" пункта 10, подпунктов "а", "з" пункта 11 Правил N 491, пункта 9 Перечня N 290, пунктов 4.2.4.1, 4.2.4.2 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления;
- - створы входных дверей подъездов дома неплотно пригнаны (фото N 2, 10, 11, 12, 26, 34), что является нарушением подпункта "з" пункта 11 Правил N 491, пункта 13 Перечня N 290, пунктов 2.6.2, 3.2.3 Правил N 170, пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 3.1.1 договора управления.
Также в ходе проверки установлено, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставляется ненадлежащего качества с момента осуществления управления многоквартирным домом N 11 ООО "ГУЖФ", поскольку холодная вода без предварительной очистки поступает из емкости в многоквартирный дом N 11, емкость же наполняется из реки Печора.
Заключениями протоколов от 04.10.2007 N 28, от 03.10.2007 N 44/1076, от 15.02.2016 N 201 установлен факт несоответствия взятых из реки Печоры проб воды требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, то есть вода, поступающая в многоквартирный дом N 11, не может быть питьевой.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "д" пункта 3, подпункта "а" пункта 4 Приложения 1 к Правилам N 354.
Кроме этого, в соответствии с актами от 19.09.2016 N 1374, от 30.08.2016 N 1361, от 31.08.2016 N 1315, от 30.06.2016 N 1261, от 31.05.2016 N 1191, от 30.04.2016 N 1142, от 30.03.2016 N 1079, от 29.02.2016 N 1042, от 30.09.2015 N 821, от 30.08.2015 N 762, от 30.06.2016 N 654, от 30.07.2015 N 712, утвержденными командиром войсковой части N 21514-К:
- - содержание и ремонт дома не производился с июня 2015 года;
- - водопроводная вода не соответствует нормам СанПин по заключению СЭС;
- - водоотведение не функционирует, канализационные стоки стекают под дом";
- - в период с 30 марта 2016 года по 30 апреля 2016 года (акт от 30.04.2016 N 1142), в период с 29 февраля 2016 года по 30 марта 2016 (акт от 30.03.2016 N 1079), в период с 30 января 2016 года по 29 февраля 2016 года (акт от 29.02.2016 N 1042), в период с 30 августа 2015 года по 30 сентября 2015 года (акт от 30.09.2015 N 821) коммунальные услуги УК ООО "ГУЖФ" военнослужащим и членам их семей, проживающим в многоквартирном жилом доме в в/ч 21514-К село Нижняя Пеша инв. N 5, не оказывались либо оказывались ненадлежащего качества, в частности, не оказывалась коммунальная услуга по отоплению.
В нарушение Правил N 491, Перечня N 290, Правил N 170, договора управления обществом не проводятся работы, направленные на должное содержания общего имущества собственника жилых помещений.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 25.11.2016 N 204-лк.
В связи с выявлением указанных нарушений инспекцией в адрес общества выдано предписание от 25.11.2016 N 202-лк об устранении нарушений лицензионных требований, в частности в предписании отражено следующее:
1. Имеет место выпучивание наружных стен, на отдельных участках (через повреждение облицовочного слоя фасада) наблюдается поражение гнилью деревянного бруса.
Составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Срок устранения нарушения - 15.08.2017.
2. Штукатурный слой фасада покрыт многочисленными трещинами по всей площади, на отдельных участках штукатурный слой отсутствует.
Восстановить штукатурный слой фасада.
Срок устранения нарушения - 15.08.2017.
3. Имеют место локальные повреждения штукатурного слоя цокольной части дома.
Восстановить поврежденные участки.
Срок устранения нарушения - 15.08.2017.
4. Канализационные стоки не отводятся по инженерным сетям к септику (инженерная система не работает).
Разработать план восстановительных работ (при необходимости), провести восстановительные работы.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
5. Чердачное перекрытие первого подъезда подвержено гниению.
Разработать план восстановительных работ (при необходимости), провести восстановительные работы.
Срок устранения нарушения - 15.08.2017.
6. В лестничных клетках штукатурный и окрасочный слой стен имеют трещины и разрушения по всей площади, на отопительных приборах наблюдается коррозия, отсутствует окрасочный слой.
Провести восстановительные работы.
Срок устранения нарушения - 15.08.2017.
7. Окрасочный слой полов в лестничных клетках поврежден, проступки лестниц стерты.
Провести восстановительные работы.
Срок устранения нарушения - 15.08.2017.
8. Теплоизоляционный слой чердачного перекрытия практически отсутствует, наблюдается ослабление соединений деревянных элементов стропильной системы.
Разработать план восстановительных работ (при необходимости), провести восстановительные работы.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
9. Вытяжные каналы канализации выведены в холодный чердак, вследствие чего нарушается температурно-влажный режим чердачного помещения.
Вытяжные каналы вывести за пределы чердачного помещения.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
10. В чердачном помещении отсутствует освещение, не установлены ходовые доски, присутствует бытовой мусор.
Устранить нарушение.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
11. Кровля дома имеет многочисленные сквозные отверстия.
Незамедлительно устранить протечки кровли.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
12. Выявлены нарушения эксплуатационных качеств несущих конструкций балконов дома.
Разработать план восстановительных работ (при необходимости), провести восстановительные работы.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
13. Притворы входных дверей подъездов дома не плотно пригнаны (в редакции приказа от 18.01.2017 N 9 об исправлении опечатки).
Устранить нарушение.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
14. Коммунальная услуга по холодному водоснабжению с февраля 2016 года предоставляется ненадлежащего качества (в редакции приказа приказом инспекции от 17.03.2017 N 48).
Произвести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу в период предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества. Плату за холодное водоснабжение взимать по окончании периода нарушения качества коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
Срок устранения нарушения - 20.04.2017.
15. Коммунальная услуга по отоплению в периоды с 30 марта 2016 года по 30 апреля 2016 года, с 29 февраля 2016 года по 30 марта 2016 года, с 30 января 2016 года по 29 февраля 2016 года, с 30 августа 2015 года по 30 сентября 2015 года предоставлялась ненадлежащего качества.
Произвести перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанные периоды.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
16. В многоквартирном доме не проводятся работы, направленные для должного содержания общего имущества собственника жилых помещений.
Провести перерасчет с момента начала управления домом до начала осуществления фактических действий, направленных на должное содержание общего имущества собственника жилых помещений.
Срок устранения нарушения - 15.01.2017.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, общество ссылается на то, что инспекция, проводя внеплановую выездную проверку, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, вышла за рамки письменных заявлений граждан (содержащих лишь факты о ненадлежащем качестве коммунальной услуги по холодному водоснабжению), послуживших основанием для ее проведения, чем нарушило требования частей 1, 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294). В связи с этим предписание инспекции об устранении иных нарушений, не касающихся ненадлежащего качества коммунальной услуги по холодному водоснабжению, является незаконным.
Кроме этого, ООО "ГУЖФ" считает, что у инспекции отсутствовали основания для проведения внеплановой выездной проверки.
Данные доводы были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 19 названного Закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 ЖК РФ.
В силу статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и положения Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Согласно разделу II Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па, инспекция в рамках своей компетенции осуществляет лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и выдачу предписаний об устранении нарушений лицензионных требований, выявленных при осуществлении лицензионного контроля.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона о лицензировании в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 10 Закона о лицензировании предусмотрено, что внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
По смыслу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), в том числе выданное по окончании проверки предписание об устранении нарушений обязательных требований, могут быть признаны недействительными в случае, если проверка была проведена с грубым нарушением требований данного закона. Исчерпывающий перечень таких грубых нарушений определен частью 2 статьи 20 названного Закона.
В данном случае выездная проверка проведена с учетом поступивших заявлений граждан и на основании распоряжение от 05.10.2016 N 170-лк, в котором содержатся предмет, сроки проверки, а также перечень правовых оснований для ее проведения и перечень документов, необходимых для представления юридическим лицом.
В распоряжении указано, что целью проверки являлось определение выполнения обществом лицензионных требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
При этом Законом N 294-ФЗ не определено, что в ходе проверки, инициированной жалобой лица, контролирующий орган ограничен проверкой только изложенных в ней фактов.
Грубых нарушений, перечисленных в статье 20 Закона N 294-ФЗ, являющихся основанием для признания недействительными результатов проверки, при проведении проверки административным органом не допущено.
В связи с этим является верным вывод суда о том, проверка проведена и оспариваемое предписание выдано должностным лицом инспекции в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением требований Закона N 294-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании протокола собрания собственников от 30.06.2015 N 1 министерством (заказчик) и ООО "ГУ ЖФ" (управляющая организация) 27.07.2015 заключен договор N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации.
Цель указанного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2 договора заказчик передает управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фона (Приложение 1 к Договору), а управляющая организация по заданию заказчика в соответствии с приложениями к договору принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (пункт 2.2 договора).
В силу раздела 3.1 договора управляющая организация приняла на себя следующие обязанности:
- осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации с наибольшей выгодой в интересах заказчика в соответствии с целями, указанными в пунктах 2.1 и 2.2 договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов;
- оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде в соответствии с техническими соглашениями, заключенными с уполномоченными представителями Заказчика; предоставлять коммунальные услуги Нанимателям в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами N 354;
- в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную законодательством Российской Федерации и договором продолжительность, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с разделом 4 договора.
На основании изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ООО "ГУЖФ", заключив указанный договор, приняло на себя управление многоквартирным домом и в силу своего статуса является ответственным за надлежащее содержание и ремонт, техническую эксплуатацию жилищного фонда проверенного дома.
При этом в силу положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил N 491 определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 разъяснено, что государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, из изложенного следует, что управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В рассматриваемом случае несоблюдение требований указанных в пунктах 1 - 13 оспариваемого предписания подтверждено достаточными и достоверными доказательствами, представленными в материалы дела, в том числе актом проверки от 25.11.2016 с приложенными к нему фотоматериалами, актами комиссии, утвержденными командиром войсковой части 21514-К.
Общество не отрицает наличие отраженных в пунктах 1 - 13 нарушений.
В данном случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, обществом в материалы дела обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер для предотвращения нарушения, выполнения обязанностей, возложенных на него правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также договором управления многоквартирным домом, а равно доказательства невозможности содержания проверенного жилого дома в надлежащем состоянии до проведения проверки.
В связи с непроведением работ по должному содержанию общего имущества дома является правомерным и требование инспекции (пункт 16 предписания) провести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения с момента начала управления домом до начала осуществления фактических действий, направленных на должное содержание общего имущества собственника жилых помещений, содержащееся в пункте 16 оспариваемого предписания.
Несогласие подателя жалобы с указанным положением предписания, в частности с тем, что перерасчет необходимо провести именно с момента начала управления домом, подлежит отклонению, как противоречащее представленным в материалы дела доказательствам.
Обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.
Выполнение предложенных мероприятий должно соответствовать реальной возможности их устранения. Иное привело бы к возможности вынесения уполномоченным органом предписаний с нарушением принципов законности и исполнимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В рассматриваемом случае оспариваемой обществом предписание инспекции соответствует названным требованиям.
В частности из актов командира военной части 21514-К от 30.07.2015 N 712, от 30.08.2015 N 762, от 30.09.2015 N 821, от 29.02.2016 N 7042, от 30.03.2016 N 1079, от 30.04.2016 N 1142, от 31.05.2016 N 1191, от 30.06.2016 N 1261, 31.07.2016 N 1315, от 30.08.2016 N 1361, от 19.09.2016 N 1374 следует, что содержание и ремонт дома не производился с июня 2015 года.
В итоге визуального осмотра сотрудниками инспекции, проведенного в рамках проверки и из пояснений жильцов дома, в частности, повторных пояснений от 08.02.2017, также следует, что ООО "ГУЖФ" с момента начала осуществления управления многоквартирным домом N 11 фактически не производило никаких ремонтов, предусмотренных Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 170, и договором управления.
Доказательств обратного, в частности и соблюдения требований пункта 11 Правил N 491 обществом не предъявлено.
Пункт 14 оспариваемого предписания апелляционная коллегия также считает законным и обоснованным.
Согласно указанному пункту обществу следует в срок, до 20.04.2017 произвести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу в период предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества.
При этом инспекцией установлено, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению ненадлежащего качества предоставляется с февраля 2016 года.
Из представленных в материалы дела копий квитанций, выставленных гражданам, проживающим в доме N 11, расположенном в селе Нижняя Пеша Ненецкого автономного округа, в том числе за холодное водоснабжение, следует, что получателем платежа является ООО "ГУЖФ".
Таким образом, общество является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие их качества требованиям, приведенным в приложении 1 к настоящим Правилам.
В частности к таким требованиям относится постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). При этом отклонение состава и свойств холодной воды от указанных требований не допускается.
Согласно части 4 статьи 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Из пояснений общества, данных суду первой инстанции, следует, что 16.09.2016 обществом составлен акт о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества (п. Н. Пеша, в/г N 7, дом инв. N 5), в связи с этим гражданам, проживающим в доме N 11 в селе Нижняя Пеша Ненецкого автономного округа с 16.09.2016 не производится начисление платы за услугу по холодному водоснабжению, что подтверждается выписками из лицевых счетов.
При этом, по мнению заявителя, также изложенному в апелляционной жалобе, до момента составления данного акта (16.09.2016) законные основания для перерасчета либо приостановления начисления платы за холодное водоснабжение отсутствовали, поскольку отсутствуют доказательства предоставления некачественной услуги.
Данный довод апелляционная коллегия считает не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества устанавливается в порядке, определенном разделом X Правил N 354.
Так, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Проводится проверка факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт.
Несмотря на то, что в пункте 111 Правил N 354 указано, что считать датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества (дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги; дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги), а обращения граждан к обществу с требованием о перерасчете были в июле 2016 года, суд первой инстанции посчитал доказанным предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества с февраля 2016 года.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В актах командира военной части 21514-К от 30.07.2015 N 712, от 30.08.2015 N 762, от 30.09.2015 N 821, от 29.02.2016 N 7042, от 30.03.2016 N 1079, от 30.04.2016 N 1142, от 31.05.2016 N 1191, от 30.06.2016 N 1261, от 31.07.2016 N 1315, от 30.08.2016 N 1361, от 19.09.2016 N 1374 зафиксировано, что очистка воды не производится, вода не соответствует нормам СанПиН.
Несоответствие проб воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 подтверждается также многочисленными исследованиями воды централизованного водоснабжения, пробы брались и из реки Пеша с 2007 года.
Довод подателя жалобы о том, что пробы воды непосредственно в самом жилом доме представителями инспекции не отбирались, и не исследовались подлежит отклонению.
Из представленной в материалы дела справки Войсковой части 21514-К следует, что водоснабжение спорного жилого дома осуществляется из общей емкости, так же, как и здание казармы. В емкость вода поступает из реки Пеша без очистки.
В свою очередь несоответствие проб воды, отобранных из открытого водоема, требованиям СанПиН по бактериологическим и паразитологическим показателям подтверждается протоколами лабораторных испытаний от 18.02.2016 N 138, от 15.02.2016 N 201.
Тот факт, что водоснабжение дома на дату выдачи предписания и по настоящее время осуществляется прежним образом и какие-либо очистные сооружения отсутствуют, обществом не опровергнут.
Таким образом, апелляционная коллегия считает доказанным тот факт, что начиная с февраля 2016 года услуга по водоснабжению жильцам дома N 11 в селе Нижняя Пеша Ненецкого автономного округа обществом предоставлялась ненадлежащего качества.
Доказательств предоставления потребителям коммунальной услуги надлежащего качества в необходимом объеме в период с февраля 2016 года по сентябрь 2016 года заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что пункты 1 - 14, 16 предписания правомерно признаны судом первой инстанции законными и обоснованными.
По своему содержанию предписание в этой части отвечает критериям конкретности и исполнимости. Предписывая заявителю устранить допущенные нарушения, инспекция не ограничивает его в праве принятия любых законных мер, достаточных для исполнения предписания.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2017 года по делу N А05-14207/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
А.В.РОМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)