Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки обществу было вручено предписание, которым предложено в срок произвести перерасчет размера платы за отопление по среднемесячному потреблению в целом по всему дому. Общество считает предписание незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 11 июля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 13 июля 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ОГРН 1124632011756, Нижняя Набережная ул., д. 9, г. Курск, Курская область, 305000): Михалевой Н.В. - представителя по доверенности от 01.01.2016 N 1;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области (ОГРН 1024600957974, Красная пл., д. 6, г. Курск, Курская область, 305000): Нащекиной О.И. - представителя по доверенности от 11.01.2016 N 07.305-25/5; Клименко О.В. - представителя по доверенности от 11.01.2016 N 07.305-25/1;
- от третьего лица:
- общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сейм" (ОГРН 1114632011230, Кулакова пр-т, д. 35, литер. "В", г. Курск, 305018): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 25.01.2016 (судья Калуцких Р.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-8722/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - заявитель, ООО "Курская ТСК", Общество, ОГРН 1124632011756) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Курской области N 3642 от 31.07.2015.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Управляющая компания Сейм".
Решением суда первой инстанции от 25.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 решение суда Курской области от 25.01.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета и в котором не все жилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, в случаях предусмотренных п. 59 Правил определяется не из показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов, а из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, следовательно, выход коллективного (общедомового) прибора учета из строя в данном случае будет являться основанием для применения п.п. "а" п. 59 Правил, в то время как выход из строя индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета (при их наличии в некоторых помещениях) не будет являться основаниям для применения указанных положений, поскольку расчет размера платы за коммунальную услугу в соответствии с абз. 2 п. 42(1) Правил на основании их показаний не определяется.
ООО "Курская ТСК" письменным отзывом оспорило доводы кассационной жалобы, находя состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
В настоящем судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, иные представители - позиции, изложенные в соответствующих письменных отзывах.
Жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, уведомленного о дне и месте судебного разбирательства, с учетом положений статьи 284 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения состоявшихся актов, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 06.07.2015 в Инспекцию поступила жалоба от Дроздова В.В. о порядке начисления платы за отопление многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Серегина, д. 30.
Распоряжением N 3642 от 28.07.2015 было принято решение о проведении 31.07.2015 внеплановой, документарной проверки ООО "Курская ТСК" с целью осуществления жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, о чем был уведомлен представитель заявителя.
В ходе проверки было установлено, что спорный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии на отопление. Отчет о теплопотреблении за октябрь 2014 года не представлялся, в ноябре 2014 года прибор учета был выведен из эксплуатации. Расчет платы за отопление по квартирам дома в октябре 2014 года и апреле 2015 года был произведен исходя из норматива потребления.
Результаты проверки оформлены актом от 31.07.2015 N 3642.
По результатам проверки ООО "Курская ТСК" было вручено предписание от 31.07.2015 N 3642, которым предложено в срок до 25.09.2015 в соответствии пп. "г" п. 31, Приложения N 2 формула N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), произвести перерасчет размера платы за отопление, в октябре, ноябре и декабре 2014 года по среднемесячному потреблению, в целом по всему дому.
Считая предписание инспекции от 31.07.2015 N 3642 незаконным, ООО "Курская ТСК" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что ООО "Курская теплосетевая компания" расчет платы тепловой энергии, использованной на отопление жилого дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Серегина, д. 30, в спорный период произвело в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В результате суды признали недействительным оспариваемое предписание, которым на общество возлагалась обязанность по перерасчету платы за соответствующий период с применением среднемесячных показателей объема потребляемой тепловой энергии.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части ошибочными. Тем не менее, данные выводы не повлекли за собой принятия неправосудных судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок заключения управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающей организацией определен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124)
Согласно пункту 27 Правил N 124 в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определяется положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнители в лице управляющей организации обязаны, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, теплоснабжение жилого дома N 30 по ул. Серегена г. Курска в горячей воде осуществлялось в соответствии с договором N 2310816 от 09.01.2013, заключенным между ООО "Курская теплосетевая компания" и ООО "Управляющая компания Сейм".
Анализ приведенных ранее норм позволяет сделать вывод о том, что правоотношения, связанные с расчетом и оплатой собственниками помещений в многоквартирном жилом доме стоимости оказанных коммунальных услуг, возникают исключительно между указанными собственниками и управляющей организацией.
Из текста оспариваемого предписания усматривается, что Государственная жилищная инспекция Курской области обязанность по перерасчету размера платы за отопление возложила на ООО "Курская теплосетевая компания", которое не является лицом, оказывающим соответствующие коммунальные услуги, то есть не являющееся стороной в спорных правоотношениях.
Следовательно оспариваемое предписание не соответствует требованиям жилищного законодательства.
Кроме того, как следует из материалов настоящего дела, жилой дом N 30 по улице Серегина в г. Курске оборудован коллективным (обще домовым) прибором учета тепловой энергии, которым фиксируется тепловая энергия, используемая в том числе на общедомовые нужды.
При наличии договора управления жилым домом по улице Серегена, 30 в г. Курске, заключенного между собственниками помещений данного дома и управляющей организацией - ООО "Управляющая компания Сейм" ресурсоснабжающая организация - ООО "Курская теплосетевая компания" не вправе предъявлять требования по оплате коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды, к собственникам помещений, поскольку они подлежат предъявлению к управляющей организации.
Как указано ранее, между ООО "Курская теплосетевая компания" (агент) и ООО "Управляющая компания Сейм" (принципал) был заключен агентский договор N 2310816 от 09.01.2013, в соответствии с которым агент по поручению принципала совершает от своего имени, но за счет управляющей организации комплекс необходимых юридических и фактических действий по расчету и сбору с граждан, проживающих в многоквартирных домах, коммунальное обслуживание которых осуществляет управляющая организация, текущих платежей и задолженности, образовавшейся с момента действия настоящего договора за отопление, горячее водоснабжение и общедомовые нужды по отоплению и горячему водоснабжению.
Положения вышеназванного договора порождают права и обязанности только для сторон данного договора, а поэтому не могут распространяться на правоотношения, связанные с определением объема обязательств собственников помещений за оказанные коммунальные услуги и порядок их исполнения.
Кроме того, судебная коллегия считает, что для ООО "Курская теплосетевая компания" оспариваемое предписание является неисполнимым, так как указанное лицо не является стороной в правоотношениях, связанных с оказанием коммунальных услуг, а поэтому не вправе осуществлять перерасчет стоимости данных услуг.
В этой связи оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным, а судебные акты не подлежащими отмене.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.01.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по делу N А35-8722/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2016 N Ф10-2041/2016 ПО ДЕЛУ N А35-8722/2015
Требование: О признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки обществу было вручено предписание, которым предложено в срок произвести перерасчет размера платы за отопление по среднемесячному потреблению в целом по всему дому. Общество считает предписание незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. N Ф10-2041/2016
Дело N А35-8722/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 11 июля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 13 июля 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ОГРН 1124632011756, Нижняя Набережная ул., д. 9, г. Курск, Курская область, 305000): Михалевой Н.В. - представителя по доверенности от 01.01.2016 N 1;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области (ОГРН 1024600957974, Красная пл., д. 6, г. Курск, Курская область, 305000): Нащекиной О.И. - представителя по доверенности от 11.01.2016 N 07.305-25/5; Клименко О.В. - представителя по доверенности от 11.01.2016 N 07.305-25/1;
- от третьего лица:
- общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сейм" (ОГРН 1114632011230, Кулакова пр-т, д. 35, литер. "В", г. Курск, 305018): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 25.01.2016 (судья Калуцких Р.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-8722/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - заявитель, ООО "Курская ТСК", Общество, ОГРН 1124632011756) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Курской области N 3642 от 31.07.2015.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Управляющая компания Сейм".
Решением суда первой инстанции от 25.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 решение суда Курской области от 25.01.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета и в котором не все жилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, в случаях предусмотренных п. 59 Правил определяется не из показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов, а из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, следовательно, выход коллективного (общедомового) прибора учета из строя в данном случае будет являться основанием для применения п.п. "а" п. 59 Правил, в то время как выход из строя индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета (при их наличии в некоторых помещениях) не будет являться основаниям для применения указанных положений, поскольку расчет размера платы за коммунальную услугу в соответствии с абз. 2 п. 42(1) Правил на основании их показаний не определяется.
ООО "Курская ТСК" письменным отзывом оспорило доводы кассационной жалобы, находя состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
В настоящем судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, иные представители - позиции, изложенные в соответствующих письменных отзывах.
Жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, уведомленного о дне и месте судебного разбирательства, с учетом положений статьи 284 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения состоявшихся актов, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 06.07.2015 в Инспекцию поступила жалоба от Дроздова В.В. о порядке начисления платы за отопление многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Серегина, д. 30.
Распоряжением N 3642 от 28.07.2015 было принято решение о проведении 31.07.2015 внеплановой, документарной проверки ООО "Курская ТСК" с целью осуществления жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, о чем был уведомлен представитель заявителя.
В ходе проверки было установлено, что спорный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии на отопление. Отчет о теплопотреблении за октябрь 2014 года не представлялся, в ноябре 2014 года прибор учета был выведен из эксплуатации. Расчет платы за отопление по квартирам дома в октябре 2014 года и апреле 2015 года был произведен исходя из норматива потребления.
Результаты проверки оформлены актом от 31.07.2015 N 3642.
По результатам проверки ООО "Курская ТСК" было вручено предписание от 31.07.2015 N 3642, которым предложено в срок до 25.09.2015 в соответствии пп. "г" п. 31, Приложения N 2 формула N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), произвести перерасчет размера платы за отопление, в октябре, ноябре и декабре 2014 года по среднемесячному потреблению, в целом по всему дому.
Считая предписание инспекции от 31.07.2015 N 3642 незаконным, ООО "Курская ТСК" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что ООО "Курская теплосетевая компания" расчет платы тепловой энергии, использованной на отопление жилого дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Серегина, д. 30, в спорный период произвело в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В результате суды признали недействительным оспариваемое предписание, которым на общество возлагалась обязанность по перерасчету платы за соответствующий период с применением среднемесячных показателей объема потребляемой тепловой энергии.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части ошибочными. Тем не менее, данные выводы не повлекли за собой принятия неправосудных судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок заключения управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающей организацией определен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124)
Согласно пункту 27 Правил N 124 в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определяется положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнители в лице управляющей организации обязаны, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, теплоснабжение жилого дома N 30 по ул. Серегена г. Курска в горячей воде осуществлялось в соответствии с договором N 2310816 от 09.01.2013, заключенным между ООО "Курская теплосетевая компания" и ООО "Управляющая компания Сейм".
Анализ приведенных ранее норм позволяет сделать вывод о том, что правоотношения, связанные с расчетом и оплатой собственниками помещений в многоквартирном жилом доме стоимости оказанных коммунальных услуг, возникают исключительно между указанными собственниками и управляющей организацией.
Из текста оспариваемого предписания усматривается, что Государственная жилищная инспекция Курской области обязанность по перерасчету размера платы за отопление возложила на ООО "Курская теплосетевая компания", которое не является лицом, оказывающим соответствующие коммунальные услуги, то есть не являющееся стороной в спорных правоотношениях.
Следовательно оспариваемое предписание не соответствует требованиям жилищного законодательства.
Кроме того, как следует из материалов настоящего дела, жилой дом N 30 по улице Серегина в г. Курске оборудован коллективным (обще домовым) прибором учета тепловой энергии, которым фиксируется тепловая энергия, используемая в том числе на общедомовые нужды.
При наличии договора управления жилым домом по улице Серегена, 30 в г. Курске, заключенного между собственниками помещений данного дома и управляющей организацией - ООО "Управляющая компания Сейм" ресурсоснабжающая организация - ООО "Курская теплосетевая компания" не вправе предъявлять требования по оплате коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды, к собственникам помещений, поскольку они подлежат предъявлению к управляющей организации.
Как указано ранее, между ООО "Курская теплосетевая компания" (агент) и ООО "Управляющая компания Сейм" (принципал) был заключен агентский договор N 2310816 от 09.01.2013, в соответствии с которым агент по поручению принципала совершает от своего имени, но за счет управляющей организации комплекс необходимых юридических и фактических действий по расчету и сбору с граждан, проживающих в многоквартирных домах, коммунальное обслуживание которых осуществляет управляющая организация, текущих платежей и задолженности, образовавшейся с момента действия настоящего договора за отопление, горячее водоснабжение и общедомовые нужды по отоплению и горячему водоснабжению.
Положения вышеназванного договора порождают права и обязанности только для сторон данного договора, а поэтому не могут распространяться на правоотношения, связанные с определением объема обязательств собственников помещений за оказанные коммунальные услуги и порядок их исполнения.
Кроме того, судебная коллегия считает, что для ООО "Курская теплосетевая компания" оспариваемое предписание является неисполнимым, так как указанное лицо не является стороной в правоотношениях, связанных с оказанием коммунальных услуг, а поэтому не вправе осуществлять перерасчет стоимости данных услуг.
В этой связи оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным, а судебные акты не подлежащими отмене.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.01.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по делу N А35-8722/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)