Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилой дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, однако расселение жильцов не произведено, представления об устранении нарушений жилищного законодательства не исполнены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Справка: судья ФИО7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А.,
Троценко Ю.Ю.,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления
по административному иску ФИО1 к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан на длительное бездействие Администрации ГО г. Уфа и о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания
по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО5 на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Городского округа город Уфа Республики Башкортостан предъявил административный иск к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления.
В обоснование указывает, что Прокуратурой г. Уфы проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома N... по адрес о нарушении жилищных прав. Установлено, что постановлением главы Администрации Кировского района г. Уфы от дата N... дом N... по адрес признан непригодным для проживания.
Указанный дом подлежит переселению в рамках адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N.... Срок расселения в соответствии с названной Адресной программой - 31 декабря 2014 года.
Администрацией ГО г. Уфа проведена оценка соответствия дома N... по адрес требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47. Постановлением администрации города N 3232 от 24 августа 2015 года дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, до настоящего времени дом не расселен, исковая работа в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ с гражданами, которые отказались от предложенных вариантов расселения, не ведется, решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд не принято.
В ходе проверки также установлено, что на официальном сайте Государственной корпорации - Фонд Содействия реформирования ЖКХ отражена информация о расселении, названного дома. В соответствии с данной информацией, расселено... граждан, ... жителя из... жилого помещения выселяются в судебном порядке, дом имеет... подъезда, расположен на земельном участке N....
Между тем, указанная информация не соответствует действительности и не отражает реальной ситуации по расселению данного жилого дома. По информации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, дом до настоящего времени полностью не расселен, в отношении граждан, отказавшихся от предложенных вариантов расселения, ведется досудебная работа, иски не предъявлялись. Также на сайте неправильно указано количество подъездов дома (... вместо...), а также кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом.
По факту проявленного бездействия прокуратурой города в адрес главы Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан неоднократно вносились представления об устранении нарушений жилищного законодательства, в последний раз дата.
Представление от дата рассмотрено Администрацией ГО г. Уфа дата и дата. Из представленных администрацией города ответов следует, что расселение граждан из дома N... по адрес проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесение недостоверных сведений в системе АИС ЖКХ не влияет на исполнение программы по расселению граждан. При этом вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности не решен.
Таким образом, требования представления не исполнены, ответчиком не были приняты конкретные меры к расселению данного дома, а также внесению изменений, отражающих реальное состояния работы по расселению жильцов аварийного дома, в информацию, размещенной на официальном сайте Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ.
Проявленное Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан бездействие по расселению жильцов из аварийного дома грубо нарушает права как самих жильцов, так и иных граждан, поскольку угроза обрушения здания, угроза жизни и здоровья граждан сохраняется.
Просит признать незаконным длительное бездействие Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по исполнению требований, указанных в представлении прокурора г. Уфы от дата, о принятии конкретных мер к расселению жильцов многоквартирного дома N... по адрес, а также инициировании направления достоверной информации о расселении данного дома на официальный сайт Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ - "Реформа ЖКХ"; обязать Администрацию Городского округа город Уфа расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес течение... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; направить в Государственную корпорацию - Фонд содействия реформирования ЖКХ - "Реформа ЖКХ" www.reformagkh.ru в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица, заявляющего самостоятельные требования к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании длительного бездействия административного ответчика по расселению из ветхого, непригодного для постоянного проживания жилого дома N... по адрес незаконным, привлечена Х.К. - собственник комнаты, расположенной в квартире N... дома N... по адрес.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования Прокурора г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по исполнению требований, указанных в представлении прокурора города Уфы от дата, о принятии конкретных мер к расселению жильцов многоквартирного дома N... по адрес а также инициировании направления достоверной информации о расселении данного дома на официальный сайт Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ - "Реформа ЖКХ"; на Администрацию Городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Государственную корпорацию - Фонд содействия реформирования ЖКХ достоверную информацию о ходе расселения данного дома для размещения на сайте "Реформа ЖКХ" www.reformagkh.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Х.А. считает вышеуказанное решение суда необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Уфы, ФИО1 в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан были предприняты все меры к расселению данного дома. Спорный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, включен в первый этап региональной Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан N 136 от 28 марта 2014 года. Расселение дома N... по адрес производится во исполнение вышеуказанной Адресной программы, а также Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется с целью обеспечения безопасного проживания граждан, в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства Российской Федерации и не предусматривает улучшения жилищных условий, в том числе и предоставления жилого помещения по норме предоставления. Х.К. в вышеуказанном доме на праве собственности принадлежит жилое помещение - комната N... площадью... кв. м в трехкомнатной квартире N... общей площадью... кв. м, в том числе жилой -... кв. м. При расселении с дата года Х.К. предлагались жилые помещения, которые являются благоустроенными и отвечают установленным требованиям. Согласие на предложенные варианты расселения Х.К. не выразила. Постановлением Администрацией городского округа город Уфа РБ за N... от дата дом N... по адрес признан аварийным и подлежащим реконструкции (реставрации). В соответствии со ст. 32 ЖК РФ Х.К. было направлено требование о реконструкции (реставрации) жилого помещения N... от дата.
В связи с вышеизложенным, доводы прокурора о признании длительного бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по исполнению требований, указанных в представлении прокурора города Уфы от дата, не состоятельны.
Дом N... по адрес состоит из... жилых помещений, из которых:... принадлежат на праве собственности гражданам, ... жилых помещений находятся в муниципальной собственности. Расселено... жилых помещения, то есть...% от всех расселяемых жилых помещений. Собственникам направлены требования о реконструкции жилого помещения. В настоящее время проходит процедура согласования Постановления по изъятию жилых помещений и земельных участков. Также обращает внимание на то, что судом первой инстанции не принят во внимание порядок изъятия жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный частями 1, 4, 8, 9 ст. 32 ЖК РФ, в котором срок его проведения выходит за пределы трех месячного срока, указанного в решении от дата, обязывая Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев, суд принял заведомо не исполнимое решение.
На заседание судебной коллегии представитель Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан не явился, руководствуясь положениями части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу при установленной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав прокурора Замалетдинову Л.И., Х.К., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой города Уфы проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома N... по адрес о нарушении жилищных прав,
Установлено, что постановлением главы Администрации Кировского района г. Уфы от дата N... дом N... по адрес признан непригодным для проживания.
Указанный дом подлежит переселению в рамках адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136. Срок расселения в соответствии с названной Адресной программой - дата.
Администрацией ГО г. Уфа проведена оценка соответствия дома N... по адрес требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47. Постановлением администрации города N 3232 от 24 августа 2015 года дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, до настоящего времени дом не расселен, исковая работа в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ с гражданами, которые отказались от предложенных вариантов расселения, не ведется, решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд не принято.
На официальном сайте Государственной корпорации - Фонд Содействия реформирования ЖКХ отражена информация о расселении, названного дома. В соответствии с данной информацией, расселено... граждан, ... жителя из... жилого помещения выселяются в судебном порядке, дом имеет... подъезда, расположен на земельном участке N...
Установлено, что указанная информация не соответствует действительности и не отражает реальной ситуации по расселению данного жилого дома. По информации ГО г. Уфа РБ, дом до настоящего времени полностью не расселен, в отношении граждан, отказавшихся от предложенных вариантов расселения, ведется досудебная работа, иски не предъявлялись. Также на сайте неправильно указано количество подъездов дома... вместо...), а также кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом.
По факту проявленного бездействия прокуратурой города в адрес главы Администрации ГО г. Уфа РБ неоднократно вносились представления об устранении нарушений жилищного законодательства, в последний раз дата.
Представление от дата рассмотрено Администрацией ГО г. Уфа дата и дата. Из представленных ответов следует, что расселение граждан из дома N... по адрес проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесение недостоверных сведений в системе АИС ЖКХ не влияет на исполнение программы по расселению граждан. При этом вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности не решен.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании п. 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу положений части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Согласно акта от дата заседания Межведомственной комиссии Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - жилой дом N... по адрес признан непригодным для постоянного проживания.
Таким образом, в установленном действующим законодательством порядке жилой дом N... по адрес признан аварийным, непригодным для проживания, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о наличии обязанности Администрации ГО г. Уфа РБ по расселению жилого дома.
Судом был учтен и тот факт, что решение о признании жилого дома N... адрес аварийным и подлежащим сносу принято Межведомственной комиссией в 2002 году, а обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма, гражданам, выселяемым из жилого дома, подлежащего сносу, лежит на органе местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ, поэтому требования истцов о возложении обязанности на Администрацию городского округа г. Уфа к принятию конкретных мер по расселению жильцов указанного дома являются обоснованными, бездействие Администрации ГО г. Уфа по расселению жильцов из аварийного дома грубо нарушает права как самих жильцов, так и иных граждан, поскольку угроза обрушения здания, угроза жизни и здоровья граждан сохраняется.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установил характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по исполнению требований, указанных в представлении прокурора города Уфы от дата, о принятии конкретных мер к расселению жильцов многоквартирного дома N... по адрес, а также инициировании направления достоверной информации о расселении данного дома на официальный сайт Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ - "Реформа ЖКХ"
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о невыполнимости постановленного судом решения в части возложения на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Расселение жильцов аварийного дома в силу ст. 2 и ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции административного ответчика, который в соответствии со ст. 32, ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан выполнить процедуру, установленную в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилом доме.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Поскольку административный ответчик обязан при данных правоотношениях руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации, то судебная коллегия полагает, что решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата о возложении на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу будет неисполнимым, в связи с чем подлежит отмене в указанной части с принятием в отмененной части нового решения о возложении обязанности принять меры к расселению всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Иные доводы апелляционной жалобы, по существу сводятся к несогласию Администрации ГО г. Уфа с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить в части возложения на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В отмененной части принять новое решение.
Возложить на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанность принять меры к расселению всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 10.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-15415/2016
Требование: 1) Об оспаривании решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления; 2) О признании длительного бездействия незаконным.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилой дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, однако расселение жильцов не произведено, представления об устранении нарушений жилищного законодательства не исполнены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. по делу N 33а-15415/2016
Справка: судья ФИО7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А.,
Троценко Ю.Ю.,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления
по административному иску ФИО1 к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан на длительное бездействие Администрации ГО г. Уфа и о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания
по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО5 на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Городского округа город Уфа Республики Башкортостан предъявил административный иск к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления.
В обоснование указывает, что Прокуратурой г. Уфы проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома N... по адрес о нарушении жилищных прав. Установлено, что постановлением главы Администрации Кировского района г. Уфы от дата N... дом N... по адрес признан непригодным для проживания.
Указанный дом подлежит переселению в рамках адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N.... Срок расселения в соответствии с названной Адресной программой - 31 декабря 2014 года.
Администрацией ГО г. Уфа проведена оценка соответствия дома N... по адрес требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47. Постановлением администрации города N 3232 от 24 августа 2015 года дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, до настоящего времени дом не расселен, исковая работа в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ с гражданами, которые отказались от предложенных вариантов расселения, не ведется, решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд не принято.
В ходе проверки также установлено, что на официальном сайте Государственной корпорации - Фонд Содействия реформирования ЖКХ отражена информация о расселении, названного дома. В соответствии с данной информацией, расселено... граждан, ... жителя из... жилого помещения выселяются в судебном порядке, дом имеет... подъезда, расположен на земельном участке N....
Между тем, указанная информация не соответствует действительности и не отражает реальной ситуации по расселению данного жилого дома. По информации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, дом до настоящего времени полностью не расселен, в отношении граждан, отказавшихся от предложенных вариантов расселения, ведется досудебная работа, иски не предъявлялись. Также на сайте неправильно указано количество подъездов дома (... вместо...), а также кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом.
По факту проявленного бездействия прокуратурой города в адрес главы Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан неоднократно вносились представления об устранении нарушений жилищного законодательства, в последний раз дата.
Представление от дата рассмотрено Администрацией ГО г. Уфа дата и дата. Из представленных администрацией города ответов следует, что расселение граждан из дома N... по адрес проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесение недостоверных сведений в системе АИС ЖКХ не влияет на исполнение программы по расселению граждан. При этом вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности не решен.
Таким образом, требования представления не исполнены, ответчиком не были приняты конкретные меры к расселению данного дома, а также внесению изменений, отражающих реальное состояния работы по расселению жильцов аварийного дома, в информацию, размещенной на официальном сайте Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ.
Проявленное Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан бездействие по расселению жильцов из аварийного дома грубо нарушает права как самих жильцов, так и иных граждан, поскольку угроза обрушения здания, угроза жизни и здоровья граждан сохраняется.
Просит признать незаконным длительное бездействие Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по исполнению требований, указанных в представлении прокурора г. Уфы от дата, о принятии конкретных мер к расселению жильцов многоквартирного дома N... по адрес, а также инициировании направления достоверной информации о расселении данного дома на официальный сайт Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ - "Реформа ЖКХ"; обязать Администрацию Городского округа город Уфа расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес течение... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; направить в Государственную корпорацию - Фонд содействия реформирования ЖКХ - "Реформа ЖКХ" www.reformagkh.ru в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица, заявляющего самостоятельные требования к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании длительного бездействия административного ответчика по расселению из ветхого, непригодного для постоянного проживания жилого дома N... по адрес незаконным, привлечена Х.К. - собственник комнаты, расположенной в квартире N... дома N... по адрес.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования Прокурора г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по исполнению требований, указанных в представлении прокурора города Уфы от дата, о принятии конкретных мер к расселению жильцов многоквартирного дома N... по адрес а также инициировании направления достоверной информации о расселении данного дома на официальный сайт Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ - "Реформа ЖКХ"; на Администрацию Городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить в Государственную корпорацию - Фонд содействия реформирования ЖКХ достоверную информацию о ходе расселения данного дома для размещения на сайте "Реформа ЖКХ" www.reformagkh.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Х.А. считает вышеуказанное решение суда необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Уфы, ФИО1 в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан были предприняты все меры к расселению данного дома. Спорный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, включен в первый этап региональной Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан N 136 от 28 марта 2014 года. Расселение дома N... по адрес производится во исполнение вышеуказанной Адресной программы, а также Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется с целью обеспечения безопасного проживания граждан, в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства Российской Федерации и не предусматривает улучшения жилищных условий, в том числе и предоставления жилого помещения по норме предоставления. Х.К. в вышеуказанном доме на праве собственности принадлежит жилое помещение - комната N... площадью... кв. м в трехкомнатной квартире N... общей площадью... кв. м, в том числе жилой -... кв. м. При расселении с дата года Х.К. предлагались жилые помещения, которые являются благоустроенными и отвечают установленным требованиям. Согласие на предложенные варианты расселения Х.К. не выразила. Постановлением Администрацией городского округа город Уфа РБ за N... от дата дом N... по адрес признан аварийным и подлежащим реконструкции (реставрации). В соответствии со ст. 32 ЖК РФ Х.К. было направлено требование о реконструкции (реставрации) жилого помещения N... от дата.
В связи с вышеизложенным, доводы прокурора о признании длительного бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по исполнению требований, указанных в представлении прокурора города Уфы от дата, не состоятельны.
Дом N... по адрес состоит из... жилых помещений, из которых:... принадлежат на праве собственности гражданам, ... жилых помещений находятся в муниципальной собственности. Расселено... жилых помещения, то есть...% от всех расселяемых жилых помещений. Собственникам направлены требования о реконструкции жилого помещения. В настоящее время проходит процедура согласования Постановления по изъятию жилых помещений и земельных участков. Также обращает внимание на то, что судом первой инстанции не принят во внимание порядок изъятия жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный частями 1, 4, 8, 9 ст. 32 ЖК РФ, в котором срок его проведения выходит за пределы трех месячного срока, указанного в решении от дата, обязывая Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев, суд принял заведомо не исполнимое решение.
На заседание судебной коллегии представитель Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан не явился, руководствуясь положениями части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу при установленной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав прокурора Замалетдинову Л.И., Х.К., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой города Уфы проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома N... по адрес о нарушении жилищных прав,
Установлено, что постановлением главы Администрации Кировского района г. Уфы от дата N... дом N... по адрес признан непригодным для проживания.
Указанный дом подлежит переселению в рамках адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136. Срок расселения в соответствии с названной Адресной программой - дата.
Администрацией ГО г. Уфа проведена оценка соответствия дома N... по адрес требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47. Постановлением администрации города N 3232 от 24 августа 2015 года дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, до настоящего времени дом не расселен, исковая работа в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ с гражданами, которые отказались от предложенных вариантов расселения, не ведется, решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд не принято.
На официальном сайте Государственной корпорации - Фонд Содействия реформирования ЖКХ отражена информация о расселении, названного дома. В соответствии с данной информацией, расселено... граждан, ... жителя из... жилого помещения выселяются в судебном порядке, дом имеет... подъезда, расположен на земельном участке N...
Установлено, что указанная информация не соответствует действительности и не отражает реальной ситуации по расселению данного жилого дома. По информации ГО г. Уфа РБ, дом до настоящего времени полностью не расселен, в отношении граждан, отказавшихся от предложенных вариантов расселения, ведется досудебная работа, иски не предъявлялись. Также на сайте неправильно указано количество подъездов дома... вместо...), а также кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом.
По факту проявленного бездействия прокуратурой города в адрес главы Администрации ГО г. Уфа РБ неоднократно вносились представления об устранении нарушений жилищного законодательства, в последний раз дата.
Представление от дата рассмотрено Администрацией ГО г. Уфа дата и дата. Из представленных ответов следует, что расселение граждан из дома N... по адрес проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесение недостоверных сведений в системе АИС ЖКХ не влияет на исполнение программы по расселению граждан. При этом вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности не решен.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании п. 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу положений части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Согласно акта от дата заседания Межведомственной комиссии Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - жилой дом N... по адрес признан непригодным для постоянного проживания.
Таким образом, в установленном действующим законодательством порядке жилой дом N... по адрес признан аварийным, непригодным для проживания, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о наличии обязанности Администрации ГО г. Уфа РБ по расселению жилого дома.
Судом был учтен и тот факт, что решение о признании жилого дома N... адрес аварийным и подлежащим сносу принято Межведомственной комиссией в 2002 году, а обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма, гражданам, выселяемым из жилого дома, подлежащего сносу, лежит на органе местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ, поэтому требования истцов о возложении обязанности на Администрацию городского округа г. Уфа к принятию конкретных мер по расселению жильцов указанного дома являются обоснованными, бездействие Администрации ГО г. Уфа по расселению жильцов из аварийного дома грубо нарушает права как самих жильцов, так и иных граждан, поскольку угроза обрушения здания, угроза жизни и здоровья граждан сохраняется.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установил характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по исполнению требований, указанных в представлении прокурора города Уфы от дата, о принятии конкретных мер к расселению жильцов многоквартирного дома N... по адрес, а также инициировании направления достоверной информации о расселении данного дома на официальный сайт Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования ЖКХ - "Реформа ЖКХ"
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о невыполнимости постановленного судом решения в части возложения на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Расселение жильцов аварийного дома в силу ст. 2 и ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции административного ответчика, который в соответствии со ст. 32, ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан выполнить процедуру, установленную в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилом доме.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Поскольку административный ответчик обязан при данных правоотношениях руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации, то судебная коллегия полагает, что решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата о возложении на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу будет неисполнимым, в связи с чем подлежит отмене в указанной части с принятием в отмененной части нового решения о возложении обязанности принять меры к расселению всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Иные доводы апелляционной жалобы, по существу сводятся к несогласию Администрации ГО г. Уфа с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить в части возложения на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности расселить всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В отмененной части принять новое решение.
Возложить на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанность принять меры к расселению всех жильцов многоквартирного дома N... по адрес в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
Н.А.АЛЕКСАНДРОВА
Ю.Ю.ТРОЦЕНКО
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
Н.А.АЛЕКСАНДРОВА
Ю.Ю.ТРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)