Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2017 N 08АП-10966/2017 ПО ДЕЛУ N А75-5706/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. N 08АП-10966/2017

Дело N А75-5706/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10966/2017) общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Комфорт" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2017 по делу N А75-5706/2017 (судья Федоров А.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Комфорт" (ОГРН 1118602013617, ИНН 8602187368)
к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604)
о признании незаконным предписания N СГ-61 от 30.03.2017 судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Комфорт" (далее - заявитель, управляющая компания, Общество, ООО УК "Комфорт") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Служба, Жилстройнадзор Югры) о признании незаконным предписания N СГ-61 от 30.03.2017.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2017 по делу N А75-5706/2017 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме, обеспечительные меры, принятые определением от 15.06.2017 по настоящему делу, отменены.
Судебный акт мотивирован законностью выданного ООО УК "Комфорт" предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "Комфорт" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель, настаивая на незаконности оспариваемого предписания, указывает на то, что наличие в многоквартирном доме (МКД) индивидуальных приборов учета со статусом "неисправен" не является основанием для изменения порядка исчисления размера платы за отопление для всех собственников помещений в МКД.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Жилстройнадзор Югры представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО УК "Комфорт" и Жилстройнадзор Югры, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Комфорт" на основании лицензии N 76 от 24.04.2015 и договора управления осуществляет управление многоквартирным домом N 15/1, находящегося в городе Сургуте по улице Геологическая.
Службой в период с 15.03.2017 до 30.03.2017 на основании распоряжения (приказа) от 07.03.2017 N 61 в отношении ООО УК "Комфорт" проведена внеплановая документарная проверка с целью установления фактов, изложенных в обращении N РК 27-ОГ-166 от 02.02.2017 по вопросу определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" по адресу: МКД N 15/1 по ул. Геологическая г. Сургута, о чем составлен акт проверки от 30.03.2017 N СГ-61.
В ходе проведения проверки должностным лицом административного органа установлено, что проектным решением МКД предусмотрен поквартирный учет тепла. Система отопления 2-х трубная с нижней разводкой трубопроводов по техподполью с двухтрубными поквартирными горизонтальными ветками и поквартирным учетом тепловой энергии. Здание оборудовано общим домовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ) (представлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии). При вводе МКД в эксплуатацию во всех жилых помещениях были установлены ИПУ тепловой энергии.
В период с сентября 2016 года по февраль 2017 года размер платы за отопление определялся Обществом по формуле 3 (3) пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых встроенных помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с учетом показаний ОДПУ, показаний ИПУ, с учетом нормативного потребления тепловой энергии по жилым помещениям, в которых ИПУ тепловой энергии отсутствует, в том числе имеет статус "неисправен".
ООО УК "Комфорт" в материалы проверки были предоставлены проверочные отчеты (на период сентябрь 2016 года, октябрь 2016 года, февраль 2017 года), согласно которым в жилых помещениях квартир спорного МКД в сентябре 2016 года в количестве 186 (NN 3, 33, 38, 43, 47, 48, 49, 52, 54, 55 и др.) индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют, в том числе имеют статус "неисправен". При этом, в МКД 386 квартир.
В связи с указанными обстоятельствами, административный орган пришел к выводу о незаконности исчисления размера платы по формуле 3 (3) пункта 42.1 Правил N 354.
В целях устранения выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 30.03.2017 N СГ-61, которым заявителю предписано в срок до 30.07.2017 за период с сентября 2016 года по декабрь 2016 года по многоквартирному дому N 15/1 по ул. Геологическая г. Сургута выполнить определение размера платы за коммунальную услугу "отопление" по формуле 3 Приложения N 2 Правил N 354.
Не согласившись с указанным предписанием Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
22.06.2017 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 6.4, 6.4.1, 6.4.2, 6.4.3 Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-П "О службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Служба является органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Таким образом, в силу предоставленных указанным постановлением полномочий Служба вправе выносить предписания об устранении выявленного нарушения (пункт 6.14.4 Постановления от 25.06.2012 N 216-П).
Порядок исчисления и уплаты платы за коммунальные услуги урегулирован нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, порядок изменения арендной платы за коммунальные услуги при предоставлении услуг ненадлежащего качества регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354).
В соответствии с пункта 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно формуле 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3:

S
д i T
P = V x --- x T ,
i S
об

где:
V{\super Д - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
- В случаях, предусмотренных пунктами 42 (1), 54 и 59 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
- S{\sub i - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
- S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- T{\super T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с формулой 3 (3) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3 (3):

S
n одн i T
P = (V + V x ---) x T ,
i i i S
об

где:
- V{\sub i{\super n - объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год;
- V{\sub i{\super одн - объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, который определяется по формуле:

одн д n
V = V - SUM V ,
i i i

где
- V{\super д - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год;
- S{\sub i - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
- S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- T{\super T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктами 59 и 59 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям), до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Таким образом, неисправность приборов учета, окончание срока их поверки, не предоставление показаний не могут являться основанием для пересчета показаний всем жильцам с формулы 3 (3) на формулу 3 (1) лишь в пределах 3 расчетных периодов.
Согласно пункту 81 Правил N 354 наличие в жилых помещениях многоквартирного дома установленных индивидуальных приборов учета тепла само по себе не является основанием для определения размера платы за тепло, исходя из показаний данных приборов, поскольку вторым существенным обстоятельством для определения платы за коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета тепла является факт ввода всеми собственниками дома установленных приборов учета.
Оборудование квартирными приборами тепловой энергии предполагает их действующее состояние, позволяющее учитывать индивидуальное потребление тепла в каждой квартире.
Как было выше сказано, в ходе проверки административным органом было установлено, что ООО УК "Комфорт" за проверяемый период сентябрь 2016 года - февраль 2017 года размер платы по коммунальной услуге "отопление" был определен по формуле 3 (3) Приложения N 2 Правил N 354.
При этом, Обществом в материалы проверки были предоставлены проверочные отчеты (на период сентябрь 2016 года, октябрь 2016 года, февраль 2017 года), согласно которым в жилых помещениях квартир спорного МКД в сентябре 2016 года в количестве 186 (NN 3, 33, 38, 43, 47, 48, 49, 52, 54, 55 и др.) индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют, в том числе имеют статус "неисправен". При этом, в МКД 386 квартир.
Согласно письму ООО УК "Комфорт" в данных жилых помещениях установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии с истекшим сроком межповерочного интервала, снятые с учета при определении размера платы. Таким образом, данные индивидуальные приборы учета тепловой энергии не допущены в эксплуатацию. При этом, каких-либо доказательств того, что указанные обстоятельства возникли меньше 3 расчетных периодов назад ООО УК "Комфорт" не представило.
Таким образом, размер платы по коммунальной услуге "отопление" подлежит определению по формуле 3 Приложения N 2 Правил N 354.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то сеть на ООО УК "Комфорт".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Комфорт" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2017 по делу N А75-5706/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)