Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2017 по делу N А76-3786/2017 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" - Роговская Н.А. (доверенность от 09.01.2017);
- Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Ю.Н. (доверенность N 2 от 09.01.2017).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" (далее - заявитель, ООО УК "Галион", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительным предписания от 26.01.2017 N 17-106/55 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2017 (резолютивная часть решения объявлена 27.06.2017) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Галион" обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает оспоренное предписание незаконным. Как указывает податель жалобы, изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома произведено в соответствии с договором управления домом, утвержденного решением собрания собственников помещений этого дома, которое в установленном порядке оспорено не было. В отношении установления платы за техническое обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения, входящее в минимальный перечень услуг управляющей организации, обращает внимание на то, что запрет на установление собственниками помещения такой платы в законе отсутствует, сами услуги, входящие в минимальный перечень, оказываются заявителем надлежащим образом. Помимо этого, указывает на то обстоятельство, что выставление управляющей организацией платы собственникам помещений не входит в лицензионные требования, установленные п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), нарушение которого вменено заявителю оспоренным предписанием. Также, по мнению общества, содержащееся в предписании требование о произведении перерасчета платы за весь период, в том числе за пределами общего срока исковой давности, является незаконным, так как вопрос о возврате денежных средств регулируется гражданским законодательством, и требование о возврате не может быть облачено в форму обязательного для исполнения предписания. Считает, что в действиях общества не имеется нарушений жилищного законодательства, а исполнение требований предписания повлечет изменение сложившихся отношений заявителя с собственниками помещений и возникновение у заявителя убытков.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО УК "Галион" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1117447010856 и на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 42Б по ул. Чичерина в г. Челябинске, оформленного протоколом от 21.01.2013 N 1 и договоров управления многоквартирным домом осуществляет управление указанным многоквартирным домом.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения собственников помещения указанного дома от 29.12.2016 N 21160, на основании распоряжения заместителя начальника управления от 24.01.2017 N 17-106/255 в период с 24.01.2017 по 26.01.2017 должностным лицом управления проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Галеон".
Результаты проверки отражены в Акте проверки от 26.01.2017 N 17-106/255, которым зафиксировано нарушение заявителем требований пп. "б" п. 3 Положения N 1110, а именно: 1) неисполнение управляющей организацией обязанности по управлению многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части установления платы за содержание и ремонт жилого помещения (в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ изменен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме менее чем через год после его утверждения собранием собственников (протоколом собрания собственников помещений от 25.06.2015 утвержден тариф на содержание и текущий ремонт жилья за 1 кв. м общей площади квартиры - 13,56 руб.; согласно извещениям за период с июня 2016 года по декабрь 2016 года обществом в одностороннем порядке применены иные тарифы - 15,48 и 14,92 руб.); неисполнение управляющей организацией обязанности по управлению многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания" (далее - Постановления N 290) в части установления платы за техническое обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения, входящее в минимальный перечень.
По итогам проверки заявителю выдано предписание от 26.01.2017 N 17-106/255 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 15.02.2017: 1) произвести перерасчет собственниками и нанимателям за весь период необоснованных начислений платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно размеру платы, утвержденному общим собранием собственников, с июня 2016 года по декабрь 2016 года; 2) произвести перерасчет платы за весь период необоснованных начисления по статье "техническое обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения" за период с января 2013 года по декабрь 2016 года.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (пп. 2, 2 - 2 п. 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Таким образом, оспоренное предписание выдано управление в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод управления о нарушении заявителем требований пп. "б" п. 3 Положения N 1110, ч. 7 ст. 156 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в связи с изменением в одностороннем порядке платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме менее чем через год после его утверждения собранием собственников протоколом собрания собственников помещений от 25.06.2015, а также в связи с начислением платы за оказание услуг, входящих в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с пп. "б" п. 3 которого, лицензионным требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
В настоящем случае пунктом 5.4 договора управления многоквартирного дома предусмотрено, что оплата собственниками предоставленных работ и услуг по договору осуществляется на основании направляемой управляющей организацией счета-квитанции (счета на оплату и акта выполненных работ), в которых указываются: размер платы за предоставленные работы и услуги, а также сумма пени, рассчитанная в соответствии с условиями договора).
Таким образом, выставление счета на оплату оказанных услуг по управлению многоквартирным домом отнесено к обязанностям управляющей организации - ООО УК "Галион", и относится к необходимым для достижения целей управления домом условиям, а потому ненадлежащее исполнение такой обязанности является нарушением требований ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и пп. "б" п. 3 Положения N 1110. Приведенные в апелляционной жалобе возражения общества в этой части подлежат отклонению.
В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме (ч. 7). Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1). Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10).
В соответствии с п. 31 Правил N 491, при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Таким образом, установление и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом, размер платы устанавливается не менее чем на один год.
В нарушение этих нормативных требований ООО УК "Галион" изменило утвержденный общим собранием собственников помещений многоквартирного дома от 25.06.2015 тариф на содержание жилого помещения в одностороннем порядке и ранее истечения одного года (решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома утвержден тариф - 13,56 руб./кв. м, а согласно извещениям за период с июня 2016 года по декабрь 2016 года, обществом в одностороннем порядке применены тарифы - 15,48 руб./кв. м и 14,92 руб./кв. м).
В этой связи содержащееся в оспоренном предписании требование об осуществлении перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения с июня по декабрь 2016 года согласно размеру платы, утвержденному решением собрания собственников помещений, является законным и обоснованным, а приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за содержание жилого помещения кроме прочего входит плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности (ч. 1.1). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16).
В силу пп. "а" п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пп. "а" - "г" п. 11 этих же Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 16 Правил N 491).
Постановлением N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, который применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу этого Постановления.
В соответствии с правовой позицией высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктом 7 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе из электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода.
Пунктом 15 Постановления N 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, в том числе: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу пунктов 5.5.6, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, управляющая организация несет обязанность содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
Таким образом, обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и является обязанностью управляющей организации. Оплата таких услуг управляющей организации осуществляется за счет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, входящей в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Приведенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
Между тем, как установлено проверкой и не оспаривается заявителем, общество в нарушение нормативных требований, начиная с 01.12.2013 начисление платы за техническое обслуживание системы дымоудаления производило отдельно от платы за содержание и ремонт жилого помещения (сверх утвержденного собранием собственников помещений тарифа на содержание и ремонт жилого помещения).
В этой связи содержащееся в оспоренном предписании требование об осуществлении обществом перерасчета платы за весь период подобных необоснованных начислений является законным и обоснованным.
Такое требование управления предъявлено обществу в пределах предоставленных управлению полномочий и направлено на устранение выявленного в ходе проверки нарушения, а потому судом отклоняется довод общества о незаконности этого требования ввиду того, что отношения по возврату платежей регулируются исключительно гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания незаконными содержащихся в оспоренном предписании требований.
Соответствие предписания закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого предписания недействительным.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является правильным.
Предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При обращения в суд с апелляционной жалобой ООО УК "Галион" излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. по платежному поручению от 24.07.2017 N 611.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2017 по делу N А76-3786/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" (основной государственный регистрационный номер 1117447010856) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 24.07.2017 N 611.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 18АП-10151/2017 ПО ДЕЛУ N А76-3786/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. N 18АП-10151/2017
Дело N А76-3786/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2017 по делу N А76-3786/2017 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" - Роговская Н.А. (доверенность от 09.01.2017);
- Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Ю.Н. (доверенность N 2 от 09.01.2017).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" (далее - заявитель, ООО УК "Галион", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительным предписания от 26.01.2017 N 17-106/55 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2017 (резолютивная часть решения объявлена 27.06.2017) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Галион" обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает оспоренное предписание незаконным. Как указывает податель жалобы, изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома произведено в соответствии с договором управления домом, утвержденного решением собрания собственников помещений этого дома, которое в установленном порядке оспорено не было. В отношении установления платы за техническое обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения, входящее в минимальный перечень услуг управляющей организации, обращает внимание на то, что запрет на установление собственниками помещения такой платы в законе отсутствует, сами услуги, входящие в минимальный перечень, оказываются заявителем надлежащим образом. Помимо этого, указывает на то обстоятельство, что выставление управляющей организацией платы собственникам помещений не входит в лицензионные требования, установленные п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), нарушение которого вменено заявителю оспоренным предписанием. Также, по мнению общества, содержащееся в предписании требование о произведении перерасчета платы за весь период, в том числе за пределами общего срока исковой давности, является незаконным, так как вопрос о возврате денежных средств регулируется гражданским законодательством, и требование о возврате не может быть облачено в форму обязательного для исполнения предписания. Считает, что в действиях общества не имеется нарушений жилищного законодательства, а исполнение требований предписания повлечет изменение сложившихся отношений заявителя с собственниками помещений и возникновение у заявителя убытков.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО УК "Галион" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1117447010856 и на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 42Б по ул. Чичерина в г. Челябинске, оформленного протоколом от 21.01.2013 N 1 и договоров управления многоквартирным домом осуществляет управление указанным многоквартирным домом.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения собственников помещения указанного дома от 29.12.2016 N 21160, на основании распоряжения заместителя начальника управления от 24.01.2017 N 17-106/255 в период с 24.01.2017 по 26.01.2017 должностным лицом управления проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Галеон".
Результаты проверки отражены в Акте проверки от 26.01.2017 N 17-106/255, которым зафиксировано нарушение заявителем требований пп. "б" п. 3 Положения N 1110, а именно: 1) неисполнение управляющей организацией обязанности по управлению многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части установления платы за содержание и ремонт жилого помещения (в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ изменен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме менее чем через год после его утверждения собранием собственников (протоколом собрания собственников помещений от 25.06.2015 утвержден тариф на содержание и текущий ремонт жилья за 1 кв. м общей площади квартиры - 13,56 руб.; согласно извещениям за период с июня 2016 года по декабрь 2016 года обществом в одностороннем порядке применены иные тарифы - 15,48 и 14,92 руб.); неисполнение управляющей организацией обязанности по управлению многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания" (далее - Постановления N 290) в части установления платы за техническое обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения, входящее в минимальный перечень.
По итогам проверки заявителю выдано предписание от 26.01.2017 N 17-106/255 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 15.02.2017: 1) произвести перерасчет собственниками и нанимателям за весь период необоснованных начислений платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно размеру платы, утвержденному общим собранием собственников, с июня 2016 года по декабрь 2016 года; 2) произвести перерасчет платы за весь период необоснованных начисления по статье "техническое обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения" за период с января 2013 года по декабрь 2016 года.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (пп. 2, 2 - 2 п. 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Таким образом, оспоренное предписание выдано управление в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод управления о нарушении заявителем требований пп. "б" п. 3 Положения N 1110, ч. 7 ст. 156 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в связи с изменением в одностороннем порядке платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме менее чем через год после его утверждения собранием собственников протоколом собрания собственников помещений от 25.06.2015, а также в связи с начислением платы за оказание услуг, входящих в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с пп. "б" п. 3 которого, лицензионным требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
В настоящем случае пунктом 5.4 договора управления многоквартирного дома предусмотрено, что оплата собственниками предоставленных работ и услуг по договору осуществляется на основании направляемой управляющей организацией счета-квитанции (счета на оплату и акта выполненных работ), в которых указываются: размер платы за предоставленные работы и услуги, а также сумма пени, рассчитанная в соответствии с условиями договора).
Таким образом, выставление счета на оплату оказанных услуг по управлению многоквартирным домом отнесено к обязанностям управляющей организации - ООО УК "Галион", и относится к необходимым для достижения целей управления домом условиям, а потому ненадлежащее исполнение такой обязанности является нарушением требований ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и пп. "б" п. 3 Положения N 1110. Приведенные в апелляционной жалобе возражения общества в этой части подлежат отклонению.
В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме (ч. 7). Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1). Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10).
В соответствии с п. 31 Правил N 491, при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Таким образом, установление и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом, размер платы устанавливается не менее чем на один год.
В нарушение этих нормативных требований ООО УК "Галион" изменило утвержденный общим собранием собственников помещений многоквартирного дома от 25.06.2015 тариф на содержание жилого помещения в одностороннем порядке и ранее истечения одного года (решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома утвержден тариф - 13,56 руб./кв. м, а согласно извещениям за период с июня 2016 года по декабрь 2016 года, обществом в одностороннем порядке применены тарифы - 15,48 руб./кв. м и 14,92 руб./кв. м).
В этой связи содержащееся в оспоренном предписании требование об осуществлении перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения с июня по декабрь 2016 года согласно размеру платы, утвержденному решением собрания собственников помещений, является законным и обоснованным, а приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за содержание жилого помещения кроме прочего входит плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности (ч. 1.1). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16).
В силу пп. "а" п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пп. "а" - "г" п. 11 этих же Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 16 Правил N 491).
Постановлением N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, который применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу этого Постановления.
В соответствии с правовой позицией высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктом 7 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе из электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода.
Пунктом 15 Постановления N 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, в том числе: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу пунктов 5.5.6, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, управляющая организация несет обязанность содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
Таким образом, обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и является обязанностью управляющей организации. Оплата таких услуг управляющей организации осуществляется за счет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, входящей в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Приведенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
Между тем, как установлено проверкой и не оспаривается заявителем, общество в нарушение нормативных требований, начиная с 01.12.2013 начисление платы за техническое обслуживание системы дымоудаления производило отдельно от платы за содержание и ремонт жилого помещения (сверх утвержденного собранием собственников помещений тарифа на содержание и ремонт жилого помещения).
В этой связи содержащееся в оспоренном предписании требование об осуществлении обществом перерасчета платы за весь период подобных необоснованных начислений является законным и обоснованным.
Такое требование управления предъявлено обществу в пределах предоставленных управлению полномочий и направлено на устранение выявленного в ходе проверки нарушения, а потому судом отклоняется довод общества о незаконности этого требования ввиду того, что отношения по возврату платежей регулируются исключительно гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания незаконными содержащихся в оспоренном предписании требований.
Соответствие предписания закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого предписания недействительным.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является правильным.
Предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При обращения в суд с апелляционной жалобой ООО УК "Галион" излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. по платежному поручению от 24.07.2017 N 611.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2017 по делу N А76-3786/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Галион" (основной государственный регистрационный номер 1117447010856) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 24.07.2017 N 611.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)