Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Постановлением отклонены проект планировки и проект межевания территории для строительства многоквартирного жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" (далее - общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2016 по делу N А07-18721/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" - Фафикова Р.Х. (доверенность от 20.09.2016).
Общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 28.06.2016 N 987 "Об отклонении проекта планировки и проекта межевания территории для строительства многоквартирного жилого дома в г. Мелеуз" (далее - постановление от 28.06.2016 N 987).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2016 (судья Юсеева И.Р.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что у Администрации отсутствовали основания для отмены постановления от 25.09.2014 N 2007, поскольку отсутствуют доказательства того, что при его принятии были нарушены требования действующего законодательства. По мнению общества "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса", суды не дали надлежащей правовой оценки его доводу о недопустимости проведения повторных публичных слушаний при отсутствии обращений заинтересованных лиц. Заявитель считает, что проведение повторных публичных слушаний при наличии не отмененных постановлений от 25.09.2014 N 2007, от 22.10.2014 N 2204 противоречит смыслу сложившихся отношений по строительству многоквартирного жилого дома и действующему законодательству, а также при наличии действующего договора аренды земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Заявитель полагает, что суды не приняли во внимание письмо Администрации от 05.05.2015 N 1516, в котором указано, что организация и проведение в 2014 году публичных слушаний соответствуют требованиям градостроительного законодательства. По мнению общества "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса", строительство многоквартирного многоэтажного дома предусмотрено генеральным планом городского поселения г. Мелеуз.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что отделом Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - отдел Архитектуры и градостроительства Администрации) индивидуальному предпринимателю Дорогавцеву С.Н. (далее - предпринимателю Дорогавцеву С.Н.) выдано градостроительное заключение от 01.07.2014 N 157 по условиям предоставления земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Мелеуз, ул. Октябрьская, д. 5Б (далее - спорный многоквартирный жилой дом), согласно которому указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-3, в центральной части города, свободен от застройки, на нем имеется небольшой сквер с клумбами, газонами и скамейками.
Администрацией принято постановление от 30.07.2014 N 1567 на разработку проекта планировки и проекта межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
Постановлением Администрации от 02.09.2014 N 1834 назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
По результатам публичных слушаний, в которых приняли участие 2 зарегистрированных участника, 15.09.2014 принято решение одобрить проект планировки и проект межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 15.09.2014.
Администрация постановлением от 25.09.2014 N 2007, одобрила результаты публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории для строительства пятиэтажного спорного многоквартирного жилого дома, утвердила проект планировки и проект межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
Постановлением Администрации от 22.10.2014 N 2204 внесены изменения в постановление от 25.09.2014 N 2007, в названии постановления и в п. 1, 2 вместо "для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" читать "для строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома".
Между Администрацией (арендодатель) и предпринимателем Дорогавцевым С.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 30.01.2015 N 8051, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов общей площадью 3682 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. Октябрьская, д. 5 Б, для строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома, с кадастровым номером 02:68:010614:2052 (п. 1.1 договора).
Отделом Архитектуры и градостроительства Администрации выдано градостроительное заключение от 06.03.2015 N 47 по условиям размещения объекта для строительства многоквартирного жилого дома.
Отделом Архитектуры и градостроительства Администрации разработан Градостроительный план земельного участка N RU 03308000-1493Г, утвержденный постановлением Администрации от 17.03.2015 N 572.
Впоследствии между предпринимателем Дорогавцевым С.Н. (арендатор), Администрацией (арендодатель) и обществом "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" (третье лицо) заключено соглашению о передаче прав на земельный участок от 03.07.2015, по условиям которого арендатор передает третьему лицу все права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.01.2015 N 8051 (п. 3 соглашения).
Однако жильцы близлежащих многоквартирных домов выразили протест против строительства спорного многоквартирного жилого дома, что подтверждается многочисленными фактами коллективного обращения граждан в Администрацию и иные государственные органы.
В связи с чем в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, гл. 8 Правил землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан "Положение о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 11.04.2014 N 125 Администрацией издано постановление от 12.05.2016 N 75 о проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
Публичные слушания, в которых приняли участие 161 человек, проведены 17.06.2016. По результатам принято решение отклонить проект планировки и проект межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома, в связи с чем, постановлением Администрации от 28.06.2016 N 987 отклонен проект планировки и проект межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома, отменены постановления главы Администрации от 25.09.2014 N 2007, от 22.10.2014 N 2204.
Письмом от 29.06.2016 N 2502 Администрация уведомила общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" об отклонении проекта планировки и проекта межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома по итогам проведенных 17.06.2016 публичных слушаний, в связи с отсутствием согласия жителей многоквартирных домов на его строительство, а также о возможности предоставления земельного участка в микрорайоне "Северо-Западный", который согласно генерального плана является перспективной жилой застройкой территории города Мелеуз.
Не согласившись с постановлением Администрации от 28.06.2016 N 987, общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (ч. 9 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Согласно ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Частью 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно ч. 7 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
В соответствии с ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В силу ч. 10 ч. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2017 N Ф09-2635/17 ПО ДЕЛУ N А07-18721/2016
Требование: О признании недействительным постановления органа местного самоуправления.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Постановлением отклонены проект планировки и проект межевания территории для строительства многоквартирного жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. N Ф09-2635/17
Дело N А07-18721/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" (далее - общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2016 по делу N А07-18721/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" - Фафикова Р.Х. (доверенность от 20.09.2016).
Общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 28.06.2016 N 987 "Об отклонении проекта планировки и проекта межевания территории для строительства многоквартирного жилого дома в г. Мелеуз" (далее - постановление от 28.06.2016 N 987).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2016 (судья Юсеева И.Р.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что у Администрации отсутствовали основания для отмены постановления от 25.09.2014 N 2007, поскольку отсутствуют доказательства того, что при его принятии были нарушены требования действующего законодательства. По мнению общества "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса", суды не дали надлежащей правовой оценки его доводу о недопустимости проведения повторных публичных слушаний при отсутствии обращений заинтересованных лиц. Заявитель считает, что проведение повторных публичных слушаний при наличии не отмененных постановлений от 25.09.2014 N 2007, от 22.10.2014 N 2204 противоречит смыслу сложившихся отношений по строительству многоквартирного жилого дома и действующему законодательству, а также при наличии действующего договора аренды земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Заявитель полагает, что суды не приняли во внимание письмо Администрации от 05.05.2015 N 1516, в котором указано, что организация и проведение в 2014 году публичных слушаний соответствуют требованиям градостроительного законодательства. По мнению общества "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса", строительство многоквартирного многоэтажного дома предусмотрено генеральным планом городского поселения г. Мелеуз.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что отделом Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - отдел Архитектуры и градостроительства Администрации) индивидуальному предпринимателю Дорогавцеву С.Н. (далее - предпринимателю Дорогавцеву С.Н.) выдано градостроительное заключение от 01.07.2014 N 157 по условиям предоставления земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Мелеуз, ул. Октябрьская, д. 5Б (далее - спорный многоквартирный жилой дом), согласно которому указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-3, в центральной части города, свободен от застройки, на нем имеется небольшой сквер с клумбами, газонами и скамейками.
Администрацией принято постановление от 30.07.2014 N 1567 на разработку проекта планировки и проекта межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
Постановлением Администрации от 02.09.2014 N 1834 назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
По результатам публичных слушаний, в которых приняли участие 2 зарегистрированных участника, 15.09.2014 принято решение одобрить проект планировки и проект межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 15.09.2014.
Администрация постановлением от 25.09.2014 N 2007, одобрила результаты публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории для строительства пятиэтажного спорного многоквартирного жилого дома, утвердила проект планировки и проект межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
Постановлением Администрации от 22.10.2014 N 2204 внесены изменения в постановление от 25.09.2014 N 2007, в названии постановления и в п. 1, 2 вместо "для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" читать "для строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома".
Между Администрацией (арендодатель) и предпринимателем Дорогавцевым С.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 30.01.2015 N 8051, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов общей площадью 3682 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. Октябрьская, д. 5 Б, для строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома, с кадастровым номером 02:68:010614:2052 (п. 1.1 договора).
Отделом Архитектуры и градостроительства Администрации выдано градостроительное заключение от 06.03.2015 N 47 по условиям размещения объекта для строительства многоквартирного жилого дома.
Отделом Архитектуры и градостроительства Администрации разработан Градостроительный план земельного участка N RU 03308000-1493Г, утвержденный постановлением Администрации от 17.03.2015 N 572.
Впоследствии между предпринимателем Дорогавцевым С.Н. (арендатор), Администрацией (арендодатель) и обществом "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" (третье лицо) заключено соглашению о передаче прав на земельный участок от 03.07.2015, по условиям которого арендатор передает третьему лицу все права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.01.2015 N 8051 (п. 3 соглашения).
Однако жильцы близлежащих многоквартирных домов выразили протест против строительства спорного многоквартирного жилого дома, что подтверждается многочисленными фактами коллективного обращения граждан в Администрацию и иные государственные органы.
В связи с чем в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, гл. 8 Правил землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан "Положение о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 11.04.2014 N 125 Администрацией издано постановление от 12.05.2016 N 75 о проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
Публичные слушания, в которых приняли участие 161 человек, проведены 17.06.2016. По результатам принято решение отклонить проект планировки и проект межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома, в связи с чем, постановлением Администрации от 28.06.2016 N 987 отклонен проект планировки и проект межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома, отменены постановления главы Администрации от 25.09.2014 N 2007, от 22.10.2014 N 2204.
Письмом от 29.06.2016 N 2502 Администрация уведомила общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" об отклонении проекта планировки и проекта межевания территории для строительства спорного многоквартирного жилого дома по итогам проведенных 17.06.2016 публичных слушаний, в связи с отсутствием согласия жителей многоквартирных домов на его строительство, а также о возможности предоставления земельного участка в микрорайоне "Северо-Западный", который согласно генерального плана является перспективной жилой застройкой территории города Мелеуз.
Не согласившись с постановлением Администрации от 28.06.2016 N 987, общество "Строительство гидротехнических сооружений нефтегазового комплекса" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (ч. 9 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Согласно ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Частью 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно ч. 7 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
В соответствии с ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В силу ч. 10 ч. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)