Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 05.09.2016 N 4А-343/2016

Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, транспорта).

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. N 4а-343-16


Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу Заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2016 года и решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 апреля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский",

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) И. от 06 октября 2015 года N... Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (далее - ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением представитель ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" оспорил его в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2016 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с тем, что проверка в отношении ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" проводилась в нарушение ч. 1 ст. 14 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ) при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без соответствующего распоряжения уполномоченного органа.
Не согласившись с указанным решением должностное лицо административного органа - ******** - эксперт отдела юридического обеспечения, кадров и госслужбы Управления также оспорила указанное решение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 апреля 2016 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2016 года оставлено без изменения. В обоснование принятого решения суд указал, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 20 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ нарушение требований предусмотренных ч. 1 ст. 14 названного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя)
В надзорной жалобе заявитель просит об отмене вступивших в законную силу судебных актов (решения от 28.01.2016 и решения от 07.04.2016), и направлении дела на новое рассмотрение, в связи с тем, что в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 1 ФЗ N 294-ФЗ требования указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в данном случае на действия административного органа не распространяются. Считает, что суды не верно применили нормы КоАП РФ и ФЗ N 294-ФЗ.
Изучив материалы дела в рамках доводов жалобы, прихожу к выводу об оставлении оспариваемых решений без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Диспозиция ст. 6.4 КоАП РФ носит формальный характер, не предполагает возникновения или наличия какого-либо ущерба, причиненного совершенным правонарушением, его размера. Сам факт нарушения юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений образует состав данного правонарушения.
Из обстоятельств дела следует, что 16.09.2015 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) поступило обращение граждан вх. N.... 21 сентября 2015 года специалистом-экспертом отдела санитарного надзора лицензирования и регистрации Управления в присутствии представителя ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" С. и двух понятых проведен осмотр санитарной точки жилого дома по адресу:...........
Проверка в отношении ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" проведена без соответствующего распоряжения органа государственного контроля (надзора).
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление обращений и заявлений граждан.
Согласно части 4 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
К грубым нарушениям результатов проверок, влекущим их отмену относится нарушение требования о проведении проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Таким образом, утверждения заявителя жалобы об ошибочном применении судом законодательства, исходя из установленных по делу обстоятельств, следует отклонить, поскольку положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ при проведении проверки деятельности юридического лица, в данном случае установлены основания, влекущие недействительность результатов проверки.
Обстоятельства дела не указывают на освобождение органа государственного контроля (надзора) от издания отдельного распоряжения при проведении внеплановой проверки, и неприменение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Норма п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ на которую указывает заявитель в данном случае ошибочно толкуется заявителем, поскольку относится только к случаям при которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, и к проведению внеплановой выездной проверки не применима.
По данному делу была дана объективная оценка собранным по делу доказательствам, на основании которой сделан обоснованный вывод о недоказанности факта события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и виновности ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" в его совершении.
Таким образом, поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено, оснований для отмены или изменения оспариваемых решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

В удовлетворении надзорной жалобы Заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) - отказать.
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2016 года и решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 апреля 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский", - оставить без изменения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
А.Н.СЕДАЛИЩЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)