Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2016 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Павлюк Т.В., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от заявителя: согласно протоколу судебного заседания;
- от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года
по делу N А45-12493/2016 (судья Д.В. Векшенков)
по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт",
г. Новосибирск (ОГРН 1065407151127)
к государственной жилищной инспекции Новосибирской области
о признании постановления N 224-16 от 08.06.2016 незаконным
установил:
Открытое акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" (далее - заявитель, ОАО "Новосибирскэнергосбыт", общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган. Инспекция) о признании постановления N 224-16 от 08.06.2016 незаконным.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие вины в действиях общества; на уведомление должника об отключении коммунальной услуги; указывает на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По его мнению, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению - открытое акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" на основании образовавшейся задолженности, превышающей сумму 2-х месячных размеров платы за коммунальную услугу, потребителя Рубцова А.П., проживающего в жилом доме N <...> по ул. 1-я Линейная г. Бердска Новосибирской области в период с 31.03.2016 по 04.04.2016 осуществил приостановление коммунальной услуги.
13 мая 2016 года государственной жилищной инспекцией Новосибирской области при проведении проверки жалобы жильца дома установлены нарушения нормативных правовых актов, выразившиеся в ненадлежащем уведомлении потребителя, проживающего в жилом доме N <...> по ул. 1-я Линейная г. Бердска, о предстоящем ограничении (приостановлении) услуги электроснабжения, неисполнение требований пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), и введением приостановления услуги электроснабжения потребителю в превышении допустимой продолжительности перерыва электроснабжения потребителей, проживающих в жилом доме.
19 мая 2016 года уполномоченным лицом инспекции Новосибирской области составлен протокол N 06-04-001/2915 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении заявителя.
08 июня 2016 года административным органом вынесено в отношении общества постановление по делу об административном правонарушении N 224-16, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Привлечение к административной ответственности заявителя послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с заявлением о признании названного постановления незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения правонарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не может согласиться с правильностью выводов суда первой инстанции, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила N 354.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Из пунктов 2, 31 Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Из анализа указанных норм права следует, что должник должен быть заблаговременно в письменной форме уведомлен о необходимости погашения задолженности и возможном применении в отношении него соответствующих мер.
Согласно пункту 9 Приложения N 1 к Правилам предоставления услуг определены требования к качеству коммунальных услуг, а именно: допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 24 часа - при наличии 1 источника питания.
По пункту 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Как следует из материалов дела, Рубцов Андрей Петрович является собственником жилого дома, площадью 37, 3 кв. м, по адресу: г. Бердск Новосибирской области, ул. 1-я Линейная, 22, вместе с ним проживают супруга и два несовершеннолетних ребенка, которые являются потребителями коммунальной услуги по электроснабжению указанного жилого дома, заявитель в период с 31.03.2016 по 04.04.2016 приостановил собственнику и пользователям коммунальную услугу по электроснабжению.
Между обществом и Рубцовым А.П. 27 февраля 2016 года заключено соглашение об оплате задолженности, пунктом 1.1 которого Рубцов А.П. признает задолженность в сумме 2718, 28 руб. по состоянию на 27.02.2016, обязуется оплатить задолженность в полном объеме до 26.03.2016, при нарушении дата отключения - 31.03.2016 (пункт 2.2 соглашения), по пункту 2.5 при нарушении сроков и/или суммы платежа, указанных в пункте 2.2 соглашения исполнитель коммунальных услуг приостанавливает предоставление коммунальных услуг в сроки, указанные в пункте 2.2.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд исходил из отсутствия уведомления Рубцова А.П. в нарушении Правил и требований ГОСТа.
Между тем, как полагает апелляционная коллегия, заявление Общества подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно представленному обществом реестру должников N 53451 от 27.02.2016 Рубцов А.П. уведомлен о возможности приостановлении предоставления коммунальных услуг, о чем имеется его подпись.
Согласно представленному в материалы дела соглашению об оплате задолженности от 27.02.2016 датой отключения коммунальной услуги является 31.03.2016.
С учетом реестра должников от 27.02.2016 и соглашения об оплате задолженности от 27.02.2016 которым сторонами - заявителем и должником согласован порядок уплаты задолженности без начисления пеней и штрафов до 26.03.2016, согласована дата отключения электроэнергии при нарушении сроков оплаты - 31.03.2016, судебная коллегия приходит к выводу о представлении заявителем доказательств уведомлении потребителя с соблюдением сроков, установленных подпунктом "б" пункта 119 Правил N 354.
Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства, установленные по делу, приходит к выводу об отсутствии в действиях общества вины в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 7.23 КоАП РФ, т. к. им были предприняты исчерпывающие меры по предупреждению о возможности приостановления подачи электроэнергии.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не отражено, какими доказательствами подтверждается вина лица, привлеченного к административной ответственности, и в чем она выражается, административный орган лишь констатировал факт совершения правонарушения, не исследовав все обстоятельства его совершения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях общества вины, что свидетельствует о недоказанности обязательного элемента состава административного правонарушения, как субъективная сторона и о несоответствии оспариваемого постановления закону.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
По совокупности названных норм права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ОАО "Новосибирскэнергосбыт" вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для его отмены и принятия по делу нового судебного акта в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным и подлежащим отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области от 08.06.2016 по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт".
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года по делу N А45-12493/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные открытым акционерным обществом "Новосибирскэнергосбыт" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Новосибирской области по делу об административном правонарушении N 224-16 от 08.06.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2016 N 07АП-8280/2016 ПО ДЕЛУ N А45-12493/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N А45-12493/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2016 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Павлюк Т.В., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от заявителя: согласно протоколу судебного заседания;
- от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года
по делу N А45-12493/2016 (судья Д.В. Векшенков)
по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт",
г. Новосибирск (ОГРН 1065407151127)
к государственной жилищной инспекции Новосибирской области
о признании постановления N 224-16 от 08.06.2016 незаконным
установил:
Открытое акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" (далее - заявитель, ОАО "Новосибирскэнергосбыт", общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган. Инспекция) о признании постановления N 224-16 от 08.06.2016 незаконным.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие вины в действиях общества; на уведомление должника об отключении коммунальной услуги; указывает на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По его мнению, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению - открытое акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" на основании образовавшейся задолженности, превышающей сумму 2-х месячных размеров платы за коммунальную услугу, потребителя Рубцова А.П., проживающего в жилом доме N <...> по ул. 1-я Линейная г. Бердска Новосибирской области в период с 31.03.2016 по 04.04.2016 осуществил приостановление коммунальной услуги.
13 мая 2016 года государственной жилищной инспекцией Новосибирской области при проведении проверки жалобы жильца дома установлены нарушения нормативных правовых актов, выразившиеся в ненадлежащем уведомлении потребителя, проживающего в жилом доме N <...> по ул. 1-я Линейная г. Бердска, о предстоящем ограничении (приостановлении) услуги электроснабжения, неисполнение требований пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), и введением приостановления услуги электроснабжения потребителю в превышении допустимой продолжительности перерыва электроснабжения потребителей, проживающих в жилом доме.
19 мая 2016 года уполномоченным лицом инспекции Новосибирской области составлен протокол N 06-04-001/2915 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении заявителя.
08 июня 2016 года административным органом вынесено в отношении общества постановление по делу об административном правонарушении N 224-16, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Привлечение к административной ответственности заявителя послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с заявлением о признании названного постановления незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения правонарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не может согласиться с правильностью выводов суда первой инстанции, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила N 354.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Из пунктов 2, 31 Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Из анализа указанных норм права следует, что должник должен быть заблаговременно в письменной форме уведомлен о необходимости погашения задолженности и возможном применении в отношении него соответствующих мер.
Согласно пункту 9 Приложения N 1 к Правилам предоставления услуг определены требования к качеству коммунальных услуг, а именно: допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 24 часа - при наличии 1 источника питания.
По пункту 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Как следует из материалов дела, Рубцов Андрей Петрович является собственником жилого дома, площадью 37, 3 кв. м, по адресу: г. Бердск Новосибирской области, ул. 1-я Линейная, 22, вместе с ним проживают супруга и два несовершеннолетних ребенка, которые являются потребителями коммунальной услуги по электроснабжению указанного жилого дома, заявитель в период с 31.03.2016 по 04.04.2016 приостановил собственнику и пользователям коммунальную услугу по электроснабжению.
Между обществом и Рубцовым А.П. 27 февраля 2016 года заключено соглашение об оплате задолженности, пунктом 1.1 которого Рубцов А.П. признает задолженность в сумме 2718, 28 руб. по состоянию на 27.02.2016, обязуется оплатить задолженность в полном объеме до 26.03.2016, при нарушении дата отключения - 31.03.2016 (пункт 2.2 соглашения), по пункту 2.5 при нарушении сроков и/или суммы платежа, указанных в пункте 2.2 соглашения исполнитель коммунальных услуг приостанавливает предоставление коммунальных услуг в сроки, указанные в пункте 2.2.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд исходил из отсутствия уведомления Рубцова А.П. в нарушении Правил и требований ГОСТа.
Между тем, как полагает апелляционная коллегия, заявление Общества подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно представленному обществом реестру должников N 53451 от 27.02.2016 Рубцов А.П. уведомлен о возможности приостановлении предоставления коммунальных услуг, о чем имеется его подпись.
Согласно представленному в материалы дела соглашению об оплате задолженности от 27.02.2016 датой отключения коммунальной услуги является 31.03.2016.
С учетом реестра должников от 27.02.2016 и соглашения об оплате задолженности от 27.02.2016 которым сторонами - заявителем и должником согласован порядок уплаты задолженности без начисления пеней и штрафов до 26.03.2016, согласована дата отключения электроэнергии при нарушении сроков оплаты - 31.03.2016, судебная коллегия приходит к выводу о представлении заявителем доказательств уведомлении потребителя с соблюдением сроков, установленных подпунктом "б" пункта 119 Правил N 354.
Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства, установленные по делу, приходит к выводу об отсутствии в действиях общества вины в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 7.23 КоАП РФ, т. к. им были предприняты исчерпывающие меры по предупреждению о возможности приостановления подачи электроэнергии.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не отражено, какими доказательствами подтверждается вина лица, привлеченного к административной ответственности, и в чем она выражается, административный орган лишь констатировал факт совершения правонарушения, не исследовав все обстоятельства его совершения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях общества вины, что свидетельствует о недоказанности обязательного элемента состава административного правонарушения, как субъективная сторона и о несоответствии оспариваемого постановления закону.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
По совокупности названных норм права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ОАО "Новосибирскэнергосбыт" вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для его отмены и принятия по делу нового судебного акта в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным и подлежащим отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области от 08.06.2016 по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт".
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года по делу N А45-12493/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные открытым акционерным обществом "Новосибирскэнергосбыт" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Новосибирской области по делу об административном правонарушении N 224-16 от 08.06.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
О.А.СКАЧКОВА
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)