Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2017 ПО ДЕЛУ N А43-14958/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N А43-14958/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 03.05.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.05.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Организация "СОКОЛЬНИКИ" (ИНН 5260410103, ОГРН 1155260006923) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.02.2017 по делу N А43-14958/2016, принятое судьей Чепурных М.Г. по его заявлению о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 05.04.2016 N 515-04-815-16.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
На основании приказа от 04.04.2016 N 515-04-815-16 уполномоченными лицами Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена внеплановая выездная проверка фактов, изложенных в обращении Лышникова С.М., о нарушениях обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая Организация "СОКОЛЬНИКИ" (далее по тексту - Общество) лицензионных требований, а именно: об отсутствии газоснабжения в квартирах дома N 193 корп. 7 по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода.
По результатам проверки составлен акт от 05.04.2016 N 515-04-815-16 и выдано предписание от 05.04.2016 N 515-04-815-16.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 15.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что ввод дома в эксплуатацию был осуществлен в отсутствие технического подключения дома к газораспределительной сети ресурсоснабжающих организаций ("без врезки"), а квартиры передавались участникам долевого строительства от застройщика без установленного в них газоиспользующего оборудования.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, выполнение оспариваемого предписания приведет к нарушению обязательства, указанного в договоре управления многоквартирным домом в части самостоятельного заключения собственниками договоров с соответствующей организацией газового комплекса, что является недопустимым фактом.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Акционерное общество "Газпром Межрегионгаз Нижний Новгород" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что договором управления многоквартирным домом предусмотрено условие о том, что управляющая организация не несет обязанность по предоставлению коммунальной услуги газоснабжения жильцам дома. Мероприятия по подключению дома к газоснабжению могут быть произведены собственниками за свой счет.
Лышников С.М. отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложена обязанность в срок до 05.08.2016 устранить выявленные нарушения, принять исчерпывающие меры к пуску природного газа в квартиры дома N 193 корп. 7 по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с ней в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса договора управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354) установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальной услуги как газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как следует из пункта 8 данных Правил, исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация.
Пунктом 13 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которым, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в число которых также входит организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее по тексту - Правила N 124), которые устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) в следующие сроки: исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Согласно пункту 27 Правил N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
С учетом изложенного, общество обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
При этом принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015, Общество является организацией, управляющей многоквартирным домом N 193 корп. 7 по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода.
Пунктом 2 приложения N 6 к указанному договору "Перечень коммунальных услуг, для предоставления которых исполнитель от имени собственника заключает и исполняет договоры с ресурсоснабжающими организациями" предусмотрено, что услуга газоснабжения оказывается собственникам на основании прямых договоров с соответствующей организацией газового комплекса, которые собственники заключают самостоятельно.
При этом в соответствии с пунктом 2.1 условиями договора Общество приняло на себя обязательство обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам при отсутствии у собственника прямых договорных отношений на эти услуги (для чего от своего имени в интересах и за счет собственников заключает соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями).
Пунктом 3.1.5 договора управления многоквартирного дома установлено, что исполнитель обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями в отношении ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоры энергоснабжения на условиях, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, по условиям договора управления многоквартирным домом N 193 корпус 7 по ул. Родионова г. Нижний Новгорода, несмотря на предусмотренную возможность для собственников заключать прямые договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку газа, именно Общество несет обязанность по заключению такого договора при отсутствии у собственника прямых договорных отношении в отношении услуги газоснабжения.
В ходе проверки Инспекцией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д. N 193 корп. 7, было выявлено отсутствие газоснабжения в квартирах указанного дома.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Обществу оспариваемого предписания.
Как отметил суд первой инстанции, Общество неоднократно обращалось в ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", ОАО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород", ООО "НижегородЭнергоГазРАсчет". Кроме того, Обществом было подано исковое заявление в Арбитражный суд Нижегородской области к ООО "НижегородЭнергоГазРасчет" и АК "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" об обязании заключить договор поставки газа, в том числе, в отношении указанного дома.
Таким образом, Общество в добровольном порядке предпринимает меры по устранению допущенного нарушения в виде отсутствия газоснабжения, что свидетельствует о признании Обществом возложенной на него оспариваемым предписанием обязанности по организации газоснабжения дома.
Ссылка Общества на применение к рассматриваемой ситуации Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее по тексту - Правила N 549) обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, и не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами-собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Правила N 549 распространяются на отношения между газоснабжающей организацией и гражданами-потребителями коммунальной услуги по газоснабжению, к которым в силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся граждане, выбравшие способ непосредственного управления многоквартирным домом.
Поскольку в рассматриваемой ситуации собственниками помещений выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, Правила N 549 к ней не применимы.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.02.2017 по делу N А43-14958/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Организация "СОКОЛЬНИКИ" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Организация "СОКОЛЬНИКИ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 03.03.2017 N 275.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)