Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2016 N 10АП-3828/2016 ПО ДЕЛУ N А41-69553/15

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу N А41-69553/15


Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - товарищества собственников жилья "Восход-2004" - Грищук М.В. (представителя по доверенности от 01.12.2015), Руденко И.Н. (по протоколу от 24.04.2015),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - Кожина И.И. (представителя по доверенности от 11.01.2016), Черкасова Б.А. (представителя по доверенности от 26.01.2016),
от открытого акционерного общества "Мытищинская теплосеть" - извещено, представитель не явился,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Козловой Л.В. (представителя по доверенности от 05.10.2015)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2016 по делу N А41-69553/15, принятое судьей Гейц И.В.,

установил:

товарищество собственников жилья "Восход-2004" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - управление) от 24.08.2015 N 387 о привлечении товарищества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 50 000 рублей штрафа.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют открытое акционерное общество "Мытищинская теплосеть" (далее - общество), Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.02.2016 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представители управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители товарищества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить, решение суда отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В период с 15.07.2015 по 29.07.2015 проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки обращения гражданина, собственника гаражного места, расположенного в жилом комплексе по адресу: г. Мытищи, ул. Мира, д. 30, по вопросу незаконности взимания товариществом платы за услугу (отопление) в зимний период в гаражном помещении.
В ходе проверки управление составило акт проверки от 29.07.2015 N 144/07, в котором отразило следующее: товарищество выставляет счета собственникам гараж-стоянки за услугу (отопление), которую не осуществляет и не может осуществить, так как отсутствует оборудование для тепло-передачи (калориферы) и трубопроводы имеют видимые разрывы. Факт выставления товариществом не оказанной услуги, по мнению управления, подтверждается квитанциями, где в графе "вид платежа" отражено отопление и стоимость за не предоставленную услугу.
В связи с этим управление 29.07.2015 составило в отношении товарищества протокол об административном нарушении и 24.08.2015 вынесло постановление N 387 о привлечении товарищества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, в виде 50 000 рублей штрафа.
Удовлетворяя требование об отмене постановления управления по заявлению товарищества, поданному 03.09.2015, суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях товарищества события вмененного ему административного правонарушения.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объективная сторона состава вмененного товариществу правонарушения состоит в совершении противоправных действий, относящихся к формам обмана потребителей (иной обман потребителей). В качестве события правонарушения товариществу вменено взимание денежных средств в размерах, не соответствующих объему фактически полученной услуги.
Из части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) следует, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 136 Жилищного кодекса собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Из части 2 статьи 161 Жилищного кодекса следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что на основании решения общего собрания участников ООО "КСК РОСТ" (застройщик) (протокол от 04.06.2004 N 12) по адресу: г. Мытищи, ул. Мира, д. 30, образовано товарищество, обсужден и принят устав товарищества.
В состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мытищи, ул. Мира, д. 30 (далее - МКД), входит нежилое помещение N 1 - подземный гараж-стоянка, общей площадью 2 721 кв. м, что подтверждается данными технического паспорта здания по указанному выше адресу, выпиской из ЕГРП.
Как правильно установлено судом первой инстанции, нежилое помещение N 1 (подземный гараж-стоянка) к общему имуществу собственников квартир в этом МКД не относится.
Данное нежилое помещение N 1 - подземный гараж-стоянка, этаж подвал, принадлежит 89 собственникам на основании права общей долевой собственности. При этом в число этих собственников помимо собственников, владельцев квартир в МКД, входят граждане, не являющиеся собственниками, владельцами квартир в МКД. Эти факты лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьям 224 и 249 Гражданского кодекса определено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса определено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании части 1 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 2 статьи 153 Жилищного кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса.
В силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
При этом в силу пункта 5 статьи 153 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Таким образом, по аналогии закона, обязанность по внесению платы за нежилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника нежилого помещения с момента возникновения права собственности на нежилое помещение.
Следовательно, собственники нежилого помещения N 1 - подземный гараж-стоянка, обязаны нести расходы по его содержанию.
МКД оборудован тремя индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), которые размещены в подвальном помещении МКД.
На ИТП МКД общество (ОАО "Мытищинская теплосеть") как ресурсоснабжающая организация подает тепловую энергию в виде теплоносителя - горячую воду.
Объем поставленной в МКД тепловой энергии учитывается общедомовыми приборами учета тепловой энергии, установленными в каждом ИТП.
При этом в нежилом помещении N 1 (подземный гараж-стоянка) прибор учета тепловой энергии отсутствует.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги определяют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил N 354.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил N 354.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 Приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354 при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса, для отопления - в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
При этом в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, на собственниках нежилых помещений лежит бремя по оплате коммунальной услуги - отопление, потребленное в целом в многоквартирном доме и распределенное между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, начисление платы за отопление, коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, а также за содержание и ремонт собственникам нежилого помещения (автостоянки) МКД является обоснованным и не противоречит требованиям пунктов 40, 42, 44, 54 Правил N 354.
Правомерность начисления коммунальной услуги за отопление товариществом собственникам нежилого помещения (автостоянки) МКД подтверждена в письме (ответе) Минстроя России от 06.07.2015 N 21503-ОГ/04 на обращение товарищества от 23.04.2015, решением мирового судьи судебного участка N 128 Мытищинского судебного района от 05.08.2014 по делу N 2-263/14, оставленным без изменения апелляционным определением Мытищинского городского суда от 19.11.2014.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение мирового судьи по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Также из материалов следует, что 04.09.2015 и 22.09.2015 инспекция на основании распоряжения от 01.09.2015 N 39-ОГ-42333-22-7-2015 провела внеплановую выездную проверка деятельности товарищества с целью рассмотрения обращений граждан по вопросу начисления платы за отопление, коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, а также на содержание и ремонт собственникам нежилого помещения (автостоянки) рассматриваемого многоквартирного дома.
По результатам проверки составлены:
- - акт проверки от 04.09.2015 N 39-ОГ-42333-22-7-2015/1, в котором, в частности, отражено, что в нежилом помещении N 1 (подземный гараж-стоянка) проложены изолированные трубопроводы отопления; отопительные приборы отопления не установлены (отсутствуют); часть трубопроводов отопления заглушена;
- - акт проверки от 22.09.2015 N 39-ОГ-42333-22-7-2015/2, в котором отражено, что начисление платы коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, в указанном многоквартирном доме производится в соответствии с пунктами 40, 44 Правил N 354. При этом применение порядка начисления платы за отопление, который предлагает использовать заявитель в обращении от 03.08.2015 N 390Г-42333 (основание проведения настоящей проверки), а именно: прекращение начисления платы за отопление нежилому помещению (автостоянки) ухудшит материальное положение жителей указанного многоквартирного дома при начислении платы за отопление, поскольку увеличивается размер платы за отопление всем собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Тем самым, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что взимание товариществом платы за отопление с собственников нежилого помещения N 1 является обоснованным.
При этом суд также правомерно учел следующие обстоятельства.
Из постановления Главы Мытищинского района Московской области от 24.02.2005 N 625 следует, что заказчиком ООО "КСК РОСТ" предъявлен к приемке в эксплуатацию комплекс из трех жилых домов со встроено-пристроенными помещениями соцкультбыта и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Мира, дом 30 (акт присвоения адреса объекту недвижимости от 28.12.2004 N 000001828).
Также указанным постановлением Главы Мытищинского района от 24.02.2005 N 625 утвержден Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта" от 28.01.2005 N 000893 на комплекс из трех жилых домов со встроено-пристроенными помещениями соцкультбыта и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Мира, дом 30.
Данный факт свидетельствует о том, что приемка законченного строительством объекта означает комиссионную проверку и документальное подтверждение готовности объекта к вводу в эксплуатацию, и такая готовность объекта к вводу в эксплуатацию оформляется актом приемочной комиссии, в котором в свою очередь и отражается факт законченности строительства объекта, соответствие его утвержденному проекту, требованиям градостроительного и противопожарного законодательства, а также означает возможность оформления его в собственность в будущем.
Также в 2005 году ООО "КСК РОСТ" (правообладатель) и гражданин (правоприобретатель) заключили договор уступки права (требования), в соответствии с которым правообладатель, уступает правоприобретателю, имущественные права на машиноместа в подземной автостоянке сданного жилого комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Мира, д. 30 (далее - Боксы).
В соответствии с пунктом 2 договора Бокс соответствует проекту и техническим условиям.
Пунктом 4 договора предусматривается, что одновременно с приобретением права на получение боксов в собственность, правоприобретатель, принимает на себя следующие обязательства:
- - оплачивать эксплуатационные и коммунальные услуги по Боксам (в т.ч. предварительно в виде аванса за 4 месяца), исходя из фактических затрат инвестора и/или эксплуатирующей организации пропорционально получаемой правоприобретателем, площади;
- - подписывать необходимые акты, протоколы и иные документы для получения правоприобретателем, Боксов в собственность.
Таким образом, на момент приобретения права собственности на машиноместа, находящиеся в подземной автостоянке жилого комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Мира, д. 30, помещение подземной автостоянки полностью соответствовало проектной документации, а также требованиям градостроительного и противопожарного законодательства.
Доказательств обратного не представлено.
Кроме того, как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются:
- - помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
- - механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
- - иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. п. 7, 8 Правил).
Из материалов дела следует, что 01.01.2008 ОАО "Мытищинская теплосеть" (энергоснабжающая организация) и товарищество (абонент) заключили договор энергоснабжения N 191 предметом которого является продажа (подача) энергоснабжающей организацией абоненту, присоединенному к сети энергоснабжающей организации, и покупка (потребление) абонентом тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пункту 8.3 данного договора границы ответственности за состояние и обслуживание систем теплоснабжения между энергоснабжающей организацией и абонентом определяются их балансовой принадлежностью и устанавливаются в следующем порядке: на обслуживании абонента - внутренняя система отопления и ГВС, граница раздела проходит по наружной стороне фундамента здания.
В соответствии с пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.2, 4.3, 4.4.1 договора фактическое потребление производится: на основании показаний приборов учета, установленных на источнике тепла, в центральном тепловом пункте или индивидуальном тепловом пункте; фактическое потребление распределяется между абонентами пропорционально нагрузкам; по показаниям приборов учета, установленным на тепловых пунктах абонента, приборы учета приобретаются, устанавливаются и обслуживаются за счет абонента.
В случае отсутствия приборов учета количество тепловой энергии определяется расчетным путем:
- - по отоплению и вентиляции: по нагрузке и фактической температуре наружного воздуха;
- - по ГВС: по норме недопотребления, фактической температуре горячей и холодной воды.
Плановое потребление тепловой энергии соответствует представленному энергоснабжающей организацией к договору графиком отпуска тепловой энергии и определяется:
- - для отопления и вентиляции: в зависимости от нагрузки и фактической температуры наружного воздуха;
- - на горячее водоснабжение: по нормам водопотребления и плановой температуре холодной и горячей воды.
При этом самостоятельный договор электроснабжения между собственниками нежилого помещения N 1 (подземный гараж-стоянка) и ОАО "Мытищинская теплосеть" отсутствует и не заключался.
Как верно установлено судом первой инстанции, товарищество является балансодержателем объекта, осуществляет фактическую деятельность по содержанию всего объекта, его инженерного оборудования, поддержание прилегающей территории в надлежащем техническом и санитарном состоянии, несет расходы по обслуживанию и ремонту различных систем безопасности.
Таким образом, товарищество является поставщиком коммунальной услуги (отопления) собственникам нежилого помещения N 1.
В соответствии с проектной документацией в спорном нежилом помещении N 1 имеется система отопления, имеются трубопроводы системы отопления нежилого помещения N 1, предусмотрены точки подачи тепловой энергии, что также отражено в проекте тепловых нагрузок многоквартирного дома.
В настоящее время в обогревающие элементы (калориферы, теплообменники, вентиляторы и т.д.), предусмотренные проектной и технической документацией в спорном нежилом помещении отсутствуют, демонтированы, что подтверждается актом (с приложением фототаблицы) совместного обследования системы отопления нежилого помещения N 1 многоквартирного дома пор адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Мира, д. 30, из которого следует:
- - прибор учета тепловой энергии на систему вентиляции установлен, не имеет допуска как коммерческий прибор учета (не может быть использован для расчета коммунальной услуги "Отопление");
- - на момент осмотра установлено, что в соответствии с проектом имеются две вентиляционные камеры, смонтированные в соответствии с проектом, но не эксплуатируемые; электрощит управления автоматики вентиляции частично разобран; от венткамер в помещение подземной гараж-стоянки идут вентиляционные короба, предназначенные для подачи теплого воздуха в нежилое помещение N 1;
- - проектом предусмотрена установка в помещении подземной гараж-стоянки пяти калориферов с вентиляторами, на момент осмотра они отсутствуют; трубопроводы подачи теплоносителя идущие от прибора учета указанного в пункте 1 настоящего акта, для обогрева пяти калориферов частично разорваны, частично демонтированы.
При этом как установлено судом первой инстанции, через нежилое помещение N 1 проходят трубы отопления, обеспечивающие подачу теплоносителя в другие помещения МКД. Доказательств обратного не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе и данные, свидетельствующие о событии административного правонарушения, а также обстоятельства, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности.
Для установления в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Однако из протокола об административном правонарушении не представляется возможным установить, на основании каких именно данных управление нежилое помещение N 1 (подземная автостоянка) отнесено к общему имуществу дома, не исследован вопрос о том, что нежилое помещение N 1 (подземная автостоянка) принадлежит на праве общей долевой собственности 89 собственникам, на момент заключения договоров уступки права (требования) машиноместа в подземной автостоянке соответствовали проекту и техническим условиям, также не указано наличие приборов учета, их количество, места установки, граница эксплуатационной ответственности и иные обстоятельства, позволяющие признать событие административного правонарушения установленным.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
Из оспариваемого постановления управления следует, что вопрос о виновности товарищества в совершении административного правонарушения в ходе административного производства не исследовался, фактически вина товарищества не установлена.
Оспариваемое постановление содержит только описание события правонарушения, констатацию факта выявленных нарушений, при этом причинно-следственная связь между действиями товарищества и нарушениями требований законодательства не установлена.
Между тем товарищество в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что им предпринимались меры, направленные на установку дополнительного прибора учета (неоднократные обращения в общество - ОАО "Мытищинская теплосеть" за разъяснениями по данному вопросу), обращения в Минстрой России, в администрацию Мытищинского муниципального района, обращения к собственникам подземной автостоянки, обращение за получением экспертного заключения (от 17.07.2015 N 15/Э-057) и проч., то есть действия, направленные на соблюдение требований нормативных документов.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2016 по делу N А41-69553/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)