Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.11.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.08.2015
по делу N А39-1318/2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению Фонда поддержки велосипедного спорта ВМХ о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск от 07.05.2015 N 3191-исх,
при участии в судебном заседании представителей:
Фонда поддержки велосипедного спорта ВМХ - Фатькиной Ю.И. по доверенности от 07.05.2015 сроком действия до 31.12.2015,
и
Фонд поддержки велосипедного спорта ВМХ (далее - Фонд ВМХ, некоммерческая организация, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с требованием о признании незаконным изложенного в письме от 07.05.2015 N 3191-исх решения администрации городского округа Саранск (далее - орган местного самоуправления) об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а", кадастровый номер земельного участка 13:23:0901136:73". Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.08.2015 заявленные требования удовлетворены; признаны незаконными действия администрации г. Саранска по отказу Фонду ВМХ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а", кадастровый номер земельного участка 13:23:0901136:73". В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления судебного решения в законную силу выдать Фонду разрешение на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а", кадастровый номер земельного участка 13:23:0901136:73". Одновременно суд взыскал с администрации г. Саранска в пользу Фонда ВМХ судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Саранска обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что Фонд приложил к своему заявлению проектную документацию, не соответствующую Положению о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, что и послужило основанием к принятию решения об отказе, которое не нарушает права и обязанности некоммерческой организации.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд ВМХ указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Администрация г. Саранска явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
В судебном заседании представитель Фонда ВМХ поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 28.01.2015 через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) Фонд поддержки велосипедного спорта ВМХ обратился в администрацию г. Саранска с заявлением N 1-ОС/15 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира Республики Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а".
Письмом от 07.05.2015 N 3191-исх. орган местного самоуправления уведомил Фонд об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Посчитав, что такие действия и решение органа местного самоуправления противоречат положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Фонд ВМХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий и ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Следовательно, администрация г. Саранска является органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в г. Саранске Республики Мордовия.
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Положениями части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, а также выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может иметь место в случае отсутствия документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Иных оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает.
Следовательно, отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство при отсутствии оснований, предусмотренных частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является незаконным.
На основании части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Таким образом, законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство и расширительному толкованию он не подлежит.
Постановлением администрации г. Саранска от 23.11.2012 N 3814 утвержден Административный регламент, который устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории городского округа Саранск.
В силу пункта 10.1 Административного регламента граждане и юридические лица либо индивидуальные предприниматели, заинтересованные в получении разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, подают в Администрацию заявление с приложением указанных в нем документов.
Согласно пункту 13.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, предусмотренных пунктами 10, 38 настоящего Административного регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; несоответствие представленных документов по форме и содержанию нормам действующего законодательства; письменное обращение заявителя об отзыве без предоставления муниципальной услуги.
Установлено по делу, что 27.01.2015 Фонд поддержки велосипедного спорта ВМХ через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в администрацию г. Саранска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира Республики Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а".
К заявлению Фонд приложил копии правоустанавливающих документов на земельный участок (договор аренды земельного участка N 450 от 03.06.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 22.08.2012 N 13/2012-58351, расчет арендной платы, распоряжение ТУ Росимущества в РМ от 23.05.2013 N 60-рз, акт приема-передачи земельного участка от 03.06.2013, свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2009 N 13 ГА 348151); копию градостроительного плана земельного участка, распоряжение N 1087-рз от 29.08.2014; подлинники материалов, содержащихся в проектной документации: пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка раздел 2, схемы, отображающие архитектурные решения, раздел 3, проект организации строительства раздел 6.
Штамп КУ МФЦ "входящий" подтверждает получение 28.01.2015 указанных документов. Данное обстоятельство орган местного самоуправления не оспаривает.
Проанализировав содержание заявления и его приложения, суд первой инстанции установил, что при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство Фонд ВМХ выполнил предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования, приложив все необходимые документы.
Однако вопреки требованиям части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса в десятидневный срок администрация г. Саранска не выдала Фонду разрешение на строительство, направив в адрес заявителя решение об отказе в его выдаче.
Из письма от 07.05.2015 N 3191-исх следует, что в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство указано на несоблюдение Фондом требований части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, выразившееся в приложении к заявлению проектной документации, выполненной не в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе проектной документации и требованиях к их содержанию".
Рассмотрев такую позицию органа местного самоуправления, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал ее необоснованной в силу следующего.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.11.2009 серии 13 ГА N 348151 земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901136:73 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 23.05.201 N 20/рз Фонду ВМХ предоставлен земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901136:73, сроком до 01.07.2027, с целью размещения объектов физической культуры и спорта.
03.06.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия и Фонд поддержки велосипедного спорта ВМХ заключили договор аренды земельного участка находящегося в федеральной собственности N 450, на основании которого Фонду передан на праве аренды земельный участок, площадью 11 278 кв. м, кадастровый номер 13:23:0901136:73, категория: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, дом 28 "а", разрешенное использование: для размещения объектов физической культуры и спорта, в границах указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, о чем 01.04.2013 в Единый государственный реестр недвижимого имущества внесена запись N 13/1301/153/2013-076.
Из договора аренды от 03.06.2013 N 450 следует, что на земельном участке расположены стартовая горка-здание со служебными помещениями; сооружение - велотрасса, находящиеся в аренде у Фонда.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.06.2014 по делу N А39-1879/2014 распоряжением администрации г. Саранска от 29.08.2014 N 1087-рз утвержден градостроительный план N RU 13301000-1884 земельного участка с кадастровым номером 13:23:0901136:73, расположенного по проспекту Ленина, дом 28 "а" в г. Саранске.
Градостроительный план N RU 13301000-1884 содержит информацию о видах разрешенного использования, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на вышеуказанном земельном участке.
В частности, основные виды разрешенного использования: размещение жилых домов квартирного типа от 5 этажей и выше; размещение вдоль красных линий прилегающих улиц и магистралей жилых зданий смешанного использования с размещением в нижних этажах объектов делового, культурно-просветительного, обслуживающего и коммерческого назначения (в том числе - общегородского уровня) с отдельными входами со стороны улиц (при наличии условий для парковки автотранспорта) ДОУ (детские общеобразовательные учреждения, школы общеобразовательные, лицеи, гимназии; рекреационные и спортивные площадки отдыха для детей и взрослых; хозяйственные площадки и площадки для мусоросборников.
Вспомогательным видом разрешенного использования, в том числе является физкультурно-оздоровительные здания и сооружения - как отдельно стоящие, так и встроенно-пристроенные.
Согласно пункту 4 градостроительного плана N RU 13301000-1884 в границах земельного участка расположены объекты: стартовая горка, сооружение - велотрасса.
Материалы дела не содержат сведений, свидетельствующих о признании в установленном законом порядке градостроительного плана N RU 13301000-1884 недействительным.
Положениями статей 44, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке и служит основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.
В 2014 году ООО "Проект-Сити" разработало для Фонда ВМХ проект "Здания для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а".
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, в том числе в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Из проекта ООО "Проект-Сити" "Здания для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а" (далее - Проект) следует, что проектируемое здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской является одноэтажным и его общая площадь составляет 32,2 кв. м.
Проведение экспертизы при изготовлении указанного проекта в данном случае законодательством не предусмотрено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, которым установлен состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов.
Пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию предусмотрено, что раздел 1 "Пояснительная записка" Проектной документации должен содержать в текстовой части реквизиты технических условий, предусмотренных частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.
Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней, в том числе по запросам правообладателей земельных участков.
Из представленного в материалы дела Проекта следует, что функционирование проектируемого объекта капитального строительства возможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования, что проектной организацией отражено на листе 7 "Пояснительной записки" 22/2014-ПЗ (пункт "г" сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии не предусмотрено).
Подпунктом "м" пункта 10 Положения установлено, что раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать в текстовой части технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что на листе 9 Пояснительной записки Проектной документации 22/2014-ПЗ (пункт "м") отражены технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства (общее количество работающих, площадь участка, площадь участка обсчета, площадь застройки, площадь площадок и отмосток, общая площадь здания, строительный объем, продолжительность строительства).
Согласно подпункту "т" пункта 10 Положения в разделе 1 "Пояснительная записка" должно содержаться заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент), техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий.
Информация, предусмотренная подпунктом "т" пункта 10 Положения, указана на листе 11 Проектной документации Раздел 1. "Пояснительная записка" 22/2014-ПЗ.
Подпунктом "л" пункта 13 Положения предусмотрено, что раздел 3 "Архитектурные решения" Проектной документации должен содержать в текстовой части поэтажные планы зданий и сооружений с приведением экспликации помещений - для объектов непроизводственного назначения.
Из Проектной документации следует, что раздел 3 "Архитектурные решения" (лист 1 22/2014-АР) содержит план проектируемого здания с проведением экспликации помещений (тамбур 2.25 кв. м, коридор 5,3 кв. м, помещение техперсонала 8,5 кв. м, судейская 8,4 кв. м, помещение для хранения инвентаря 8,5 кв. м).
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что в Проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должен быть раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" должен состоять из следующих подразделов:
а) подраздел "Система электроснабжения";
б) подраздел "Система водоснабжения";
в) подраздел "Система водоотведения";
г) подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
д) подраздел "Сети связи";
е) подраздел "Система газоснабжения";
ж) подраздел "Технологические решения".
Функционирование проектируемого объекта обеспечивается без подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (лист 7 "Пояснительной записки" 22/2014-ПЗ).
Таким образом, в Проектной документации обоснованно отсутствует раздел "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений".
По мнению администрации г. Саранска, раздел "Конструктивные и объемно-планировочные решения" выполнен другой проектной организацией (ООО ПСК "Город"), в связи с чем он отличается от проектной документации, выполненной ООО "Проект-Сити" по технико-экономическим показателям и архитектурным решением.
Однако в подтверждение такой позиции орган местного самоуправления не представил надлежащие доказательства, а в материалах дела отсутствуют документальные данные, свидетельствующие о том, что раздел "Конструктивные и объемно-планировочные решения" выполнен ООО ПСК "Город".
Орган местного самоуправления полагает, что несоответствие представленной проектной документации требованиям действующего законодательства вызвано разработкой проектной документации разными проектными организациями ООО ПСК "Город" и ООО "Проект-Сити", которые отличаются по технико-экономическим показателям и архитектурным решением.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции выяснил, что Фонд обратился в администрацию г. Саранска с заявлением о выдаче разрешения на строительство, представив проектную документацию "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской, РМ, г. Саранск, пр. Ленина, 28 "а" N 22/2014-ПЗ, что указано в приложении к заявлению от 27.01.2015 N 1-ОС/15 под порядковым номером 3.
Данная проектная документация выполнена проектной организацией ООО "Проект-Сити" и какая-либо иная документация вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство Фондом в орган местного самоуправления не представлялась.
Следовательно, вывод администрации г. Саранска о несоответствии представленной Фондом проектной документации Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, является несостоятельным, не нашедшим своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В качестве основания отказа в выдаче разрешения на строительство орган местного самоуправления также сослался на то, что к документам не приложены схемы, отображающие архитектурные решения (цветовые решения фасадов), согласованные с Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа Саранск.
При этом Фонд ВМХ не отрицает отсутствие в составе документов, согласованных с Управлением архитектуры и градостроительства, схем, отображающих архитектурные решения (цветовые решения фасадов), поскольку предоставление такого документа не предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылку администрации г. Саранска на несоответствие представленной Фондом проектной документации проекту планировки территорий, ограниченной улицами Полежаева, Большевистская и Васенко г. Саранска, включая проект межевания, утвержденный постановлением администрации г. Саранск от 05.10.2009 N 2264, в соответствии с которым на земельном участке площадью 11 278 кв. м, кадастровый номер 13:23:0901136:73, планируется размещение жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом - стоянкой, арбитражный суд обоснованно не принял во внимание, поскольку согласно градостроительному плану земельного участка N RU 13301000-1884 основным видом разрешенного использования земельного участка является, в том числе рекреационные и спортивные площадки отдыха для детей, вспомогательным видом размещенного использования земельного участка является, в том числе - для размещения физкультурно-оздоровительных зданий и сооружений - как отдельно стоящих, так встроенно-пристроенных.
Кроме того, из письма администрации г. Саранска от 07.05.2015 N 3191-исх следует, что на земельном участке площадью 20 093 кв. м, кадастровый номер 13:23:0901136:74, планируется размещение жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом-стоянкой, тогда как из заявления Фонда от 27.01.2015 N 1-ОС/15 о выдаче разрешения на строительство следует, что заявитель просил предоставить разрешение на строительства объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской, РМ, г. Саранск, пр. Ленина, 28 "а" на ином земельном участке площадью 11 278 кв. м, кадастровый номер 13:23:0901136:73.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что у администрации г. Саранска отсутствовали основания для отказа Фонду поддержки велосипедного спорта ВМХ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Оспариваемые действия и решение уполномоченного органа не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Фонда, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно удовлетворил заявление Фонда ВМХ.
Руководствуясь частями 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Фонда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с уполномоченного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Апелляционная жалоба администрации г. Саранска признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.08.2015 по делу N А39-1318/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не допущено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.08.2015 по делу N А39-1318/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2015 ПО ДЕЛУ N А39-1318/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2015 г. по делу N А39-1318/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.11.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.08.2015
по делу N А39-1318/2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению Фонда поддержки велосипедного спорта ВМХ о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск от 07.05.2015 N 3191-исх,
при участии в судебном заседании представителей:
Фонда поддержки велосипедного спорта ВМХ - Фатькиной Ю.И. по доверенности от 07.05.2015 сроком действия до 31.12.2015,
и
установил:
Фонд поддержки велосипедного спорта ВМХ (далее - Фонд ВМХ, некоммерческая организация, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с требованием о признании незаконным изложенного в письме от 07.05.2015 N 3191-исх решения администрации городского округа Саранск (далее - орган местного самоуправления) об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а", кадастровый номер земельного участка 13:23:0901136:73". Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.08.2015 заявленные требования удовлетворены; признаны незаконными действия администрации г. Саранска по отказу Фонду ВМХ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а", кадастровый номер земельного участка 13:23:0901136:73". В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления судебного решения в законную силу выдать Фонду разрешение на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а", кадастровый номер земельного участка 13:23:0901136:73". Одновременно суд взыскал с администрации г. Саранска в пользу Фонда ВМХ судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Саранска обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что Фонд приложил к своему заявлению проектную документацию, не соответствующую Положению о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, что и послужило основанием к принятию решения об отказе, которое не нарушает права и обязанности некоммерческой организации.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд ВМХ указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Администрация г. Саранска явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
В судебном заседании представитель Фонда ВМХ поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 28.01.2015 через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) Фонд поддержки велосипедного спорта ВМХ обратился в администрацию г. Саранска с заявлением N 1-ОС/15 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира Республики Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а".
Письмом от 07.05.2015 N 3191-исх. орган местного самоуправления уведомил Фонд об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Посчитав, что такие действия и решение органа местного самоуправления противоречат положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Фонд ВМХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий и ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Следовательно, администрация г. Саранска является органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в г. Саранске Республики Мордовия.
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Положениями части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, а также выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может иметь место в случае отсутствия документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Иных оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает.
Следовательно, отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство при отсутствии оснований, предусмотренных частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является незаконным.
На основании части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Таким образом, законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство и расширительному толкованию он не подлежит.
Постановлением администрации г. Саранска от 23.11.2012 N 3814 утвержден Административный регламент, который устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории городского округа Саранск.
В силу пункта 10.1 Административного регламента граждане и юридические лица либо индивидуальные предприниматели, заинтересованные в получении разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, подают в Администрацию заявление с приложением указанных в нем документов.
Согласно пункту 13.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, предусмотренных пунктами 10, 38 настоящего Административного регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; несоответствие представленных документов по форме и содержанию нормам действующего законодательства; письменное обращение заявителя об отзыве без предоставления муниципальной услуги.
Установлено по делу, что 27.01.2015 Фонд поддержки велосипедного спорта ВМХ через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в администрацию г. Саранска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской в границах участка относительно ориентира Республики Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а".
К заявлению Фонд приложил копии правоустанавливающих документов на земельный участок (договор аренды земельного участка N 450 от 03.06.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 22.08.2012 N 13/2012-58351, расчет арендной платы, распоряжение ТУ Росимущества в РМ от 23.05.2013 N 60-рз, акт приема-передачи земельного участка от 03.06.2013, свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2009 N 13 ГА 348151); копию градостроительного плана земельного участка, распоряжение N 1087-рз от 29.08.2014; подлинники материалов, содержащихся в проектной документации: пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка раздел 2, схемы, отображающие архитектурные решения, раздел 3, проект организации строительства раздел 6.
Штамп КУ МФЦ "входящий" подтверждает получение 28.01.2015 указанных документов. Данное обстоятельство орган местного самоуправления не оспаривает.
Проанализировав содержание заявления и его приложения, суд первой инстанции установил, что при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство Фонд ВМХ выполнил предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования, приложив все необходимые документы.
Однако вопреки требованиям части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса в десятидневный срок администрация г. Саранска не выдала Фонду разрешение на строительство, направив в адрес заявителя решение об отказе в его выдаче.
Из письма от 07.05.2015 N 3191-исх следует, что в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство указано на несоблюдение Фондом требований части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, выразившееся в приложении к заявлению проектной документации, выполненной не в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе проектной документации и требованиях к их содержанию".
Рассмотрев такую позицию органа местного самоуправления, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал ее необоснованной в силу следующего.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.11.2009 серии 13 ГА N 348151 земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901136:73 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 23.05.201 N 20/рз Фонду ВМХ предоставлен земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901136:73, сроком до 01.07.2027, с целью размещения объектов физической культуры и спорта.
03.06.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия и Фонд поддержки велосипедного спорта ВМХ заключили договор аренды земельного участка находящегося в федеральной собственности N 450, на основании которого Фонду передан на праве аренды земельный участок, площадью 11 278 кв. м, кадастровый номер 13:23:0901136:73, категория: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, дом 28 "а", разрешенное использование: для размещения объектов физической культуры и спорта, в границах указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, о чем 01.04.2013 в Единый государственный реестр недвижимого имущества внесена запись N 13/1301/153/2013-076.
Из договора аренды от 03.06.2013 N 450 следует, что на земельном участке расположены стартовая горка-здание со служебными помещениями; сооружение - велотрасса, находящиеся в аренде у Фонда.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.06.2014 по делу N А39-1879/2014 распоряжением администрации г. Саранска от 29.08.2014 N 1087-рз утвержден градостроительный план N RU 13301000-1884 земельного участка с кадастровым номером 13:23:0901136:73, расположенного по проспекту Ленина, дом 28 "а" в г. Саранске.
Градостроительный план N RU 13301000-1884 содержит информацию о видах разрешенного использования, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на вышеуказанном земельном участке.
В частности, основные виды разрешенного использования: размещение жилых домов квартирного типа от 5 этажей и выше; размещение вдоль красных линий прилегающих улиц и магистралей жилых зданий смешанного использования с размещением в нижних этажах объектов делового, культурно-просветительного, обслуживающего и коммерческого назначения (в том числе - общегородского уровня) с отдельными входами со стороны улиц (при наличии условий для парковки автотранспорта) ДОУ (детские общеобразовательные учреждения, школы общеобразовательные, лицеи, гимназии; рекреационные и спортивные площадки отдыха для детей и взрослых; хозяйственные площадки и площадки для мусоросборников.
Вспомогательным видом разрешенного использования, в том числе является физкультурно-оздоровительные здания и сооружения - как отдельно стоящие, так и встроенно-пристроенные.
Согласно пункту 4 градостроительного плана N RU 13301000-1884 в границах земельного участка расположены объекты: стартовая горка, сооружение - велотрасса.
Материалы дела не содержат сведений, свидетельствующих о признании в установленном законом порядке градостроительного плана N RU 13301000-1884 недействительным.
Положениями статей 44, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке и служит основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.
В 2014 году ООО "Проект-Сити" разработало для Фонда ВМХ проект "Здания для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а".
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, в том числе в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Из проекта ООО "Проект-Сити" "Здания для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, дом 28 "а" (далее - Проект) следует, что проектируемое здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской является одноэтажным и его общая площадь составляет 32,2 кв. м.
Проведение экспертизы при изготовлении указанного проекта в данном случае законодательством не предусмотрено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, которым установлен состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов.
Пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию предусмотрено, что раздел 1 "Пояснительная записка" Проектной документации должен содержать в текстовой части реквизиты технических условий, предусмотренных частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.
Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней, в том числе по запросам правообладателей земельных участков.
Из представленного в материалы дела Проекта следует, что функционирование проектируемого объекта капитального строительства возможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования, что проектной организацией отражено на листе 7 "Пояснительной записки" 22/2014-ПЗ (пункт "г" сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии не предусмотрено).
Подпунктом "м" пункта 10 Положения установлено, что раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать в текстовой части технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что на листе 9 Пояснительной записки Проектной документации 22/2014-ПЗ (пункт "м") отражены технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства (общее количество работающих, площадь участка, площадь участка обсчета, площадь застройки, площадь площадок и отмосток, общая площадь здания, строительный объем, продолжительность строительства).
Согласно подпункту "т" пункта 10 Положения в разделе 1 "Пояснительная записка" должно содержаться заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент), техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий.
Информация, предусмотренная подпунктом "т" пункта 10 Положения, указана на листе 11 Проектной документации Раздел 1. "Пояснительная записка" 22/2014-ПЗ.
Подпунктом "л" пункта 13 Положения предусмотрено, что раздел 3 "Архитектурные решения" Проектной документации должен содержать в текстовой части поэтажные планы зданий и сооружений с приведением экспликации помещений - для объектов непроизводственного назначения.
Из Проектной документации следует, что раздел 3 "Архитектурные решения" (лист 1 22/2014-АР) содержит план проектируемого здания с проведением экспликации помещений (тамбур 2.25 кв. м, коридор 5,3 кв. м, помещение техперсонала 8,5 кв. м, судейская 8,4 кв. м, помещение для хранения инвентаря 8,5 кв. м).
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что в Проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должен быть раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" должен состоять из следующих подразделов:
а) подраздел "Система электроснабжения";
б) подраздел "Система водоснабжения";
в) подраздел "Система водоотведения";
г) подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
д) подраздел "Сети связи";
е) подраздел "Система газоснабжения";
ж) подраздел "Технологические решения".
Функционирование проектируемого объекта обеспечивается без подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (лист 7 "Пояснительной записки" 22/2014-ПЗ).
Таким образом, в Проектной документации обоснованно отсутствует раздел "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений".
По мнению администрации г. Саранска, раздел "Конструктивные и объемно-планировочные решения" выполнен другой проектной организацией (ООО ПСК "Город"), в связи с чем он отличается от проектной документации, выполненной ООО "Проект-Сити" по технико-экономическим показателям и архитектурным решением.
Однако в подтверждение такой позиции орган местного самоуправления не представил надлежащие доказательства, а в материалах дела отсутствуют документальные данные, свидетельствующие о том, что раздел "Конструктивные и объемно-планировочные решения" выполнен ООО ПСК "Город".
Орган местного самоуправления полагает, что несоответствие представленной проектной документации требованиям действующего законодательства вызвано разработкой проектной документации разными проектными организациями ООО ПСК "Город" и ООО "Проект-Сити", которые отличаются по технико-экономическим показателям и архитектурным решением.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции выяснил, что Фонд обратился в администрацию г. Саранска с заявлением о выдаче разрешения на строительство, представив проектную документацию "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской, РМ, г. Саранск, пр. Ленина, 28 "а" N 22/2014-ПЗ, что указано в приложении к заявлению от 27.01.2015 N 1-ОС/15 под порядковым номером 3.
Данная проектная документация выполнена проектной организацией ООО "Проект-Сити" и какая-либо иная документация вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство Фондом в орган местного самоуправления не представлялась.
Следовательно, вывод администрации г. Саранска о несоответствии представленной Фондом проектной документации Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, является несостоятельным, не нашедшим своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В качестве основания отказа в выдаче разрешения на строительство орган местного самоуправления также сослался на то, что к документам не приложены схемы, отображающие архитектурные решения (цветовые решения фасадов), согласованные с Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа Саранск.
При этом Фонд ВМХ не отрицает отсутствие в составе документов, согласованных с Управлением архитектуры и градостроительства, схем, отображающих архитектурные решения (цветовые решения фасадов), поскольку предоставление такого документа не предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылку администрации г. Саранска на несоответствие представленной Фондом проектной документации проекту планировки территорий, ограниченной улицами Полежаева, Большевистская и Васенко г. Саранска, включая проект межевания, утвержденный постановлением администрации г. Саранск от 05.10.2009 N 2264, в соответствии с которым на земельном участке площадью 11 278 кв. м, кадастровый номер 13:23:0901136:73, планируется размещение жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом - стоянкой, арбитражный суд обоснованно не принял во внимание, поскольку согласно градостроительному плану земельного участка N RU 13301000-1884 основным видом разрешенного использования земельного участка является, в том числе рекреационные и спортивные площадки отдыха для детей, вспомогательным видом размещенного использования земельного участка является, в том числе - для размещения физкультурно-оздоровительных зданий и сооружений - как отдельно стоящих, так встроенно-пристроенных.
Кроме того, из письма администрации г. Саранска от 07.05.2015 N 3191-исх следует, что на земельном участке площадью 20 093 кв. м, кадастровый номер 13:23:0901136:74, планируется размещение жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом-стоянкой, тогда как из заявления Фонда от 27.01.2015 N 1-ОС/15 о выдаче разрешения на строительство следует, что заявитель просил предоставить разрешение на строительства объекта капитального строительства "Здание для хранения спортивного инвентаря и помещение судейской, РМ, г. Саранск, пр. Ленина, 28 "а" на ином земельном участке площадью 11 278 кв. м, кадастровый номер 13:23:0901136:73.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что у администрации г. Саранска отсутствовали основания для отказа Фонду поддержки велосипедного спорта ВМХ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Оспариваемые действия и решение уполномоченного органа не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Фонда, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно удовлетворил заявление Фонда ВМХ.
Руководствуясь частями 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Фонда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с уполномоченного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Апелляционная жалоба администрации г. Саранска признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.08.2015 по делу N А39-1318/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не допущено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.08.2015 по делу N А39-1318/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)