Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шемшиленко А.А.
при участии:
- от открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания": представитель по доверенности от 01.06.2016, Червоткина О.Н., паспорт;
- от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.08.2016 по делу N А32-11673/2016, принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания", г. Краснодар (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар (далее - административный орган, жилищная инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 15.12.2015 N 001694 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что суд не учел, что границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с договором на поставку тепловой энергии заключенного между ресурсоснабжающей организацией АО "АТЭК" и управляющей компанией является наружная стена МКД, следовательно, АО "АТЭК" обязано поставлять тепловую энергию в горячей воде соответствующего качества до внешней стены дома. Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Административный орган установил, что температура горячей воды на водном трубопроводе в многоквартирный дом по показаниям общедомового прибора учета составила 60,41 °C, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. АО "АТЭК" обеспечило нормативный уровень температуры горячей воды в точке поставки. Следовательно, по мнению общества, отсутствует состав правонарушения. Общество также указывает, что узел учета вышел из строя, 19.11.2016 (на следующий день проверки) был демонтирован для замены элемента питания, следовательно, показание прибора не могли быть достоверными. Замеры температуры в точке водоразбора выполнены термометром, дата поверки которого истекла 18.11.2015 года. Следовательно, вина общества не доказана.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АО "АТЭК" поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Судебная коллегия удовлетворила заявленное ходатайство. В соответствии со статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Инспекции.
В судебном заседании 28.09.2016 был объявлен перерыв до 28 сентября 2016 года до 17 час. 30 мин. Суд продлил перерыв в судебном заседании до 05.10.2016 до 10 час. 05 мин. После объявленного перерыва суд возобновил судебное заседание 05.10.2016. После перерыва стороны не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
От АО "АТЭК" поступили письменные пояснения по делу. Суд приобщил к материалам дела представленные пояснения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в адрес жилищной инспекции поступило обращение потребителя жилищно-коммунальных услуг Сидоровой Е.В. (вх. N 075-30743 от 23.10.2015, N 075-30043 от 16.10.2015) о фактах нарушения лицензиатом его прав и лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению в многоквартирном доме по N 18 по улице Азовская в городе Краснодаре, а именно: несоответствие температуры горячего водоснабжения.
Жилищной инспекцией на основании распоряжения от 17.11.2015 N 4645 в отношении общества проведена внеплановая проверка по факту обеспечения соблюдения ООО "ГУК-Краснодар" лицензионных требований по надлежащему предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 18 по улице Азовской в городе Краснодаре.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 18.11.2015 N 5224, в соответствии с которым инструментальным замером температуры горячего водоснабжения в точке водозабора кв. 33 термометром контактным ТК-5.04 зав. N 1469622 (дата проверки 18.11.2014 действителен до 18.11.2015) ее значение составило в ванной комнате +57 °C, в кухне +58 °C, чем нарушены требования пункта 5 раздела 2 Приложения N 1 Правил N 354.
В соответствии с договором, заключенным между ресурсоснабжающей организацией ОАО "АТЭК" и управляющей организацией ООО "ГУК-Краснодар", для обеспечения температуры горячей воды в точке разбора равной +60 °C, ресурсоснабжающая организация обязана обеспечивать температуру горячей воды на границе эксплуатационной ответственности при централизованном горячем водоснабжении не менее +63 °C.
В ходе проверки текущие показания общедомового прибора учета горячей воды (тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения) значение температуры горячей воды на вводном трубопроводе в многоквартирный дом составило 60,41 °C, в связи с чем, температура воды в точке водозабора составила +57 и +58 °C, чем нарушены, по мнению инспекции, требования пункта 5 раздела 2 Приложения N 1 Правил N 354.
Как было установлено в ходе проверки температура воды на вводе в многоквартирный дом, в точке раздела границы балансовой ответственности ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг, составила всего 60,41 С, что свидетельствует о нарушении ресурсоснабжающей организацией установленного нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, предусмотренного договором, повлекшем ненадлежащее обеспечение жителей многоквартирного жилого дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
18.11.2015 в адрес общества было направлено уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении N 705, в котором указано о необходимости явиться 02.12.2015 в 10 часов 00 минут по адресу г. Краснодар, ул. Рашпилевская 179/1, корпус Б, кабинет 312. Уведомление получено обществом 19.11.2015, согласно штампу входящей корреспонденции общества.
02.12.2015 жилищной инспекцией, в присутствии представителя общества Прокудиным С.К., был составлен протокол об административном правонарушении N 003537. В протоколе сделана отметка о рассмотрении дела об административном правонарушении 15.12.2015 с 09 часов 00 минут по 12 часов 00 минут по адресу г. Краснодар, ул. Рашпилевская 181 кабинет N 3 (4 этаж). Копию протокола получил представитель общества Прокудин С.К., что подтверждается его росписью.
15.12.2015 административным органом, в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 001694, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Копия постановления направлена обществу по средствам почтовой связи 16.12.2015.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - правила N 354).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и ненадлежащего исполнения таких договоров.
В силу подпункта "е" пункта 19 правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг).
В соответствие с пунктом 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац 2 пункта 13 Правил N 354).
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия: условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что согласно выписке из договора пункта 3.1 качество коммунального ресурса, поставляемого ресурсоснабжающей организацией, должно позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 354. Для обеспечения температуры горячей воды в точке разбора равной 60 °C ресурсоснабжающая организация обеспечивает температуру горячей воды на границе эксплуатационной ответственности при централизованном горячем водоснабжении 63 °C.
Общество, как ресурсоснабжающая организация, производящая коммунальный ресурс, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, изложенным в письме N 01/12157-9-32 от 24.08.2009, температура теплоносителя ниже 60 °C способствует загрязнению воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, в связи с чем поддержание в точках водоразбора температуры воды не ниже 60 °C является надежной противоэпидемической мерой, препятствующей росту инфекционной заболеваемости населения.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обязанность АО "АТЭК" поставлять горячую воду температурой не ниже 60 °C, установлена требованиями вышеназванных нормативных актов.
Материалами дела подтверждается, что подача обществом горячей воды на границе эксплуатационной ответственности 60,41 °C на вводе в дом соответствует пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (температура не ниже 60 °C).
Инспекцией не были установлены причины по которым поставленная горячая вода на вводном трубопроводе (60,41 °C) в соответствии с нормативными требованиями, не соответствует установленным требованиям в точке разбора внутри дома (+57 и +58 °C).
Указание административного орган но то, что в договоре предусмотрена поставка горячей воды ресурсоснабжающей организацией температурой 63 °C, не может служить основанием для привлечения АО "АТЭК" по ст. 7.23 КоАП РФ, как нарушившего пункт 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что узел учета вышел из строя, 19.11.2016 (на следующий день проверки) был демонтирован для замены элемента питания, следовательно, показание прибора не могли быть достоверными.
В материалы дела представлен акт предписание от 31.05.2015, из которого следует, что срок поверки прибора ВКТ-7-4, заводской номер 122201 истекает 17.07.2018. Рекомендовано устранить несоответствие с последующим актом повторного допуска. Какое конкретно несоответствие указано не было. Акт составлен сотрудникам филиала ОАО "АТЭК". При этом фактический демонтаж прибора учета произведен только 19.11.2015 для замены электропитания.
Доказательств того, что прибор был в не рабочем состоянии обществом не представлено.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что замеры температуры в точке водоразбора выполнены термометром, срок поверки которого истек.
В материалы дела представлен паспорт термометра контактного ТК-5, где указана дата поверки 18.11.2014 г. Акт проверки составлен 18.11.2015 г., в котором указано, что термометр контактный ТК-5 дата поверки 18.11.2014 действителен до 18.11.2015.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар от 15.12.2015 N 001694 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей, является незаконным как принятое при отсутствии основания для привлечения к административной ответственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2016 по делу N А32-11673/2016 - отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар от 15.12.2015 N 001694 о привлечении открытого акционерного общества "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2016 N 15АП-14166/2016 ПО ДЕЛУ N А32-11673/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 г. N 15АП-14166/2016
Дело N А32-11673/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шемшиленко А.А.
при участии:
- от открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания": представитель по доверенности от 01.06.2016, Червоткина О.Н., паспорт;
- от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.08.2016 по делу N А32-11673/2016, принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания", г. Краснодар (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар (далее - административный орган, жилищная инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 15.12.2015 N 001694 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что суд не учел, что границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с договором на поставку тепловой энергии заключенного между ресурсоснабжающей организацией АО "АТЭК" и управляющей компанией является наружная стена МКД, следовательно, АО "АТЭК" обязано поставлять тепловую энергию в горячей воде соответствующего качества до внешней стены дома. Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Административный орган установил, что температура горячей воды на водном трубопроводе в многоквартирный дом по показаниям общедомового прибора учета составила 60,41 °C, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. АО "АТЭК" обеспечило нормативный уровень температуры горячей воды в точке поставки. Следовательно, по мнению общества, отсутствует состав правонарушения. Общество также указывает, что узел учета вышел из строя, 19.11.2016 (на следующий день проверки) был демонтирован для замены элемента питания, следовательно, показание прибора не могли быть достоверными. Замеры температуры в точке водоразбора выполнены термометром, дата поверки которого истекла 18.11.2015 года. Следовательно, вина общества не доказана.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АО "АТЭК" поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Судебная коллегия удовлетворила заявленное ходатайство. В соответствии со статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Инспекции.
В судебном заседании 28.09.2016 был объявлен перерыв до 28 сентября 2016 года до 17 час. 30 мин. Суд продлил перерыв в судебном заседании до 05.10.2016 до 10 час. 05 мин. После объявленного перерыва суд возобновил судебное заседание 05.10.2016. После перерыва стороны не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
От АО "АТЭК" поступили письменные пояснения по делу. Суд приобщил к материалам дела представленные пояснения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в адрес жилищной инспекции поступило обращение потребителя жилищно-коммунальных услуг Сидоровой Е.В. (вх. N 075-30743 от 23.10.2015, N 075-30043 от 16.10.2015) о фактах нарушения лицензиатом его прав и лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению в многоквартирном доме по N 18 по улице Азовская в городе Краснодаре, а именно: несоответствие температуры горячего водоснабжения.
Жилищной инспекцией на основании распоряжения от 17.11.2015 N 4645 в отношении общества проведена внеплановая проверка по факту обеспечения соблюдения ООО "ГУК-Краснодар" лицензионных требований по надлежащему предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 18 по улице Азовской в городе Краснодаре.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 18.11.2015 N 5224, в соответствии с которым инструментальным замером температуры горячего водоснабжения в точке водозабора кв. 33 термометром контактным ТК-5.04 зав. N 1469622 (дата проверки 18.11.2014 действителен до 18.11.2015) ее значение составило в ванной комнате +57 °C, в кухне +58 °C, чем нарушены требования пункта 5 раздела 2 Приложения N 1 Правил N 354.
В соответствии с договором, заключенным между ресурсоснабжающей организацией ОАО "АТЭК" и управляющей организацией ООО "ГУК-Краснодар", для обеспечения температуры горячей воды в точке разбора равной +60 °C, ресурсоснабжающая организация обязана обеспечивать температуру горячей воды на границе эксплуатационной ответственности при централизованном горячем водоснабжении не менее +63 °C.
В ходе проверки текущие показания общедомового прибора учета горячей воды (тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения) значение температуры горячей воды на вводном трубопроводе в многоквартирный дом составило 60,41 °C, в связи с чем, температура воды в точке водозабора составила +57 и +58 °C, чем нарушены, по мнению инспекции, требования пункта 5 раздела 2 Приложения N 1 Правил N 354.
Как было установлено в ходе проверки температура воды на вводе в многоквартирный дом, в точке раздела границы балансовой ответственности ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг, составила всего 60,41 С, что свидетельствует о нарушении ресурсоснабжающей организацией установленного нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, предусмотренного договором, повлекшем ненадлежащее обеспечение жителей многоквартирного жилого дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
18.11.2015 в адрес общества было направлено уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении N 705, в котором указано о необходимости явиться 02.12.2015 в 10 часов 00 минут по адресу г. Краснодар, ул. Рашпилевская 179/1, корпус Б, кабинет 312. Уведомление получено обществом 19.11.2015, согласно штампу входящей корреспонденции общества.
02.12.2015 жилищной инспекцией, в присутствии представителя общества Прокудиным С.К., был составлен протокол об административном правонарушении N 003537. В протоколе сделана отметка о рассмотрении дела об административном правонарушении 15.12.2015 с 09 часов 00 минут по 12 часов 00 минут по адресу г. Краснодар, ул. Рашпилевская 181 кабинет N 3 (4 этаж). Копию протокола получил представитель общества Прокудин С.К., что подтверждается его росписью.
15.12.2015 административным органом, в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 001694, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Копия постановления направлена обществу по средствам почтовой связи 16.12.2015.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - правила N 354).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и ненадлежащего исполнения таких договоров.
В силу подпункта "е" пункта 19 правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг).
В соответствие с пунктом 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац 2 пункта 13 Правил N 354).
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия: условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что согласно выписке из договора пункта 3.1 качество коммунального ресурса, поставляемого ресурсоснабжающей организацией, должно позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 354. Для обеспечения температуры горячей воды в точке разбора равной 60 °C ресурсоснабжающая организация обеспечивает температуру горячей воды на границе эксплуатационной ответственности при централизованном горячем водоснабжении 63 °C.
Общество, как ресурсоснабжающая организация, производящая коммунальный ресурс, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, изложенным в письме N 01/12157-9-32 от 24.08.2009, температура теплоносителя ниже 60 °C способствует загрязнению воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, в связи с чем поддержание в точках водоразбора температуры воды не ниже 60 °C является надежной противоэпидемической мерой, препятствующей росту инфекционной заболеваемости населения.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обязанность АО "АТЭК" поставлять горячую воду температурой не ниже 60 °C, установлена требованиями вышеназванных нормативных актов.
Материалами дела подтверждается, что подача обществом горячей воды на границе эксплуатационной ответственности 60,41 °C на вводе в дом соответствует пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (температура не ниже 60 °C).
Инспекцией не были установлены причины по которым поставленная горячая вода на вводном трубопроводе (60,41 °C) в соответствии с нормативными требованиями, не соответствует установленным требованиям в точке разбора внутри дома (+57 и +58 °C).
Указание административного орган но то, что в договоре предусмотрена поставка горячей воды ресурсоснабжающей организацией температурой 63 °C, не может служить основанием для привлечения АО "АТЭК" по ст. 7.23 КоАП РФ, как нарушившего пункт 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что узел учета вышел из строя, 19.11.2016 (на следующий день проверки) был демонтирован для замены элемента питания, следовательно, показание прибора не могли быть достоверными.
В материалы дела представлен акт предписание от 31.05.2015, из которого следует, что срок поверки прибора ВКТ-7-4, заводской номер 122201 истекает 17.07.2018. Рекомендовано устранить несоответствие с последующим актом повторного допуска. Какое конкретно несоответствие указано не было. Акт составлен сотрудникам филиала ОАО "АТЭК". При этом фактический демонтаж прибора учета произведен только 19.11.2015 для замены электропитания.
Доказательств того, что прибор был в не рабочем состоянии обществом не представлено.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что замеры температуры в точке водоразбора выполнены термометром, срок поверки которого истек.
В материалы дела представлен паспорт термометра контактного ТК-5, где указана дата поверки 18.11.2014 г. Акт проверки составлен 18.11.2015 г., в котором указано, что термометр контактный ТК-5 дата поверки 18.11.2014 действителен до 18.11.2015.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар от 15.12.2015 N 001694 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей, является незаконным как принятое при отсутствии основания для привлечения к административной ответственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2016 по делу N А32-11673/2016 - отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар от 15.12.2015 N 001694 о привлечении открытого акционерного общества "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)