Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" Князевой Ю.И., действующей на основании доверенности от 08.05.2015 N 64АА1533028, представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" Ширяевой О.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2016 N 02-62-02/4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2015 года по делу N А57-17780/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория бизнес-центра Рига-Ленд, д. 3, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
заинтересованные лица: комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 48, ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 14, ОГРН 1026402675980, ИНН 6452030080)
о признании недействительным предписания от 14.07.2015 N 98,
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет, административный орган) от 14.07.2015 N 98 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством области и муниципальными правовыми актами, взыскании в пользу ПАО "Т Плюс" с комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Решением суда первой инстанции от 18 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Т Плюс" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.07.2015 N 282-р с целью рассмотрения обращения администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" от 26.06.2015 N 02-58/1337 по вопросу соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальной услуги "горячее водоснабжение" нанимателям жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, 14.07.2015 проведена внеплановая выездная проверка ПАО "Т Плюс", по результатам которой составлен акт проверки от 14.07.2015 N 219.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения обществом пункта 5 раздела II приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), а именно установлено, что на момент проверки температура горячей воды в точке ввода в многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, составила 22,6 °C, на выходе - 22,7 °C, температура горячей воды в ванной комнате в точке водоразбора в квартире N 120 составила 22 °C.
14.07.2015 комитетом ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 98 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством области и муниципальными правовыми актами, согласно которому обществу в срок до 29.07.2015 надлежит во исполнение требований пункта 5 раздела II приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг восстановить потребительские свойства коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с установленными нормативами, в том числе в квартире N 120.
ПАО "Т Плюс", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ПАО "Т Плюс", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано обеспечить надлежащее качество поставляемого коммунального ресурса, несет ответственность за неисполнение данной обязанности, оспариваемое предписание соответствует закону, выдано уполномоченным органом и не нарушает прав заявителя.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закреплено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 определяет, что санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Согласно пункту 5.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки.
Часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу пункта 21 Правилам предоставления коммунальных услуг договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель в силу подпункта "а" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 149 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В ходе проверки административным органом установлено и подтверждается материалами дела, что на вводе в дом по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, температура горячей воды составила 22,6 °C, на выходе - 22,7 °C, температура горячей воды в ванной комнате в точке водоразбора в квартире N 120 составила 22 °C.
Таким образом, подача ПОА "Т Плюс" коммунального ресурса - горячей воды, температура которого составляет 22,6 °C, не позволяет обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителю в местах водоразбора в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилам предоставления коммунальных услуг.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на выявление и устранение нарушения качества поставляемого коммунального ресурса с целью соблюдения обязанности по поставке коммунального ресурса надлежащего качества, предусмотренной договором теплоснабжения.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ПАО "Т Плюс" об отсутствии у комитета полномочий по проведения проверки и выдачи по ее результатам предписания.
Согласно пункту 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В соответствии с Законом Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений области в целях организации муниципального жилищного контроля должны определить уполномоченные органы муниципального жилищного контроля муниципальных районов, городских округов, городских поселений области соответственно, а также утвердить перечень должностных лиц органов муниципального контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2013 N 22-266 уполномоченным органом муниципального жилищного контроля в муниципальном образовании "Город Саратов" определен комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 утвержден перечень должностных лиц, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Законом Саратовской области от 25.09.2015 N 143-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" определены функции и права органов муниципального жилищного контроля.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" органы муниципального контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль, в том числе, путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Статьей 4 Закона Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" предусмотрены права органов муниципального контроля при осуществлении муниципального жилищного контроля.
Так, указано, что права органов муниципального контроля реализуются в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Органы муниципального контроля при осуществлении муниципального жилищного контроля также имеют право: проводить проверки соблюдения юридическими лицами (за исключением товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов), индивидуальными предпринимателями и нанимателями обязательных требований; вести разъяснительную работу среди населения по вопросам, входящим в компетенцию органов муниципального контроля.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что согласно реестру муниципальной казны в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, расположено 3 квартиры, относящихся к муниципальному жилому фонду.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления ПАО "Т Плюс" о признании недействительным предписания комитета от 14.07.2015 N 98.
В апелляционной жалобе общество настаивает на отсутствии у комитета полномочий на проведение проверки ресурсоснабжающей организации, ссылаясь на то, что ПАО "Т Плюс" не является исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в данном многоквартирном доме.
Данный довод не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации общество как ресурсоснабжающая организация отвечает за поставки коммунального ресурса надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
По мнению заявителя, в ходе проверки административным органом не устанавливалось соответствие либо несоответствие температурных параметров горячей воды на вводе в многоквартирный дом техническим условиям присоединения данного многоквартирного дома к централизованной сети инженерно-технического обеспечения.
Суд апелляционной инстанции признает данный довод несостоятельным, поскольку технические условия присоединения многоквартирного дома в части требований к температуре горячей воды не могут противоречить требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
В апелляционной жалобе ПАО "Т Плюс" указывает, что проверка проведена комитетом с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), а именно в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры.
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
По смыслу пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при поступлении заявления о нарушении прав потребителей (подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) согласование проведения проверки с органами прокуратуры не требуется.
Из материалов дела следует, что 26.06.2015 в комитет поступило письмо администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" от 24.06.2015 N 01-34/1532, в котором сообщалось о поступлении обращений нанимателей проживающих по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, по вопросу низких параметров горячего водоснабжения (т. 1, л.д. 97).
В судебном заседании комитетом суду апелляционной инстанции представлена копия выписки их журнала регистрации обращений граждан, из которого усматривается, что 16.06.2015 обращение по вопросу несоответствия температуры горячей воды поступило от лица, проживающего по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26.
Таким образом, согласование проведения проверки с органами прокуратуры в рассматриваемом случае не требовалось, поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что до проведения проверки в администрацию Кировского района муниципального образования "Город Саратов" поступали обращения граждан об обеспечения потребителей, проживающих по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, горячей водой ненадлежащего качества.
Иных грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проведенной уполномоченным органом проверки, приведенных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, при проведении проверки административным органом не допущено.
Довод заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания апелляционная коллегия отклоняет, поскольку, как следует из материалов дела, согласно акту проверки от 22.09.2015 N 340 предписание от 14.07.2015 N 98 исполнено, температура горячей воды, подаваемой потребителям многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, соответствует нормативным требованиям.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2015 года по делу N А57-17780/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2016 ПО ДЕЛУ N А57-17780/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу N А57-17780/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" Князевой Ю.И., действующей на основании доверенности от 08.05.2015 N 64АА1533028, представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" Ширяевой О.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2016 N 02-62-02/4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2015 года по делу N А57-17780/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория бизнес-центра Рига-Ленд, д. 3, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
заинтересованные лица: комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 48, ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 14, ОГРН 1026402675980, ИНН 6452030080)
о признании недействительным предписания от 14.07.2015 N 98,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет, административный орган) от 14.07.2015 N 98 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством области и муниципальными правовыми актами, взыскании в пользу ПАО "Т Плюс" с комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Решением суда первой инстанции от 18 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Т Плюс" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.07.2015 N 282-р с целью рассмотрения обращения администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" от 26.06.2015 N 02-58/1337 по вопросу соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальной услуги "горячее водоснабжение" нанимателям жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, 14.07.2015 проведена внеплановая выездная проверка ПАО "Т Плюс", по результатам которой составлен акт проверки от 14.07.2015 N 219.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения обществом пункта 5 раздела II приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), а именно установлено, что на момент проверки температура горячей воды в точке ввода в многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, составила 22,6 °C, на выходе - 22,7 °C, температура горячей воды в ванной комнате в точке водоразбора в квартире N 120 составила 22 °C.
14.07.2015 комитетом ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 98 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством области и муниципальными правовыми актами, согласно которому обществу в срок до 29.07.2015 надлежит во исполнение требований пункта 5 раздела II приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг восстановить потребительские свойства коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с установленными нормативами, в том числе в квартире N 120.
ПАО "Т Плюс", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ПАО "Т Плюс", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано обеспечить надлежащее качество поставляемого коммунального ресурса, несет ответственность за неисполнение данной обязанности, оспариваемое предписание соответствует закону, выдано уполномоченным органом и не нарушает прав заявителя.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закреплено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 определяет, что санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Согласно пункту 5.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки.
Часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу пункта 21 Правилам предоставления коммунальных услуг договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель в силу подпункта "а" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 149 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В ходе проверки административным органом установлено и подтверждается материалами дела, что на вводе в дом по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, температура горячей воды составила 22,6 °C, на выходе - 22,7 °C, температура горячей воды в ванной комнате в точке водоразбора в квартире N 120 составила 22 °C.
Таким образом, подача ПОА "Т Плюс" коммунального ресурса - горячей воды, температура которого составляет 22,6 °C, не позволяет обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителю в местах водоразбора в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилам предоставления коммунальных услуг.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на выявление и устранение нарушения качества поставляемого коммунального ресурса с целью соблюдения обязанности по поставке коммунального ресурса надлежащего качества, предусмотренной договором теплоснабжения.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ПАО "Т Плюс" об отсутствии у комитета полномочий по проведения проверки и выдачи по ее результатам предписания.
Согласно пункту 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В соответствии с Законом Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений области в целях организации муниципального жилищного контроля должны определить уполномоченные органы муниципального жилищного контроля муниципальных районов, городских округов, городских поселений области соответственно, а также утвердить перечень должностных лиц органов муниципального контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2013 N 22-266 уполномоченным органом муниципального жилищного контроля в муниципальном образовании "Город Саратов" определен комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 утвержден перечень должностных лиц, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Законом Саратовской области от 25.09.2015 N 143-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" определены функции и права органов муниципального жилищного контроля.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" органы муниципального контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль, в том числе, путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Статьей 4 Закона Саратовской области от 25.09.2015 N 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" предусмотрены права органов муниципального контроля при осуществлении муниципального жилищного контроля.
Так, указано, что права органов муниципального контроля реализуются в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Органы муниципального контроля при осуществлении муниципального жилищного контроля также имеют право: проводить проверки соблюдения юридическими лицами (за исключением товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов), индивидуальными предпринимателями и нанимателями обязательных требований; вести разъяснительную работу среди населения по вопросам, входящим в компетенцию органов муниципального контроля.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что согласно реестру муниципальной казны в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, расположено 3 квартиры, относящихся к муниципальному жилому фонду.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления ПАО "Т Плюс" о признании недействительным предписания комитета от 14.07.2015 N 98.
В апелляционной жалобе общество настаивает на отсутствии у комитета полномочий на проведение проверки ресурсоснабжающей организации, ссылаясь на то, что ПАО "Т Плюс" не является исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в данном многоквартирном доме.
Данный довод не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации общество как ресурсоснабжающая организация отвечает за поставки коммунального ресурса надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
По мнению заявителя, в ходе проверки административным органом не устанавливалось соответствие либо несоответствие температурных параметров горячей воды на вводе в многоквартирный дом техническим условиям присоединения данного многоквартирного дома к централизованной сети инженерно-технического обеспечения.
Суд апелляционной инстанции признает данный довод несостоятельным, поскольку технические условия присоединения многоквартирного дома в части требований к температуре горячей воды не могут противоречить требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
В апелляционной жалобе ПАО "Т Плюс" указывает, что проверка проведена комитетом с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), а именно в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры.
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
По смыслу пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при поступлении заявления о нарушении прав потребителей (подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) согласование проведения проверки с органами прокуратуры не требуется.
Из материалов дела следует, что 26.06.2015 в комитет поступило письмо администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" от 24.06.2015 N 01-34/1532, в котором сообщалось о поступлении обращений нанимателей проживающих по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, по вопросу низких параметров горячего водоснабжения (т. 1, л.д. 97).
В судебном заседании комитетом суду апелляционной инстанции представлена копия выписки их журнала регистрации обращений граждан, из которого усматривается, что 16.06.2015 обращение по вопросу несоответствия температуры горячей воды поступило от лица, проживающего по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26.
Таким образом, согласование проведения проверки с органами прокуратуры в рассматриваемом случае не требовалось, поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что до проведения проверки в администрацию Кировского района муниципального образования "Город Саратов" поступали обращения граждан об обеспечения потребителей, проживающих по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, горячей водой ненадлежащего качества.
Иных грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проведенной уполномоченным органом проверки, приведенных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, при проведении проверки административным органом не допущено.
Довод заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания апелляционная коллегия отклоняет, поскольку, как следует из материалов дела, согласно акту проверки от 22.09.2015 N 340 предписание от 14.07.2015 N 98 исполнено, температура горячей воды, подаваемой потребителям многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 22/26, соответствует нормативным требованиям.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2015 года по делу N А57-17780/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)