Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.11.2017 ПО ДЕЛУ N 44А-1670/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2017 г. по делу N 44а-1670/2017


Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строй Центр", поданную директором М. (далее - ООО "УКСЦ") на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Губахинского судебного района Пермского края от 31.07.2017 и решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 12.09.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "УКСЦ",
установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Губахинского судебного района Пермского края от 31.07.2017 ООО "УКСЦ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей (л.д. 86-89).
Решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 12.09.2017 указанное постановление мирового судьи судебного участка N 2 Губахинского судебного района Пермского края от 31.07.2017 оставлено без изменения, жалоба ООО "УКСЦ" - без удовлетворения (л.д. 101-104).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 03.11.2017, заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений, прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении истребовано 08.11.2017, поступило в Пермский краевой суд 14.11.2017.
Изучив дело об административном правонарушении, считаю, что доводы, изложенные в жалобе, в соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ не могут повлечь отмену или изменение судебных постановлений.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Из ч. 2 названной статьи следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО "УКСЦ" является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (л.д. 27).
С целью рассмотрения поступивших обращений граждан от 13.04.2017, 25.04.2017, 12.05.2017, а также депутата Законодательного собрания Пермского края от 24.05.2017 по факту ненадлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах по адресам: <...> в домах <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, ул. Песчаная в доме <...>, ул. Шахтерская в доме <...>, ул. Юбилейная в доме <...>, ул. Попова в доме <...>, ул. Дзержинского в доме <...>, ул. Толстого в доме <...>, ул. Коммунистическая в доме <...>, ул. Широкая в домах <...>, <...>, ул. Мира в доме <...>, ул. Яропольская в доме <...>, ул. Артиллерийская в доме <...> государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края М. на основании распоряжения и.о. заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Ш. от 29.05.2017 N 1324л проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "УКСЦ" лицензионных требований, по результатам которой 05.06.2017 установлено несоблюдение лицензиатом - ООО "УКСЦ" лицензионного требования, предусмотренного ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах по адресам: <...> в домах <...>, <...>, <...>, ул. Мира в доме <...> выявлена неисправность кровли (ветхость); по ул. Ленина в многоквартирных домах <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, ул. Мира в доме <...> выявлено отслоение штукатурного и окрасочного слоев внутренних стен на лестничных клетках во всех подъездах; в многоквартирном доме N <...> по ул. Мира выявлено наличие деформаций, местных разрушений на наружных стенах дома, отслоение штукатурного слоя на фасаде здания.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19.06.2017 (л.д. 7); лицензией на осуществление ООО "УКСЦ" предпринимательской деятельности (л.д. 27); обращениями (л.д. 18-26); распоряжением от 29.05.2017 (л.д. 29-30); требованием (л.д. 31); предписанием N 1324л (л.д. 35); актом проверки (л.д. 32-34); договором обслуживания многоквартирных домов от 01.09.2016 с приложениями (л.д. 39-43); уставом ООО "УКСЦ" (л.д. 62-67); свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 28); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении общества (л.д. 17); решением Совета депутатов Шумихинского сельского поселения от 27.05.2016 N 87 (л.д. 3-6), которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия ООО "УКСЦ", выразившиеся в несоблюдении, в том числе ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, установив нарушение ООО "УКСЦ" лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Судья городского суда, рассматривая жалобу привлекаемого лица, согласился с выводом мирового судьи о наличии и доказанности в действиях ООО "УКСЦ" состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судебных инстанций мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Действия ООО "УКСЦ" по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ квалифицированы верно. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен.
В жалобе заявитель приводит доводы о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, полагает, что общество привлечено к административной ответственности необоснованно, поскольку ООО "УКСЦ" деятельность по управлению указанными многоквартирными домами не осуществляет, заключен договор обслуживания домов.
Указанные доводы основанием для отмены судебных постановлений не являются, поскольку выводы судебных инстанций о совершении ООО "УКСЦ" вмененного административного правонарушения не опровергают, и не свидетельствуют о незаконности и необоснованности судебных актов, вынесенных по делу.
Начиная с 01.05.2015, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110). Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что ООО "УКСЦ" является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 16.09.2016 (л.д. 27).
В соответствии с договором обслуживания многоквартирных домов Шумихинского сельского поселения от 01.09.2016 (в том по ул. Ленина в многоквартирных домах <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, ул. Мира в доме <...>, в которых выявлено ненадлежащее содержание общего имущества) ООО "УКСЦ" обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в период возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации (п. 1.2), следить за предоставлением коммунальных услуг (п. 2.1.3). За неисполнение или ненадлежащее исполнение договора ООО "УКСЦ" несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 4.1).
С учетом изложенного и принимая во внимание, что совокупность и виды оказываемых ООО "УКСЦ" работ и услуг в целом соответствуют общим требованиям по управлению многоквартирным домом, закрепленным в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, и положениям Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, нижестоящими инстанциями верно установлено, что ООО "УКСЦ" фактически осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, поскольку обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества в указанных многоквартирных домах является содержанием лицензируемого вида деятельности управляющей организации в силу прямого указания закона и подзаконных актов (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Поскольку с ООО "УКСЦ" заключен договор с целью обеспечения управления многоквартирными домами Шумихинского сельского поселения, в том числе надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах, доводы жалобы о необоснованном привлечении общества к административной ответственности, основаны на неверном толковании норм права.
Несогласие заявителя с толкованием мировым судьей и судьей городского суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Наказание юридическому лицу менее минимального размера наказания, предусмотренного санкцией статьи, назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "УКСЦ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 2 Губахинского судебного района Пермского края от 31.07.2017 и решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 12.09.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строй Центр", оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строй Центр", поданную директором М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)