Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 29.11.2016 ПО ДЕЛУ N А26-8709/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу N А26-8709/2016


Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., рассмотрев в упрощенном порядке дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью УО "Карельская Лифтовая Компания" об отмене постановления N 1.8.3-03/791, вынесенного Административной комиссией Петрозаводского городского округа по делу N 1.8.3-01/791 об административном правонарушении,

установил:

с 10.06.2015 заявитель осуществляет управление многоквартирным домом N 23 по улице Фридриха Энгельса в городе Петрозаводске Республики Карелия.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.
Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе (далее - Правила благоустройства), которые регулируют отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, а также установления единого подхода в решении вопросов содержания территории Петрозаводского городского округа и являются обязательными для исполнения на территории округа.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 31.12.2014 N 7057 утвержден Административный регламент Администрации Петрозаводского городского округа по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе", пунктом 3.6 которого предусмотрено осуществление муниципальным инспектором систематического обследования территории городского округа в соответствии с установленными настоящим административным регламентом правами и обязанностями в целях выявления фактов неисполнения обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (непосредственное обнаружение административного правонарушения).
Пунктом "г" части 1 статьи 7.4 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" установлено, что должностные лица органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.14 настоящего Закона.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в пунктах "б"-"г" части 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти Республики Карелия и местного самоуправления.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.02.2016 N 737 в этот перечень включен главный специалист - муниципальный инспектор отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства управления муниципального контроля аппарата Администрации Петрозаводского городского округа.
Как следует из материалов дела, при проведении контрольных мероприятий в период с 09 час. 40 мин. 09.08.2016 до 10 час. 45 мин. 10.08.2016 главный специалист - муниципальный инспектор отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства управления муниципального контроля аппарата Администрации Петрозаводского городского округа Кудряшов А.М. обнаружил несоблюдение периодичности и своевременности уборки от мусора придомовой территории дома N 23 по улице Ф. Энгельса. Так, установлено, что 09 и 10 августа у фасада дома возле подъезда N 2 был складирован строительный мусор в 4 мешках, 10 августа под крыльцом подъезда N 1 и в оконных приямках (окна цокольного этажа) у подъезда N 2 имелось значительное количество бытового мусора (бутылки, полиэтиленовые пакеты, окурки, пластиковая канистра, сигаретные пачки). По результатам мероприятий составлен акт N 723.
Расценив данные обстоятельства как нарушение требований пунктов 1 - 3 и 7.1 статьи 4, пунктов 1 - 3 статьи 5, пунктов 1 - 3 статьи 11 Правил благоустройства, 31.08.2016 Кудряшов А.М. составил в отношении ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" протокол N 783/П об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" (дело N 1.8.3-01/791).
Статьей 2 Закона Республики Карелия от 18.12.2012 N 1659-ЗРК "Об административных комиссиях в Республике Карелия и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Карелия" предусмотрено, что административные комиссии являются коллегиальными, постоянно действующими органами, создаваемыми в целях привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции Законом Республики Карелия "Об административных правонарушениях".
Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 23.01.2013 N 200 создана Административная комиссия Петрозаводского городского округа.
14.09.2016 на основании протокола N 783/П по делу N 1.8.3-01/791 вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", заявителю назначено наказание в виде 50000 руб. штрафа.
Предъявленное требование ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" мотивирует как отсутствием в своих действиях нарушений Правил благоустройства, так и незначительностью правонарушения.
В отзыве административный орган с требованием не согласен, считает оспариваемое постановление правомерным.
Оценив существо спора, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях N 307-АД14-566 (дело N А56-80293/2013) и N 309-АД14-834 (дело N А71-14276/2013), настоящий спор подлежит разрешению арбитражным судом.
Частью 1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность юридических лиц (предупреждение или наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей) за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (под повторным правонарушением в настоящем Законе понимается правонарушение, совершенное в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение однородного (имеющего единый родовой объект посягательства) правонарушения - статья 1.5 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях").
Квалификация оспариваемого правонарушения обоснована назначением заявителю наказания в виде предупреждения по части 1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" постановлением от 12.08.2015 по делу N 1.11.3-03/407, которое вступило в законную силу 04.09.2015. Возражений по данному обстоятельству ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" не заявило.
Согласно пункту 1 статьи 4 Правил благоустройства организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов.
Лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 2 статьи 4 в редакции решения Петрозаводского городского суда от 27.07.2015 по делу N 2-5834/15-24).
Организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3 статьи 4).
В силу подпункта "е" пункта 2, подпунктов "г" и "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) работы по уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка, входящего в состав общего имущества, по сбору и вывозу твердых бытовых отходов включены в перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома и в случае заключения договора управления должны обеспечиваться управляющей организацией.
Как предусмотрено пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что обеспечение уборки и надлежащего состояния придомовой территории дома N 23 по улице Ф. Энгельса входит в обязанности ООО УО "Карельская Лифтовая Компания".
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 5 Правил благоустройства работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил. Уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня.
В статье 11 Правил благоустройства указано, что организации и собственники индивидуальных жилых домов обязаны обеспечить сбор и вывоз отходов производства и потребления самостоятельно или путем заключения договоров со специализированными организациями и размещение отходов путем заключения договоров с организациями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов в специально отведенных местах, определенных Администрацией Петрозаводского городского округа. Договоры на вывоз ТБО, КГО и жидких бытовых отходов от жилищного фонда заключают организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, от индивидуальных жилых домов - собственники жилых домов (пункт 1). Сбор ТБО в контейнеры и КГО в бункеры-накопители в жилищном фонде осуществляют организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (пункт 2). Крупногабаритные отходы должны собираться в специально отведенных местах у контейнерных площадок или в бункерах-накопителях и по заявкам организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом. В случае отсутствия заявок вывоз КГО должен осуществляться не реже 1 раза в неделю (пункт 3).
Как видно из оспариваемого постановления, ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" не обеспечило чистоту на придомовой территории обслуживаемого дома, допустило складирование строительного мусора в непредназначенном для этого месте, не производило ежедневную уборку участка.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как полагает заявитель, управляющая организация не обязана вывозить строительный мусор, размещенный кем-либо (к примеру, одним из жильцов дома) на придомовой территории вне предназначенных для этого мест. Также указывает, что по договору со специализированной организацией твердые бытовые и крупногабаритные отходы вывозятся по заявке управляющей организации не реже одного раза в неделю. Само по себе наличие мусора на момент проверки не свидетельствует о невыполнении управляющей организацией Правил благоустройства, поскольку нарушений периодичности уборки не установлено.
Названные доводы суд не разделяет, поскольку исполнение управляющей организацией предусмотренных вышеприведенными положениями Правил благоустройства не может быть поставлено в зависимость от действий иных лиц (в данном случае жильцов дома). Даже если складирование крупногабаритного мусора кем-то осуществляется на придомовой территории, управляющая организация обязана обеспечить сбор этого мусора и его помещение в специально отведенное место. В противном случае требования пунктов 2 и 3 статьи 11 Правил благоустройства нельзя признать исполненными.
В рассматриваемом судом заявлении указано, что существенная угроза охраняемым законом интересам отсутствовала, так как строительный мусор находился в мешках у фасада дома и не препятствовал передвижению граждан и автотранспортных средств.
То есть, несоответствующее требованиям Правил благоустройства состояние придомовой территории, за которое должен отвечать заявитель, по сути, им и не отрицается.
К озвученному при рассмотрении административного дела представителем ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" доводу о том, что 09 августа весь строительный мусор был убран силами управляющей организации, суд относится критично, поскольку он не только не подтвержден доказательствами, но и опровергается актом N 723.
Следует отметить, что этим актом подтверждается позиция административного органа о том, что уборка строительного и бытового мусора не производилась не менее чем в течение двух дней.
Доказательства ежедневной уборки придомовой территории в материалы дела не представлены.
Оснований не доверять сведениям, указанным в акте N 723, у суда не имеется.
Объективных причин, препятствовавших заявителю не допустить нарушения вмененных требований Правил благоустройства, судом не установлено.
Проявление ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" должной заботливости и осмотрительности для недопущения вмененных обжалуемым постановлением нарушений из материалов дела не усматривается.
Таким образом, состав правонарушения в бездействии заявителя установлен правильно.
Исключительных обстоятельств для целей признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным судом не установлено.
Оценивая обоснованность возложения административной ответственности на ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" за противоправное бездействие, суд принимает во внимание, что вышеупомянутым постановлением от 12.08.2015 по делу N 1.11.3-03/407 заявитель был наказан в том числе за аналогичное бездействие. Соответственно, наказанием, назначенным обжалуемым постановлением, будут обеспечены цели административного наказания, установленные статьей 3.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не выявлено.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит причин отменить оспариваемый акт.
Поэтому, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 и 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать вынесенное в городе Петрозаводске Административной комиссией Петрозаводского городского округа постановление от 14.09.2016 N 1.8.3-03/791 по делу N 1.8.3-01/791 о привлечении общества с ограниченной ответственностью УО "Карельская Лифтовая Компания" (ОГРН 1091001009670, местонахождение: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 58) к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" законным и обоснованным.
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Карелия.
Р.Б.ТАРАТУНИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)