Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, апелляционную жалобу Администрации городского округа город-курорт Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015
по исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (ОГРН 1026103739892)
к администрации городского округа город-курорт Ессентуки, г. Ессентуки (ОГРН 1022601227516),
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва,
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону,
об обязании принять в муниципальную собственность имущество (судья Сиротин И.В.),
при участии в судебном заседании представителя:
- от Министерства обороны Российской Федерации - Семенов Е.А. по доверенности;
- от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Семенова Е.А. по доверенности;
- в отсутствие иных, неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации городского округа город-курорт Ессентуки, г. Ессентуки (далее - ответчик, администрация), третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва (далее - Минобороны), ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (далее - региональное управление), об обязании принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества:
- - квартиру N 11, реестровый номер федерального имущества В13280000920, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 16, реестровый номер федерального имущества В13280000925, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 50, реестровый номер федерального имущества В13280000959, общая площадь 54,2 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 80, реестровый номер федерального имущества В13280000989, общая площадь 65,6 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 81, реестровый номер федерального имущества В13280000990, общая площадь 37,7 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 85, реестровый номер федерального имущества В13280000994, общая площадь 37,7 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 106, реестровый номер федерального имущества В13280001014, общая площадь 54,4 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 3, реестровый номер федерального имущества В13280001732, общая площадь 53,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 4, реестровый номер федерального имущества В13280001733, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 8, реестровый номер федерального имущества В13280001735, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 12, реестровый номер федерального имущества В13280001737, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 16, реестровый номер федерального имущества В13280001739, общая площадь 70,8 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 27, реестровый номер федерального имущества В13280001744, общая площадь 53,8 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 28, реестровый номер федерального имущества В13280001745, общая площадь 70,5 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 32, реестровый номер федерального имущества В13280001747, общая площадь 70,5 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 79, реестровый номер федерального имущества В13280001769, общая площадь 57,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- а также следующее имущество:
- - наружное электроснабжение 0,4 кВ многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004340, общая площадь 0,26445 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное освещение к жилому дому, реестровый номер В12280004341, общая площадь 0,256 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - тепловые сети многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004344, общая площадь 0,068 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004339, общая площадь 0,08590 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер 812280004342, общая площадь 0,399 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное сети водопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер 812280004343, общая площадь 0,0081 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети электроснабжения многоквартирного жилого дома, протяженностью 947,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные тепловые сети многоквартирного жилого дома, протяженностью 18,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, протяженностью 103,4 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 253,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети водопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 104,6 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4 (далее - спорные объекты) (уточненные требования).
В суде первой инстанции представитель истца в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от заявленных требований в части обязания принять имущество в муниципальную собственность в отношении квартиры N 85 по ул. О. Головченко, 2, г. Ессентуки и квартиры N 12 по ул. О. Головченко, 4 г. Ессентуки.
В суде первой инстанции от истца в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также поступило ходатайство об отказе от иска в части обязания принять имущество в муниципальную собственность в отношении квартир N 27 и N 28 по ул. Головченко, 4 в г. Ессентуки Ставропольского края.
Судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты к рассмотрению уточненные исковые требования истца.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015 принят отказ истца от требований в части обязания принять имущество в муниципальную собственность в отношении квартиры N 85 по ул. О. Головченко, 2, г. Ессентуки и квартир N 12, N 27 и N 28 по ул. Головченко, 4 в г. Ессентуки Ставропольского края. Исковые требования федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказского территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, удовлетворены частично. Суд первой инстанции обязал администрацию городского округа город-курорт Ессентуки, г. Ессентуки, принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества:
- - квартиру N 11, реестровый номер федерального имущества В13280000920, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 16, реестровый номер федерального имущества В13280000925, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 50, реестровый номер федерального имущества В13280000959, общая площадь 54,2 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 80, реестровый номер федерального имущества В13280000989, общая площадь 65,6 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 81, реестровый номер федерального имущества В13280000990, общая площадь 37,7 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 106, реестровый номер федерального имущества В13280001014, общая площадь 54,4 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 3, реестровый номер федерального имущества В13280001732, общая площадь 53,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 4, реестровый номер федерального имущества В13280001733, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 8, реестровый номер федерального имущества В13280001735, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 16, реестровый номер федерального имущества В13280001739, общая площадь 70,8 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 32, реестровый номер федерального имущества В13280001747, общая площадь 70,5 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 79, реестровый номер федерального имущества В13280001769, общая площадь 57,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- а также следующее имущество:
- - наружное электроснабжение 0,4 кВ многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004340, общая площадь 0,26445 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное освещение к жилому дому, реестровый номер В12280004341, общая площадь 0,256 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - тепловые сети многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004344, общая площадь 0,068 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004339, общая площадь 0,08590 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер 812280004342, общая площадь 0,399 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное сети водопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер 812280004343, общая площадь 0,0081 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети электроснабжения многоквартирного жилого дома, протяженностью 947,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные тепловые сети многоквартирного жилого дома, протяженностью 18,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, протяженностью 103,4 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 253,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети водопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 104,6 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4.
Производство по делу в части обязания принять в муниципальную собственность квартиру N 85 по ул. О. Головченко, 2, г. Ессентуки и квартиры N 12, N 27 и N 28 по ул. О. Головченко, 4 г. Ессентуки, прекращено в связи с отказом истца в указанной части.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015, Администрация городского округа город-курорт Ессентуки обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, принять по делу новый судебный акт, отказав в части удовлетворения требований федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель считает, что в мотивировочной части решения суда первой инстанции указано, что Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки отказался от подписания передаточного акта в отношении объектов недвижимого имущества, однако к участию в деле Комитет не был привлечен.
Ответчик указывает, что Решением Совета города Ессентуки N 103 от 30 сентября 2014 года утверждено положение о комитете по муниципальной собственности города Ессентуки, согласно которому комитет является уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом.
По мнению ответчика, обязывая Администрацию города Ессентуки принять в муниципальную собственность города объекты недвижимого имущества, судом первой инстанции не учтены финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для вопросов местного значения.
Апеллянт полагает, что при принятии в собственность объектов недвижимого имущества, Администрация города Ессентуки, как собственник, согласно ст. 210 ГК РФ должна будет нести бремя содержания принадлежащего имущества.
Заявитель указывает, что с учетом дефицита бюджета, Администрация города Ессентуки не располагает денежными ресурсами для содержания указанного имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании от 20.04.2016, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, представитель Минобороны и учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация городского округа город-курорт Ессентуки и ФГКУ "Югрегионжилье" ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.10.2011 N 1961 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края" (далее - приказ).
В соответствии с указанным приказом передаче в муниципальную собственность подлежали спорные объекты согласно приложению к приказу, а именно: объекты недвижимого имущества:
- - квартира N 11, реестровый номер федерального имущества В13280000920, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 16, реестровый номер федерального имущества В13280000925, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 50, реестровый номер федерального имущества В13280000959, общая площадь 54,2 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 80, реестровый номер федерального имущества В13280000989, общая площадь 65,6 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 81, реестровый номер федерального имущества В13280000990, общая площадь 37,7 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 106, реестровый номер федерального имущества В13280001014, общая площадь 54,4 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 3, реестровый номер федерального имущества В13280001732, общая площадь 53,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 4, реестровый номер федерального имущества В13280001733, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 8, реестровый номер федерального имущества В13280001735, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 16, реестровый номер федерального имущества В13280001739, общая площадь 70,8 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 32, реестровый номер федерального имущества В13280001747, общая площадь 70,5 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 79, реестровый номер федерального имущества В13280001769, общая площадь 57,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- а также следующее имущество:
- - наружное электроснабжение 0,4 кВ многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004340, общая площадь 0,26445 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное освещение к жилому дому, реестровый номер В12280004341, общая площадь 0,256 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - тепловые сети многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004344, общая площадь 0,068 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004339, общая площадь 0,08590 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004342, общая площадь 0,399 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное сети водопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004343, общая площадь 0,0081 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети электроснабжения многоквартирного жилого дома, протяженностью 947,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные тепловые сети многоквартирного жилого дома, протяженностью 18,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, протяженностью 103,4 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 253,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети водопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 104,6 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4.
В соответствии с пунктом 2 указанного приказа истцу необходимо передать вышеуказанное имущество в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края, а также утвердить передаточный акт (в 4 экземплярах), обеспечить направление утвержденного передаточного акта администрации города Ессентуки, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, и федеральному государственному учреждению "Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, приказом прекращено право оперативного управления ФГУ "Пятигорская КЭЧ района" Минобороны России" и установлено, что право собственности муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки на имущество, указанное в приложении к приказу, возникает с момента утверждения передаточного акта.
На основании приказа Министра обороны РФ N 1871 от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" проведена реорганизация квартирно-эксплуатационных частей районов путем присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, в связи с чем ФГУ "Пятигорская КЭЧ района" Минобороны России прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (впоследствии измененного на ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России).
Истец направил ответчику проект передаточного акта с просьбой согласовать перечень объектов, передаваемых из федеральной собственности в муниципальную.
Комитет по муниципальной собственности в письме N 5943-и от 29.11.2013 отказался от подписания передаточного акта, мотивируя это тем, что отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию права собственности Российской Федерации на передаваемое недвижимое имущество.
Ссылаясь на уклонение администрации от принятия спорных объектов в муниципальную собственность, истец обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Оценивая законность и обоснованность заявленных учреждением к администрации требований об обязании принять в муниципальную собственность имущество, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Согласно положениям пункта 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Судом первой инстанции верно установлено, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом является Министерство обороны.
Судом первой инстанции также верно установлено, что на основании подпункта 71 пункта 7, подпункта 1 пункта 8 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.2004, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативно правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
22 октября 2011 года Министерством обороны Российской Федерации издан приказ N 1961 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края".
Судом первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный приказ издан в пределах компетенции федерального органа государственной власти, в судебном порядке не оспорен и не признан недействительным.
Судом первой инстанции также верно установлено, что перечень объектов недвижимости, передаваемых в собственность, указан в приложении к приказу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 234-О-Р от 07.02.2012 "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.07 N 828-О-П).
Судом первой инстанции верно учтено, что администрация, возражая против передачи спорного имущества в муниципальную собственность, ссылалась на то, что отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорное имущество, что может послужить препятствием для государственной регистрации права муниципальной собственности на принятые объекты.
В то же время, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
На основании пункта 12 статьи 2 Закона N 423-ФЗ предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному к выводу, признав, что Минобороны правомерно распорядилось своим имуществом путем издания ненормативного правового акта - приказа N 1961 от 22.10.2011, и что в соответствии с Законом N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на подлежащее передаче имущество и отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную, в связи с чем суд удовлетворяет заявленные требования.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом N 423-ФЗ.
Изложенные в апелляционной жалобе администрации доводы о необоснованном обязании администрации городского округа город-курорт Ессентуки, г. Ессентуки, принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных требований учреждения.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Администрации городского округа город-курорт Ессентуки за подачу апелляционной жалобы не подлежит взысканию.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город-курорт Ессентуки - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий
Е.В.ЖУКОВ
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Н.Н.ГОДИЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2016 N 16АП-1365/2016 ПО ДЕЛУ N А63-10346/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. по делу N А63-10346/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, апелляционную жалобу Администрации городского округа город-курорт Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015
по исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (ОГРН 1026103739892)
к администрации городского округа город-курорт Ессентуки, г. Ессентуки (ОГРН 1022601227516),
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва,
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону,
об обязании принять в муниципальную собственность имущество (судья Сиротин И.В.),
при участии в судебном заседании представителя:
- от Министерства обороны Российской Федерации - Семенов Е.А. по доверенности;
- от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Семенова Е.А. по доверенности;
- в отсутствие иных, неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации городского округа город-курорт Ессентуки, г. Ессентуки (далее - ответчик, администрация), третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва (далее - Минобороны), ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (далее - региональное управление), об обязании принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества:
- - квартиру N 11, реестровый номер федерального имущества В13280000920, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 16, реестровый номер федерального имущества В13280000925, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 50, реестровый номер федерального имущества В13280000959, общая площадь 54,2 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 80, реестровый номер федерального имущества В13280000989, общая площадь 65,6 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 81, реестровый номер федерального имущества В13280000990, общая площадь 37,7 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 85, реестровый номер федерального имущества В13280000994, общая площадь 37,7 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 106, реестровый номер федерального имущества В13280001014, общая площадь 54,4 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 3, реестровый номер федерального имущества В13280001732, общая площадь 53,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 4, реестровый номер федерального имущества В13280001733, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 8, реестровый номер федерального имущества В13280001735, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 12, реестровый номер федерального имущества В13280001737, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 16, реестровый номер федерального имущества В13280001739, общая площадь 70,8 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 27, реестровый номер федерального имущества В13280001744, общая площадь 53,8 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 28, реестровый номер федерального имущества В13280001745, общая площадь 70,5 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 32, реестровый номер федерального имущества В13280001747, общая площадь 70,5 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 79, реестровый номер федерального имущества В13280001769, общая площадь 57,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- а также следующее имущество:
- - наружное электроснабжение 0,4 кВ многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004340, общая площадь 0,26445 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное освещение к жилому дому, реестровый номер В12280004341, общая площадь 0,256 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - тепловые сети многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004344, общая площадь 0,068 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004339, общая площадь 0,08590 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер 812280004342, общая площадь 0,399 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное сети водопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер 812280004343, общая площадь 0,0081 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети электроснабжения многоквартирного жилого дома, протяженностью 947,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные тепловые сети многоквартирного жилого дома, протяженностью 18,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, протяженностью 103,4 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 253,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети водопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 104,6 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4 (далее - спорные объекты) (уточненные требования).
В суде первой инстанции представитель истца в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от заявленных требований в части обязания принять имущество в муниципальную собственность в отношении квартиры N 85 по ул. О. Головченко, 2, г. Ессентуки и квартиры N 12 по ул. О. Головченко, 4 г. Ессентуки.
В суде первой инстанции от истца в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также поступило ходатайство об отказе от иска в части обязания принять имущество в муниципальную собственность в отношении квартир N 27 и N 28 по ул. Головченко, 4 в г. Ессентуки Ставропольского края.
Судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты к рассмотрению уточненные исковые требования истца.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015 принят отказ истца от требований в части обязания принять имущество в муниципальную собственность в отношении квартиры N 85 по ул. О. Головченко, 2, г. Ессентуки и квартир N 12, N 27 и N 28 по ул. Головченко, 4 в г. Ессентуки Ставропольского края. Исковые требования федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказского территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, удовлетворены частично. Суд первой инстанции обязал администрацию городского округа город-курорт Ессентуки, г. Ессентуки, принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества:
- - квартиру N 11, реестровый номер федерального имущества В13280000920, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 16, реестровый номер федерального имущества В13280000925, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 50, реестровый номер федерального имущества В13280000959, общая площадь 54,2 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 80, реестровый номер федерального имущества В13280000989, общая площадь 65,6 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 81, реестровый номер федерального имущества В13280000990, общая площадь 37,7 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 106, реестровый номер федерального имущества В13280001014, общая площадь 54,4 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартиру N 3, реестровый номер федерального имущества В13280001732, общая площадь 53,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 4, реестровый номер федерального имущества В13280001733, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 8, реестровый номер федерального имущества В13280001735, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 16, реестровый номер федерального имущества В13280001739, общая площадь 70,8 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 32, реестровый номер федерального имущества В13280001747, общая площадь 70,5 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартиру N 79, реестровый номер федерального имущества В13280001769, общая площадь 57,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- а также следующее имущество:
- - наружное электроснабжение 0,4 кВ многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004340, общая площадь 0,26445 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное освещение к жилому дому, реестровый номер В12280004341, общая площадь 0,256 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - тепловые сети многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004344, общая площадь 0,068 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004339, общая площадь 0,08590 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер 812280004342, общая площадь 0,399 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное сети водопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер 812280004343, общая площадь 0,0081 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети электроснабжения многоквартирного жилого дома, протяженностью 947,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные тепловые сети многоквартирного жилого дома, протяженностью 18,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, протяженностью 103,4 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 253,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети водопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 104,6 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4.
Производство по делу в части обязания принять в муниципальную собственность квартиру N 85 по ул. О. Головченко, 2, г. Ессентуки и квартиры N 12, N 27 и N 28 по ул. О. Головченко, 4 г. Ессентуки, прекращено в связи с отказом истца в указанной части.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015, Администрация городского округа город-курорт Ессентуки обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, принять по делу новый судебный акт, отказав в части удовлетворения требований федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель считает, что в мотивировочной части решения суда первой инстанции указано, что Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки отказался от подписания передаточного акта в отношении объектов недвижимого имущества, однако к участию в деле Комитет не был привлечен.
Ответчик указывает, что Решением Совета города Ессентуки N 103 от 30 сентября 2014 года утверждено положение о комитете по муниципальной собственности города Ессентуки, согласно которому комитет является уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом.
По мнению ответчика, обязывая Администрацию города Ессентуки принять в муниципальную собственность города объекты недвижимого имущества, судом первой инстанции не учтены финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для вопросов местного значения.
Апеллянт полагает, что при принятии в собственность объектов недвижимого имущества, Администрация города Ессентуки, как собственник, согласно ст. 210 ГК РФ должна будет нести бремя содержания принадлежащего имущества.
Заявитель указывает, что с учетом дефицита бюджета, Администрация города Ессентуки не располагает денежными ресурсами для содержания указанного имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании от 20.04.2016, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, представитель Минобороны и учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация городского округа город-курорт Ессентуки и ФГКУ "Югрегионжилье" ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.10.2011 N 1961 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края" (далее - приказ).
В соответствии с указанным приказом передаче в муниципальную собственность подлежали спорные объекты согласно приложению к приказу, а именно: объекты недвижимого имущества:
- - квартира N 11, реестровый номер федерального имущества В13280000920, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 16, реестровый номер федерального имущества В13280000925, общая площадь 71,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 50, реестровый номер федерального имущества В13280000959, общая площадь 54,2 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 80, реестровый номер федерального имущества В13280000989, общая площадь 65,6 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 81, реестровый номер федерального имущества В13280000990, общая площадь 37,7 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 106, реестровый номер федерального имущества В13280001014, общая площадь 54,4 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - квартира N 3, реестровый номер федерального имущества В13280001732, общая площадь 53,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 4, реестровый номер федерального имущества В13280001733, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 8, реестровый номер федерального имущества В13280001735, общая площадь 70,9 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 16, реестровый номер федерального имущества В13280001739, общая площадь 70,8 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 32, реестровый номер федерального имущества В13280001747, общая площадь 70,5 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - квартира N 79, реестровый номер федерального имущества В13280001769, общая площадь 57,1 кв. м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- а также следующее имущество:
- - наружное электроснабжение 0,4 кВ многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004340, общая площадь 0,26445 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное освещение к жилому дому, реестровый номер В12280004341, общая площадь 0,256 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - тепловые сети многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004344, общая площадь 0,068 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004339, общая площадь 0,08590 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004342, общая площадь 0,399 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружное сети водопровода многоквартирного жилого дома, реестровый номер В12280004343, общая площадь 0,0081 км, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 2;
- - наружные сети электроснабжения многоквартирного жилого дома, протяженностью 947,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные тепловые сети многоквартирного жилого дома, протяженностью 18,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети канализации многоквартирного жилого дома, протяженностью 103,4 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети газопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 253,0 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4;
- - наружные сети водопровода многоквартирного жилого дома, протяженностью 104,6 м, по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. О. Головченко, 4.
В соответствии с пунктом 2 указанного приказа истцу необходимо передать вышеуказанное имущество в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края, а также утвердить передаточный акт (в 4 экземплярах), обеспечить направление утвержденного передаточного акта администрации города Ессентуки, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, и федеральному государственному учреждению "Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, приказом прекращено право оперативного управления ФГУ "Пятигорская КЭЧ района" Минобороны России" и установлено, что право собственности муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки на имущество, указанное в приложении к приказу, возникает с момента утверждения передаточного акта.
На основании приказа Министра обороны РФ N 1871 от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" проведена реорганизация квартирно-эксплуатационных частей районов путем присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, в связи с чем ФГУ "Пятигорская КЭЧ района" Минобороны России прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (впоследствии измененного на ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России).
Истец направил ответчику проект передаточного акта с просьбой согласовать перечень объектов, передаваемых из федеральной собственности в муниципальную.
Комитет по муниципальной собственности в письме N 5943-и от 29.11.2013 отказался от подписания передаточного акта, мотивируя это тем, что отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию права собственности Российской Федерации на передаваемое недвижимое имущество.
Ссылаясь на уклонение администрации от принятия спорных объектов в муниципальную собственность, истец обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Оценивая законность и обоснованность заявленных учреждением к администрации требований об обязании принять в муниципальную собственность имущество, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Согласно положениям пункта 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Судом первой инстанции верно установлено, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом является Министерство обороны.
Судом первой инстанции также верно установлено, что на основании подпункта 71 пункта 7, подпункта 1 пункта 8 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.2004, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативно правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
22 октября 2011 года Министерством обороны Российской Федерации издан приказ N 1961 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края".
Судом первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный приказ издан в пределах компетенции федерального органа государственной власти, в судебном порядке не оспорен и не признан недействительным.
Судом первой инстанции также верно установлено, что перечень объектов недвижимости, передаваемых в собственность, указан в приложении к приказу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 234-О-Р от 07.02.2012 "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.07 N 828-О-П).
Судом первой инстанции верно учтено, что администрация, возражая против передачи спорного имущества в муниципальную собственность, ссылалась на то, что отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорное имущество, что может послужить препятствием для государственной регистрации права муниципальной собственности на принятые объекты.
В то же время, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
На основании пункта 12 статьи 2 Закона N 423-ФЗ предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному к выводу, признав, что Минобороны правомерно распорядилось своим имуществом путем издания ненормативного правового акта - приказа N 1961 от 22.10.2011, и что в соответствии с Законом N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на подлежащее передаче имущество и отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную, в связи с чем суд удовлетворяет заявленные требования.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом N 423-ФЗ.
Изложенные в апелляционной жалобе администрации доводы о необоснованном обязании администрации городского округа город-курорт Ессентуки, г. Ессентуки, принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных требований учреждения.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Администрации городского округа город-курорт Ессентуки за подачу апелляционной жалобы не подлежит взысканию.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2016 по делу N А63-10346/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город-курорт Ессентуки - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий
Е.В.ЖУКОВ
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Н.Н.ГОДИЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)