Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Милашунас Ю.А.,
при участии:
- от истца: Николаенко С.В. (доверенность от 01.01.2016)
- от ответчика: Озеров М.В. (доверенность от 22.12.2015); Сироткин Д.А. (доверенность от 25.08.2016)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18289/2016) открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2016 по делу N А56-77122/2015 (судья Томпакова Г.Н.),
принятое по иску Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ленинградской области" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "РЖД" в лице Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Общество, ОАО "РЖД") о взыскании 1 717 195,36 руб. долга, 83 495,59 руб. пеней.
Решением суда от 30.05.2016 исковые требования удовлетворены. в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Общества просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что в трех многоквартирных домах все жилые помещения принадлежат одному собственнику - Обществу, в связи с чем общее имущество собственников помещений отсутствует и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в части организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах не распространяются. Включение домов в региональную программу жилых домов противоречило нормам действовавшего законодательства. Указывает, что норма, согласно которой такие дома подлежат включению в региональную программу, внесена в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и, следовательно, задолженность, начисленная за период с 01.05.2014 по 30.06.2015, подлежит исключению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Фонда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
В обоснование исковых требований Фонд указывал, что Общество является собственником ряда жилых помещений, расположенных на территории Ленинградской области.
Фонд является региональным оператором Ленинградской области, созданным в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 15 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области", распоряжением Правительства Ленинградской области от 25.09.2013 N 434-р "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области".
В соответствии со статьей 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов возникает с 01.05.2014.
Согласно расчетам Фонда задолженность ответчика за период с мая 2014 года по август 2015 года составляет 1 717 795,36 руб.
Истцом неоднократно направлялись в адрес ответчика предложения о заключении договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Ленинградской области, помещения которых находятся в собственности ответчика, и об оплате возникшей задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Однако договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, помещения которых находятся в собственности ответчика, не заключены, имеющаяся задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов не погашена.
Данные обстоятельства послужили Фонду основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома включены в структуру коммунальных платежей.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
Таким образом, законодатель прямо оговаривает, что в региональную программу капитального ремонта включаются все многоквартирные дома субъекта Российской Федерации, в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику.
Следовательно, вопреки доводам подателя жалобы, и начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, правомерно и законно.
Законодательством установлен исключительный перечень оснований, по которым многоквартирные дома могут быть исключены из региональной программы капитального ремонта законодательством субъекта Российской Федерации и нахождение всех помещений многоквартирного дома в собственности одного единственного собственника не подпадает не под одно предусмотренное законодателем основание не включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
В предыдущей редакции ЖК РФ действительно отсутствовала прямая оговорка о включении в региональную программу, в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику.
В то же время, рассматриваемая норма ЖК РФ в предыдущей редакции, устанавливая общее правило, что в региональную программу включаются все многоквартирные дома соответствующего субъекта Российской Федерации, не оговаривая прямо включение многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, с одной стороны, другой стороны устанавливает приведенный исключительный перечень оснований, по которым многоквартирный дом не подлежит включению в региональную программу капитального ремонта, либо может быть исключен из региональной программы капитального ремонта, если подобная возможность предусмотрена региональным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако нахождение всех помещений многоквартирного дома в собственности одного единственного собственника не подпадает ни под одно из данных оснований невключения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Как правильно указал суд первой инстанции, что нет оснований считать, что отсутствие прямой оговорки о включении в региональную программу, в том числе, многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, говорит о том, что такие дома не подлежат включению в региональную программу капитального ремонта, а сделанная в действующей редакции рассматриваемой нормы ЖК РФ оговорка о включении в региональную программу капитального ремонта в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, не говорит об изменении законодателем смысла нормы в данном вопросе на противоположный, но направлена на полное устранение возможности неправильного трактования данной нормы.
Кроме того, Общество, не обжаловав включение многоквартирных домов, в которых оно является единственным собственником, в региональную программу капитального ремонта, не может обжаловать на данном основании начисление взносов по таким домам региональным оператором.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2016 по делу N А56-77122/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2016 N 13АП-18289/2016 ПО ДЕЛУ N А56-77122/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. N 13АП-18289/2016
Дело N А56-77122/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Милашунас Ю.А.,
при участии:
- от истца: Николаенко С.В. (доверенность от 01.01.2016)
- от ответчика: Озеров М.В. (доверенность от 22.12.2015); Сироткин Д.А. (доверенность от 25.08.2016)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18289/2016) открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2016 по делу N А56-77122/2015 (судья Томпакова Г.Н.),
принятое по иску Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании
установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ленинградской области" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "РЖД" в лице Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Общество, ОАО "РЖД") о взыскании 1 717 195,36 руб. долга, 83 495,59 руб. пеней.
Решением суда от 30.05.2016 исковые требования удовлетворены. в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Общества просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что в трех многоквартирных домах все жилые помещения принадлежат одному собственнику - Обществу, в связи с чем общее имущество собственников помещений отсутствует и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в части организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах не распространяются. Включение домов в региональную программу жилых домов противоречило нормам действовавшего законодательства. Указывает, что норма, согласно которой такие дома подлежат включению в региональную программу, внесена в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и, следовательно, задолженность, начисленная за период с 01.05.2014 по 30.06.2015, подлежит исключению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Фонда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
В обоснование исковых требований Фонд указывал, что Общество является собственником ряда жилых помещений, расположенных на территории Ленинградской области.
Фонд является региональным оператором Ленинградской области, созданным в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 15 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области", распоряжением Правительства Ленинградской области от 25.09.2013 N 434-р "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области".
В соответствии со статьей 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов возникает с 01.05.2014.
Согласно расчетам Фонда задолженность ответчика за период с мая 2014 года по август 2015 года составляет 1 717 795,36 руб.
Истцом неоднократно направлялись в адрес ответчика предложения о заключении договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Ленинградской области, помещения которых находятся в собственности ответчика, и об оплате возникшей задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Однако договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, помещения которых находятся в собственности ответчика, не заключены, имеющаяся задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов не погашена.
Данные обстоятельства послужили Фонду основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома включены в структуру коммунальных платежей.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
Таким образом, законодатель прямо оговаривает, что в региональную программу капитального ремонта включаются все многоквартирные дома субъекта Российской Федерации, в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику.
Следовательно, вопреки доводам подателя жалобы, и начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, правомерно и законно.
Законодательством установлен исключительный перечень оснований, по которым многоквартирные дома могут быть исключены из региональной программы капитального ремонта законодательством субъекта Российской Федерации и нахождение всех помещений многоквартирного дома в собственности одного единственного собственника не подпадает не под одно предусмотренное законодателем основание не включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
В предыдущей редакции ЖК РФ действительно отсутствовала прямая оговорка о включении в региональную программу, в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику.
В то же время, рассматриваемая норма ЖК РФ в предыдущей редакции, устанавливая общее правило, что в региональную программу включаются все многоквартирные дома соответствующего субъекта Российской Федерации, не оговаривая прямо включение многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, с одной стороны, другой стороны устанавливает приведенный исключительный перечень оснований, по которым многоквартирный дом не подлежит включению в региональную программу капитального ремонта, либо может быть исключен из региональной программы капитального ремонта, если подобная возможность предусмотрена региональным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако нахождение всех помещений многоквартирного дома в собственности одного единственного собственника не подпадает ни под одно из данных оснований невключения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Как правильно указал суд первой инстанции, что нет оснований считать, что отсутствие прямой оговорки о включении в региональную программу, в том числе, многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, говорит о том, что такие дома не подлежат включению в региональную программу капитального ремонта, а сделанная в действующей редакции рассматриваемой нормы ЖК РФ оговорка о включении в региональную программу капитального ремонта в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, не говорит об изменении законодателем смысла нормы в данном вопросе на противоположный, но направлена на полное устранение возможности неправильного трактования данной нормы.
Кроме того, Общество, не обжаловав включение многоквартирных домов, в которых оно является единственным собственником, в региональную программу капитального ремонта, не может обжаловать на данном основании начисление взносов по таким домам региональным оператором.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2016 по делу N А56-77122/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.САВИНА
Е.В.САВИНА
Судьи
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)