Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2017 ПО ДЕЛУ N А13-16884/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. по делу N А13-16884/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от ответчика Батова А.А. по доверенности от 31.05.2016 N 34/1-12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Вологодского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 апреля 2017 года по делу N А13-16884/2016 (судья Парфенюк А.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, город Москва, Комсомольский проспект, дом 18, строение 3; далее - общество, ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Вологодского муниципального района (ОГРН 1023500594842, ИНН 3507002258; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 24; далее - администрация) о признании незаконным отказа от 28.09.2016 N ИХ-497/16 в установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Вологодская область, поселок Огарково, дом 43.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; место нахождения: 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19; далее - министерство), Государственная жилищная инспекция Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 апреля 2017 года по делу N А13-16884/2016 с учетом определения суда от 24 апреля 2017 года об исправлении опечатки заявленные требования удовлетворены.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что в рассматриваемом случае установление экономически обоснованного размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся у общества в управлении, не входит в компетенцию администрации. По мнению подателя жалобы, вопрос о плате за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме необходимо решать на первом общем собрании собственников помещений такого дома одновременно с определением условий договора управления многоквартирным жилым домом, так как плата за ремонт и содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме прямо зависит от состава такого имущества, определенного данным договором и перечня услуг и работ по его ремонту и содержанию, а также сама по себе является существенным условием договора управления.
ООО "ГУЖФ" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство и инспекция отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, министерством (заказчик) и ООО "ГУЖФ" (управляющая организация) 27.07.2015 заключен договор N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации (далее - договор управления), целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными силами Российской Федерации (далее - жилищный фонд), а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в данном жилищном фонде.
Из пункта 1.2 указанного договора и перечня жилищного фонда, являющегося приложением к договору (том 1, листы 51 - 53) следует, что ООО "ГУЖФ" осуществляет управление в том числе жилым домом N 43, расположенным в поселке Огарково Вологодской области.
На основании подпункта 3.1.6 пункта 3.1 раздела 3 договора управления общество обязалось принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением (плату за наем), а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями, заключаемыми в рамках договора.
В соответствии с подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 названного договора общество обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании приложений 2-10 к договору.
Общество 14.12.2015 обратилось к главе администрации Подлесного сельского поселения Вологодской области с письмом от 08.12.2015 N 00104/исх, в котором просило установить дифференцированно для каждого из указанных домов размер платы за содержание жилого помещения для проживающих в них нанимателей с приложением необходимых материалов и калькуляции (расчетов) в отношении названных многоквартирных жилых домов (том 1, лист 87).
Глава администрации Подлесного сельского поселения Вологодской области с сопроводительным письмом от 18.01.2016 N 75 направил указанное обращение общества в администрацию для принятия решения и подготовки ответа с одновременным уведомлением об этом заявителя (том 1, лист 84).
Письмом от 28.09.2016 N ИХ-497/16 администрация отказала обществу в установлении размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории Подлесного сельского поселения Вологодской области, с указанием на то, что у администрации отсутствуют законные на то основания.
ООО "ГУЖФ", считая отказ администрации незаконным и необоснованным, нарушающим права общества на осуществление деятельности как управляющей компании и выполнение договорных обязательств перед Российской Федерацией, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 155 указанного Кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
На основании части 3 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей с 01.01.2017, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Установление органами местного самоуправления размера платы за пользование и содержание жилым помещением, в соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ, направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
До изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы органами местного самоуправления устанавливался не только за содержание, но и за ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 19 ЖК РФ государственный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, как верно отмечено судом первой инстанции, принадлежность жилого фонда министерству не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность администрации совершить требуемые обществом действия.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2017 года по делу N А05-2606/2016.
Спорные объекты государственного жилищного фонда министерства расположены на территории муниципального образования "Вологодский муниципальный район", в связи с этим обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а с 01.01.2017 платы за содержание жилых помещений по договорам найма жилых помещений возложена именно на администрацию в соответствии с пунктами 55.1, 56 статьи 32 Устава Вологодского муниципального района.
Доводы подателя жалобы о том, что договор управления является ничтожным, поскольку его условия противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
В рассматриваемом случае доказательств нарушения спорным договором публичных интересов либо прав и охраняемых законом интересов третьих лиц подателем жалобы в материалы дела не представлено.
Протокол собрания собственников многоквартирных жилых домов от 30.06.2015 N 1, на основании которого управляющей организацией выбрано ООО "ГУЖФ", в установленном порядке недействительным также не признан.
Довод подателя жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Управления федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, также подлежит отклонению, поскольку ответчик не обосновал каким образом вынесенный по итогам рассмотрения настоящего дела судебный акт затронет права и законные интересы указанного лица.
При этом вопрос несоблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при заключении договора управления без проведения торгов подлежит рассмотрению в рамках самостоятельного дела и установленным на то лицом.
Проанализировав названные выше нормы права, исследовав обстоятельства отказа в установлении экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на территории Вологодского муниципального района Вологодской области, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ администрации в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда является незаконным, поскольку нарушает права общества в осуществлении им своей деятельности как управляющей компании и выполнении договорных обязательств перед Российской Федерацией, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащим содержанием общего имущества в государственном жилом фонде, закрепленном за Вооруженными силами Российской Федерации, а также предоставлением коммунальных услуг гражданам, проживающим в государственном жилом фонде, закрепленном за Вооруженными силами Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 апреля 2017 года по делу N А13-16884/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вологодского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
А.В.РОМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)