Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" и ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ и ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2017 г.
по делу N А40-242240/16, принятое судьей Кукиной С.М. (шифр судьи 130-199)
по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КУРЧАТОВСКИЙ" (ОГРН 1067759990561, 123098, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ГАМАЛЕИ, 9)
к 1. ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" (ОГРН 1077758929137, 123060, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРШАЛА БИРЮЗОВА, ДОМ 29)
2. ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1027700149410, 103006, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА КАРЕТНЫЙ РЯД, 2/1)
3. ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЩУКИНО" (ОГРН 5137746235611, 123060, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРШАЛА СОКОЛОВСКОГО, ДОМ 2)
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ (ОГРН 1027739813507, 125032, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ТВЕРСКАЯ, 13)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Сыроежкин М.А. по доверенности от 20.04.2017;
- от ответчика 1: Оганесян М.Г. по доверенности от 15.06.2016;
- от ответчика 2: Пелевина Е.А. по доверенности от 29.12.2016;
- от ответчика 3: не явился, извещен,
- от третьего лица: Пелевина Е.А. по доверенности от 25.01.2017;
- установил:
ООО "Управляющая организация "Курчатовский" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ГКУ города Москвы "Инженерная служба района Щукино"; Департаменту городского имущества города Москвы; ГБУ "Жилищник района Щукино" о взыскании с ответчиков солидарно задолженности по оплате жилищных, коммунальных и эксплуатационных услуг за нежилые помещения по адресу: 1. Москва, ул. Маршала Василевского д. 1, корп. 2, подвал, пом. I, комн. 1, 3-5, 1 этаж пом. II комн. 1-16, 28, 29, 46-65, площадью 589,1 кв. м, 2. Москва, ул. Рогова, д. 2, стр. 1, 1 этаж, пом. 1, комн. 1-16; площадью 104,7 кв. м. 3. Москва, ул. Рогова, д. 7, 1 этаж, пом. 1, комн. 1, 3-5; площадью - 27,5 кв. м, 4. Москва, ул. Гамалеи, д. 3, цоколь, пом. 1, комн. 1-3, 5-9; площадью 68,7 кв. м за период с 01 января 2015 г. по 31 июля 2016 года, в сумме 1 285 651 руб. 10 коп., взыскании с ответчиков солидарно пени за просрочку платежа за жилищные, коммунальные и эксплуатационные услуги за вышеуказанные нежилые помещения за период с 11.02.2015 по 31.08.2016 г. в сумме 122 581 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 года по делу N А40-242240/16 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" и ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ и ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Заявители полагают, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" и ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ и ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЩУКИНО", извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 г. по делу N А40-242240/16 подлежит отмене, по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что Департамент городского имущества города Москвы является собственником помещений, находящихся в управлении истца по следующим адресам: Москва, ул. Маршала Василевского д. 1, корп. 2, подвал, пом. I, комн. 1, 3-5, 1 этаж пом. II комн. 1-16, 28, 29, 46-65, площадью 589,1 кв. м. Москва, ул. Рогова, д. 2, стр. 1, 1 этаж, пом. 1, комн. 1-16; площадью 104,7 кв. м 3. Москва, ул. Рогова, д. 7, 1 этаж, пом. 1, комн. 1, 3-5; площадью - 27,5 кв. м, 4. Москва. ул. Гамалеи, д. 3, цоколь, пом. 1, комн. 1-3, 5-9; площадью 68,7 кв. м.
Государственное казенное учреждение города Москвы "Инженерная служба района "Щукино", согласно п. 1.1 Распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008 г. N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по предоставлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах", ГУ ИС района является уполномоченной Правительством Москвы организацией, выполняющей функции по предоставлению интересов города Москвы как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ между истцом и вторым ответчиком - ГКУ г. Москвы "ИС района "Щукино" 30.12.2012 г. заключены договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Москва. ул. Гамалеи д. 3, ул. Маршала Василевского д. 1, к. 2, ул. Рогова д. 2, ул. Рогова д. 7. В состав этих домов входят вышеуказанные нежилые помещения.
В соответствии с Договором управления многоквартирным домом заключенного между истцом и соответчиком - ГКУ "ИС района Щукино", последний обязался своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей услугами, а также иные платежи, установленные по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятым в соответствии с законодательством (п. 3.3.1 Договора).
Между истцом и ГКУ "ИС района Щукино" при заключении Договора управления многоквартирным домом было достигнуто соглашение о том, что цена договора и размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество пропорционально занимаемому собственником помещению (п. 4.1 Договора).
Согласно п. 4.4 Договора управления размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по ставкам, утвержденным Правительством Москвы.
ГБУ "Жилищник района Щукино" является пользователем вышеуказанных нежилых помещений на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 06.08.2014 г. N 1397, согласно которого вышеуказанные объекты закреплены за ГБУ "Жилищник района Щукино" на праве оперативного управления.
ГБУ "Жилищник района Щукино" является непосредственным потребителем услуг, которые ему были предоставлены истцом.
В соответствии с Договором управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Москва, ул. Гамалеи д. 3, ул. Маршала Василевского д. 1, к. 2, ул. Рогова д. 2, ул. Рогова д. 7, заключенного между ООО УО "Курчатовский" и ГКУ "ИС района Щукино", с 01 июля 2008 г., истцом всем жилым и нежилым помещениям дома, в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, а также в соответствии с Правилами и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерацией по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, бесперебойно предоставляется весь комплекс эксплуатационных, жилищных и коммунальных услуг, что подтверждается прилагаемыми к исковому заявлению договорами истца с подрядными организациями, актами выполненных работ, платежными поручениями.
Вместе с тем, с 01 января 2015 г. по 31 июля 2016 года. Ответчиками, оплата предоставленных истцом, указанным помещениям коммунальных и эксплуатационных услуг, не производилась, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность за вышеуказанные нежилые помещения в размере 1 285 651 руб. 10 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из следующего.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение, а также у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту.
В соответствии с п. 3.1.1 постановления Правительства г. Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, ГУ ИС районов наделяются функциями представителя интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах по жилым и нежилым помещениям в многоквартирных домах, находящихся в государственной собственности города Москвы (в том числе по приемке и вводу в эксплуатацию многоквартирных домов-новостроек при наличии в них жилых и/или нежилых помещений, переходящих в государственную собственность города Москвы, либо оборудования, подлежащего учету на балансе ГУ ИС АО (п. 2.1.4.2) или ГУ ИС районов).
В соответствии со ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещения и коммунальные услуги.
Таким образом, сумму долга ответчиков перед истцом составляет 1 285 651 руб. 10 коп.
Вместе с тем, истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков пени за просрочку платежа за жилищные, коммунальные и эксплуатационные услуги за период с 11.05.2015 по 31.08.2016 г.
Согласно п. 5.3. Договоров управления при невыполнении ответчиком своих обязательств по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг в установленный договором срок, он уплачивает истцу неустойку в виде пеней в размере и в порядке, установленном ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, согласно которой, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Размер неустойки в виде пени за период с 11.02.2015 по 31.08.12.2016 г. составил 122 581 руб. 67 коп.
Судом проверен представленный истцом расчет неустойки, который признан правильным и соответствующим материалам дела.
Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции при принятии оспариваемого судебного акта установлено, что ГБУ "Жилищник района Щукино" является фактическим пользователем вышеуказанных нежилых помещений, при этом задолженность за коммунальные и эксплуатационные услуги взыскана солидарно с ГБУ "Жилищник района Щукино", Департамента и государственного казенного учреждения города Москвы "Инженерная служба района Щукино".
Согласно пункту 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарная обязанность или требование предусмотрены договором или установлены законом, в частности, при неделимости предмета обязательства.
Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 322 ГК РФ).
Таким образом, солидарная ответственность может применяться только в случаях, прямо установленных законом или договором, в частности, при неделимости предмета неисполненного обязательства или при совместном причинении внедоговорного вреда в соответствии с пунктом 1 статьи 1080 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.10.2016 ООО УО "Курчатовский" обратилось в Департамент с претензией о необходимости погашения задолженности образовавшейся за неуплату оказанных эксплуатационных услуг по спорным нежилым помещениям.
ГКУ "Московский центр недвижимости" от имени Департамента письмом от 27.01.2017 N МЦН-2-1-89146/16 сообщил Истцу о том, что нежилые помещения, расположенные по вышеуказанным адресам, переданы в оперативное управление ГБУ "Жилищник района Щукино".
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пп. 2 п. 1 указанной статьи гражданские права возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В рамках представленных полномочий, Департаментом приняты решения о закреплении на праве оперативного управления нежилых помещений расположенных по следующим адресам: ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2, ул. Роговая, д. 2 стр. 1, ул. Роговая, д. 7, ул. Гамалеи, д. З, за ГБУ "Жилищник района Щукино".
1) Ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2.
На основании распоряжения Департамента от 10.10.2014 N 16094, нежилые помещения общей площадью 589,1 кв. м, расположенные по адресу: ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 6.3. распоряжения Департамента от 10.10.2014 N 16094, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Более того, Департаментом 06.05.2015 составлен Акт осмотра нежилых помещений N 00-03882/15, который подтверждает, что помещение, расположенное по адресу г. Москва, ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2., использует ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
2) Ул. Роговая, д. 2, корп. 1.
Согласно Перечню к распоряжению Департамента от 14.01.2014 N 182, нежилые помещения общей площадью 52,1 кв. м, расположенные по адресу: ул. Роговая, д. 2, корп. 1, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 6.3. распоряжения Департамента от 14.01.2014 N 182, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Также, Департаментом 06.05.2015 составлен Акт осмотра нежилых помещений N 00-03938/15, которым установлено, что помещение, расположенное по адресу г. Москва, ул. Роговая, д. 2, корп. 1, использует ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
Распоряжением Департамента от 06.02.2014 N 1397 нежилые помещения общей площадью 52,6 кв. м, расположенные по адресу ул. Роговая, д. 2, корп. 1, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 4.3. распоряжения Департамента от 06.02.2014 N 1397, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Также, Департаментом 06.05.2015 составлен Акт осмотра нежилых помещений N 00-03940/15, которым установлено, что помещение, расположенное по адресу г. Москва, ул. Роговая, д. 2, корп. 1, использует ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
3) Ул. Роговая, д. 7.
Распоряжением Департамента от 06.02.2014 N 1397 нежилые помещения общей площадью 27,5 кв. м, расположенные по адресу ул. Роговая, д. 7, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 4.3. распоряжения Департамента от 06.02.2014 N 1397, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Также, Департаментом 06.05.2015 составлен Акт осмотра нежилых помещений N 00-03943/15, которым установлено, что помещение, расположенное по адресу г. Москва, ул. Роговая, д. 7, использует ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
4) Ул. Гамалеи, д. 3.
Распоряжением Департамента от 06.02.2014 N 1397 нежилые помещения общей площадью 78.6 кв. м (в которые входят спорные помещения общей площадью 68,7 кв. м), расположенные по адресу ул. Гамалеи, д. 3, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 4.3. распоряжения Департамента от 06.02.2014 N 1397, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Более того, Актом приема-передачи объекта нежилого фонда от 10.11.2015 N 00-002366/15 ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" принят объект нежилого фонда общей площадью 68.7 кв. м, расположенный по адресу ул. Гамалеи, д. 3.
Соответственно, с момента закрепления помещений расположенных по адресам: ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2, ул. Роговая, д. 2, стр. 1, ул. Роговая, д. 7, ул. Гамалеи, д. 3 обязанность по несению расходов за содержание спорных помещений лежит на ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" определено, что содержание объектов нежилого фонда, переданных в пользование, осуществляют сами пользователи (п. 2.5.1).
В рассматриваемом случае в силу положений статьи 322 ГК РФ отсутствует установленная законом либо договором солидарная ответственность вышеуказанных ответчиков по заявленным истцом требованиям.
Кроме того, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции неправомерно отклонил доводы о том, что ГКУ "ИС района Щукино" не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Арбитражный судом дал неверное толкование договору управления многоквартирным домом, а именно тот факт, что в договоре управления многоквартирным домом прописано, что ГКУ "ИС района Щукино" выступает стороной договора как представитель собственника помещений в многоквартирном доме - города Москвы, т. е представляет интересы собственника, а собственник - город Москва, согласно п. 3 данного договора указано, что именно собственник обязан своевременно и полностью вносить оплату. ГКУ ИС районов заключают договора управления многоквартирным домом на основании распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008 N 1040-РП, иных полномочий данным распоряжением Государственным учреждения города Москвы инженерные службы районов, не предоставлено. Полномочия данных учреждения ограничены.
Кроме того, тот факт, что ГКУ ИС районов не являются представителями г. Москвы в части оплаты коммунальных услуг за нежилые помещения также подтверждается отсутствием бюджетного финансирования на эти цели для ГКУ ИС районов. В п. 3.1.4 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП указано, по каким целевым статьям расходов ГКУ ИС районов вступают заказчиками и получателями бюджетных средств, среди них отсутствует оплата за жилищно-коммунальных услуг нежилых помещений.
Департамент городского имущества не может заключать договор управления многоквартирным домом с управляющей организаций, т. к. вышеупомянутым распоряжением, данная функциональная обязанность возложена на ГКУ ИС районов.
В рамках полномочий возложенных на ГУ ИС района п. 3.1.1 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП. Согласно п. 9 данного постановления, Департамент городского имущества города Москвы и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно в части нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
В соответствии с п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 13.11.2014 N 664-ПП, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы присоединен к Департаменту городского имущества города Москвы в порядке реорганизации является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда.
В связи с вышеизложенным, апелляционная коллегия считает, что ГБУ "Жилищник района Щукино" владея на праве оперативного управления спорными нежилыми помещениями в силу закона обязан нести бремя по содержанию общего имущества данного многоквартирного жилого дома наряду с собственниками помещений этого дома.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционных жалоб обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 года по делу N А40-242240/16 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2017 г. по делу N А40-242240/16 отменить.
Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЩУКИНО" (ОГРН 5137746235611, 123060, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРШАЛА СОКОЛОВСКОГО, ДОМ 2) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КУРЧАТОВСКИЙ" (ОГРН 1067759990561, 123098, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ГАМАЛЕИ, 9) задолженность в размере 1 285 651 (один миллион двести восемьдесят пять тысяч шестьсот пятьдесят один) руб., 10 коп., пени в размере 122 581 (сто двадцать две тысячи пятьсот восемьдесят один) руб. 67 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 27 082 (двадцать семь тысяч восемьдесят два) руб.
Исковые требования к ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" и ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ оставить без удовлетворения.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КУРЧАТОВСКИЙ" (ОГРН 1067759990561, 123098, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ГАМАЛЕИ, 9) в пользу ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" (ОГРН 1077758929137, 123060, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРШАЛА БИРЮЗОВА, ДОМ 29) расходы по оплате госпошлины по жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 09АП-16189/2017-ГК, 09АП-17416/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А40-242240/16
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. N 09АП-16189/2017-ГК, 09АП-17416/2017-ГК
Дело N А40-242240/16
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" и ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ и ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2017 г.
по делу N А40-242240/16, принятое судьей Кукиной С.М. (шифр судьи 130-199)
по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КУРЧАТОВСКИЙ" (ОГРН 1067759990561, 123098, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ГАМАЛЕИ, 9)
к 1. ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" (ОГРН 1077758929137, 123060, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРШАЛА БИРЮЗОВА, ДОМ 29)
2. ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1027700149410, 103006, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА КАРЕТНЫЙ РЯД, 2/1)
3. ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЩУКИНО" (ОГРН 5137746235611, 123060, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРШАЛА СОКОЛОВСКОГО, ДОМ 2)
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ (ОГРН 1027739813507, 125032, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ТВЕРСКАЯ, 13)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Сыроежкин М.А. по доверенности от 20.04.2017;
- от ответчика 1: Оганесян М.Г. по доверенности от 15.06.2016;
- от ответчика 2: Пелевина Е.А. по доверенности от 29.12.2016;
- от ответчика 3: не явился, извещен,
- от третьего лица: Пелевина Е.А. по доверенности от 25.01.2017;
- установил:
ООО "Управляющая организация "Курчатовский" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ГКУ города Москвы "Инженерная служба района Щукино"; Департаменту городского имущества города Москвы; ГБУ "Жилищник района Щукино" о взыскании с ответчиков солидарно задолженности по оплате жилищных, коммунальных и эксплуатационных услуг за нежилые помещения по адресу: 1. Москва, ул. Маршала Василевского д. 1, корп. 2, подвал, пом. I, комн. 1, 3-5, 1 этаж пом. II комн. 1-16, 28, 29, 46-65, площадью 589,1 кв. м, 2. Москва, ул. Рогова, д. 2, стр. 1, 1 этаж, пом. 1, комн. 1-16; площадью 104,7 кв. м. 3. Москва, ул. Рогова, д. 7, 1 этаж, пом. 1, комн. 1, 3-5; площадью - 27,5 кв. м, 4. Москва, ул. Гамалеи, д. 3, цоколь, пом. 1, комн. 1-3, 5-9; площадью 68,7 кв. м за период с 01 января 2015 г. по 31 июля 2016 года, в сумме 1 285 651 руб. 10 коп., взыскании с ответчиков солидарно пени за просрочку платежа за жилищные, коммунальные и эксплуатационные услуги за вышеуказанные нежилые помещения за период с 11.02.2015 по 31.08.2016 г. в сумме 122 581 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 года по делу N А40-242240/16 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" и ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ и ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Заявители полагают, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" и ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ и ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЩУКИНО", извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 г. по делу N А40-242240/16 подлежит отмене, по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что Департамент городского имущества города Москвы является собственником помещений, находящихся в управлении истца по следующим адресам: Москва, ул. Маршала Василевского д. 1, корп. 2, подвал, пом. I, комн. 1, 3-5, 1 этаж пом. II комн. 1-16, 28, 29, 46-65, площадью 589,1 кв. м. Москва, ул. Рогова, д. 2, стр. 1, 1 этаж, пом. 1, комн. 1-16; площадью 104,7 кв. м 3. Москва, ул. Рогова, д. 7, 1 этаж, пом. 1, комн. 1, 3-5; площадью - 27,5 кв. м, 4. Москва. ул. Гамалеи, д. 3, цоколь, пом. 1, комн. 1-3, 5-9; площадью 68,7 кв. м.
Государственное казенное учреждение города Москвы "Инженерная служба района "Щукино", согласно п. 1.1 Распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008 г. N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по предоставлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах", ГУ ИС района является уполномоченной Правительством Москвы организацией, выполняющей функции по предоставлению интересов города Москвы как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ между истцом и вторым ответчиком - ГКУ г. Москвы "ИС района "Щукино" 30.12.2012 г. заключены договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Москва. ул. Гамалеи д. 3, ул. Маршала Василевского д. 1, к. 2, ул. Рогова д. 2, ул. Рогова д. 7. В состав этих домов входят вышеуказанные нежилые помещения.
В соответствии с Договором управления многоквартирным домом заключенного между истцом и соответчиком - ГКУ "ИС района Щукино", последний обязался своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей услугами, а также иные платежи, установленные по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятым в соответствии с законодательством (п. 3.3.1 Договора).
Между истцом и ГКУ "ИС района Щукино" при заключении Договора управления многоквартирным домом было достигнуто соглашение о том, что цена договора и размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество пропорционально занимаемому собственником помещению (п. 4.1 Договора).
Согласно п. 4.4 Договора управления размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по ставкам, утвержденным Правительством Москвы.
ГБУ "Жилищник района Щукино" является пользователем вышеуказанных нежилых помещений на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 06.08.2014 г. N 1397, согласно которого вышеуказанные объекты закреплены за ГБУ "Жилищник района Щукино" на праве оперативного управления.
ГБУ "Жилищник района Щукино" является непосредственным потребителем услуг, которые ему были предоставлены истцом.
В соответствии с Договором управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Москва, ул. Гамалеи д. 3, ул. Маршала Василевского д. 1, к. 2, ул. Рогова д. 2, ул. Рогова д. 7, заключенного между ООО УО "Курчатовский" и ГКУ "ИС района Щукино", с 01 июля 2008 г., истцом всем жилым и нежилым помещениям дома, в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, а также в соответствии с Правилами и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерацией по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, бесперебойно предоставляется весь комплекс эксплуатационных, жилищных и коммунальных услуг, что подтверждается прилагаемыми к исковому заявлению договорами истца с подрядными организациями, актами выполненных работ, платежными поручениями.
Вместе с тем, с 01 января 2015 г. по 31 июля 2016 года. Ответчиками, оплата предоставленных истцом, указанным помещениям коммунальных и эксплуатационных услуг, не производилась, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность за вышеуказанные нежилые помещения в размере 1 285 651 руб. 10 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из следующего.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение, а также у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту.
В соответствии с п. 3.1.1 постановления Правительства г. Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, ГУ ИС районов наделяются функциями представителя интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах по жилым и нежилым помещениям в многоквартирных домах, находящихся в государственной собственности города Москвы (в том числе по приемке и вводу в эксплуатацию многоквартирных домов-новостроек при наличии в них жилых и/или нежилых помещений, переходящих в государственную собственность города Москвы, либо оборудования, подлежащего учету на балансе ГУ ИС АО (п. 2.1.4.2) или ГУ ИС районов).
В соответствии со ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещения и коммунальные услуги.
Таким образом, сумму долга ответчиков перед истцом составляет 1 285 651 руб. 10 коп.
Вместе с тем, истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков пени за просрочку платежа за жилищные, коммунальные и эксплуатационные услуги за период с 11.05.2015 по 31.08.2016 г.
Согласно п. 5.3. Договоров управления при невыполнении ответчиком своих обязательств по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг в установленный договором срок, он уплачивает истцу неустойку в виде пеней в размере и в порядке, установленном ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, согласно которой, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Размер неустойки в виде пени за период с 11.02.2015 по 31.08.12.2016 г. составил 122 581 руб. 67 коп.
Судом проверен представленный истцом расчет неустойки, который признан правильным и соответствующим материалам дела.
Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции при принятии оспариваемого судебного акта установлено, что ГБУ "Жилищник района Щукино" является фактическим пользователем вышеуказанных нежилых помещений, при этом задолженность за коммунальные и эксплуатационные услуги взыскана солидарно с ГБУ "Жилищник района Щукино", Департамента и государственного казенного учреждения города Москвы "Инженерная служба района Щукино".
Согласно пункту 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарная обязанность или требование предусмотрены договором или установлены законом, в частности, при неделимости предмета обязательства.
Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 322 ГК РФ).
Таким образом, солидарная ответственность может применяться только в случаях, прямо установленных законом или договором, в частности, при неделимости предмета неисполненного обязательства или при совместном причинении внедоговорного вреда в соответствии с пунктом 1 статьи 1080 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.10.2016 ООО УО "Курчатовский" обратилось в Департамент с претензией о необходимости погашения задолженности образовавшейся за неуплату оказанных эксплуатационных услуг по спорным нежилым помещениям.
ГКУ "Московский центр недвижимости" от имени Департамента письмом от 27.01.2017 N МЦН-2-1-89146/16 сообщил Истцу о том, что нежилые помещения, расположенные по вышеуказанным адресам, переданы в оперативное управление ГБУ "Жилищник района Щукино".
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пп. 2 п. 1 указанной статьи гражданские права возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В рамках представленных полномочий, Департаментом приняты решения о закреплении на праве оперативного управления нежилых помещений расположенных по следующим адресам: ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2, ул. Роговая, д. 2 стр. 1, ул. Роговая, д. 7, ул. Гамалеи, д. З, за ГБУ "Жилищник района Щукино".
1) Ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2.
На основании распоряжения Департамента от 10.10.2014 N 16094, нежилые помещения общей площадью 589,1 кв. м, расположенные по адресу: ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 6.3. распоряжения Департамента от 10.10.2014 N 16094, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Более того, Департаментом 06.05.2015 составлен Акт осмотра нежилых помещений N 00-03882/15, который подтверждает, что помещение, расположенное по адресу г. Москва, ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2., использует ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
2) Ул. Роговая, д. 2, корп. 1.
Согласно Перечню к распоряжению Департамента от 14.01.2014 N 182, нежилые помещения общей площадью 52,1 кв. м, расположенные по адресу: ул. Роговая, д. 2, корп. 1, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 6.3. распоряжения Департамента от 14.01.2014 N 182, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Также, Департаментом 06.05.2015 составлен Акт осмотра нежилых помещений N 00-03938/15, которым установлено, что помещение, расположенное по адресу г. Москва, ул. Роговая, д. 2, корп. 1, использует ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
Распоряжением Департамента от 06.02.2014 N 1397 нежилые помещения общей площадью 52,6 кв. м, расположенные по адресу ул. Роговая, д. 2, корп. 1, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 4.3. распоряжения Департамента от 06.02.2014 N 1397, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Также, Департаментом 06.05.2015 составлен Акт осмотра нежилых помещений N 00-03940/15, которым установлено, что помещение, расположенное по адресу г. Москва, ул. Роговая, д. 2, корп. 1, использует ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
3) Ул. Роговая, д. 7.
Распоряжением Департамента от 06.02.2014 N 1397 нежилые помещения общей площадью 27,5 кв. м, расположенные по адресу ул. Роговая, д. 7, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 4.3. распоряжения Департамента от 06.02.2014 N 1397, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Также, Департаментом 06.05.2015 составлен Акт осмотра нежилых помещений N 00-03943/15, которым установлено, что помещение, расположенное по адресу г. Москва, ул. Роговая, д. 7, использует ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
4) Ул. Гамалеи, д. 3.
Распоряжением Департамента от 06.02.2014 N 1397 нежилые помещения общей площадью 78.6 кв. м (в которые входят спорные помещения общей площадью 68,7 кв. м), расположенные по адресу ул. Гамалеи, д. 3, закреплены на праве оперативного управления за ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
В соответствии с п. 4.3. распоряжения Департамента от 06.02.2014 N 1397, ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" должен обеспечить надлежащую эксплуатацию, содержание и охрану нежилых помещений.
Более того, Актом приема-передачи объекта нежилого фонда от 10.11.2015 N 00-002366/15 ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино" принят объект нежилого фонда общей площадью 68.7 кв. м, расположенный по адресу ул. Гамалеи, д. 3.
Соответственно, с момента закрепления помещений расположенных по адресам: ул. Маршала Василевского, д. 1, корп. 2, ул. Роговая, д. 2, стр. 1, ул. Роговая, д. 7, ул. Гамалеи, д. 3 обязанность по несению расходов за содержание спорных помещений лежит на ГБУ города Москвы "Жилищник района Щукино".
Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" определено, что содержание объектов нежилого фонда, переданных в пользование, осуществляют сами пользователи (п. 2.5.1).
В рассматриваемом случае в силу положений статьи 322 ГК РФ отсутствует установленная законом либо договором солидарная ответственность вышеуказанных ответчиков по заявленным истцом требованиям.
Кроме того, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции неправомерно отклонил доводы о том, что ГКУ "ИС района Щукино" не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Арбитражный судом дал неверное толкование договору управления многоквартирным домом, а именно тот факт, что в договоре управления многоквартирным домом прописано, что ГКУ "ИС района Щукино" выступает стороной договора как представитель собственника помещений в многоквартирном доме - города Москвы, т. е представляет интересы собственника, а собственник - город Москва, согласно п. 3 данного договора указано, что именно собственник обязан своевременно и полностью вносить оплату. ГКУ ИС районов заключают договора управления многоквартирным домом на основании распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008 N 1040-РП, иных полномочий данным распоряжением Государственным учреждения города Москвы инженерные службы районов, не предоставлено. Полномочия данных учреждения ограничены.
Кроме того, тот факт, что ГКУ ИС районов не являются представителями г. Москвы в части оплаты коммунальных услуг за нежилые помещения также подтверждается отсутствием бюджетного финансирования на эти цели для ГКУ ИС районов. В п. 3.1.4 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП указано, по каким целевым статьям расходов ГКУ ИС районов вступают заказчиками и получателями бюджетных средств, среди них отсутствует оплата за жилищно-коммунальных услуг нежилых помещений.
Департамент городского имущества не может заключать договор управления многоквартирным домом с управляющей организаций, т. к. вышеупомянутым распоряжением, данная функциональная обязанность возложена на ГКУ ИС районов.
В рамках полномочий возложенных на ГУ ИС района п. 3.1.1 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП. Согласно п. 9 данного постановления, Департамент городского имущества города Москвы и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно в части нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
В соответствии с п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 13.11.2014 N 664-ПП, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы присоединен к Департаменту городского имущества города Москвы в порядке реорганизации является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда.
В связи с вышеизложенным, апелляционная коллегия считает, что ГБУ "Жилищник района Щукино" владея на праве оперативного управления спорными нежилыми помещениями в силу закона обязан нести бремя по содержанию общего имущества данного многоквартирного жилого дома наряду с собственниками помещений этого дома.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционных жалоб обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2017 года по делу N А40-242240/16 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2017 г. по делу N А40-242240/16 отменить.
Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЩУКИНО" (ОГРН 5137746235611, 123060, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРШАЛА СОКОЛОВСКОГО, ДОМ 2) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КУРЧАТОВСКИЙ" (ОГРН 1067759990561, 123098, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ГАМАЛЕИ, 9) задолженность в размере 1 285 651 (один миллион двести восемьдесят пять тысяч шестьсот пятьдесят один) руб., 10 коп., пени в размере 122 581 (сто двадцать две тысячи пятьсот восемьдесят один) руб. 67 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 27 082 (двадцать семь тысяч восемьдесят два) руб.
Исковые требования к ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" и ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ оставить без удовлетворения.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КУРЧАТОВСКИЙ" (ОГРН 1067759990561, 123098, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ГАМАЛЕИ, 9) в пользу ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЩУКИНО" (ОГРН 1077758929137, 123060, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРШАЛА БИРЮЗОВА, ДОМ 29) расходы по оплате госпошлины по жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Е.А.САЗОНОВА
Судьи
Н.В.ЮРКОВА
Л.А.ЯРЕМЧУК
Е.А.САЗОНОВА
Судьи
Н.В.ЮРКОВА
Л.А.ЯРЕМЧУК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)