Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Муниципальный орган сослался на то, что обществом в нарушение условий предоставления субсидии при выполнении работ по капитальному ремонту тепловых вводов были выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А. Семушкин В.С.)
по делу N А55-7014/2016
по иску Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара к обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Контрольно-счетной палаты г. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара, о взыскании субсидии,
установил:
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (далее - ответчик, ООО "Газэнергомонтаж") излишне уплаченной субсидии по соглашениям от 11.03.2014 N 137-Снк/14, от 10.12.2014 N 231-Снк/14, от 10.12.2014 N 224-Снк/14, от 10.12.2014 N 236-Снк/14, от 10.12.2014 N 228-Снк/14, от 10.12.2014 г. N 226-Снк/14, от 11.03.2014 N 142-Снк/14, от 11.03.2014 N 138-Снк/14, от 10.12.2014 N 232-Снк/14, от 18.11.2014 N 213-Снк/14, от 20.03.2014 N 146-Снк/14, от 10.12.2014 N 223-Снк-14, от 10.12.2014 N 227-Снк/14 в размере 721 481 руб. 24 коп. (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2016 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Газэнергомонтаж" в пользу Департамента взыскано 544 941 руб. 21 коп., в остальной части в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2016 отменено, в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка тому обстоятельству, что действие Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара не распространяется на внутридомовые инженерные сети, входящие в состав общего имущества многоквартирных домов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газэнергомонтаж" и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара (с 12.01.2016 переименован в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара) заключены соглашения от 10.12.2014 NN 226-Снк/14, 228-Снк/14, 224-Снк/14, 231-Снк/14, 236-Снк/14 и от 11.03.2014 N 137-Снк/14, от 11.03.2014 N 142-Снк/14, от 11.03.2014 N 138-Снк/14, от 10.12.2014 N 232-Снк/14, от 18.11.2014 N 213-Снк/14, от 20.03.2014 N 146-Снк/14, от 10.12.2014 N 223-Снк-14, от 10.12.2014 N 227-Снк/14 на предоставление субсидий в размере фактически понесенных ООО "Газэнергомонтаж" затрат по договору подряда на разработку проектной документации и осуществление работ по капитальному ремонту тепловых вводов (пункты 1.2. Соглашений).
Пунктом 1 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает механизм предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Порядка к объектам инженерной инфраструктуры, расположенным на территории городского округа Самара, относится совокупность имущественных объектов, состоящих в реестре муниципального имущества городского округа Самара, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерной инфраструктуры).
Действие Порядка не распространяется на внутридомовые инженерные сети, входящие в состав общего имущества многоквартирных домов.
Согласно проведенным Контрольно-счетной палатой городского округа Самара контрольным мероприятиям целевого использования средств бюджета городского округа Самара с 18.03.2015 по 18.06.2015, а также согласно представленному истцом расчету, ответчиком при выполнении работ по капитальному ремонту тепловых вводов выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, проложенных в техническом подполье, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
Истцом по соглашениям о выполненных работах в адрес ООО "Газэнергомонтаж" направлены претензии от 30.07.2015 NN 27-07/5063, 27-07/5059, 27-07/5062, 27-07/5061, 27-07/5064, 27-07/5060, 27-07/3176, 27-07/3173, N 27-07/3172, N 27-07/3212, N 27-07/3210, 27-07/3174, N 27-07/3175 о возврате субсидии, которые оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности факта и стоимости выполненных ответчиком работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, проложенных в техническом подполье, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, на сумму 544 941 руб. 21 коп.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что истцом не представлены доказательства того, что ООО "Газэнергомонтаж" понесены затраты не в связи с выполнением работ по капитальному ремонту тепловых вводов, и что выполненные ответчиком работы по замене участков трубопроводов технологически и функционально не связаны с работами по капитальному ремонту тепловых вводов.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении
Субсидии соответствующим лицам предоставляются безвозмездно, то есть без установления обязательств по уплате процентов, и безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Указанные требования о безвозвратности субсидий не действуют в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.03.2013 N 219 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара.
Согласно пункту 1 Порядка субсидии предоставляются за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара (далее - субсидии).
К объектам инженерной инфраструктуры, расположенным на территории городского округа Самара, относится совокупность имущественных объектов, состоящих в реестре муниципального имущества городского округа Самара, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерной инфраструктуры). Действие Порядка не распространяется на внутридомовые инженерные сети, входящие в состав общего имущества многоквартирных домов.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа на возмещение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ.
В силу пункта 5 условиями предоставления субсидий получателям является:
- наличие затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара;
- завершение работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры на день обращения с заявлением о предоставлении субсидии;
- наличие соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между получателем субсидий и Департаментом городского хозяйства и экологии;
- наличие письменного согласия получателя субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Департаментом городского хозяйства и экологии, органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Субсидии предоставлены после проверки Департаментом документов ответчика на соответствие требованиям Порядка.
Из материалов дела следует, что ООО "Газэнергомонтаж" выполнен капитальный ремонт тепловых вводов, в домах расположенных по адресам: г. Самара, ул. Вольская, 57/ул. Свободы, 100/Томашевский тупик, 28/Ново-Вокзальная, 24/Средне-Садовая, 44/Матросова, 84, что подтверждается: Договор подряда N 7, N 5, N 9, N 8, N 4, N 276/13 на выполнение подрядных работ, Договором подряда N 01-02/10, N 22-01/09, N 13-01/10, N 03-01/10, N 25-01/08, N 41/13 на выполнение проектных работ, Договором N СК-66-14, N СК-74-14, N СК 6914, СК 86-14, N СК 73-14, N 41СК/13 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
Из заключений экспертиз (строительного контроля) N 74-3/2014, 73-3/2014, 72-3/2014, 75-3/2014, 84-3/2014, N 41-3/2013 объекты соответствуют проектной документации.
ООО "Газэнергомонтаж" представлены доказательства соответствия критериям получателей субсидий, предусмотренных пунктом 3 Порядка (...юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - производители товаров, работ, услуг, имеющие затраты, связанные с проводимыми работами по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры (далее - получатели субсидий).
ООО "Газэнергомонтаж" с Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара заключены Соглашения на предоставление субсидий в размере фактически понесенных ООО "Газэнергомонтаж" затрат по договору подряда на разработку проектной документации и осуществление работ по капитальному ремонту тепловых вводов.
Ссылка Департамента на нецелевое использование ООО "Газэнергомонтаж" части выделенных денежных средств в сумме 721 481 руб. 24 коп., затраченных на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, проложенных в техническом подполье, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Представитель ООО "Газэнергомонтаж" пояснил в суде апелляционной инстанции, что претензии при проведении контроля возникли по затратам на замену участков трубопроводов от теплового узла до первой тепловой камеры на улице, выполненные работы связаны с капитальным ремонтом теплового ввода, замена части труб невозможна.
Пунктами 1, 2, 3, 4, 7 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.03.2013 N 219, предусмотрено возмещение получателям субсидий фактически понесенных затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ.
Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара не представлены доказательства того, что ООО "Газэнергомонтаж" затраты понесены не в связи с выполнением работ по капитальному ремонту тепловых вводов, и что выполненные ответчиком работы по замене участков трубопроводов технологически и функционально не связаны с работами по капитальному ремонту тепловых вводов.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы арбитражного суда апелляционной инстанции не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права и не опровергают его выводов, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А55-7014/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.05.2017 N Ф06-20539/2017 ПО ДЕЛУ N А55-7014/2016
Требование: О взыскании суммы излишне выплаченной субсидии.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Муниципальный орган сослался на то, что обществом в нарушение условий предоставления субсидии при выполнении работ по капитальному ремонту тепловых вводов были выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. N Ф06-20539/2017
Дело N А55-7014/2016
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А. Семушкин В.С.)
по делу N А55-7014/2016
по иску Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара к обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Контрольно-счетной палаты г. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара, о взыскании субсидии,
установил:
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Газэнергомонтаж" (далее - ответчик, ООО "Газэнергомонтаж") излишне уплаченной субсидии по соглашениям от 11.03.2014 N 137-Снк/14, от 10.12.2014 N 231-Снк/14, от 10.12.2014 N 224-Снк/14, от 10.12.2014 N 236-Снк/14, от 10.12.2014 N 228-Снк/14, от 10.12.2014 г. N 226-Снк/14, от 11.03.2014 N 142-Снк/14, от 11.03.2014 N 138-Снк/14, от 10.12.2014 N 232-Снк/14, от 18.11.2014 N 213-Снк/14, от 20.03.2014 N 146-Снк/14, от 10.12.2014 N 223-Снк-14, от 10.12.2014 N 227-Снк/14 в размере 721 481 руб. 24 коп. (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2016 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Газэнергомонтаж" в пользу Департамента взыскано 544 941 руб. 21 коп., в остальной части в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2016 отменено, в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка тому обстоятельству, что действие Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара не распространяется на внутридомовые инженерные сети, входящие в состав общего имущества многоквартирных домов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газэнергомонтаж" и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара (с 12.01.2016 переименован в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара) заключены соглашения от 10.12.2014 NN 226-Снк/14, 228-Снк/14, 224-Снк/14, 231-Снк/14, 236-Снк/14 и от 11.03.2014 N 137-Снк/14, от 11.03.2014 N 142-Снк/14, от 11.03.2014 N 138-Снк/14, от 10.12.2014 N 232-Снк/14, от 18.11.2014 N 213-Снк/14, от 20.03.2014 N 146-Снк/14, от 10.12.2014 N 223-Снк-14, от 10.12.2014 N 227-Снк/14 на предоставление субсидий в размере фактически понесенных ООО "Газэнергомонтаж" затрат по договору подряда на разработку проектной документации и осуществление работ по капитальному ремонту тепловых вводов (пункты 1.2. Соглашений).
Пунктом 1 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает механизм предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Порядка к объектам инженерной инфраструктуры, расположенным на территории городского округа Самара, относится совокупность имущественных объектов, состоящих в реестре муниципального имущества городского округа Самара, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерной инфраструктуры).
Действие Порядка не распространяется на внутридомовые инженерные сети, входящие в состав общего имущества многоквартирных домов.
Согласно проведенным Контрольно-счетной палатой городского округа Самара контрольным мероприятиям целевого использования средств бюджета городского округа Самара с 18.03.2015 по 18.06.2015, а также согласно представленному истцом расчету, ответчиком при выполнении работ по капитальному ремонту тепловых вводов выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, проложенных в техническом подполье, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
Истцом по соглашениям о выполненных работах в адрес ООО "Газэнергомонтаж" направлены претензии от 30.07.2015 NN 27-07/5063, 27-07/5059, 27-07/5062, 27-07/5061, 27-07/5064, 27-07/5060, 27-07/3176, 27-07/3173, N 27-07/3172, N 27-07/3212, N 27-07/3210, 27-07/3174, N 27-07/3175 о возврате субсидии, которые оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности факта и стоимости выполненных ответчиком работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, проложенных в техническом подполье, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, на сумму 544 941 руб. 21 коп.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что истцом не представлены доказательства того, что ООО "Газэнергомонтаж" понесены затраты не в связи с выполнением работ по капитальному ремонту тепловых вводов, и что выполненные ответчиком работы по замене участков трубопроводов технологически и функционально не связаны с работами по капитальному ремонту тепловых вводов.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении
Субсидии соответствующим лицам предоставляются безвозмездно, то есть без установления обязательств по уплате процентов, и безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Указанные требования о безвозвратности субсидий не действуют в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.03.2013 N 219 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара.
Согласно пункту 1 Порядка субсидии предоставляются за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара (далее - субсидии).
К объектам инженерной инфраструктуры, расположенным на территории городского округа Самара, относится совокупность имущественных объектов, состоящих в реестре муниципального имущества городского округа Самара, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерной инфраструктуры). Действие Порядка не распространяется на внутридомовые инженерные сети, входящие в состав общего имущества многоквартирных домов.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа на возмещение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ.
В силу пункта 5 условиями предоставления субсидий получателям является:
- наличие затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара;
- завершение работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры на день обращения с заявлением о предоставлении субсидии;
- наличие соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между получателем субсидий и Департаментом городского хозяйства и экологии;
- наличие письменного согласия получателя субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Департаментом городского хозяйства и экологии, органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Субсидии предоставлены после проверки Департаментом документов ответчика на соответствие требованиям Порядка.
Из материалов дела следует, что ООО "Газэнергомонтаж" выполнен капитальный ремонт тепловых вводов, в домах расположенных по адресам: г. Самара, ул. Вольская, 57/ул. Свободы, 100/Томашевский тупик, 28/Ново-Вокзальная, 24/Средне-Садовая, 44/Матросова, 84, что подтверждается: Договор подряда N 7, N 5, N 9, N 8, N 4, N 276/13 на выполнение подрядных работ, Договором подряда N 01-02/10, N 22-01/09, N 13-01/10, N 03-01/10, N 25-01/08, N 41/13 на выполнение проектных работ, Договором N СК-66-14, N СК-74-14, N СК 6914, СК 86-14, N СК 73-14, N 41СК/13 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
Из заключений экспертиз (строительного контроля) N 74-3/2014, 73-3/2014, 72-3/2014, 75-3/2014, 84-3/2014, N 41-3/2013 объекты соответствуют проектной документации.
ООО "Газэнергомонтаж" представлены доказательства соответствия критериям получателей субсидий, предусмотренных пунктом 3 Порядка (...юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - производители товаров, работ, услуг, имеющие затраты, связанные с проводимыми работами по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры (далее - получатели субсидий).
ООО "Газэнергомонтаж" с Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара заключены Соглашения на предоставление субсидий в размере фактически понесенных ООО "Газэнергомонтаж" затрат по договору подряда на разработку проектной документации и осуществление работ по капитальному ремонту тепловых вводов.
Ссылка Департамента на нецелевое использование ООО "Газэнергомонтаж" части выделенных денежных средств в сумме 721 481 руб. 24 коп., затраченных на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей, проложенных в техническом подполье, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Представитель ООО "Газэнергомонтаж" пояснил в суде апелляционной инстанции, что претензии при проведении контроля возникли по затратам на замену участков трубопроводов от теплового узла до первой тепловой камеры на улице, выполненные работы связаны с капитальным ремонтом теплового ввода, замена части труб невозможна.
Пунктами 1, 2, 3, 4, 7 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.03.2013 N 219, предусмотрено возмещение получателям субсидий фактически понесенных затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа Самара, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ.
Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара не представлены доказательства того, что ООО "Газэнергомонтаж" затраты понесены не в связи с выполнением работ по капитальному ремонту тепловых вводов, и что выполненные ответчиком работы по замене участков трубопроводов технологически и функционально не связаны с работами по капитальному ремонту тепловых вводов.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы арбитражного суда апелляционной инстанции не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права и не опровергают его выводов, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А55-7014/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
Судьи
И.А.ХАКИМОВ
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
Судьи
И.А.ХАКИМОВ
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)