Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-4013/2017
на решение от 17.04.2017
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-879/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" городского округа "Город Южно-Сахалинск" (ИНН 6501149732, ОГРН 1046500626765)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ИНН 6501130026, ОГРН 1036500603908)
о признании незаконным пункта 1.1 предписания N 116Ч от 09.02.2017 об устранении выявленных нарушений в результате проверки лицензионных требований,
при участии:
- стороны не явились;
- установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - МУП "ЖЭУ N 10", предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением недействительным пункта 1.1 предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, ответчик) от 09.02.2017 N 116Ч.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, государственная жилищная инспекция Сахалинской области обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что абонентские почтовые шкафы являются общим имуществом многоквартирного дома, в связи с чем обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагается на жилищно-эксплуатационную организацию, которая обеспечивает сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляется за счет собственников жилых помещений.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судом установлено, что Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, д. 93.
27.01.2017 от жильца указанного многоквартирного дома Птициной С.Э. в государственную жилищную инспекцию Сахалинской области поступило обращение с просьбой разобраться с исчезновением батарей в подъезде и колясочной спорного жилого дома жилого дома, а также ответить, когда будут установлены почтовые ящика во втором подъезде указанного дома.
На основании распоряжения заместителя руководителя от 08.02.2017 N 380 инспекцией в целях осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведена внеплановая выездная проверка предприятия на предмет соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, при содержании жилищного фонда.
В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 09.02.2017 N 380, главным государственным инспектором Чачиным А.А. осуществлено обследование многоквартирного жилого дома N 93 по ул. Южно-Сахалинская г. Южно-Сахалинска, по итогам которого установлено, что на дату проверки во втором подъезде (неизвестными лицами) демонтированы два электронагревательных прибора отопления (один электронагреватель был размещен у лестничной площадки 1-го этажа, второй электронагреватель был размещен в колясочной). Во втором подъезде отсутствуют абонентские почтовые шкафы.
Усмотрев в бездействии предприятия нарушение лицензионного требования в сфере жилищного законодательства, инспектором выдано предписание N 116Ч от 09.02.2017, пунктом 1.1 которого со ссылкой на часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ и договор управления МКД на юридическое лицо возложена обязанность в срок до 20 марта 2017 года обеспечить мероприятия по устройству абонентских почтовых шкафов во втором подъезде многоквартирного дома.
Полагая, что предписание в указанной части не соответствует действующему законодательству, предприятие в порядке главы 24 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании N 1110) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс);
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В пункте 13 Положения о лицензировании N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии. Аналогичное правило закреплено в части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции усматривает, что в отношении предприятия был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки, целью которого являлась проверка административным органом соблюдения лицензионных (обязательных) требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, д. 93.
Соответственно оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в пункте 10 которых также закреплены обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии, аналогичные положениям пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, исходя из буквального и системного толкования вышеуказанных норм жилищного законодательства, коллегия суда апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что одной из наиболее важных обязанностей управляющей компании, как специализированной коммерческой организации, осуществляющей управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности, является надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, а также сохранности их имущества.
В силу подпункта "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Таким образом, указанный в нормативном акте состав общего имущества не носит исчерпывающего характера.
Во исполнение пункта 3 указанных Правил в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также обеспечения контроля за состоянием указанного имущества на основании приказа Министерства регионального развития РФ N 45 от 01.06.2007 года было утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.
При этом, подраздел 3.15 "Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющийся приложением к указанному Положению, содержит рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов.
С учетом совокупности названных нормативных положений коллегия приходит к выводу о том, что абонентские почтовые шкафы подлежат отнесению к иным объектам общего имущества многоквартирного дома.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - ФЗ "О почтовой связи") под абонентским почтовым шкафом понимается специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.
Абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов (статья 31 ФЗ "О почтовой связи"). Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила). Согласно разделу второму названных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что абонентский почтовый шкаф, не является частью (не входит в границы) квартир, располагается на лестничной площадке, находящейся в общем доступе, представляет собой единую конструкцию, а также предназначен для обслуживания более одного жилого помещения в многоквартирном доме, арбитражный суд полагает, что он входит в состав общего имущества указанного дома.
В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу о том, что абонентский почтовый шкаф подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения, связанного с обеспечением получения адресатами почтовых отправлений. В отсутствие в многоквартирном доме абонентского почтового шкафа, он подлежит восстановлению управляющей организацией за счет собственников жилых домов.
То обстоятельство, что договором управления многоквартирным домом между собственником жилого помещения и управляющей организацией от 12.12.2016 прямо не предусмотрена обязанность МУП "ЖЭУ-10" содержать в надлежащем состоянии и ремонтировать почтовые шкафы, не свидетельствует об отсутствии у управляющей организации такой обязанности, поскольку она вытекает в силу закона.
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Действительно, в тексте договора управления многоквартирным домом между собственником жилого помещения и управляющей организацией от 12.12.2016 и приложении N 1 к нему, утверждающего состав общего имущества и границ эксплуатационной ответственности, содержание почтовых ящиков не поименовано в Перечне работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, при применении положений статьи 162 Жилищного кодекса РФ, коллегия учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 года N 6464/10, согласно которой все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками решения о проведении тех или иных ремонтных работ и фиксации их в тексте договора.
С учетом изложенного, необеспечение предприятием мероприятий по устройству абонентских почтовых шкафов, создает угрозу сохранности почтовой корреспонденции, поступающей в адрес собственников помещений 2-го по подъезда спорного многоквартирного дома, а, следовательно, может привести к ущемлению их прав и законных интересов, связанных, в том числе со своевременной оплатой предоставленных коммунальных услуг.
При этом коллегия исходит из того, что под обеспечением надлежащего состояния почтовых ящиков подразумевается, в том числе, обязанность управляющей организации по восстановлению утраченных абонентских почтовых шкафов в случае их отсутствия в многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что застройщиком при сдаче в эксплуатацию 2-ой подъезд спорного дома не был оборудован по абонентскими почтовыми шкафами, государственная жилищная инспекция правомерно возложила на предприятие, как на управляющую организацию, обязанность по устройству (восстановлению) таких абонентских почтовых шкафов во 2-ом подъезде многоквартирного дома по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, 93.
Действительно, из материалов дела усматривается, что указанный многоквартирный дом является трехэтажным, в связи с чем, с учетом положений п. 5.1.1 СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" относится к малоэтажной жилой застройке.
В соответствии с абзацем 7 статьи 31 Закона N 176-ФЗ в районах малоэтажной застройки пользователи услуг почтовой связи для получения почтовых отправлений устанавливают почтовые абонентские ящики за счет собственных средств.
Вместе с тем, указанное обстоятельство в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку абзац 7 статьи 31 Закона N 176-ФЗ подлежит применению с учетом специальных норм по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирных домах.
Как отмечалось выше, приказом Министерства регионального развития РФ N 45 от 01.06.2007 утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).
Подраздел 3.15 "Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющийся приложением к указанному Положению, содержит рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов.
Нормы указанного Положения N 45 от 01.06.2007 для целей рассмотрения настоящего спора являются специальными по отношению к правилам оказания услуг почтовой связи, в связи с чем, принимая во внимание, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, д. 93 является многоквартирным домом, он должен быть обеспечен абонентскими почтовыми шкафами.
Доказательства того, что указанный малоэтажный жилой дом при его строительстве был оборудован индивидуальными почтовыми абонентскими ящиками, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пункт 1.1 предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области от 09.02.2017 N 116Ч является законным, а требование предприятия удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Соответственно, обжалуемое решение суда первой инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления МУП "ЖЭУ N 10" в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению по результатам рассмотрения апелляционной жалобы остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.04.2017 по делу N А59-879/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2017 N 05АП-4013/2017 ПО ДЕЛУ N А59-879/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. по делу N А59-879/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 22 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-4013/2017
на решение от 17.04.2017
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-879/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" городского округа "Город Южно-Сахалинск" (ИНН 6501149732, ОГРН 1046500626765)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ИНН 6501130026, ОГРН 1036500603908)
о признании незаконным пункта 1.1 предписания N 116Ч от 09.02.2017 об устранении выявленных нарушений в результате проверки лицензионных требований,
при участии:
- стороны не явились;
- установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - МУП "ЖЭУ N 10", предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением недействительным пункта 1.1 предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, ответчик) от 09.02.2017 N 116Ч.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, государственная жилищная инспекция Сахалинской области обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что абонентские почтовые шкафы являются общим имуществом многоквартирного дома, в связи с чем обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагается на жилищно-эксплуатационную организацию, которая обеспечивает сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляется за счет собственников жилых помещений.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судом установлено, что Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, д. 93.
27.01.2017 от жильца указанного многоквартирного дома Птициной С.Э. в государственную жилищную инспекцию Сахалинской области поступило обращение с просьбой разобраться с исчезновением батарей в подъезде и колясочной спорного жилого дома жилого дома, а также ответить, когда будут установлены почтовые ящика во втором подъезде указанного дома.
На основании распоряжения заместителя руководителя от 08.02.2017 N 380 инспекцией в целях осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведена внеплановая выездная проверка предприятия на предмет соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, при содержании жилищного фонда.
В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 09.02.2017 N 380, главным государственным инспектором Чачиным А.А. осуществлено обследование многоквартирного жилого дома N 93 по ул. Южно-Сахалинская г. Южно-Сахалинска, по итогам которого установлено, что на дату проверки во втором подъезде (неизвестными лицами) демонтированы два электронагревательных прибора отопления (один электронагреватель был размещен у лестничной площадки 1-го этажа, второй электронагреватель был размещен в колясочной). Во втором подъезде отсутствуют абонентские почтовые шкафы.
Усмотрев в бездействии предприятия нарушение лицензионного требования в сфере жилищного законодательства, инспектором выдано предписание N 116Ч от 09.02.2017, пунктом 1.1 которого со ссылкой на часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ и договор управления МКД на юридическое лицо возложена обязанность в срок до 20 марта 2017 года обеспечить мероприятия по устройству абонентских почтовых шкафов во втором подъезде многоквартирного дома.
Полагая, что предписание в указанной части не соответствует действующему законодательству, предприятие в порядке главы 24 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании N 1110) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс);
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В пункте 13 Положения о лицензировании N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии. Аналогичное правило закреплено в части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции усматривает, что в отношении предприятия был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки, целью которого являлась проверка административным органом соблюдения лицензионных (обязательных) требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, д. 93.
Соответственно оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в пункте 10 которых также закреплены обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии, аналогичные положениям пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, исходя из буквального и системного толкования вышеуказанных норм жилищного законодательства, коллегия суда апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что одной из наиболее важных обязанностей управляющей компании, как специализированной коммерческой организации, осуществляющей управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности, является надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, а также сохранности их имущества.
В силу подпункта "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Таким образом, указанный в нормативном акте состав общего имущества не носит исчерпывающего характера.
Во исполнение пункта 3 указанных Правил в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также обеспечения контроля за состоянием указанного имущества на основании приказа Министерства регионального развития РФ N 45 от 01.06.2007 года было утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.
При этом, подраздел 3.15 "Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющийся приложением к указанному Положению, содержит рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов.
С учетом совокупности названных нормативных положений коллегия приходит к выводу о том, что абонентские почтовые шкафы подлежат отнесению к иным объектам общего имущества многоквартирного дома.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - ФЗ "О почтовой связи") под абонентским почтовым шкафом понимается специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.
Абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов (статья 31 ФЗ "О почтовой связи"). Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила). Согласно разделу второму названных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что абонентский почтовый шкаф, не является частью (не входит в границы) квартир, располагается на лестничной площадке, находящейся в общем доступе, представляет собой единую конструкцию, а также предназначен для обслуживания более одного жилого помещения в многоквартирном доме, арбитражный суд полагает, что он входит в состав общего имущества указанного дома.
В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу о том, что абонентский почтовый шкаф подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения, связанного с обеспечением получения адресатами почтовых отправлений. В отсутствие в многоквартирном доме абонентского почтового шкафа, он подлежит восстановлению управляющей организацией за счет собственников жилых домов.
То обстоятельство, что договором управления многоквартирным домом между собственником жилого помещения и управляющей организацией от 12.12.2016 прямо не предусмотрена обязанность МУП "ЖЭУ-10" содержать в надлежащем состоянии и ремонтировать почтовые шкафы, не свидетельствует об отсутствии у управляющей организации такой обязанности, поскольку она вытекает в силу закона.
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Действительно, в тексте договора управления многоквартирным домом между собственником жилого помещения и управляющей организацией от 12.12.2016 и приложении N 1 к нему, утверждающего состав общего имущества и границ эксплуатационной ответственности, содержание почтовых ящиков не поименовано в Перечне работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, при применении положений статьи 162 Жилищного кодекса РФ, коллегия учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 года N 6464/10, согласно которой все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками решения о проведении тех или иных ремонтных работ и фиксации их в тексте договора.
С учетом изложенного, необеспечение предприятием мероприятий по устройству абонентских почтовых шкафов, создает угрозу сохранности почтовой корреспонденции, поступающей в адрес собственников помещений 2-го по подъезда спорного многоквартирного дома, а, следовательно, может привести к ущемлению их прав и законных интересов, связанных, в том числе со своевременной оплатой предоставленных коммунальных услуг.
При этом коллегия исходит из того, что под обеспечением надлежащего состояния почтовых ящиков подразумевается, в том числе, обязанность управляющей организации по восстановлению утраченных абонентских почтовых шкафов в случае их отсутствия в многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что застройщиком при сдаче в эксплуатацию 2-ой подъезд спорного дома не был оборудован по абонентскими почтовыми шкафами, государственная жилищная инспекция правомерно возложила на предприятие, как на управляющую организацию, обязанность по устройству (восстановлению) таких абонентских почтовых шкафов во 2-ом подъезде многоквартирного дома по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, 93.
Действительно, из материалов дела усматривается, что указанный многоквартирный дом является трехэтажным, в связи с чем, с учетом положений п. 5.1.1 СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" относится к малоэтажной жилой застройке.
В соответствии с абзацем 7 статьи 31 Закона N 176-ФЗ в районах малоэтажной застройки пользователи услуг почтовой связи для получения почтовых отправлений устанавливают почтовые абонентские ящики за счет собственных средств.
Вместе с тем, указанное обстоятельство в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку абзац 7 статьи 31 Закона N 176-ФЗ подлежит применению с учетом специальных норм по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирных домах.
Как отмечалось выше, приказом Министерства регионального развития РФ N 45 от 01.06.2007 утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).
Подраздел 3.15 "Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющийся приложением к указанному Положению, содержит рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов.
Нормы указанного Положения N 45 от 01.06.2007 для целей рассмотрения настоящего спора являются специальными по отношению к правилам оказания услуг почтовой связи, в связи с чем, принимая во внимание, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, д. 93 является многоквартирным домом, он должен быть обеспечен абонентскими почтовыми шкафами.
Доказательства того, что указанный малоэтажный жилой дом при его строительстве был оборудован индивидуальными почтовыми абонентскими ящиками, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пункт 1.1 предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области от 09.02.2017 N 116Ч является законным, а требование предприятия удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Соответственно, обжалуемое решение суда первой инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления МУП "ЖЭУ N 10" в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению по результатам рассмотрения апелляционной жалобы остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.04.2017 по делу N А59-879/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)