Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2016 ПО ДЕЛУ N А57-14392/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу N А57-14392/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "08" февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2015 года по делу N А57-14392/2015 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКО" (ОГРН 1156450000057, ИНН 6450086312)
Заинтересованные лица:
Государственная жилищная инспекция по Саратовской области
Правительство Саратовской области, г. Саратов
Лицензионная комиссия Саратовской области, г. Саратов
о признании незаконным решения лицензионной комиссии Саратовской области от 27.05.2015 года N 14 и приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 90 от 29.05.2015 г.
- при участии в судебном заседании представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Савенко К.А., по доверенности от 11.01.2016;
- без участия в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "ЖКО", Правительства Саратовской области, Лицензионной комиссии Саратовской области, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N.78821 0, 78822 7,78819 7.
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖКО" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения лицензионной комиссии Саратовской области от 27.05.2015 года N 14 и приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 90 от 29.05.2015 г., на основании которых ООО "ЖКО" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2015 года по делу N А57-14392/2015 заявленные требования были удовлетворены. Суд признал незаконными решение Лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Саратовской области в части отказа в выдаче лицензии Обществу с ограниченной ответственностью "ЖКО", изложенное в протоколе N 14 заседания Лицензионной комиссии от 27.05.2015 года, а также пункт 2 Приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 90 от 29.05.2015 года в части отказа Обществу с ограниченной ответственностью "ЖКО" в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области.
В качестве восстановления нарушенных прав суд обязал Лицензионную комиссию по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Саратовской области в месячный срок, с момента вступления решения в законную силу, рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "ЖКО" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Также обязал Государственную жилищную инспекцию Саратовской области рассмотреть вопрос об издании приказа о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "ЖКО" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, с Государственной жилищной инспекции Саратовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКО" были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области (далее - Инспекция), не согласившись с вынесенным решением, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требования заявителя.
В судебном заседании представители Инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители общества с ограниченной ответственностью "ЖКО", Правительства Саратовской области, Лицензионной комиссии Саратовской области в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ.
Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 13.04.2015 года ООО "ЖКО" обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании распоряжения заместителя начальника Инспекции N 422 от 14.04.2015 года в отношении ООО "ЖКО" проведена внеплановые выездная и документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки N 260 от 18.05.2015 года.
Целью проверки явилось выдача лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Задачей проверки явилось - соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным законодательством.
По итогам проверки Инспекцией составлен акт проверки N 260 от 18.05.2015 года, в котором отражено, что ООО "ЖКО" с 01.01.2015 года осуществляет управление и начисляет плату за жилищные и коммунальные услуги собственникам многоквартирных жилых домов по адресам: г. Саратов, ул. Одесская, д. 16; г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 157.
Также, в акте отражено, что в ходе проверки информации, размещенной на сайте www.reformagkh.ru установлено раскрытие информации не в полном объеме, а именно: п. п. б) п. 3 в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, многоквартирные дома отсутствуют; по п. п. в) п. 3 отсутствует общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, в том числе характеристика многоквартирных домов; по п. п. г) п. 3 отсутствует информация о выполненных работах (оказанных услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирными домами, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; по п. п. д) п. 3 отсутствует информация об оказанных коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; по п. п. е) п. 3 отсутствует информация об использовании общего имущества в многоквартирных домах; по п. п. з) п. 3 отсутствует информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, результатах (решения) таких собраний.
По итогам проверки, Инспекцией в Лицензионную комиссию Саратовской области направлено Мотивированное предложение N 207-06-07 от 25.05.2015 года об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В мотивированном предложении, в частности, отражено, что в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документов выявлено наличие недостоверной информации, а именно: из представленных в рамках проведения проверки соискателем лицензии документов следует, что ООО "ЖКО" на момент обращения в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами деятельность по управлению не осуществляет. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ООО "ЖКО" с 01.01.2015 года осуществляет управление и начисляет плату за жилищные и коммунальные услуги собственникам многоквартирных жилых домов по адресам: г. Саратов, ул. Одесская, д. 16; г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 157.
27.05.2015 года состоялось заседание Лицензионной комиссии, на котором принято решение об отказе в предоставлении ООО "ЖКО" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании решения Лицензионной комиссии от 27.05.2015 года, Государственной жилищной инспекцией издан приказ N 90 от 29.05.2015 года, в соответствии с которым ООО "ЖКО" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Не согласившись с решением Лицензионной комиссией и приказом Инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что решение лицензионной комиссии об отказе в выдаче ООО "ЖКО" лицензии, изложенное в протоколе N 14 заседания комиссии от 27.05.2015 года, а также пункт 2 Приказ N 90 от 29.05.2015 года в части отказа ООО "ЖКО" в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области, не соответствует требованиям законодательства и препятствует Обществу в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в то время как в соответствии с п. 3.2 Устава Общества, управление недвижимым имуществом является его основным видом деятельности.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 194 ЖК РФ, основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является:
1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.
Согласно части 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
В силу действия пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.
Статья 193 Жилищного кодекса РФ устанавливает лицензионные требования, в том числе, пункт 6 части 1 относит к ним соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Таким образом, совокупность перечисленных норм жилищного законодательства устанавливает обязанность лицензиата по соблюдению требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии послужил вывод Инспекции, что ООО "ЖКО" с 01.01.2015 года фактически осуществляет управление многоквартирными жилыми домами по адресам: г. Саратов, ул. Одесская, д. 16; г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 157. Также, в ходе проверки информации, размещенной на сайте www.reformagkh.ru установлено раскрытие информации обществом не в полном объеме.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, по состоянию на дату подачи заявки на получение лицензии (13.04.2015) Общество не осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами, поскольку в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что ООО "ЖКО" выбиралось жителями многоквартирных жилых домов в качестве управляющей организации, заключало с ними договор выполнения работ и оказания услуг по управлению многоквартирным жилым домом.
Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в материалы дела не представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на котором принималось решение о выборе ООО "ЖКО" в качестве управляющей организации и утверждались условия договора управление, равно как не представлено ни одного договора управления, заключенного собственниками помещений многоквартирного дома с ООО "ЖКО".
Имеющийся в материалах дела договор с ООО "УК "ПНКБ" договором управления не является. Как установлено судом первой инстанции, между ООО "УК "ПНКБ" и ООО "ЖКО" заключен договор N 1А от 12.01.2015 года по передаче обязательств по предоставлению услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений жилого дома N 16 по ул. Одесской г. Саратова. Из указанного договора не следует, что Обществу с ограниченной ответственностью "ЖКО" переданы права управляющей организации ООО "УК "ПНКБ".
Доводы Инспекции о том, что ООО "ЖКО" начисляет плату за жилищные и коммунальные услуги собственникам многоквартирных жилых домов по адресам: г. Саратов, ул. Одесская, д. 16; г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 157 были предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно им отклонены.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ на общество не распространялись: общество на день подачи заявки не должно было соблюдать требования к раскрытию информации, установленные ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, в связи с чем, удовлетворил требования ООО "ЖКО".
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об обратном судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не соответствуют нормам материального права и основаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 декабря 2015 года по делу N А57-14392/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)