Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2016 по делу N А76-8271/2016 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель:
закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" - Фокин А.А. (доверенность N 24 от 24.03.2016), Сайфутдинов Р.Р. (доверенность N 14 от 14.01.2016).
Закрытое акционерное общество "Троицкая энергетическая компания" (далее - заявитель, ЗАО "Троицкая энергетическая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", инспекция) о признании недействительным предписания N 633 от 09.03.2016 с момента его вынесения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.08.2016 в удовлетворении требований ЗАО "Троицкая энергетическая компания" отказано.
ЗАО "Троицкая энергетическая компания" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ЗАО "Троицкая энергетическая компания" просит учесть неправильное истолкование п. 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению потребителя в многоквартирном доме. Коммунальная услуга, представленная на общедомовые нужды не соответствует, представленной коммунальной услуги по отоплению. В связи с этим, заявитель не находит оснований для исполнения мероприятий по устранению нарушений, указанных в предписании N 633 от 09.03.2016 на основании п. 59 (1) Правил N 354.
Также податель жалобы считает, что мероприятия по устранению нарушений связанных с абзацем 2 п. 42 (1) Правил N 354 не соответствует обстоятельствам по причине выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии (ОПУТЭ).
Заявитель обращает внимание, что не имел статуса исполнителя коммунальных услуг.
Отзыв в материалы представлен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явился. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУ "ГЖИ Челябинской области" в период с октября 2015 года по февраль 2016 года на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки N 633 от 15.02.2016 (т. 1 л.д. 61-62), на основании обращения собственника помещений, в многоквартирном доме N 36 по ул. Денисова г. Троицка, по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за отопление в отношении общества, организована и проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе данной проверки выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение абзаца 2 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ЗАО "Троицкая энергетическая компания" в декабре 2015 года выполнило начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям многоквартирного дома не по показаниям общедомового прибора учета.
2. В нарушение пункта 59 (1) Правил N 354 ЗАО "Троицкая энергетическая компания" за период с октября 2015 по январь 2016 выполнила перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применениям формулы 2 приложения N 2 к Правилам N 354, как произведение общей площади жилого помещения на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановление Главы города Троицка Челябинской области от 28.10.2008 N 1895 и на тариф на тепловую энергию.
По результатам проверки составлен акт проверки N N 633 от 09.03.2016 (т. 1 л.д. 14-17) и вынесено ЗАО "Троицкая энергетическая компания" предписание N 633 от 09.03.2016 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 55-56).
Согласно предписанию ЗАО "Троицкая энергетическая компания" предписано устранить выявленные нарушения в срок до 15.04.2016:
1. Выполнить потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Троицк, ул. Денисова, 36, за декабрь 2015 года начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в порядке, установленном абзацем 2 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, полученных за период с 24.11.2015 по 22.12.2015.
2. Выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим в многоквартирном доме по указанному адресу, за период с 01.01.2016 по 09.02.2016 в порядке, установленном пунктом 59 (1) Правил, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за фактический период работы прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором вышел из строя прибор учета, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию общедомового прибора учета.
3. Аннулировать начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим в многоквартирном доме по указанному адресу, за период с октября 2015 года по январь 2016 года, выполненное в нарушение пункта 59 (1) Правил исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Не согласившись с предписанием N 633 от 09.03.2016, ЗАО "Троицкая энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать данное предписание незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований ЗАО "Троицкая энергетическая компания", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание ГУ "ГЖИ Челябинской области" издано с соблюдением законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы арбитражного суда первой инстанции верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям
Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет Главному управлению, как органу государственного жилищного надзора, полномочия по проведению проверок в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) на предмет соответствия порядка заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, а также на предмет правомерности утверждения условий этого договора. При этом в случае выявления нарушений требований законодательства в части порядка заключения договора управления жилищная инспекция в праве выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а в случае неисполнения в установленный срок предписания, инспекция в праве обратиться в суд с заявлением о признании такого договора управления многоквартирным домом недействительным.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
На основании пунктов 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Как следует из материалов дела, в период с 02.03.2016 по 09.03.2016 Инспекцией по обращению жителя дома N 36 по ул. Денисова г. Троицк Калашниковой Е.А. проведена проверка соблюдения ЗАО "ТЭК" обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Троицк, ул. Денисова, д. 36.
В ходе проверки выявлены нарушения абзаца 2 пункта 42 (1), пункта 59 (1) Правил N 354.
По результатам проведенной проверки Инспекцией составлен акт проверки N 633 от 09.03.2016 и выдано предписание N 633 от 09.03.2016, в которых в качестве выявленных нарушений указано: абзац 2 пункта 42 (1) Правил N 354 и пункт 59 (1) Правил N 354.
При проведении проверки, инспекцией установлено, что дом по адресу: г. Троицк, ул. Денисова, д. 36 оборудован коллективным прибором учета теплоэнергии.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Однако, при проведении проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" было установлено, что, несмотря на наличие в многоквартирном жилом доме ОДПУ тепловой энергии, общество при определении за декабрь 2015 года платы за отопление не учло показания ОДПУ, а исчислило размер платы исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Судом первой инстанции установлено и следует из акта проверки и обжалуемого предписания, ЗАО "Троицкая энергетическая компания" за период с октября 2015 года по январь 2016 года выполнила перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением формулы 2 приложением N 2 к Правилам N 354 как произведение общей площади жилого помещения на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановлением Главы города Троицка Челябинской области от 28.10.2008 N 1895 и на тариф на тепловую энергию.
Также, в силу требований Правил N 354 расчет объема потребления коммунального ресурса по нормативам потребления возможен лишь в случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме, поэтому в рассматриваемом случае использование нормативов потребления было бы возможно только по истечении периодов (3 месяца), указанных в пункте 59 (1) Правил N 354.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя отказано обоснованно.
Утверждение подателя жалобы, что ЗАО "Троицкая энергетическая компания" не является исполнителем коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Материалами дела установлено, что ЗАО "ТЭК" предоставляет коммунальную услугу по отоплению потребителями, проживающими в жилых помещениях многоквартирного дома N 36 по ул. Денисова г. Троицка и производит начисление платы за данную услугу.
В соответствии с абз. 9 п. 2 раздела 1 Правил N 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2 разд. 1 Правил N 354).
Следовательно, именно ЗАО "ТЭК" является исполнителем коммунальных услуг.
Отсутствие заключенного договора не освобождает заявителя от обязанности по соблюдению Правил N 354.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2016 по делу N А76-8271/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2016 N 18АП-11835/2016 ПО ДЕЛУ N А76-8271/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2016 г. N 18АП-11835/2016
Дело N А76-8271/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2016 по делу N А76-8271/2016 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель:
закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" - Фокин А.А. (доверенность N 24 от 24.03.2016), Сайфутдинов Р.Р. (доверенность N 14 от 14.01.2016).
Закрытое акционерное общество "Троицкая энергетическая компания" (далее - заявитель, ЗАО "Троицкая энергетическая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", инспекция) о признании недействительным предписания N 633 от 09.03.2016 с момента его вынесения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.08.2016 в удовлетворении требований ЗАО "Троицкая энергетическая компания" отказано.
ЗАО "Троицкая энергетическая компания" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ЗАО "Троицкая энергетическая компания" просит учесть неправильное истолкование п. 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению потребителя в многоквартирном доме. Коммунальная услуга, представленная на общедомовые нужды не соответствует, представленной коммунальной услуги по отоплению. В связи с этим, заявитель не находит оснований для исполнения мероприятий по устранению нарушений, указанных в предписании N 633 от 09.03.2016 на основании п. 59 (1) Правил N 354.
Также податель жалобы считает, что мероприятия по устранению нарушений связанных с абзацем 2 п. 42 (1) Правил N 354 не соответствует обстоятельствам по причине выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии (ОПУТЭ).
Заявитель обращает внимание, что не имел статуса исполнителя коммунальных услуг.
Отзыв в материалы представлен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явился. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУ "ГЖИ Челябинской области" в период с октября 2015 года по февраль 2016 года на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки N 633 от 15.02.2016 (т. 1 л.д. 61-62), на основании обращения собственника помещений, в многоквартирном доме N 36 по ул. Денисова г. Троицка, по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за отопление в отношении общества, организована и проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе данной проверки выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение абзаца 2 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ЗАО "Троицкая энергетическая компания" в декабре 2015 года выполнило начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям многоквартирного дома не по показаниям общедомового прибора учета.
2. В нарушение пункта 59 (1) Правил N 354 ЗАО "Троицкая энергетическая компания" за период с октября 2015 по январь 2016 выполнила перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применениям формулы 2 приложения N 2 к Правилам N 354, как произведение общей площади жилого помещения на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановление Главы города Троицка Челябинской области от 28.10.2008 N 1895 и на тариф на тепловую энергию.
По результатам проверки составлен акт проверки N N 633 от 09.03.2016 (т. 1 л.д. 14-17) и вынесено ЗАО "Троицкая энергетическая компания" предписание N 633 от 09.03.2016 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 55-56).
Согласно предписанию ЗАО "Троицкая энергетическая компания" предписано устранить выявленные нарушения в срок до 15.04.2016:
1. Выполнить потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Троицк, ул. Денисова, 36, за декабрь 2015 года начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в порядке, установленном абзацем 2 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, полученных за период с 24.11.2015 по 22.12.2015.
2. Выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим в многоквартирном доме по указанному адресу, за период с 01.01.2016 по 09.02.2016 в порядке, установленном пунктом 59 (1) Правил, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за фактический период работы прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором вышел из строя прибор учета, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию общедомового прибора учета.
3. Аннулировать начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим в многоквартирном доме по указанному адресу, за период с октября 2015 года по январь 2016 года, выполненное в нарушение пункта 59 (1) Правил исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Не согласившись с предписанием N 633 от 09.03.2016, ЗАО "Троицкая энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать данное предписание незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований ЗАО "Троицкая энергетическая компания", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание ГУ "ГЖИ Челябинской области" издано с соблюдением законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы арбитражного суда первой инстанции верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям
Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет Главному управлению, как органу государственного жилищного надзора, полномочия по проведению проверок в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) на предмет соответствия порядка заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, а также на предмет правомерности утверждения условий этого договора. При этом в случае выявления нарушений требований законодательства в части порядка заключения договора управления жилищная инспекция в праве выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а в случае неисполнения в установленный срок предписания, инспекция в праве обратиться в суд с заявлением о признании такого договора управления многоквартирным домом недействительным.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
На основании пунктов 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Как следует из материалов дела, в период с 02.03.2016 по 09.03.2016 Инспекцией по обращению жителя дома N 36 по ул. Денисова г. Троицк Калашниковой Е.А. проведена проверка соблюдения ЗАО "ТЭК" обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Троицк, ул. Денисова, д. 36.
В ходе проверки выявлены нарушения абзаца 2 пункта 42 (1), пункта 59 (1) Правил N 354.
По результатам проведенной проверки Инспекцией составлен акт проверки N 633 от 09.03.2016 и выдано предписание N 633 от 09.03.2016, в которых в качестве выявленных нарушений указано: абзац 2 пункта 42 (1) Правил N 354 и пункт 59 (1) Правил N 354.
При проведении проверки, инспекцией установлено, что дом по адресу: г. Троицк, ул. Денисова, д. 36 оборудован коллективным прибором учета теплоэнергии.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Однако, при проведении проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" было установлено, что, несмотря на наличие в многоквартирном жилом доме ОДПУ тепловой энергии, общество при определении за декабрь 2015 года платы за отопление не учло показания ОДПУ, а исчислило размер платы исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Судом первой инстанции установлено и следует из акта проверки и обжалуемого предписания, ЗАО "Троицкая энергетическая компания" за период с октября 2015 года по январь 2016 года выполнила перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением формулы 2 приложением N 2 к Правилам N 354 как произведение общей площади жилого помещения на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановлением Главы города Троицка Челябинской области от 28.10.2008 N 1895 и на тариф на тепловую энергию.
Также, в силу требований Правил N 354 расчет объема потребления коммунального ресурса по нормативам потребления возможен лишь в случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме, поэтому в рассматриваемом случае использование нормативов потребления было бы возможно только по истечении периодов (3 месяца), указанных в пункте 59 (1) Правил N 354.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя отказано обоснованно.
Утверждение подателя жалобы, что ЗАО "Троицкая энергетическая компания" не является исполнителем коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Материалами дела установлено, что ЗАО "ТЭК" предоставляет коммунальную услугу по отоплению потребителями, проживающими в жилых помещениях многоквартирного дома N 36 по ул. Денисова г. Троицка и производит начисление платы за данную услугу.
В соответствии с абз. 9 п. 2 раздела 1 Правил N 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2 разд. 1 Правил N 354).
Следовательно, именно ЗАО "ТЭК" является исполнителем коммунальных услуг.
Отсутствие заключенного договора не освобождает заявителя от обязанности по соблюдению Правил N 354.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2016 по делу N А76-8271/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
А.П.СКОБЕЛКИН
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)