Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштакова Е.А.,
судей В.В. Ванина, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
при участии:
от заявителя (истца): представители Квасов Р.В. по доверенности от 11.04.2017, Кравцова Е.И. по доверенности от 09.01.2017,
от заинтересованного лица (ответчика): представители Черноусов И.И. по доверенности от 26.12.2016, Михайленко О.В. по доверенности от 26.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Каменсктеплосеть" (ОГРН 1026102108075, ИНН 6147006316)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2017 по делу N А53-32027/2016
по иску муниципального унитарного предприятия "Каменсктеплосеть" (ОГРН 1026102108075, ИНН 6147006316)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1" (ОГРН 1166196054232, ИНН 6147039167)
об обязании заключить договоры,
принятое в составе судьи Батуриной Е.А.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Каменсктеплосеть" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1" (далее - ответчик) об обязании заключить договор теплоснабжения N 262 и договор горячего водоснабжения N 262/1 в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Муниципальное унитарное предприятие "Каменсктеплосеть" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 15.03.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- - суд неправильно истолковал закон. Суд указал, что договоры, об обязании заключить которые заявил требование истец, содержат положения, противоречащие воле собственников помещений, выраженной в решениях общих собрании. Вместе с тем, в системном понимании жилищного законодательства собственники жилых помещении не имеют право на изменение порядка предоставления коммунальных услуг и установление прямых договорных отношений при сохранении способа управления многоквартирным домом "управление управляющей организацией". В соответствия с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме избрали способ управления - управляющая компания ООО "УК Исток". Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирный домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Часть 12 ст. 161 предусматривает, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данная норма является бланкетной и отсылает правоприменителя к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.12.2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных ломах и жилых домов". По смыслу действующего законодательства прямые договорные отношения устанавливаются между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией только при выборе способа управления "непосредственное управление", что следует из положений ч. 2 ст. 164 и ч. 12 ст. 161 ЖК РФ. Кроме того, выбор данного способа управления допустим только в том многоквартирном доме, в котором количество квартир составляет не более чем тридцать (пп. 1 п. 2, ст. 161 ЖК РФ). При этом согласно материалов (договоры управления многоквартирными домами и протоколы общих собраний собственников) не все многоквартирные дома, в отношении которых управляющей организацией избрана ООО "УК Исток 1", отвечают данному требованию и включают в себя не более тридцати квартир, что означает недопустимость прямых договорных отношений между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями в этих домах. Сложившийся до принятия общими собраниями собственников жилых помещений решений о выборе управляющей организации порядок предоставления и расчетов за коммунальные услуги означал наличие прямых расчетов собственников жилых помещений и МУП "Каменсктеплосеть" (ресурсоснабжающей организации), но вместе с тем статус исполнителя коммунальной услуги у ООО "Управляющая компания Исток" (правопреемник - ООО "ВУК Исток 1"). Что касается факта прямых расчетов, то в решении суда первой инстанции указано, что факт расчетов за коммунальные услуги собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах напрямую истцу на протяжении длительного периода, к том числе, до выбора и качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания Исток 1", сторонами в судебном заседании не оспаривался. В свою очередь, статус ООО "УК Исток 1", как исполнителя коммунальных услуг подтверждается договорами ресурсоснабжения, заключенными ранее между МУП "Каменсктеплосеть" и ООО "Управляющая компания Исток", решением Арбитражного суда Ростовской) области от 29.04.2015 по делу N А53-28297/2014. Допущение судом первой инстанции изменения собственниками порядка предоставления коммунальных услуг и расчетом за коммунальные услуги на основании п. 18 ст. 12 ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ, означает неверное истолкование закона, повлекшее принятие решения, не отвечающего требованию законности;
- - суд не применил нормативно-правовые акты, подлежащие применению. Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (часть 12 статьи 161 ЖК РФ). Управляющие организации должны приобретать вес коммунальные ресурсы и услуги, которые могут быть предоставлены в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома (наличие внутридомовых инженерных систем). Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Исходя из пунктов 13, 14 Правил, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, поскольку обязанность по заключению такого договора возложена на управляющую организацию, которая вне зависимости от заключения договора снабжения обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг с даты заключения договора управления многоквартирным домом. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
От муниципального унитарного предприятия "Каменсктеплосеть" поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых последнее указывает на то, что законодательство допускает возможность принятия жильцами многоквартирных домов решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, однако исполнителем коммунальных услуг продолжает оставаться управляющая организация в отношениях с ресурсоснабжающей организацией и как следствие лицом, обязанным оплачивать стоимость поставленных ресурсов (пункт 7.1. статья 155 ЖК РФ). Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами и только при этом ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8. подпункт "в" пункта 9 Правил N 354). При наличии управляющей компании в качестве выбранной организации для управления многоквартирными ломами, именно управляющая организация должна предоставлять потребителям коммунальные услуги и приобретать для этого коммунальные ресурсы на основании заключенных договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Истец принимал меры по заключению договоров ресурсоснабжения. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2015 по делу N А 53-28297/2014 ООО "УК Исток" обязали заключить договоры ресурсоснабжения. Судом не принято во внимание, что по инициативе руководителя ООО "УК Исток", после вступления в законную силу решения суда по делу N А53-28297/2014, подписан договор с МУП "Каменсктеплосеть" на оказание абонентских услуг по начислению, сбору и изготовлению платежных документов собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, управление которых в настоящее время осуществляет ООО "УК Исток 1". Выводы суда о том, что ресурсоснабжающая организация МУП "Каменсктеплосеть" предоставляла коммунальные услуги собственникам многоквартирных домов под управлением ООО "УК Исток 1" основаны на неверном толковании норм права. Ссылаясь на интересы собственников о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, ответчик не предоставил в суд доказательств о прямом запрете собственниками помещений в многоквартирных домах управляющей организации ООО "УК Исток 1" в заключении договоров ресурсоснабжения на приобретении всего объема коммунального ресурса. При рассмотрении дела судом не принято во внимание, что собственники многоквартирных домов с 2007 года не изменяли способ управления, коммунальные услуги предоставляла управляющая компания ООО "УК Исток", а в соответствии с подпунктом "е" п. 32 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 МУП "Каменсктеплосеть" по агентскому договору на платной основе лишь производило изготовление, печать, направление квитанций собственникам. С учетом действующих норм права истцом были предоставлены проекты договоров ресурсоснабжения, замечаний со стороны ответчика по условиям договоров высказано не было.
От общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно указывает на необоснованность доводов жалобы. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за них, действовавший до выбора управляющей организации. Поскольку собственниками помещений определен порядок предоставления коммунальных услуг, постольку ответчик не является исполнителем коммунальных услуг. Жильцы домов при выборе управляющей организации приняли решение о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем исполнителями коммунальных услуг должны быть признаны именно ресурсоснабжающие организации, в том числе и истец. По мнению ответчика, истец искажает содержание ч. 12 ст. 161 ЖК РФ и смысл п. 21 (1) Правил N 124.
Представители заявителя (истца) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении.
Представители заинтересованного лица (ответчика) в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям отзыва.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя (истца) и заинтересованного лица (ответчика), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является теплоснабжающей организацией, которая оказывает коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населению в многоквартирных домах, находящихся в управлении у общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1".
Письмом N 4314 от 13.10.2016 истец направил в адрес ответчика проекты договоров теплоснабжения N 262 и горячего водоснабжения N 262/1 в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика (т. 2, л.д. 128).
01.11.2016 истец направил в адрес ответчика письмо N 4604 с просьбой рассмотрения, согласования и возврата в адрес теплоснабжающей организации договоров N 262 и N 262/1 от 01.04.2016 (т. 2, л.д. 130-131).
Уклонение ответчика от заключения договоров энергоснабжения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
На основании изложенных норм, общество обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Указанный подход был сформулирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, А68-1080/2014.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 были внесены существенные изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
В частности, в пункте 2 Правил N 124 определено понятие "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правил N 124 закреплено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В Письме Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" отмечено, что Правила N 124 дополнены новым основанием заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг. Такое основание указано в пункте 21.1 Правил N 124, в соответствии с которым управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 3 Правил N 124, договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных данными Правилами особенностей.
Согласно пункту 13 Правил N 124 основаниями для отказа ресурсоснабжающей организацией от заключения договора ресурсоснабжения являются:
- - отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома (жилого дома) либо общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- - наличие предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" договора ресурсоснабжения;
- - наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 указанного Федерального закона решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг);
- - отсутствие у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом - для управляющей организации;
- - отсутствие обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12).
Как следует из протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1", представленных в материалы дела, участники общих собраний решили сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, в том числе, по водоснабжению, теплоснабжению, напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Согласно представленным договорам управления многоквартирными домами, предоставление собственникам коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению согласно решения общего собрания не входит в предмет договора (пункт 4.1 договоров).
Факт расчетов за коммунальные услуги собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах напрямую истцу на протяжении длительного периода, в том числе, до выбора в качестве управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1", сторонами в судебном заседании не оспаривался. В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.05.2017 представители истца указали, что МУП "Каменсктеплосеть" ведет реестры собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, выставляет счета на оплату непосредственно собственникам помещений многоквартирных домов.
Вместе с тем, договоры ресурсоснабжения, подлежащие заключению между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, регулируют не только вопросы оплаты собственниками помещений за потребленные коммунальные услуги, но и оплаты коммунальных услуг на общедомовые расходы, качества поставляемых ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов и т.д.
Аналогичный подход отражен в Письме Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг".
Из поправок, вступивших в силу 30.06.2016, следует, что даже в случае прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений управляющий в многоквартирном доме, ответственный за содержание общего имущества, заключает с ресурсоснабжающими организациями договор, по которому приобретает коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что суть поправок, вступивших в силу 30.06.2016, состоит в исключении возможности взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление на общедомовые нужды в отсутствие специального решения общего собрания. При наличии в доме управляющего (УК, ТСЖ) соответствующие расходы возложены на него, даже если между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений существуют прямые договоры в соответствии с законом. Исполнитель, не предоставляющий коммунальные услуги, обязан оплачивать ресурсоснабжающим организациям разницу между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям ОПУ за расчетный месяц, и объемом, который должны оплатить потребители в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Путем возложения обязанности осуществлять платежи в адрес РСО управляющий в многоквартирном доме, который не предоставляет коммунальные услуги, мотивируется на надлежащее содержание общего имущества в виде:
- - сокращения сверхнормативного объема коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (сокращения потерь, выявления несанкционированных подключений и пр.);
- - обеспечения надлежащей эксплуатации ОПУ в самые сжатые сроки;
- - обеспечения установки ОПУ при наличии технической возможности (ведения разъяснительной работы с собственниками помещений, обращения в РСО, контролирующие органы и пр.).
Апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что истец настаивал на понуждении ответчика к заключению договоров, которыми предусмотрено, что тепловую энергию и горячую воду приобретает ответчик, который является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении жителей многоквартирного дома и приобретает он указанные ресурсы в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения. Таким образом, данные договоры содержат положения, касающиеся порядка предоставления жителям домов услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, противоречащие воле собственников помещений, выраженной в решениях общих собраний.
Арбитражный суд Ростовской области пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобы в размере 3000 руб. (платежное поручение N 000719 от 11.04.2017), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2017 по делу N А53-32027/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 15АП-6279/2017 ПО ДЕЛУ N А53-32027/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. N 15АП-6279/2017
Дело N А53-32027/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштакова Е.А.,
судей В.В. Ванина, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
при участии:
от заявителя (истца): представители Квасов Р.В. по доверенности от 11.04.2017, Кравцова Е.И. по доверенности от 09.01.2017,
от заинтересованного лица (ответчика): представители Черноусов И.И. по доверенности от 26.12.2016, Михайленко О.В. по доверенности от 26.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Каменсктеплосеть" (ОГРН 1026102108075, ИНН 6147006316)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2017 по делу N А53-32027/2016
по иску муниципального унитарного предприятия "Каменсктеплосеть" (ОГРН 1026102108075, ИНН 6147006316)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1" (ОГРН 1166196054232, ИНН 6147039167)
об обязании заключить договоры,
принятое в составе судьи Батуриной Е.А.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Каменсктеплосеть" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1" (далее - ответчик) об обязании заключить договор теплоснабжения N 262 и договор горячего водоснабжения N 262/1 в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Муниципальное унитарное предприятие "Каменсктеплосеть" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 15.03.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- - суд неправильно истолковал закон. Суд указал, что договоры, об обязании заключить которые заявил требование истец, содержат положения, противоречащие воле собственников помещений, выраженной в решениях общих собрании. Вместе с тем, в системном понимании жилищного законодательства собственники жилых помещении не имеют право на изменение порядка предоставления коммунальных услуг и установление прямых договорных отношений при сохранении способа управления многоквартирным домом "управление управляющей организацией". В соответствия с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме избрали способ управления - управляющая компания ООО "УК Исток". Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирный домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Часть 12 ст. 161 предусматривает, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данная норма является бланкетной и отсылает правоприменителя к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.12.2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных ломах и жилых домов". По смыслу действующего законодательства прямые договорные отношения устанавливаются между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией только при выборе способа управления "непосредственное управление", что следует из положений ч. 2 ст. 164 и ч. 12 ст. 161 ЖК РФ. Кроме того, выбор данного способа управления допустим только в том многоквартирном доме, в котором количество квартир составляет не более чем тридцать (пп. 1 п. 2, ст. 161 ЖК РФ). При этом согласно материалов (договоры управления многоквартирными домами и протоколы общих собраний собственников) не все многоквартирные дома, в отношении которых управляющей организацией избрана ООО "УК Исток 1", отвечают данному требованию и включают в себя не более тридцати квартир, что означает недопустимость прямых договорных отношений между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями в этих домах. Сложившийся до принятия общими собраниями собственников жилых помещений решений о выборе управляющей организации порядок предоставления и расчетов за коммунальные услуги означал наличие прямых расчетов собственников жилых помещений и МУП "Каменсктеплосеть" (ресурсоснабжающей организации), но вместе с тем статус исполнителя коммунальной услуги у ООО "Управляющая компания Исток" (правопреемник - ООО "ВУК Исток 1"). Что касается факта прямых расчетов, то в решении суда первой инстанции указано, что факт расчетов за коммунальные услуги собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах напрямую истцу на протяжении длительного периода, к том числе, до выбора и качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания Исток 1", сторонами в судебном заседании не оспаривался. В свою очередь, статус ООО "УК Исток 1", как исполнителя коммунальных услуг подтверждается договорами ресурсоснабжения, заключенными ранее между МУП "Каменсктеплосеть" и ООО "Управляющая компания Исток", решением Арбитражного суда Ростовской) области от 29.04.2015 по делу N А53-28297/2014. Допущение судом первой инстанции изменения собственниками порядка предоставления коммунальных услуг и расчетом за коммунальные услуги на основании п. 18 ст. 12 ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ, означает неверное истолкование закона, повлекшее принятие решения, не отвечающего требованию законности;
- - суд не применил нормативно-правовые акты, подлежащие применению. Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (часть 12 статьи 161 ЖК РФ). Управляющие организации должны приобретать вес коммунальные ресурсы и услуги, которые могут быть предоставлены в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома (наличие внутридомовых инженерных систем). Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Исходя из пунктов 13, 14 Правил, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, поскольку обязанность по заключению такого договора возложена на управляющую организацию, которая вне зависимости от заключения договора снабжения обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг с даты заключения договора управления многоквартирным домом. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
От муниципального унитарного предприятия "Каменсктеплосеть" поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых последнее указывает на то, что законодательство допускает возможность принятия жильцами многоквартирных домов решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, однако исполнителем коммунальных услуг продолжает оставаться управляющая организация в отношениях с ресурсоснабжающей организацией и как следствие лицом, обязанным оплачивать стоимость поставленных ресурсов (пункт 7.1. статья 155 ЖК РФ). Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами и только при этом ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8. подпункт "в" пункта 9 Правил N 354). При наличии управляющей компании в качестве выбранной организации для управления многоквартирными ломами, именно управляющая организация должна предоставлять потребителям коммунальные услуги и приобретать для этого коммунальные ресурсы на основании заключенных договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Истец принимал меры по заключению договоров ресурсоснабжения. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2015 по делу N А 53-28297/2014 ООО "УК Исток" обязали заключить договоры ресурсоснабжения. Судом не принято во внимание, что по инициативе руководителя ООО "УК Исток", после вступления в законную силу решения суда по делу N А53-28297/2014, подписан договор с МУП "Каменсктеплосеть" на оказание абонентских услуг по начислению, сбору и изготовлению платежных документов собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, управление которых в настоящее время осуществляет ООО "УК Исток 1". Выводы суда о том, что ресурсоснабжающая организация МУП "Каменсктеплосеть" предоставляла коммунальные услуги собственникам многоквартирных домов под управлением ООО "УК Исток 1" основаны на неверном толковании норм права. Ссылаясь на интересы собственников о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, ответчик не предоставил в суд доказательств о прямом запрете собственниками помещений в многоквартирных домах управляющей организации ООО "УК Исток 1" в заключении договоров ресурсоснабжения на приобретении всего объема коммунального ресурса. При рассмотрении дела судом не принято во внимание, что собственники многоквартирных домов с 2007 года не изменяли способ управления, коммунальные услуги предоставляла управляющая компания ООО "УК Исток", а в соответствии с подпунктом "е" п. 32 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 МУП "Каменсктеплосеть" по агентскому договору на платной основе лишь производило изготовление, печать, направление квитанций собственникам. С учетом действующих норм права истцом были предоставлены проекты договоров ресурсоснабжения, замечаний со стороны ответчика по условиям договоров высказано не было.
От общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно указывает на необоснованность доводов жалобы. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за них, действовавший до выбора управляющей организации. Поскольку собственниками помещений определен порядок предоставления коммунальных услуг, постольку ответчик не является исполнителем коммунальных услуг. Жильцы домов при выборе управляющей организации приняли решение о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем исполнителями коммунальных услуг должны быть признаны именно ресурсоснабжающие организации, в том числе и истец. По мнению ответчика, истец искажает содержание ч. 12 ст. 161 ЖК РФ и смысл п. 21 (1) Правил N 124.
Представители заявителя (истца) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении.
Представители заинтересованного лица (ответчика) в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям отзыва.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя (истца) и заинтересованного лица (ответчика), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является теплоснабжающей организацией, которая оказывает коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населению в многоквартирных домах, находящихся в управлении у общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1".
Письмом N 4314 от 13.10.2016 истец направил в адрес ответчика проекты договоров теплоснабжения N 262 и горячего водоснабжения N 262/1 в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика (т. 2, л.д. 128).
01.11.2016 истец направил в адрес ответчика письмо N 4604 с просьбой рассмотрения, согласования и возврата в адрес теплоснабжающей организации договоров N 262 и N 262/1 от 01.04.2016 (т. 2, л.д. 130-131).
Уклонение ответчика от заключения договоров энергоснабжения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
На основании изложенных норм, общество обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Указанный подход был сформулирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, А68-1080/2014.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 были внесены существенные изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
В частности, в пункте 2 Правил N 124 определено понятие "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правил N 124 закреплено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В Письме Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" отмечено, что Правила N 124 дополнены новым основанием заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг. Такое основание указано в пункте 21.1 Правил N 124, в соответствии с которым управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 3 Правил N 124, договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных данными Правилами особенностей.
Согласно пункту 13 Правил N 124 основаниями для отказа ресурсоснабжающей организацией от заключения договора ресурсоснабжения являются:
- - отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома (жилого дома) либо общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- - наличие предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" договора ресурсоснабжения;
- - наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 указанного Федерального закона решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг);
- - отсутствие у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом - для управляющей организации;
- - отсутствие обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12).
Как следует из протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1", представленных в материалы дела, участники общих собраний решили сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, в том числе, по водоснабжению, теплоснабжению, напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Согласно представленным договорам управления многоквартирными домами, предоставление собственникам коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению согласно решения общего собрания не входит в предмет договора (пункт 4.1 договоров).
Факт расчетов за коммунальные услуги собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах напрямую истцу на протяжении длительного периода, в том числе, до выбора в качестве управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Исток 1", сторонами в судебном заседании не оспаривался. В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.05.2017 представители истца указали, что МУП "Каменсктеплосеть" ведет реестры собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, выставляет счета на оплату непосредственно собственникам помещений многоквартирных домов.
Вместе с тем, договоры ресурсоснабжения, подлежащие заключению между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, регулируют не только вопросы оплаты собственниками помещений за потребленные коммунальные услуги, но и оплаты коммунальных услуг на общедомовые расходы, качества поставляемых ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов и т.д.
Аналогичный подход отражен в Письме Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг".
Из поправок, вступивших в силу 30.06.2016, следует, что даже в случае прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений управляющий в многоквартирном доме, ответственный за содержание общего имущества, заключает с ресурсоснабжающими организациями договор, по которому приобретает коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что суть поправок, вступивших в силу 30.06.2016, состоит в исключении возможности взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление на общедомовые нужды в отсутствие специального решения общего собрания. При наличии в доме управляющего (УК, ТСЖ) соответствующие расходы возложены на него, даже если между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений существуют прямые договоры в соответствии с законом. Исполнитель, не предоставляющий коммунальные услуги, обязан оплачивать ресурсоснабжающим организациям разницу между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям ОПУ за расчетный месяц, и объемом, который должны оплатить потребители в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Путем возложения обязанности осуществлять платежи в адрес РСО управляющий в многоквартирном доме, который не предоставляет коммунальные услуги, мотивируется на надлежащее содержание общего имущества в виде:
- - сокращения сверхнормативного объема коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (сокращения потерь, выявления несанкционированных подключений и пр.);
- - обеспечения надлежащей эксплуатации ОПУ в самые сжатые сроки;
- - обеспечения установки ОПУ при наличии технической возможности (ведения разъяснительной работы с собственниками помещений, обращения в РСО, контролирующие органы и пр.).
Апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что истец настаивал на понуждении ответчика к заключению договоров, которыми предусмотрено, что тепловую энергию и горячую воду приобретает ответчик, который является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении жителей многоквартирного дома и приобретает он указанные ресурсы в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения. Таким образом, данные договоры содержат положения, касающиеся порядка предоставления жителям домов услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, противоречащие воле собственников помещений, выраженной в решениях общих собраний.
Арбитражный суд Ростовской области пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобы в размере 3000 руб. (платежное поручение N 000719 от 11.04.2017), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2017 по делу N А53-32027/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.МАШТАКОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
Н.В.НАРЫШКИНА
Е.А.МАШТАКОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
Н.В.НАРЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)