Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2016 N 17АП-1313/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-21588/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. N 17АП-1313/2016-АК

Дело N А50-21588/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погореловой Д.М.
при участии:
- от заявителя публичного акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809): Трегубов А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 22.12.2014;
- от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Нарышкина А.А., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2016;
- от третьего лица Пономарева Александра Анатольевича: не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя публичного акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 декабря 2015 года по делу N А50-21588/2015,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
по заявлению публичного акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
об оспаривании предписания и действий по проведению проверки,

установил:

Публичное акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ПАО "Пермэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо) от 24.07.2015 N 3773 и действий по проведению внеплановой проверки.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Пермэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что при проведении настоящей проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при этом полагает, что фактически документарная проверка начата с момента направления требования о предоставлении документов - 15.06.2015 и составила 30 дней, тогда как распоряжением от 15.06.2015 N 3773 установлен срок проведения проверки с 29.06.2015 по 24.07.2015; акт проверки направлен заявителю по истечении месяца, что, по мнению заявителя, влечет недействительность результатов проверки. Кроме того, ссылается на наличие оснований для перерасчета платы, при этом отмечает, что в сентябре, октябре, ноябре 2014 года собственникам уменьшена плата за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную для индивидуального потребления на объем коммунального ресурса на общедомовые нужды, при этом отрицательный размер платы на общедомовые нужды был распределен в соответствии с требованиями п. 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; в феврале 2015 года произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную по индивидуальным приборам учета и стоимость услуг увеличена на тот объем ресурса, за счет которого ранее произошло уменьшение. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо Пономарев А.А. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращения гражданина (вх. N СЭД-45-14.2-10-6111п от 02.06.2015) на основании Распоряжения от 15.06.2015 N 3773 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в отношении ПАО "Пермэнергосбыт" проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 24.07.2015 N 3773 (л.д. 105-106). В ходе проверки выявлены нарушения п. 47, подп. "ж" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: в феврале 2015 года ОАО "Пермэнергосбыт" неверно произведен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в доме N 24 по ул. 50 лет ВЛКСМ в г. Чусовом Пермского края (произведено доначисление, не подтвержденное документально); в платежном документе за февраль 2015 года ОАО "Пермэнергосбыт" не указаны сведения о размере произведенного перерасчета и его основании. В связи с чем в адрес ПАО "Пермэнергосбыт" выдано предписание от 24.07.2015 N 3773, в соответствии с которым в целях устранения выявленных нарушений предписано в срок до 11.09.2015 произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с требованиями законодательства; привести платежные документы в соответствие с действующим законодательством (л.д. 20).
Полагая, что действия Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края по проведению проверки и указанное предписание являются незаконными, ПАО "Пермэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания действий и оспариваемого предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края недействительными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, согласно Положению об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 821-п, является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В п. 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п. 46 Правил N 354 указано, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 47 Правил N 354 в случае, указанном в п. 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с п. 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подп. "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с п. 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Как следует из пояснений представителя заявителя, в сентябре, октябре, ноябре 2014 года собственникам помещений, расположенных в доме N 24 по ул. 50 лет ВЛКСМ в г. Чусовом, произведено уменьшение платы за коммунальную услугу по электроснабжению на объем коммунального ресурса на общедомовые нужды, приходящегося на каждое жилое помещение в этом доме. В феврале 2015 года собственникам был произведен перерасчет коммунальной услуги по электроснабжению и стоимость услуги увеличена на объем ресурса, за счет которого ранее произведено уменьшение. Это связано с тем, что первоначально собственниками дома N 24 по ул. 50 лет ВЛКСМ был представлен протокол общего собрания собственников, согласно которому жителями выбран способ управления - непосредственное управление с 01.08.2014. Поэтому, в квитанциях рассчитана стоимость услуги за минусом платы на ОДН. Впоследствии собственниками представлен протокол общего собрания о том, что с 01.04.2014 управление домом осуществляет управляющая компания. Поскольку заявитель посчитал, что он не являлся исполнителем коммунальной услуги в сентябре - ноябре 2014 года, им произведен перерасчет в графе "перерасчеты, льготы и пр." и предъявлена к оплате сумма, на которую раньше произведено уменьшение стоимости коммунальной услуги, рассчитанной по индивидуальным приборам учета.
Указанные доводы судом первой инстанции отклонены, поскольку такие основания для перерасчета не установлены разделом IV Правил N 354.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что из пояснений представителя заявителя и представленным в ходе проверки документам (платежные документы за сентябрь 2014 года - февраль 2015 года), следует, что размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, имеет отрицательное значение, при этом заявителем не представлены основания и пояснения относительно того, каким образом отрицательное значение объема коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, предъявлено собственникам как перерасчет платы на общедомовые нужды в сторону увеличения размера платы.
Доводы ПАО "Пермэнергосбыт" о том, что проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) судом отклонены по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе, перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, что внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Пермэнергосбыт" проведена Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края на основании распоряжения от 15.06.2015 N 3773, согласно которому срок проверки установлен с 29.06.2015 по 24.07.2015 (т. 1 л.д. 24-25). Как следует из акта проверки от 24.07.2015 N 3773 продолжительность проверки - 1 день.
Ссылки заявителя на то, что фактически документарная проверка начата с момента направления требования о предоставлении документов - 15.06.2015, обоснованно отклонены судом первой инстанции, при этом суд первой инстанции верно указал, что само по себе направление заявителю требования о предоставлении документов 15.06.2015 не свидетельствует об увеличении срока проведения проверки, так как это эти мероприятия относятся к организационным и прав заявителя не нарушают.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно ч. 1-ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что документарная проверка фактически может быть проведена после получения проверяющим органом, документов, необходимых для проведения проверки. Из материалов дела видно, что запрошенные Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края документы предоставлены ПАО "Пермэнергосбыт" письмом от 01.07.2015 N 690-1923 (л.д. 108), то есть после указанного в распоряжении срока начала проверки и в пределах установленного срока проверки (с 29.06.2015 по 24.07.2015), что свидетельствует о том, что документарная проверка фактически проведена Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в срок, указанный в распоряжении от 15.06.2015 N 3773 о проведении проверки. В связи с чем соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Вместе с тем, нарушение срока направления акта проверки не указано в ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ в качестве грубых нарушений проверки, являющихся основанием для признания результатов проверки недействительными.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действия Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края по проведению внеплановой проверки не противоречат действующему законодательству, содержащиеся в оспариваемом предписании требования также соответствуют действующему законодательству, основания для их признания недействительными и для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства и как направленные на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
ПАО "Пермская энергосбытовая компания" представлено платежное поручение 09.02.2016 N 3704, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей. Вместе с тем согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей. В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 декабря 2015 года по делу N А50-21588/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Пермская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 09.02.2016 N 3704.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА

Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)