Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 февраля 2017 года по делу N А76-13958/2016 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" Худякова А.В. (доверенность от 09.01.2017 N 9).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик" (далее - заявитель, ООО УО "Ремжилзаказчик", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания от 06.05.2016 N 69/1389, выданного Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.02.2017 по настоящему делу в требования, заявленные обществом удовлетворены.
В апелляционной жалобе Госжилинспекция просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности заинтересованное лицо ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения не учтены нормы ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс), ч. ч. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ), п. 8, пп. "а" п. 9, п. 14, пп. "б", "г" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), п. п. 5, 7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 13.06.2017.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Костина В.Ю., судьей Арямовым А.А.
Рассмотрение дела начато сначала.
Заявитель, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенный надлежащим образом, уполномоченного представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проведенной Госжилинспекцией в отношении ООО УО "Ремжилзаказчик", в связи с поступившим обращением собственников помещений многоквартирного дома в г. Челябинске по ул. Советская, 65, внеплановой документарной поверки, заинтересованным лицом 06.05.2016 был составлен акт N 113/1389, которым зафиксировано нарушение обществом:
лицензионных требований подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, что выразилось в неисполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и не соблюдении требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в невыполнении пункта 13 Правил по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям многоквартирного дома N 65 по ул. Советская в г. Челябинске.
Данные обстоятельства были положены Госжилинспекцией в основу для выдачи ООО УО "Ремжилзаказчик" 06.05.2016 предписания N 69/1389 от 06.05.2016 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ, которым заявителю предписано заключить с ресурсоснабжающими организациями (МУП "ПОВВ", ПАО "Челябэнергосбыт", МУП "ЧКТС") договоры о приобретении соответствующих коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
В силу условий части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 указанного Кодекса.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пп. "б" п. 31 Правил N 354).
Исполнитель обязан производить в установленном указанными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп. "г" п. 31 Правил N 354).
Обстоятельства при которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги и непосредственно приступает к их оказанию, приведены в пункте 17 Правил N 354.
В соответствии с ч. 18 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора (ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации заинтересованным лицом не учтено то обстоятельство, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 2 по ул. Советская, 65 в г. Челябинске от 19.05.2016, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией. В качестве управляющей организации выбрано Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик".
Также указанным протоколом утвержден порядок внесения платы за коммунальные услуги - непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Протоколом от 19.05.2015 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Советская, 65 был утвержден порядок внесения платы за коммунальные услуги - непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Протоколом от 30.12.2016 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Советская, 65 принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, сложившихся до 30.06.2015 на основании прямых договоров между собственниками помещений с ресурсоснабжающими организациями, а также принято решение о сохранении порядка расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг) - непосредственно ресурсонабжающим организациям.
Таким образом, учитывая принятое собственниками помещений МКД, решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, сложившихся до 30.06.2015 на основании прямых договоров между собственниками помещений с ресурсоснабжающими организациями, оснований для выдачи заявителю оспариваемого им предписания, у заинтересованного лица не имелось.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции, не усматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 февраля 2017 года по делу N А76-13958/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2017 N 18АП-3888/2017 ПО ДЕЛУ N А76-13958/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2017 г. N 18АП-3888/2017
Дело N А76-13958/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 февраля 2017 года по делу N А76-13958/2016 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" Худякова А.В. (доверенность от 09.01.2017 N 9).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик" (далее - заявитель, ООО УО "Ремжилзаказчик", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания от 06.05.2016 N 69/1389, выданного Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.02.2017 по настоящему делу в требования, заявленные обществом удовлетворены.
В апелляционной жалобе Госжилинспекция просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности заинтересованное лицо ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения не учтены нормы ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс), ч. ч. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ), п. 8, пп. "а" п. 9, п. 14, пп. "б", "г" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), п. п. 5, 7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 13.06.2017.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Костина В.Ю., судьей Арямовым А.А.
Рассмотрение дела начато сначала.
Заявитель, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенный надлежащим образом, уполномоченного представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проведенной Госжилинспекцией в отношении ООО УО "Ремжилзаказчик", в связи с поступившим обращением собственников помещений многоквартирного дома в г. Челябинске по ул. Советская, 65, внеплановой документарной поверки, заинтересованным лицом 06.05.2016 был составлен акт N 113/1389, которым зафиксировано нарушение обществом:
лицензионных требований подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, что выразилось в неисполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и не соблюдении требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в невыполнении пункта 13 Правил по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям многоквартирного дома N 65 по ул. Советская в г. Челябинске.
Данные обстоятельства были положены Госжилинспекцией в основу для выдачи ООО УО "Ремжилзаказчик" 06.05.2016 предписания N 69/1389 от 06.05.2016 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ, которым заявителю предписано заключить с ресурсоснабжающими организациями (МУП "ПОВВ", ПАО "Челябэнергосбыт", МУП "ЧКТС") договоры о приобретении соответствующих коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
В силу условий части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 указанного Кодекса.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пп. "б" п. 31 Правил N 354).
Исполнитель обязан производить в установленном указанными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп. "г" п. 31 Правил N 354).
Обстоятельства при которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги и непосредственно приступает к их оказанию, приведены в пункте 17 Правил N 354.
В соответствии с ч. 18 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора (ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации заинтересованным лицом не учтено то обстоятельство, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 2 по ул. Советская, 65 в г. Челябинске от 19.05.2016, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией. В качестве управляющей организации выбрано Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик".
Также указанным протоколом утвержден порядок внесения платы за коммунальные услуги - непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Протоколом от 19.05.2015 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Советская, 65 был утвержден порядок внесения платы за коммунальные услуги - непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Протоколом от 30.12.2016 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Советская, 65 принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, сложившихся до 30.06.2015 на основании прямых договоров между собственниками помещений с ресурсоснабжающими организациями, а также принято решение о сохранении порядка расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг) - непосредственно ресурсонабжающим организациям.
Таким образом, учитывая принятое собственниками помещений МКД, решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, сложившихся до 30.06.2015 на основании прямых договоров между собственниками помещений с ресурсоснабжающими организациями, оснований для выдачи заявителю оспариваемого им предписания, у заинтересованного лица не имелось.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции, не усматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 февраля 2017 года по делу N А76-13958/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
А.А.АРЯМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)