Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец сослался на то, что является инвалидом в связи с наличием заболевания, полученного в период прохождения службы в органе внутренних дел; оспариваемое решение мотивировано наличием у истца задолженности по оплате коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Доева З.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску П.В.В. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика", Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству об оспаривании отказа в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе истца П. на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца П., судебная коллегия
П. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - ООО УК "Дирекция единого заказчика"), Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству (далее - орган местного самоуправления) об оспаривании отказа от 23.03.2017 в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки с 22.02.2017.
В обоснование иска указал, что с 22.02.2017 является инвалидом третьей группы по заболеванию, полученному в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем относится к категории граждан, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета, которая ранее ему не предоставлялась. Решением органа местного самоуправления от 23.03.2017 истцу отказано в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине наличия у него задолженности по оплате указанных расходов. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено, что наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт может является основанием для отказа в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчики иск не признали и, ссылаясь на необоснованность требований, указали на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2017 иск П. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований П. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от третьего лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явился истец, настаивавший на доводах апелляционной жалобы.
Представители ответчиков, третьих лиц Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, МКУ "Расчетный центр города Каменска-Уральского" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений (N 33-14287/2017 от 31.07.2017). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил все обстоятельства имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В Свердловской области порядок предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Законом Свердловской области от 24.04.2009 N 26-ОЗ, п. 1 ст. 2 которого предусмотрено, что мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в случае, если он является: нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; собственником или членом семьи собственника жилого помещения.
Порядок назначения и выплаты полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (п. 4 ст. 2 Закона Свердловской области от 24.04.2009 N 26-ОЗ).
С 01.01.2010 Правительством Свердловской области утвержден Порядок рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсации отдельным категориям граждан, оказанием мер социальной поддержки, который относится к ведению субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП), которым предусмотрена выплата компенсации расходов, являющаяся денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Законами Свердловской области.
В последующем порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг изменялся, в том числе с принятием Постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП, внесения в него изменений Постановлениями Правительства Свердловской области от 15.07.2014 N 597-ПП, 06.03.2015 N 138-ПП, которыми введено положение о выплате гражданам денежной компенсации в том случае, когда жилищно-коммунальные услуги ими были фактически оплачены.
В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП (далее - Порядок) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется, на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в частности инвалидам.
Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления о назначении компенсации расходов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности. (п. 6 Порядка).
Основаниями для отказа в назначении компенсации расходов, в частности являются наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению (п. 13 Порядка).
Аналогичные положения закреплены в ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что П. относится к категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и является членом собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Из материалов дела следует, что задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в пользу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в отношении указанного выше помещения за период с 01.11.2014 по 30.04.2017 составляет 29289 руб. 23 коп., за несвоевременную и не полную уплату взносов на капитальный ремонт за период с 11.06.2015 по 30.04.2017 начислены пени в размере 2831 руб. 02 коп.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав перечисленные выше положения законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в состав которых входят взносы на капитальный ремонт, в связи с чем П. не имеет права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в установленном порядке до погашения задолженности или до заключения и выполнения соглашения по ее погашению, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм материального права, регулирующими спорные правоотношения, верной оценке представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при разрешении спора, связанного с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг суд не выяснил причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты истцом по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.).
С учетом длительности периода возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (начиная с 01.11.2014 по настоящее время), не принятии истцом каких-либо мер по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе не заключении соглашения о порядке погашения этой задолженности, недоказанности обстоятельств тяжелого материального положения вследствие прекращения прохождения службы в органах внутренних при наличии обязательства перед кредитной организацией о возврате денежных средств (ипотеки), полученных на приобретение жилого помещения, не являющегося объектом недвижимости в отношении которого П. изъявил волеизъявление на получение мер социальной поддержки судебная коллегия уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг также не усматривает.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда и ссылки апеллянта на то, что для получения меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" необходимо лишь предоставление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, которые содержат ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, а именно ст. ст. 154, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП, Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области государственной услуги по представлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27.06.2012 N 610, которыми введено положение о выплате гражданам денежной компенсации только в том случае, когда оплата жилого помещения и коммунальных услуг фактически ими была произведена, с документальным подтверждением указанных обстоятельств.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-14287/2017
Требование: Об оспаривании решения об отказе в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании предоставить меру социальной поддержки.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец сослался на то, что является инвалидом в связи с наличием заболевания, полученного в период прохождения службы в органе внутренних дел; оспариваемое решение мотивировано наличием у истца задолженности по оплате коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2017 г. по делу N 33-14287/2017
Судья Доева З.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску П.В.В. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика", Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству об оспаривании отказа в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе истца П. на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца П., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - ООО УК "Дирекция единого заказчика"), Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по жилищному хозяйству (далее - орган местного самоуправления) об оспаривании отказа от 23.03.2017 в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки с 22.02.2017.
В обоснование иска указал, что с 22.02.2017 является инвалидом третьей группы по заболеванию, полученному в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем относится к категории граждан, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета, которая ранее ему не предоставлялась. Решением органа местного самоуправления от 23.03.2017 истцу отказано в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине наличия у него задолженности по оплате указанных расходов. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено, что наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт может является основанием для отказа в назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчики иск не признали и, ссылаясь на необоснованность требований, указали на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2017 иск П. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований П. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от третьего лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явился истец, настаивавший на доводах апелляционной жалобы.
Представители ответчиков, третьих лиц Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, МКУ "Расчетный центр города Каменска-Уральского" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений (N 33-14287/2017 от 31.07.2017). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил все обстоятельства имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В Свердловской области порядок предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Законом Свердловской области от 24.04.2009 N 26-ОЗ, п. 1 ст. 2 которого предусмотрено, что мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в случае, если он является: нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; собственником или членом семьи собственника жилого помещения.
Порядок назначения и выплаты полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (п. 4 ст. 2 Закона Свердловской области от 24.04.2009 N 26-ОЗ).
С 01.01.2010 Правительством Свердловской области утвержден Порядок рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсации отдельным категориям граждан, оказанием мер социальной поддержки, который относится к ведению субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП), которым предусмотрена выплата компенсации расходов, являющаяся денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Законами Свердловской области.
В последующем порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг изменялся, в том числе с принятием Постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП, внесения в него изменений Постановлениями Правительства Свердловской области от 15.07.2014 N 597-ПП, 06.03.2015 N 138-ПП, которыми введено положение о выплате гражданам денежной компенсации в том случае, когда жилищно-коммунальные услуги ими были фактически оплачены.
В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП (далее - Порядок) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется, на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в частности инвалидам.
Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления о назначении компенсации расходов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности. (п. 6 Порядка).
Основаниями для отказа в назначении компенсации расходов, в частности являются наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению (п. 13 Порядка).
Аналогичные положения закреплены в ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что П. относится к категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и является членом собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Из материалов дела следует, что задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в пользу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в отношении указанного выше помещения за период с 01.11.2014 по 30.04.2017 составляет 29289 руб. 23 коп., за несвоевременную и не полную уплату взносов на капитальный ремонт за период с 11.06.2015 по 30.04.2017 начислены пени в размере 2831 руб. 02 коп.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав перечисленные выше положения законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в состав которых входят взносы на капитальный ремонт, в связи с чем П. не имеет права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в установленном порядке до погашения задолженности или до заключения и выполнения соглашения по ее погашению, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм материального права, регулирующими спорные правоотношения, верной оценке представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при разрешении спора, связанного с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг суд не выяснил причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты истцом по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.).
С учетом длительности периода возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (начиная с 01.11.2014 по настоящее время), не принятии истцом каких-либо мер по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе не заключении соглашения о порядке погашения этой задолженности, недоказанности обстоятельств тяжелого материального положения вследствие прекращения прохождения службы в органах внутренних при наличии обязательства перед кредитной организацией о возврате денежных средств (ипотеки), полученных на приобретение жилого помещения, не являющегося объектом недвижимости в отношении которого П. изъявил волеизъявление на получение мер социальной поддержки судебная коллегия уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг также не усматривает.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда и ссылки апеллянта на то, что для получения меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" необходимо лишь предоставление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, которые содержат ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, а именно ст. ст. 154, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП, Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области государственной услуги по представлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27.06.2012 N 610, которыми введено положение о выплате гражданам денежной компенсации только в том случае, когда оплата жилого помещения и коммунальных услуг фактически ими была произведена, с документальным подтверждением указанных обстоятельств.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ИВАНОВА
Т.С.ИВАНОВА
Судьи
Е.В.КОКШАРОВ
Т.Л.РЕДОЗУБОВА
Е.В.КОКШАРОВ
Т.Л.РЕДОЗУБОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)