Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2017 N 12АП-12418/2017 ПО ДЕЛУ N А06-1739/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2017 г. по делу N А06-1739/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы жилищного надзора Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 сентября 2017 года по делу N А06-1739/2017 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (ОГРН 1163443069130, ИНН 3019019321, 414041, г. Астрахань, ул. Августовская, д. 11 В)
к Службе жилищного надзора Астраханской области (ОГРН 1143015002778, ИНН 3015103653, 414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 75/48, оф. 801-814)
о признании незаконным акта проверки и предписания,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Астрахани" (ОГРН 1143015001030, ИНН 3015101984, 414056, г. Астрахань, ул. Марии Максаковой, д. 18Б),
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт-Сервис" (ОГРН 1103015003090, ИНН 3015091905, 414004, г. Астрахань, ул. Бориса Алексеева, 30, 84),
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" -Чагаровой А.Ш., действующей на основании доверенности от 01.01.2017 N 7,
Службы жилищного надзора Астраханской области - Стального Д.Р., действующего на основании доверенности от 02.08.2017 N 294, Сайтбатталовой Г.И., действующей на основании доверенности от 04.09.2017 N б/н,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - ООО "Астраханские тепловые сети", заявитель, Общество) с заявлением к Службе жилищного надзора Астраханской области о признании незаконными акта проверки от 17.02.2017 N 295 и предписания от 17.02.2017 N 37.
Решением от 04 сентября 2017 года Арбитражный суд Астраханской области прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки Службы жилищного надзора Астраханской области N 295 от 17.02.2017.
Кроме того, суд признал недействительным предписание Службы жилищного надзора Астраханской области N 37 от 17.02.2017.
Суд также взыскал со Службы жилищного надзора Астраханской области в пользу ООО "Астраханские тепловые сети" судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Службы жилищного надзора Астраханской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "Астраханские тепловые сети" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 02.11.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.01.2017 в адрес Службы жилищного надзора Астраханской области поступило обращение жителей дома (собственников и пользователей жилых помещений), проживающих по адресу: г. Астрахань, ул. Белгородская, д. 9, в котором жильцы дома просят провести проверку и перерасчет платы за коммунальные услуги (горячая вода и отопление).
Руководителем Службы жилищного надзора Астраханской области было вынесено распоряжение от 30.01.2017 N 155 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Астраханские тепловые сети".
Уведомлением о проведении проверки соблюдения жилищного законодательства РФ N 700/04 от 30.01.2017 у ООО "Астраханские тепловые сети" запрошена информация, в том числе и расчет коммунальных услуг поставленных в период с 01.10.2016 по 31.01.2017.
Письмом N 22 от 03.02.2017 ООО "Астраханские тепловые сети" в адрес Службы жилищного надзора направлена запрашиваемая информация в полном объеме.
По итогам проведения указанной проверки Служба жилищного надзора пришла к выводу о том, что ООО "Астраханские тепловые сети" рассчитывало плату за отопление с нарушением положений Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 295 от 17.02.2017.
На основании акта проверки Обществу выдано предписание от 17.02.2017 N 37 с требованием провести мероприятия по перерасчету платы за коммунальные услуги (горячая вода, отопление) в срок до 31.03.2017.
Не согласившись с актом проверки и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что производство по делу в части требования заявителя о признания недействительным акта проверки N 295 от 17.02.2017 подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку акт проверки не является ненормативным правовым актом, не содержит властных предписаний, обязательных для исполнения, а только носит информационный характер о результатах проверки и предложения лиц, осуществивших проверку.
Удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным предписания от 17.02.2017 N 37, суд первой инстанции пришел к выводу, изложенные в оспариваемом предписании выводы службы о нарушении ООО "АТС" положений Правил N 354 являются незаконными, поскольку в рассматриваемом случае Правила N 354 распространяются на отношения между ООО УК "Комфорт Сервис" и собственниками помещений многоквартирного дома по ул. Белгородской в г. Астрахани, а на отношения по теплоснабжению между ООО "Астраханские тепловые сети" и ООО УК "Комфорт Сервис" в данном случае Правила N 354 свое действие не распространяют.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как указано выше, суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования заявителя о признания недействительным акта проверки N 295 от 17.02.2017, обоснованно указав, что акт проверки не является ненормативным правовым актом, не содержит властных предписаний, обязательных для исполнения, а только носит информационный характер о результатах проверки и предложения лиц, осуществивших проверку.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, под ненормативным правовым актом законодателем понимается документ осуществляющего публичные полномочия органа, который адресован определенному лицу или группе лиц, содержащий властно-обязывающие предписания, распоряжения, требования и направленный на установление, изменение или прекращение правовых отношений.
Учитывая и принимая во внимание, что оформленный по результатам проверочных мероприятий акт N 295 от 17.02.2017 является носителем информации о результатах проведения проверки, который не содержит властных предписаний (распоряжений), влекущих какие-либо обязанности для проверяемого лица или создающих препятствия для его деятельности, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей Общества, не определяет его меру ответственности, а носит только информационный характер и содержит лишь выявленные административным органом нарушения, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в силу норм действующего законодательства он не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
Податель жалобы оспаривает решение суда первой инстанции в полном объеме, однако доводов, по которым не согласен с решением суда в части прекращения производства по делу в части требования заявителя о признания недействительным акта проверки N 295 от 17.02.2017, не приводит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций о прекращении производства по заявлению в части требования о признании незаконным акта проверки N 295 от 17.02.2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку указанный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Судебная коллегия так же соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания в силу следующего.
Как указано выше, ООО "Астраханские тепловые сети" оспариваемым предписанием вменяется в вину начисление платы за коммунальную услугу (горячая вода, отопление) с нарушением положений Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией
В силу части 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК Р на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 названных Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2 порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Довод административного органа о том, что оплата за полученный коммунальный ресурс осуществлялась непосредственно ресурсоснабжающей организации, следовательно, перерасчет платы за коммунальные услуги (горячая вода, отопление) должно произвести ООО "Астраханские тепловые сети", отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Из материалов дела следует, что собственниками многоквартирного жилого дома N 9 по ул. Белгородская избран способ управления домом - управление управляющей организацией - ООО УК "Комфорт-Сервис".
Между ООО "ЛУКОИЛ-ТТК" (правопреемник - ООО "Астраханские тепловые сети") и ООО УК "Комфорт-Сервис" заключен договор теплоснабжения N 500302 от 01.10.2015 г. Объектом поставки коммунального ресурса является многоквартирный жилой дом N 9 по ул. Белгородская.
Решение о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не принималось.
Главой 6 договора теплоснабжения N 500302 от 01.10.2015 г., утвержден порядок расчетов, согласно которого оплата за потребленные коммунальные ресурсы производится в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленных ресурсоснабжающей организацией в адрес Потребителя (ООО УК "Комфорт-Сервис") счет-фактур, актов приема-передачи.
В указанном жилом доме установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета с 13.10.2015 г.
В рамках договора теплоснабжения N 500302 от 01.10.2015 г. со стороны ООО "Астраханские тепловые сети" в период с 01.102016 г. по 31.01.2017 г. в адрес ООО УК "Комфорт-Сервис" выставлялись счета - фактуры на оплату коммунального ресурса:
- N 0001160/03 от 31.10.2016 г.
- N 0001691/03 от 30.11.2016 г.
- N 0002322/03 от 31.12.2016 г.
- N 0000104/03 от 31.01.2017 г.
Согласно расшифровок к указанным счет-фактурам расчет поставленного коммунальных ресурсов произведен на основании показаний общедомового (коллективного) прибора учета, предоставляемые со стороны ООО УК "Комфорт-Сервис" ежемесячно в сроки предусмотренные пунктом 5.2 указанного договора теплоснабжения.
Таким образом, как верно указал суд, ООО УК "Комфорт-Сервис" для многоквартирного жилого дома по ул. Белгородская, 9 в г. Астрахани является исполнителем коммунальных услуг.
ООО "Астраханские тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 2.1.1. агентского договора N 47/09-15 от 20.10.2015, заключенного между ООО "Расчетный центр Астрахани" (Агент) и ООО УК "Комфорт-Сервис" (Принципал), расчет для каждого потребителя объема оказанных коммунальных услуг совершается Агентом на основании данных, предоставляемых Принципалом.
Ссылки административного органа на агентский договор от 2014 года, заключенный между ООО "Расчетный центр Астрахани" (Агент) и ООО "ЛУКОИЛ-ТТК" (правопреемник - ООО "Астраханские тепловые сети") (Принципал), согласно которому Агент от своего имени и за счет Принципала совершает юридические и иные действия по начислению размера платы за коммунальные услуги, приему платежей, перечислению собранных денежных средств принципалу (т. 2, л.д. 54-65), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно данному договору под коммунальными услугами понимаются услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказываемые Принципалом потребителям - собственникам и нанимателям помещений. По отношению к спорному дому исполнителем услуг является ООО УК "Комфорт-Сервис", ООО "Астраханские тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией.
Собственники помещений многоквартирного дома оплату за потребленную тепловую энергию производят на основании платежных документов (извещений) на оплату, выставленных ООО "Расчетный центр", где исполнителем услуги указано ООО УК "Комфорт-Сервис" (т. 1, л.д. 119-132).
В свою очередь, ООО УК "Комфорт Сервис" оплату за тепловую энергию производит в адрес ООО "Астраханские тепловые сети" на основании счетов-фактур на оплату коммунального ресурса.
Как верно указал суд, Правила N 354 распространяются на отношения между ООО УК "Комфорт Сервис" и собственниками помещений многоквартирного дома по ул. Белгородской в г. Астрахани.
На отношения по теплоснабжению между ООО "Астраханские тепловые сети" и ООО УК "Комфорт Сервис" в данном случае Правила N 354 свое действие не распространяют.
Обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме установлены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Астраханские тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией, исполнителем коммунальной услуги является ООО УК "Комфорт Сервис", следовательно, изложенные в оспариваемом предписании выводы службы о нарушении ООО "АТС" положений Правил N 354 являются незаконными и основания для понуждения ООО "Астраханские тепловые сети" к перерасчету платы за коммунальные услуги (горячая вода, отопление) отсутствуют.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Службы жилищного надзора Астраханской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 сентября 2017 года по делу N А06-1739/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)