Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2017 N 13АП-4581/2017 ПО ДЕЛУ N А21-8991/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 г. N 13АП-4581/2017

Дело N А21-8991/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от ответчика: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4581/2017) ООО "Управляющая компания Ленинградского района" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2017 по делу N А21-8991/2016 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания Ленинградского района"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" (адрес: 236008, Калининградская область, город Калининград, улица Тургенева, 14, ИНН 3906204305, ОГРН 1093925000795, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калининградской области (Жилищной инспекции (Службе) Калининградской области) (адрес: 236006, город Калининград, улица Барнаульская, дом 4, ИНН 3906042319, ОГРН 1023901020021, далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 21.09.2016 года N 1311/Л-4977 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда от 12.01.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, признав предписание Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 21.09.2016 N 1311/Л-4977 недействительным. В обоснование жалобы указывает на то, что основной причиной обращения в суд является невозможность исполнения предписания.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в Инспекцию обращения собственника помещения в доме N 10 по ул. Горького в г. Калининграде 14.09.2016 издан приказ N 3196/ЖСА о проведении в отношении Общества внеплановой документарной проверки.
Результаты проверки отражены в акте N 3196/ЖСА от 21.09.2016.
В связи с выявлением в ходе проверки нарушений Обществом подпунктов а), б) пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпункта ж) пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Инспекцией 21.09.2016 Обществу было выдано предписание N 1311/Л-4977 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства, в соответствии с которым в срок до 01.12.2016 Общество должно принять меры по перерасчету платы за холодное водоснабжение ОДН за период с мая по декабрь 2014, за 2015, за период с января по июль 2016 по дому 10 по ул. Горького в г. Калининграде в соответствии с жилищным законодательством.
Предписание получено Обществом 03.10.2016.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьи 171 Кодекса.
Пунктом 17 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: - при непосредственном управлении многоквартирным домом; - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; - в жилых домах (домовладениях).
При этом, в силу подпункта б) пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 Правил.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В остальных случаях, согласно пунктов 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, в силу пункта 14 Правил N 354 предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг, следить за состоянием общедомового прибора учета коммунального ресурса, вести журнал учета показаний приборов учета, производить начисление платежей за коммунальные услуги.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В определении Верховного суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 указано, что с момента принятия собственникам помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в спорном многоквартирном доме, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за потребленный сверх норматива объем электроэнергии на общедомовые нужды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на управляющую организацию (абз. 2 п. 44 Правил N 354), которая отстраняется от контроля за объемами потребляемых ресурсов и утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовые нужды.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ (п. 2 Правил N 416).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (пп. ж п. 4 Правил N 416). - организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: заключение договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (пп. д п. 4 Правил N 416).
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Общество выставляет счета на оплату коммунальных услуг, в том числе за холодное водоснабжение на ОДН.
Следовательно, Общество является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и домах.
Пунктом 3 Положения N 1110 установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются: исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (соблюдение договора управления), соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (исполнение требований правил предоставления коммунальных услуг, правил содержания общего имущества, правил управления МКД и т.д.).
В силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема в размере превышения между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема по ОПУ над объемом по нормативу исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Общество является управляющей организацией на основании договора от 08.04.2011 N 7, по условиям которого в его функции входит организация управления домом и предоставления коммунальных услуг (п. 2.3).
Согласно пункта 4.1.1 договора управляющая компания обязуется управлять многоквартирным домом в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством (л.д. 74-79).
09.08.2016 в адрес Общества Инспекцией вынесено предписание о заключении договора водоснабжения с РСО в соответствии с договором управления МКД N 10-14 по ул. Горького в г. Калининграде в соответствии с пп. б п. 31 Правил N 354, пп. д п. 4 Правил N 416 и пп. а, б п. 3 Положения N 1110 (л.д. 93).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2016 по делу N А21-6815/2016 указанное предписание признано законным. Обществом указанное предписание не исполнено, доказательств иного материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в ходе проверки установлено, что многоквартирный дом 10 по ул. Горького в г. Калининграде оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме 10 по ул. Горького в г. Калининграде (исходя из данных представленного технического паспорта) - 489,9 кв. м (лестницы - 183,1 кв. м + коридоры 278,6 кв. м + вход. площадки 28,2 кв. м).
Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме 10 по ул. Горького в г. Калининграде - 2156,6 кв. м (жилые помещения 2891,1 кв. м + 153,9 кв. м нежилая +141,2 кв. м парикмахерская + 50,4 кв. м столовая).
Объем холодного водоснабжения на ОДН, приходящийся на дом 10 по ул. Горького г. Калининграда рассчитанный исходя из установленного норматива должен составлять = 9,798 куб. м (0,02 куб. м х 489,9 кв. м).
Объем холодного водоснабжения на ОДН, приходящийся на кв. 30 дома 10 по ул. Горького г. Калининграда рассчитанный исходя из установленного норматива должен составлять = 0,10 куб. м (0,02 куб. м х 489,9 кв. м / 2156,6 кв. м х 24,0 кв. м).
Однако фактическое начисление объема холодного водоснабжения по квартире 30 приведено в акте проверки от 21.09.2016 N 3196/ЖСА и не оспорено заявителем, не соответствует рассчитанному объему по нормативу.
Судом установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение о распределении объема коммунальной услуги холодного водоснабжения на общедомовые нужды в размере превышения объема данной коммунальной услуги, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, между всеми жилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, не принималось (доказательств иного суду не представлено).
Таким образом, судом правомерно сделан вывод, что требование Инспекции об осуществлении Обществом перерасчета платы за холодное водоснабжение ОДН за указанный в предписании период является законным, обоснованным и прав Общества не нарушает.
Правомерность предписания проверяется на момент его вынесения, оспариваемое предписание не содержит неустранимых неясностей и противоречий, а также не возлагает на Общество обязанности, не предусмотренной законодательством, которая являлась бы для заявителя неисполнимой.
Поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 12.01.2017 судом первой инстанции не допущено.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на ранее принятые судебные акты по делам N N А21-9685/2015, А21-256/2016 и др. не принимается апелляционным судом, так как указанные решения не являются преюдициальными для рассмотрения настоящего дела.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 января 2017 года по делу N А21-8991/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)