Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 29.11.2017 N Ф03-4809/2017 ПО ДЕЛУ N А73-4753/2017

Требование: О признании недействительным предписания Управления регионального государственного контроля и лицензирования.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации выдано предписание выполнить ремонт почтовых ящиков в подъезде многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. N Ф03-4809/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, Н.В. Меркуловой
при участии:
- от заявителя: ООО "Ресурс" - представитель не явился;
- от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение от 15.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017
по делу N А73-4753/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.Ю. Маскаева; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, И.И. Балинская, Е.И. Сапрыкина
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ОГРН 1102706001166, ИНН 2706031710, место нахождения: 682610, Хабаровский край, Амурский район, рабочий поселок Эльбан, 2-й микрорайон, 25 а)
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, офис 600)
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 24.03.2017 N П2017-13-0080.
Решением суда от 15.06.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017, в удовлетворении требований отказано.
Управляющая организация в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество явку представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, в жалобе ссылается на то, что в перечне обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений, перечисленных в приложении к договору управления многоквартирным домом от 12.05.2015 услуги, связанные с проведением ремонтных работ почтовых ящиков, отсутствуют. Так как выполнение работ по ремонту абонентских почтовых ящиков не учтено договором управления и не входит в состав платы за содержание общего имущества, выводы судов о том, что управляющая организация обязана выполнять работы по ремонту почтовых ящиков, противоречат действующему законодательству.
Уполномоченный орган в отзыве с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласился, считает принятые судебные акты законными и обоснованными, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Вместе с этим в отзыве сообщил о своем переименовании, представив в подтверждение выписку из ЕГРЮЛ.
Суд, рассмотрев представленные документы, на основании части 1 статьи 124 АПК РФ принимает изменение наименования уполномоченного органа на Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 22.03.2017 N 503-р Комитетом проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, предметом которой явилось исполнение управляющей организацией ранее выданного предписания от 26.12.2016 N П2016-13-0734.
В рамках ранее проведенной проверки Комитетом выявлено нарушение управляющей организацией положений статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о связи), выразившееся в деформации почтовых ящиков, отсутствии на них запирающих устройств. Обществу надлежало в срок до 15.03.2017 выполнить локальный ремонт почтовых ящиков в подъезде многоквартирного дома N 24 мкр. 2-й в п. Эльбан.
Уведомлением от 23.03.2017 общество извещено о проведении выездной внеплановой проверки. В ходе проведения проверки Комитетом установлен факт неисполнения управляющей организацией предписания от 26.12.2016 N П2016-13-0734, в связи с чем, обществу вновь выдано предписание об устранении ранее выявленных нарушений от 24.03.2017 N П2017-13-0080.
Полагая, что предписание от 24.03.2017 N П2017-13-0080 является незаконным, нарушает его права и интересы, общество обратилось с заявлением в суд, который отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что абонентские почтовые ящики, установленные в многоквартирном жилом доме и предназначенные для получения адресатами почтовых отправлений относятся к общему имуществу многоквартирного дома и поэтому на общество возложена обязанность по их обслуживанию, ремонту и замене, а также обязанность по обеспечению сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых ящиков в многоквартирном жилом доме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Дальневосточного округа считает судебные акты не подлежащими отмене.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 12.05.2015 общество является управляющей организацией в отношении жилого дома N 24, второго микрорайона п. Эльбан.
Пунктом 2.4 указанного договора предусмотрено, что управляющая организация оказывает услуги по управлению многоквартирным домом в соответствии с перечнем, определенным Приложением N 1 к настоящему договору.
Как следует из договора управления многоквартирным домом от 12.05.2015 и Приложения N 1, содержание почтовых ящиков не поименовано в Перечне работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, суды двух инстанций, применив правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, правильно указали, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию общего имущества в жилом доме в зависимость от принятия или непринятия собственниками решения о проведении тех или иных ремонтных работ и фиксации их в тексте договора.
Из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), следует, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме.
Подпунктом "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе, включены иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 491 в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также обеспечения контроля за состоянием указанного имущества на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 45 от 01.06.2007 утверждено положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирным домом.
Согласно подразделу 3.15 "Рекомендаций по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющихся приложением к Положению о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденному Приказом Министерства регионального развития РФ от 01.06.2007 N 45, абонентские почтовые шкафы относятся к общему имуществу многоквартирного дома.







































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)