Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-11776/2017

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В установленный срок мероприятия по сносу дома не произведены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N 33а-11776/2017


Судья - Мягкова Е.А.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Балашовой И.Б., Тертышной В.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Р.С., Р.М. к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 апреля 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Р.С., Р.М. к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанностей по изъятию жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме <адрес> земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии жилого помещения: <адрес> принадлежащей на праве общей долевой собственности 1/2 доли Р.С. и 1/2 доли Р.М. и зарегистрировать решение об изъятии данного помещения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

установила:

Р.С. и Р.М. обратились в суд с иском, указывая на то, что они являются собственниками жилого помещения - <адрес>. На основании заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда от 13 октября 2015 года N 52 принято решение о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. В установленный срок мероприятия по сносу не произведены, что является основанием для принятия администрацией Волгограда мер по изъятию жилых помещений и земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для муниципальных нужд. Однако администрацией Волгограда мер по переселению граждан из аварийного дома и предоставлению равнозначных жилых помещений жильцам указанного дома не принято до настоящего времени. Бездействие администрации Волгограда нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийном.
Сославшись на указанные обстоятельства, просили признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанностей по изъятию жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом <адрес>, земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>. Возложить на администрацию обязанность принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Р.С. - И. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Р.С. и Р.М. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда от 13 октября 2015 года N 52 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Постановлением администрации Волгограда от 20 февраля 2016 года N 260 "О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещения муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> аварийным и подлежащим сносу" комитету по жилищной политике администрации Волгограда было поручено определить механизм и сроки переселения граждан, проживающих в многоквартирном <адрес>, а именно до 1 апреля 2016 года предъявить собственникам письменное требование о сносе указанного многоквартирного жилого дома до 1 октября 2016 года. В случае, если собственники не осуществили снос, подготовить проект постановления администрации Волгограда об изъятии земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <адрес>.
Установив, что собственники жилых помещений снос спорного жилого дома в установленный срок не осуществили, а органом местного самоуправления в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) не приняты меры к изъятию земельного участка и принадлежащих собственникам помещений дома, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административными истцами требований.
Обоснованным такой вывод суда признать нельзя в связи со следующим.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу п. 4 ст. 15 ЖК РФ, помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (п. 10 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (п. 8).
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ (то есть путем выкупа жилого помещения).
Таким образом, из приведенных норм права следует, что юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения заявленных Р-выми требований является выяснение вопроса о включении либо не включении их жилого помещения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно перечню аварийного жилья (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания) указанной подпрограммы, жилые помещения, находящиеся в жилом доме по <адрес>, включены в адресную программу по переселению граждан.
В рамках исполнения постановления администрации Волгограда от 20 февраля 2016 года N 260 "О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу", распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 15 апреля 2016 года N 132 "Об утверждении списков граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, расположенного по <адрес> утвержден список собственников жилых помещений спорного жилого дома, подлежащих переселению, в который включены административные истцы.
С учетом того, что срок переселения граждан, установленный подпрограммой "Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья" муниципальной программы "Жилище" на 2016-2020 годы, не наступил, бездействия администрации Волгограда в части невыполнения процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ не усматривается, а при таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении заявленных Р-выми требований обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в их удовлетворении.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия исходит из того, что в случае угрозы обрушения несущих конструкций спорного жилого дома, несоблюдения характеристик надежности и безопасности жилого дома, административные истцы вправе в порядке ст. 95 ЖК РФ обратиться в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении муниципального жилого помещения маневренного фонда для временного проживания до момента переселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 апреля 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Р.С., Р.М. к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении на администрацию Волгограда обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, а также принять решение об изъятии жилого помещения - <адрес> - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)