Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2017 ПО ДЕЛУ N А33-27659/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2017 г. по делу N А33-27659/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "18" мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" мая 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии: от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Иванькиной Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 1 (до перерыва), Шмыткиной Т.А., представителя по доверенности от 16.01.2017 N 18 (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" марта 2017 года по делу N А33-27659/2016, принятое судьей Фроловым Н.Н.,

установил:

публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - заявитель, общество, ПАО "Красноярскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным предписания от 29.08.2016 N 708/1-пр.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "17" марта 2017 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что требование об устранении нарушений не конкретизировано, из предписания невозможно установить какие именно действия должен произвести заявитель; собственником нежилых помещений заключен прямой договор энергосбережения с гарантирующим поставщиком, следовательно, к правоотношениям между ними применяются положения правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), которые не содержат требования о перерасчете в случае незаконного ограничения подачи электроэнергии (далее - Правила N 442).
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном отзыве. Полагает обжалуемое решение законным и обоснованным.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением в судебном заседании объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 18 мая 2017 года.
Публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") в судебное заседание не явилось, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствии заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа от 22.07.2016 N 708-пр Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в отношении ПАО "Красноярскэнергосбыт" на объекте жилищного фонда - многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Любы Шевцовой, д. 88, проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 29.04.2016 N 284/1-пр об устранении выявленных нарушений.
В ходе проверки установлено, что требования предписания от 29.04.2016 N 284/1-пр об устранении выявленных нарушений не исполнены.
Результаты проверки зафиксированы административным органом в акте проверки от 29.08.2016 N 708/1-пр.
По результатам проверки ПАО "Красноярскэнергосбыт" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 29.08.2016 N 708/1-пр, согласно которому обществу в срок до 24.11.2016 необходимо представить в административный орган документы, подтверждающие исполнение предписания (платежный документ собственника нежилых помещений N 130, 131 многоквартирного дома, финансово-лицевой счет собственника нежилых помещений N 130, 131 в многоквартирном доме).
Полагая, что данное предписание противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Исходя из положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, Административного регламента исполнения Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 17.02.2014 N 14-о (далее - Административный регламент), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое предписание вынесено административным органом в пределах предоставленных ей полномочий.
Нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении административным органом внеплановой выездной проверки не установлено. Процедура проведения проверки заявителем не оспаривается.
Согласно оспариваемому предписанию, ПАО "Красноярскэнергосбыт" в нарушение требований пункта 98, пункта 9 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных жилых домов" (далее - Правила N 354) не произвело снижение платы за коммунальную услугу электроснабжение собственнику помещений N 130, 131, в которых было произведено полное ограничение поставок электрической энергии.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполнятся надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствиями с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.11.2012 между Алиевым Г.М. (абонентом) и ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) заключен договор энергоснабжения N 13188, общество на основании указанного договора осуществляет поставку электроэнергии собственнику нежилого помещения по адресу: г. Красноярск, ул. Любы Шевцовой, д 88, помещения NN 130, 131.
Как установлено в пункте 1 Правил N 354, настоящие Правила регулируют, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под потребителем понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; под коммунальными услугами осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме; под коммунальным ресурсом - электроэнергия; под исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Таким образом, Правила N 354 распространяются, в том числе, на всех собственников и законных владельцев нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, при этом цель, характер использования помещений, в том числе факт осуществления или неосуществления в данных помещениях предпринимательской деятельности, в силу Положений Правил N 354 значения не имеет.
Следовательно, ссылка заявителя в апелляционной жалобе о применении к данным правоотношениям Правил N 442 подлежит отклонению арбитражным апелляционным судом, как несостоятельная, в связи с неверным толкованием заявителем норм действующего законодательства.
Подпунктами "а" и "в" пункта 31 Правил N 354 определено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
По подпункту "г" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктами "в", "г" и "д" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
- предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Подпунктами "а" и "е" пункта 33 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги; условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены в приложении N 1 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 9 Приложения N 1 Правил N 354 должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 Правил N 354, с учетом положений раздела IX Правил N 354.
В договоре энергоснабжения от 19.11.2012 N 13188 установлено допустимое число часов ограничения режима потребления в год, не связанное с неисполнением абонентом обязательств по договору его расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями исключающими ответственность гарантирующего поставщика, что составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, в спорных помещениях имеется один источник питания, следовательно, допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 24 часа.
Вместе с тем, продолжительность перерыва электроснабжения в нежилых помещениях NN 130, 131 по адресу: г. Красноярск, ул. Любы Шевцовой, д. 88, составила более 24 часов (а именно: в период с 07.04.2015 (в 11 часов 00 минут) по 09.04.2015 (15 часов 15 минут) произведено отключение электрической энергии, что подтверждается актом проверки от 20.08.2015 N 3906-ж, письмом ОАО "Красноярскэнергосбыт" от 09.04.2015 N 020/11-954).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
В соответствии с пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Апелляционная суд полагает, что заявитель, как исполнитель коммунальной услуги, обязан был обеспечить нормативный уровень предоставления населению коммунальной услуги "электрическая энергия".
Довод заявителя жалобы, что из предписания невозможно сделать вывод, какие именно действия необходимо произвести, апелляционный суд отклоняет на основании следующего.
Выданное предписание полностью отвечает требованиям Административного регламента, конкретно определяет, какие действия должен выполнить заявитель и к какому сроку. Как следует из предписания от 29.08.2016 N 708/1-пр ОАО "Красноярскэнергосбыт" не произвел снижение платы за коммунальную услугу электроснабжение собственнику нежилого помещения NN 130,131 многоквартирного дома за расчетный период, в котором было произведено полное ограничение поставок электрической энергии. В целях подтверждения исполнения предписания обществу необходимо представить в срок до 24.11.2016 платежный документ собственника нежилых помещений NN 130,131 многоквартирного дома, финансово-лицевой счет собственника. Таким образом, оснований полагать, что содержание выданного предписания и действия, которые следовало совершить в целях его исполнения, были непонятны заявителю, не имеется.
Отсутствие в предписании точной суммы корректировки, на которую следует произвести снижение платы, за коммунальную услуг электроснабжение собственнику нежилого помещения N 130 и 131 в многоквартирном доме за расчетный период не соответствует требованиям законодательства, поскольку сумму корректировки общество обязано определить самостоятельно путем проведения расчетов в соответствии с Правилами N 354 - по данным показаний прибора учета.
С учетом изложенного также отклоняются доводы о неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку приведенные заявителем в подтверждение указанного довода обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии возможности обеспечить требования законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование оспариваемого акта об устранении нарушений путем предоставления в административный орган документов, подтверждающих исполнение предписания (платежного документа собственника помещений NN 130, 131, финансово - лицевого счета собственника нежилых помещений NN 130, 131) соответствует действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" марта 2017 года по делу N А33-27659/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН

Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Н.А.МОРОЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)