Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 17АП-4318/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-14429/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. N 17АП-4318/2017-АК

Дело N А71-14429/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 февраля 2017 года по делу N А71-14429/2016,
вынесенное судьей Л.Ф.Мосиной,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании незаконным предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - ООО "УК "Вест-Снаб", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, административный орган) от 22.09.2016 N 1240-06-02 (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 февраля 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что отсутствие у общества показаний объемов потребления электрической энергии индивидуальных приборов учета и нормативного потребления по причине их не предоставления ОАО "Энергосбыт Плюс", не позволяло определить месячный объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды иначе, как по нормативу; также, по мнению апеллянта, предписание является неисполнимым, поскольку не содержит указаний на конкретные мероприятия по устранению допущенных нарушений.
Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Приложенные заявителем к апелляционной жалобе дополнительные документы, в частности финансовые отчеты о выполнении договора управления МКД N 403 по ул. К.Маркса и ведомости потребления ресурсов, судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщены на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку ходатайство о приобщении указанных документов не заявлено, причины непредставления документов в суд первой инстанции подателем жалобы не указаны.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.08.2016 в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска поступило обращение собственников квартир, проживающих по адресу: г. Ижевск, ул. К.Маркса, д. 403 с жалобой на не соблюдение ООО "УК "Вест-Снаб" требований исполнения обязанностей по договору управления указанным многоквартирным домом, связанных с порядком начисления платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды.
На основании приказа от 25.08.2016 N 1240/06-02 Управлением ЖКХ Администрации г. Ижевска проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Вест-Снаб", в ходе которой было установлено нарушение обществом действующего законодательства, выразившееся в излишне предъявленных суммах за электроснабжение на общедомовые нужды в период июнь, июль 2016 года собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 403 по ул. К.Маркса г. Ижевска, в том числе: по квартире <...> в размере 84,16 руб., по квартире <...> в размере 72,18 руб., по квартире <...> в размере 135,77 руб.
По результатам проверки составлен акт от 22.09.2016 N 1240/06-02 и вынесено предписание от 22.09.2016 N 1240-06-02, которым на общество возложена обязанность в срок до 28.10.2016 привести порядок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, в соответствие с установленными требованиями.
ООО "УК "Вест-Снаб", полагая, что указанное предписание не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных ст. 198, 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
Исходя из положений ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска", и материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные за расчетный период на общедомовые нужды установлен разделом III приложения N 2 Правил N 354. Расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" на общедомовые нужды выполняется по формулам N 10, 12 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно п. 44 Правил N 354 распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 46 Правил плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно п. 47 Правил N 354 в случае, указанном в п. 46 указанных Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения (п.п. "а"), уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с п. 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с п.п. "а" данного пункта превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с п. 42 указанных Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается (п.п. "б" п. 47 Правил N 354).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.01.2013 N 17 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в Удмуртской Республике.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО УК "Вест-Снаб" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 29.04.2015 года N 018-000040.
Собственники многоквартирного дома N 403 по ул. К.Маркса г. Ижевска заключили с ООО "УК "Вест-Снаб" договор управления многоквартирным домом от 01.04.2013 N 16-04/2013.
Пунктом 2.1.3 договора предусмотрено, что управляющая компания обязана заключить договоры на предоставление следующих услуг: электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), и отопление, обслуживание лифтового оборудования, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов от своего имени, поручению и в интересах собственников, а также энергосервисный контракт.
В соответствии с п. 2.1.4 договора управляющая компания обязана организовать начисление, сбор, перерасчет и перечисление платежей собственников и нанимателей за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, платы за коммунальные услуги и дополнительные услуги в соответствии с действующим законодательством РФ и условиями настоящего договора, с правом передачи этих полномочий по договору третьим лицам.
В ходе проведения проверки заявителем был представлен договор энергоснабжения от 01.08.2011 N Р2113 с ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", не подписанный со стороны ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания".
ООО УК "Вест-Снаб" обращалось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 01.08.2011 N Р2113 по пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.4, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 3.7, 3.9, 3.11, 3.18, 4.5, 4.6, 5.3, 6.4, 6.5, 7.3.1, 7.3.3, 7.4, 10.1, 10.3, 10.5, приложениям N 1, 2, 2.1, 3, 5.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2012 пункты 1.1, 3.11, 3.18, 4.5 приняты в редакции проекта договора, в удовлетворении требований о дополнении договора пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 отказано, пункт 2.7, приложения N 1, 2, 2.1, 5, 3 в редакции общества "УК "Вест-Снаб" исключены из текста договора. Судом изложены редакции пунктов 2.4, 2.6, 2.8, 2.9, 3.7, 4.6, 5.3, 10.1, 10.5 договора энергоснабжения от 01.08.2011 N Р2113.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 решение суда в обжалуемой части изменено. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что в резолютивной части решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2012 отсутствует изложение условий пунктов 1.1, 3.11, 3.18, 4.5, 5.3 договора, что явилось основанием для изменения решения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 10.12.2012 оставлено в силе постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012. При этом судом был сделан вывод о том, что договор энергоснабжения от 01.08.2011 N Р2113 заключен с урегулированными в судебном порядке разногласиями сторон.
Согласно актам замены и допуска прибора учета электроэнергии от 10.12.2013 указанный многоквартирный дом оборудован узлами учета электрической энергии: общедомовая группа учета (МОП, Лифт) - Тип счетчика ЦЭ 6803В, заводской номер 010752066001478; общедомовая группа учета (квартирах) - Тип счетчика ЦЭ 6803В, заводской номер 011068069000933.
Из предоставленного технического паспорта на многоквартирный дом, составленного по состоянию на 16.09.2006, следует, что общая площадь жилых помещений составляет 7001 м2, нежилых помещений нет.
ООО УК "Вест-Снаб" применяет для расчета размера платы за коммунальные услуги площадь жилых и нежилых помещений - 7001,2 м2.
Как следует из экспликации технического паспорта на многоквартирный дом, площадь мест общего пользования составляет 988 м2 (лестничные клетки - 460,8 м2, коридоры - 441,5 м2, мусорокамера - 5 м2,/элеваторный узел - 39,6 м2, машинное отделение - 36,5 м2, электрощитовая - 4,6 м2).
В соответствии с Постановлением Правительства УР от 14.01.2013 N 17 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в УР" расчетный нормативный объем потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, для данного многоквартирного дома составит: 3,43 кВт/м2 x 988 м2 = 3388,84 кВт.
Материалами дела подтверждается и заявителем документально не опровергнуто, что расчет размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды в период июнь, июль 2016 года собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 403 по ул. К.Маркса г. Ижевска произведен обществом исходя из норматива потребления электроэнергии, установленного указанным нормативно-правовым актом, что свидетельствует о несоблюдении заявителем требований п.п. 40, 44, 46, 47 Правил N 354.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя о невозможности определить объем электрической энергии на общедомовые нужды в связи с отсутствием у него необходимых данных для расчета количества электрической энергии, переданной ресурсоснабжающей организацией, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее изменения апелляционный суд не усматривает.
Содержащиеся в предписании формулировки, вопреки доводам апеллятора, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных по результатам проверки нарушений, которые необходимо совершить заявителю; в предписании имеется ссылка на акт проверки, в котором подробно расписан порядок расчета. Каких-либо неясностей, противоречий предписание не содержит; в предписании изложено мероприятие, подлежащее исполнению, с указанием нормативного акта, которым следует руководствоваться в целях устранения нарушения; в предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает, соответственно, основания для признания его недействительным и для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 104, 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 февраля 2017 года по делу N А71-14429/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.03.2017 N 397.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.М.ТРЕФИЛОВА

Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)