Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия) - Вальковой Н.С., представителя по доверенности от 18.03.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "12" июля 2016 года по делу N А74-3206/2016, принятое судьей Гигель Н.В.,
общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" (ИНН 1910012384, ОГРН 1121903000757) (далее - заявитель, общество, ООО "ТВК Усть-Абакан") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ИНН 1901061466, ОГРН 1041901000338) (далее - ответчик, ГЖИ РХ, жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 15 января 2016 года N 1-э.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" июля 2016 года заявление общества с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" удовлетворено частично.
Признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 15 января 2016 года N 1-э в части возложения на общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию с учетом корректировки по адресу п. Усть-Абакан, ул. Щорса 41, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за период с 1 января по 24 сентября 2015 года и за период с 6 октября по 31 декабря 2015 года, в связи с его несоответствием в указанной части Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В удовлетворении требования о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 15 января 2016 года N 1-э в части возложения на общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" обязанности по перерасчету платы за отопление с учетом корректировки по адресу п. Усть-Абакан, ул. Щорса 41 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за период с 25 сентября по 5 октября 2015 года отказано.
Жилищная инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания в части возложения на общество обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию с учетом корректировки по адресу п. Усть-Абакан, ул. Щорса 41, и принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что общество в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" производит расчет объема тепловой энергии за сентябрь - ноябрь 2015 года исходя из показаний общедомового прибора учета.
Кроме того, в апелляционной жалобе жилищная инспекция указывает, что при расчете объема тепловой энергии на отопление не вычитается тепловая энергия, которая необходима для подогрева горячей воды, в результате собственникам неправомерно предъявляется к оплате больший объем тепловой энергии по отоплению. Данный довод относится к другому эпизоду нарушения при исчислении платы за отопление, указанному в пункте 1 оспариваемого предписания, в данной в части в признании недействительным данного предписания арбитражным судом отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан".
Представитель жилищной инспекции в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Согласно пункту 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Инспекция оспаривает решение только в части удовлетворения требований. От общества возражений по объему оспаривания не поступило. В связи с этим апелляционный суд проверяет решение только в оспоренной части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" зарегистрировано в качестве юридического лица 30 августа 2012 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия, о чем в единый государственный реестр внесена запись, выдано свидетельство серии 19 N 000909854.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код ОКВЭД 40.30.14).
Общество оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: пгт. Усть-Абакан, ул. Щорса, д. N 41, выбравшим способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками (протокол общего собрания от 26.10.2012 N 1).
Согласно акту от 17.12.2012 (л.д. 146) общедомовой прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: пгт. Усть-Абакан, ул. Щорса, д. N 41 принят в эксплуатацию.
Комиссионным актом 07.10.2015 указанный прибор учета вновь допущен к эксплуатации.
23.10.2015 руководителем ООО "ТВК Усть-Абакан" издан приказ N 281, согласно которому в связи с принятием указанного общедомового прибора учета на коммерческий учет начисление коммунальной услуги по отоплению дома N 41 по ул. Щорса, пгт. Усть-Абакан, следует производить по общедомовому прибору учета с 06.10.2015.
На основании распоряжения руководителя жилищной инспекции М.В. Виноградова от 14 декабря 2015 года N 623-э в отношении общества проведена внеплановая (документарная) проверка соблюдения обязательных требований жилищного законодательства и иных нормативно-правовых актов с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающего в доме N 41 по ул. Щорса, п.г.т. Усть-Абакан (вх. N 330-И-2000 от 14 декабря 2015 года).
15 января 2016 года должностным лицом ГЖИ РХ - советником отдела экономического надзора за предоставлением жилищно-коммунальных услуг по результатам проведения документарной проверки составлен акт проверки N 623-э, в котором указано следующее:
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.09.2012 N 621 "Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Хакасия в 2012 - 2014 годах" установлено, что на территории Республики Хакасия при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами N 307 размер платы за отопление собственникам жилых и нежилых помещений рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии, определяемого по показаниям приборов учета за предыдущий год, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном приложением N 2 к Правилам N 307. Корректировка размера платы за отопление производится исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
По окончании года размер платы, рассчитанный по среднемесячному объему потребления тепла за прошедший год, должен быть приведен в соответствие с данными прибора учета в текущем году путем увеличения либо уменьшения (корректировки), в зависимости от фактического потребления тепловой энергии. И при расчете по нормативу, и при расчете по среднемесячному объему общее годовое потребление тепловой энергии с учетом корректировки равно потреблению, рассчитанному по фактическим показаниям общедомового прибора учета.
Согласно пунктам 73, 75 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей. Узел учета считается вышедшим из строя только в следующих случаях:
- - отсутствие результатов измерений;
- - несанкционированное вмешательство в работу узла учета;
- - нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
- - механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
- - наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренное проектом узла учета; - истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
- - работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Оснований считать неисправным общедомовой прибор учета, установленный в доме по адресу: пгт. Усть-Абакан, ул. Щорса, д. N 41, не имеется.
Актом от 07.10.2015 общедомовой прибор учета был допущен в эксплуатацию, иных актов представлено не было. Согласно ведомости учета тепловой энергии потребление тепла домом началось с 25.09.2015.
В период с 25.09.2015 по 07.10.2015 ООО "ТВК Усть-Абакан" производило расчет платы за отопление исходя из норматива 0,04594 Гкал/м{\super 2 и тарифа на отопление 1448,40 руб., утвержденного приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 19.01.2015 N 1-к "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год". С 08.10.2015 расчет платы производится исходя из показаний общедомового прибора учета, что является нарушением действующего жилищного законодательства.
На основании вышеизложенного жилищная инспекция пришла к выводу о том, что ООО "ТВК Усть-Абакан" нарушило порядок расчета платы за отопление в многоквартирном доме.
15 января 2016 года на основании акта проверки должностным лицом выдано предписание N 1-э, которым на общество возложена обязанность в срок до 01.04.2016 устранить нарушение подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а именно пересчитать размер платы с учетом корректировки за отопление по адресу: п. Усть-Абакан, ул. Щорса, д. 41, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 за период, учитываемый для корректировки (включая 25.09.2015 - 07.10.2015).
Предписание содержит предупреждение о том, что за его неисполнение установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия акта проверки от 15 января 2016 года N 623-э и предписания от 15 января 2016 года N 1-э получены обществом 24.02.2016.
Общество, полагая, что предписание от 15 января 2016 года N 1-э не соответствует требованиям законодательства, в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок оспорило его в арбитражном суде.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого предписания жилищной инспекции недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2.1.5, 2.2.4, 2.2.5 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.09.2013 N 514, пунктами 1.2, 1.3, 1.4 и 1.10 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2013 N 626, суд первой инстанции правильно признал, что оспариваемое предписание вынесено должностным лицом жилищной инспекции в пределах предоставленных полномочий.
Проверка в отношении заявителя проведена жилищной инспекцией с соблюдением порядка, установленного Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Процедура проведения внеплановой (документарной) проверки и вынесения жилищной инспекцией предписания соблюдены и обществом не оспариваются.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Пунктом 1 предписания на общество возложена обязанность пересчитать размер платы за отопление за 2015 год, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий 2014 год, с последующей корректировкой исходя из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета за 2015 год.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Указанные Правила вступили в силу с 1 сентября 2012 года.
В соответствии с пунктом 6 названного Постановления Правительства Российской Федерации со дня вступления данного Постановления в законную силу признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению).
С целью реализации Правил N 354 и недопущения роста социальной напряженности в регионах, вызванной введением новой системы оплаты за коммунальные услуги по отоплению, которая может привести к росту платы граждан за отопление в зимний период, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), которым утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и установлен переходный период 2012 - 2014 годов.
Указанным Постановлением в переходный период органам государственной власти субъектов Российской Федерации было также разрешено принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (подпункт "б" пункта 1 Постановления N 857).
Позднее Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 795 в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 внесены изменения, исключающие ограничение прав субъектов Российской Федерации по определению размера платы за отопление периодом 2012 - 2014 годов.
В сроки, установленные подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 857, Правительством Республики Хакасия принято постановление от 14.09.2012 N 621 "Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Хакасия" (далее - Постановление N 621), в соответствии с которым на территории Республики Хакасия при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Пунктом 22 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Правила N 307 в части пунктов 15 - 28 и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам утратили силу с 1 июля 2016 года, но действовали в периоде, подвергнутом проверке и на момент вынесения оспариваемого предписания.
Многоквартирный жилой дом N 41 по ул. Щорса в пгт. Усть-Абакан оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии в 2012 году (акт ввода прибора учета в эксплуатацию от 17.12.2012).
С учетом содержания Постановления N 621 при расчете размера платы за отопление в указанном доме в 2015 году следовало применять формулы 7 и 8, содержащиеся в Правилах N 307, то есть предъявлять плату ежемесячно исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а затем в конце года произвести перерасчет исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Общество в 2015 году рассчитывало и предъявляло плату только в течение отопительного сезона исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, то есть с нарушением вышеприведенных правил.
В связи с этим правильным является вывод суда первой инстанции о том, что ссылка общества на условия заключенного с собственниками жилых помещений договора на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению не может быть принята во внимание, поскольку условия данного договора (пункт 1.2), согласно которым показателями для расчета за потребленную тепловую энергию и горячую воду являются показания прибора учета, в случае его отсутствия - норматив потребления, умноженный на соответствующий тариф тепловой энергии, не противоречат положениями пункта 21 Правил N 307, поскольку при применении формул 7 и 8 Правил N 307 окончательный расчет за тепловую энергию за год (с учетом корректировки) с собственниками жилых помещений производится исходя из показаний прибора учета тепловой энергии.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что разумные основания для перерасчета платы за весь 2015 год отсутствуют, поскольку в результате ежегодной корректировки платы за отопление в соответствии с требованиями Правил N 307 (формула 8) ее размер приводится к расчету по показаниям приборов учета, который и был фактически осуществлен заявителем.
При этом в акте проверки и в оспариваемом предписании жилищной комиссией не указаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что определение обществом платы по общедомовому прибору учета по фактическому потреблению тепловой энергии повлекло неправильный расчет собственникам помещений размера платы за отопление по итогам 2015 года, и не приведены доказательства, подтверждающие такие обстоятельства.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание в части возложения на общество обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию за период сентябрь - ноябрь 2015 года не соответствует положениям Федерального закона N 294-ФЗ, поскольку не отвечает принципу разумности, нарушает права и законные интересы заявителя, требует от него временных и материальных затрат на осуществление неактуального на дату выдачи предписания перерасчета, поэтому подлежит признанию в указанной части недействительным.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" июля 2016 года по делу N А74-3206/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2016 ПО ДЕЛУ N А74-3206/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу N А74-3206/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия) - Вальковой Н.С., представителя по доверенности от 18.03.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "12" июля 2016 года по делу N А74-3206/2016, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" (ИНН 1910012384, ОГРН 1121903000757) (далее - заявитель, общество, ООО "ТВК Усть-Абакан") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ИНН 1901061466, ОГРН 1041901000338) (далее - ответчик, ГЖИ РХ, жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 15 января 2016 года N 1-э.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" июля 2016 года заявление общества с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" удовлетворено частично.
Признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 15 января 2016 года N 1-э в части возложения на общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию с учетом корректировки по адресу п. Усть-Абакан, ул. Щорса 41, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за период с 1 января по 24 сентября 2015 года и за период с 6 октября по 31 декабря 2015 года, в связи с его несоответствием в указанной части Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В удовлетворении требования о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 15 января 2016 года N 1-э в части возложения на общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" обязанности по перерасчету платы за отопление с учетом корректировки по адресу п. Усть-Абакан, ул. Щорса 41 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за период с 25 сентября по 5 октября 2015 года отказано.
Жилищная инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания в части возложения на общество обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию с учетом корректировки по адресу п. Усть-Абакан, ул. Щорса 41, и принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что общество в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" производит расчет объема тепловой энергии за сентябрь - ноябрь 2015 года исходя из показаний общедомового прибора учета.
Кроме того, в апелляционной жалобе жилищная инспекция указывает, что при расчете объема тепловой энергии на отопление не вычитается тепловая энергия, которая необходима для подогрева горячей воды, в результате собственникам неправомерно предъявляется к оплате больший объем тепловой энергии по отоплению. Данный довод относится к другому эпизоду нарушения при исчислении платы за отопление, указанному в пункте 1 оспариваемого предписания, в данной в части в признании недействительным данного предписания арбитражным судом отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан".
Представитель жилищной инспекции в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Согласно пункту 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Инспекция оспаривает решение только в части удовлетворения требований. От общества возражений по объему оспаривания не поступило. В связи с этим апелляционный суд проверяет решение только в оспоренной части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоКанал Усть-Абакан" зарегистрировано в качестве юридического лица 30 августа 2012 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия, о чем в единый государственный реестр внесена запись, выдано свидетельство серии 19 N 000909854.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код ОКВЭД 40.30.14).
Общество оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: пгт. Усть-Абакан, ул. Щорса, д. N 41, выбравшим способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками (протокол общего собрания от 26.10.2012 N 1).
Согласно акту от 17.12.2012 (л.д. 146) общедомовой прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: пгт. Усть-Абакан, ул. Щорса, д. N 41 принят в эксплуатацию.
Комиссионным актом 07.10.2015 указанный прибор учета вновь допущен к эксплуатации.
23.10.2015 руководителем ООО "ТВК Усть-Абакан" издан приказ N 281, согласно которому в связи с принятием указанного общедомового прибора учета на коммерческий учет начисление коммунальной услуги по отоплению дома N 41 по ул. Щорса, пгт. Усть-Абакан, следует производить по общедомовому прибору учета с 06.10.2015.
На основании распоряжения руководителя жилищной инспекции М.В. Виноградова от 14 декабря 2015 года N 623-э в отношении общества проведена внеплановая (документарная) проверка соблюдения обязательных требований жилищного законодательства и иных нормативно-правовых актов с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающего в доме N 41 по ул. Щорса, п.г.т. Усть-Абакан (вх. N 330-И-2000 от 14 декабря 2015 года).
15 января 2016 года должностным лицом ГЖИ РХ - советником отдела экономического надзора за предоставлением жилищно-коммунальных услуг по результатам проведения документарной проверки составлен акт проверки N 623-э, в котором указано следующее:
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.09.2012 N 621 "Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Хакасия в 2012 - 2014 годах" установлено, что на территории Республики Хакасия при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами N 307 размер платы за отопление собственникам жилых и нежилых помещений рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии, определяемого по показаниям приборов учета за предыдущий год, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном приложением N 2 к Правилам N 307. Корректировка размера платы за отопление производится исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
По окончании года размер платы, рассчитанный по среднемесячному объему потребления тепла за прошедший год, должен быть приведен в соответствие с данными прибора учета в текущем году путем увеличения либо уменьшения (корректировки), в зависимости от фактического потребления тепловой энергии. И при расчете по нормативу, и при расчете по среднемесячному объему общее годовое потребление тепловой энергии с учетом корректировки равно потреблению, рассчитанному по фактическим показаниям общедомового прибора учета.
Согласно пунктам 73, 75 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей. Узел учета считается вышедшим из строя только в следующих случаях:
- - отсутствие результатов измерений;
- - несанкционированное вмешательство в работу узла учета;
- - нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
- - механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
- - наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренное проектом узла учета; - истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
- - работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Оснований считать неисправным общедомовой прибор учета, установленный в доме по адресу: пгт. Усть-Абакан, ул. Щорса, д. N 41, не имеется.
Актом от 07.10.2015 общедомовой прибор учета был допущен в эксплуатацию, иных актов представлено не было. Согласно ведомости учета тепловой энергии потребление тепла домом началось с 25.09.2015.
В период с 25.09.2015 по 07.10.2015 ООО "ТВК Усть-Абакан" производило расчет платы за отопление исходя из норматива 0,04594 Гкал/м{\super 2 и тарифа на отопление 1448,40 руб., утвержденного приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 19.01.2015 N 1-к "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год". С 08.10.2015 расчет платы производится исходя из показаний общедомового прибора учета, что является нарушением действующего жилищного законодательства.
На основании вышеизложенного жилищная инспекция пришла к выводу о том, что ООО "ТВК Усть-Абакан" нарушило порядок расчета платы за отопление в многоквартирном доме.
15 января 2016 года на основании акта проверки должностным лицом выдано предписание N 1-э, которым на общество возложена обязанность в срок до 01.04.2016 устранить нарушение подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а именно пересчитать размер платы с учетом корректировки за отопление по адресу: п. Усть-Абакан, ул. Щорса, д. 41, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 за период, учитываемый для корректировки (включая 25.09.2015 - 07.10.2015).
Предписание содержит предупреждение о том, что за его неисполнение установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия акта проверки от 15 января 2016 года N 623-э и предписания от 15 января 2016 года N 1-э получены обществом 24.02.2016.
Общество, полагая, что предписание от 15 января 2016 года N 1-э не соответствует требованиям законодательства, в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок оспорило его в арбитражном суде.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого предписания жилищной инспекции недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2.1.5, 2.2.4, 2.2.5 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.09.2013 N 514, пунктами 1.2, 1.3, 1.4 и 1.10 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2013 N 626, суд первой инстанции правильно признал, что оспариваемое предписание вынесено должностным лицом жилищной инспекции в пределах предоставленных полномочий.
Проверка в отношении заявителя проведена жилищной инспекцией с соблюдением порядка, установленного Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Процедура проведения внеплановой (документарной) проверки и вынесения жилищной инспекцией предписания соблюдены и обществом не оспариваются.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Пунктом 1 предписания на общество возложена обязанность пересчитать размер платы за отопление за 2015 год, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий 2014 год, с последующей корректировкой исходя из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета за 2015 год.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Указанные Правила вступили в силу с 1 сентября 2012 года.
В соответствии с пунктом 6 названного Постановления Правительства Российской Федерации со дня вступления данного Постановления в законную силу признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению).
С целью реализации Правил N 354 и недопущения роста социальной напряженности в регионах, вызванной введением новой системы оплаты за коммунальные услуги по отоплению, которая может привести к росту платы граждан за отопление в зимний период, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), которым утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и установлен переходный период 2012 - 2014 годов.
Указанным Постановлением в переходный период органам государственной власти субъектов Российской Федерации было также разрешено принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (подпункт "б" пункта 1 Постановления N 857).
Позднее Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 795 в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 внесены изменения, исключающие ограничение прав субъектов Российской Федерации по определению размера платы за отопление периодом 2012 - 2014 годов.
В сроки, установленные подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 857, Правительством Республики Хакасия принято постановление от 14.09.2012 N 621 "Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Хакасия" (далее - Постановление N 621), в соответствии с которым на территории Республики Хакасия при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Пунктом 22 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Правила N 307 в части пунктов 15 - 28 и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам утратили силу с 1 июля 2016 года, но действовали в периоде, подвергнутом проверке и на момент вынесения оспариваемого предписания.
Многоквартирный жилой дом N 41 по ул. Щорса в пгт. Усть-Абакан оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии в 2012 году (акт ввода прибора учета в эксплуатацию от 17.12.2012).
С учетом содержания Постановления N 621 при расчете размера платы за отопление в указанном доме в 2015 году следовало применять формулы 7 и 8, содержащиеся в Правилах N 307, то есть предъявлять плату ежемесячно исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а затем в конце года произвести перерасчет исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Общество в 2015 году рассчитывало и предъявляло плату только в течение отопительного сезона исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, то есть с нарушением вышеприведенных правил.
В связи с этим правильным является вывод суда первой инстанции о том, что ссылка общества на условия заключенного с собственниками жилых помещений договора на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению не может быть принята во внимание, поскольку условия данного договора (пункт 1.2), согласно которым показателями для расчета за потребленную тепловую энергию и горячую воду являются показания прибора учета, в случае его отсутствия - норматив потребления, умноженный на соответствующий тариф тепловой энергии, не противоречат положениями пункта 21 Правил N 307, поскольку при применении формул 7 и 8 Правил N 307 окончательный расчет за тепловую энергию за год (с учетом корректировки) с собственниками жилых помещений производится исходя из показаний прибора учета тепловой энергии.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что разумные основания для перерасчета платы за весь 2015 год отсутствуют, поскольку в результате ежегодной корректировки платы за отопление в соответствии с требованиями Правил N 307 (формула 8) ее размер приводится к расчету по показаниям приборов учета, который и был фактически осуществлен заявителем.
При этом в акте проверки и в оспариваемом предписании жилищной комиссией не указаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что определение обществом платы по общедомовому прибору учета по фактическому потреблению тепловой энергии повлекло неправильный расчет собственникам помещений размера платы за отопление по итогам 2015 года, и не приведены доказательства, подтверждающие такие обстоятельства.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание в части возложения на общество обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию за период сентябрь - ноябрь 2015 года не соответствует положениям Федерального закона N 294-ФЗ, поскольку не отвечает принципу разумности, нарушает права и законные интересы заявителя, требует от него временных и материальных затрат на осуществление неактуального на дату выдачи предписания перерасчета, поэтому подлежит признанию в указанной части недействительным.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" июля 2016 года по делу N А74-3206/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Д.В.ЮДИН
Г.Н.БОРИСОВ
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)