Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При заключении договора между сторонами возникли разногласия по условиям договора, приложениям к договору, акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети, инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Платова Н.В., Шильненковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой Л.Д.
при участии в заседании:
- от истца ТСН "Пушкина, 57": председатель правления Никоненко В.Н.;
- от ответчика АО "Газпром газораспределение Брянск": представитель Рудченко Ю.В., по доверенности от 25.07.2016; представитель Струговец С.А., по доверенности от 25.07.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Пушкина, 57", г. Клинцы Брянской области, на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А09-8576/2016,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Пушкина, 57", ОГРН 1153256014086, ИНН 3241013322, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Газпром газораспределение Брянск", ОГРН 1033265000526, ИНН 3234007455, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме N 443 от 02.03.2016. В процессе рассмотрения исковых требований истец уточнил исковые требования. Указанное уточнение исковых требований принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 (судья Абалакова Т.К.) исковые требования удовлетворены частично, распределены судебные расходы.
Пункт 1.1 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"1.1. Внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме (далее - ВДГО) - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги".
Пункт 1.3 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"1.3. Специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу".
Пункт 3.5 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика: "3.5. В случае выявления необходимости выполнения ремонтных работ при проведении Исполнителем технического обслуживания ВДГО в многоквартирном доме - в день выполнения работ по техническому обслуживанию ВДГО Исполнитель оформляет и Стороны подписывают дефектную ведомость (Приложение N 5), в которой указываются необходимые ремонтные работы и материалы. Дефектная ведомость приравнивается к заявке на проведение работ по ремонту. По окончании выполнения ремонтных работ в дефектной ведомости Сторонами делается отметка о фактически выполненных ремонтных работах, их объемах, наименовании и количестве израсходованных материалов. Дефектная ведомость является основанием для оформления акта приема-передачи выполненных услуг (работ) по ремонту ВДГО".
Пункт 4.1.1 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"4.1.1. Оплачивать услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в установленные сроки и в полном объеме в соответствии с разделами 5 и 6 настоящего договора".
Пункт 4.1.9 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"4.1.9. Обеспечить герметичность вводов подземных коммуникаций в подвалы зданий".
Пункт 4.3.1 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"4.3.1. Осуществлять своевременное и качественное оказание услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в соответствии с условиями настоящего договора".
Приложение N 1 к договору N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принято в редакции ответчика:
"Приложение N 1 к договору N 443 от 02.03.2016 г.
Примечание:
Примечания:
Исполнитель
Директор
______________В.И.Курбацкий
Заказчик
Председатель правления
_____________В.Н.Никоненко".
Приложение N 2 к договору N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принято в редакции ответчика:
"Приложение N 2 к договору N 443 от 02.03.2016 г.
Общая стоимость обслуживания объекта с НДС составляет 9023,20 руб. в год".
Исполнитель
Директор
______________ В.И.Курбацкий
Заказчик
Председатель правления
_____________В.Н.Никоненко".
Приложение N 3 к договору N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принято в редакции ответчика:
"Приложение N 3 к договору N 443 от 02.03.2016 г.
Расчет стоимости технического обслуживания ВДГО многоквартирного дома
Адрес многоквартирного дома: г Клинцы, ул. Пушкина 57
Исполнитель
Директор
______________В.И.Курбацкий
Заказчик
Председатель правления
_____________В.Н.Никоненко".
Акт об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети к договору N 443 от 02.03.2016 г. принят в редакции ответчика:
АКТ
об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети Эксплуатационная организация АО "Газпром газораспределение Брянск" в лице директора филиала АО "Газпром газораспределение Брянск" в г. Клинцы Курбатского Василия Ивановича, действующего на основании доверенности N 97 от 12 октября 2015 г.
и Товарищество собственников недвижимости "Пушкина 57", ответственная за управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Клинцы ул. Пушкина д. 57
в лице председателя ТСН Никоненко Виктора Николаевича, действующего на основании устава, составили настоящий акт об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети.
Границей раздела собственности на газораспределительные сети является:
Соединение газопровода низкого давления к жилому дому по улице Пушкина д. 57 г. Клинцы с внешней газораспределительной сетью-газопроводом низкого давления 325 мм по ул. Пушкина от ГРП г. Клинцы.
Принадлежность многоквартирному дому:
Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (ВДГО) N ___________ от "___" ____________ 201__ г.
Подписи сторон:
Представитель
эксплуатационной организации
В.И.Курбатский _______________________
Представитель организации,
ответственной за управление
многоквартирным домом
______________________ ________________________
Составил:
Начальник КГУ ___________________ В.Н. Катерлин".
Инвентаризационная ведомость внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования многоквартирного дома к договору N 443 от 02.03.2016 г. принята в редакции ответчика:
"Инвентаризационная ведомость внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования многоквартирного дома Дата составления "_____"__________________201__ г.
23. Адрес многоквартирного дома: _ г. Клинцы ул. ул. Пушкина д. 57
24. Организация, на управлении у которой находится многоквартирный дом:
Товарищество собственников недвижимости "Пушкина 57"
25. Год ввода в эксплуатацию ВДГО многоквартирного дома: 2005 г.
26. Наличие подвала: 1
27. Площадь всех жилых помещений дома без учета встроенных нежилых помещений: _____ м. кв.
28. Площадь встроенных нежилых помещений: ______ м. кв.
29. Количество квартир: _40_
30. Количество подъездов: _2_
31. Количество этажей: _5 _
32. Количество стояков (в зависимости от количества приборов на 1 стояке) шт.:
до 5 ______-____, от 6 до 10 ___8____, от 11 до 15____-______, свыше 15 ____-______.
33. Количество газовых вводов шт. 1
34. Количество газовых приборов шт.:
плит __40_____, проточных водонагревателей __-___, отопительных приборов __40____.
35. Сведения об отключающих устройствах, шт.:
36. Сведения о соединениях, шт.:
37. Протяженность газопроводов, м:
38. Наличие колодца: ____нет__________
39. Наличие пункта редуцирования газа:___
40. Наличие общедомового прибора учета газа: ____нет_____
41. Наличие в подъездах сигнализатора загазованности: ____нет________
42. Количество футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции многоквартирных домов: ___40_
43. Прочее оборудование: _ИФС-100-1 шт. ______
44. Рекомендуемая дата обслуживания: (месяц)______________- (год)
Исполнитель Мищенко Л.В. мастер ______________________
Ф.И.О. Должность Подпись
Представители организации, ответственной за управление многоквартирным домом ____________________________".
Пункт 3.4 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции истца:
"3.4. По результатам проведенного технического обслуживания ВДГО в целях подтверждения факта выполнения работ в определенные дату и время - оформляется промежуточный акт (Приложение N 4), который является основанием для оформления акта приема-передачи выполненных услуг (работ) по техническому обслуживанию ВДГО".
Пункт 4.1.3 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции истца:
"4.1.3 Предоставить Исполнителю информацию об изменении состава ВДГО - в течение 10 дней с момента соответствующего изменения.".
Пункт 4.1.10 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции истца:
"4.1.10 Своевременно производить окраску наружных, вводных, и внутренних газопроводов сети газопотребления и их креплений".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 (судьи Грошев И.П., Бычкова Т.В., Селивончик А.Г.) решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части урегулирования разногласий по пунктам 4.1.9, 4.3.1 договора от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пунктам 1 - 15 приложения N 1 к договору от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пункту 1 приложения N 2 к договору от 02.03.20126 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пунктам 1 - 3, 5 - 10, 12, итоговую общую стоимость приложения N 3 к договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети к договору от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям, ТСН "Пушкина, 57" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит в указанной части решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
По установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку решение и постановление арбитражных судов по настоящему делу оспариваются истцом лишь в части разногласий по пунктам 4.1.9, 4.1.3 договора от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пунктам 1 - 15 приложения N 1 к договору от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пункту 1 приложения N 2 к договору от 02.03.20126 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пунктам 1 - 3, 5 - 10, 12, итоговую общую стоимость приложения N 3 к договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети к договору от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: разногласий по инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, в остальной части судебные акты не являются предметом исследования и оценки суда кассационной инстанции.
Проверив в оспариваемой части в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, с учетом пояснений представителей истца и ответчика в судебном заседании суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, при заключении договора от 02.03.2016 N 443 "О техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме" между истцом и ответчиком возникли разногласия по условиям договора.
Разногласия между сторонами возникли по следующим условиям договора - пункты 1.1, 1.3, 2.1, 2.5, 3.4, 3.5, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.10, 4.3.1, приложениям к договору N 1-3, акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети, инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования многоквартирного дома.
Разногласия между сторонами возникли по акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети и по инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования.
Существо разногласий указано в виде таблицы в приложении N 1 к исковому заявлению.
Сторонами предпринимались меры по согласованию спорных условий договора, что подтверждается протоколом разногласий от 28.03.2016 и протоколом согласования разногласий от 26.04.2016.
Часть условий договора (п. 2.1., 2.5, договора, п. 4, 11 приложения N 3 к договору, п. 15 инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования) были согласованы сторонами.
Поскольку сторонами разногласия по договору N 443 от 02.03.2016 г. урегулированы не были, истец обратился в Арбитражный суд Брянской *** с настоящим иском (с учетом уточнения исковых требований).
Разрешая спор по настоящему делу по существу, Арбитражный суд Брянской области принял оспариваемые истцом условия договора в редакции ответчика. Апелляционная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции, не рассмотрев доводы апелляционной жалобы по существу.
Кассационная коллегия окружного суда не может признать выводы арбитражных судов двух инстанций законными, обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства, поскольку они противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", Правилам N 491, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006, и сложившейся правоприменительной практике в данной области правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
По смыслу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
С 01.06.2013 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, которым утверждены Правила N 410 (далее - Правила N 410).
Указанными Правилами внесены изменения в правовое регулирование отношений, связанных с пользованием газом при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе изменен порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 38 Правил N 410 установлено, что условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данными Правилами.
Согласно п. 39 Правил N 410 в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указываются перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включающий в себя минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования согласно приложению, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), включая периодичность выполнения отдельных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 2 Правил N 410 определено, что внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Газопровод внутренний - газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания (п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870).
Пунктом 4 Правил N 410 определено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Пунктом 8 Правил N 410 предусмотрено, что проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения; в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственниками (пользователями) помещений, в которых размещено такое оборудование.
Как следует из п. 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений, а в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать в том числе информацию о заявителе (для гражданина - фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, для юридического лица - наименование (фирменное наименование), его местонахождение (место государственной регистрации), перечень оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
К заявке (оферте) прилагаются в том числе документы, подтверждающие состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и соответствие входящего в него оборудования нормативным техническим требованиям, предъявляемым к этому оборудованию (технические паспорта, сертификаты соответствия и др.); документы, содержащие дату опломбирования прибора учета газа изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки; копия акта об определении границ раздела собственности на газораспределительной (присоединенной) сети (документ, фиксирующий место подключения газопроводов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме или домовладения, к газораспределительной (присоединенной) сети), - если договор о техническом обслуживании и ремонте заключается в отношении внутридомового газового оборудования (п. п. 18, 19 Правил N 410).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Правилами N 410 предусмотрено направление заявки (оферты) в письменной форме на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в специализированную организацию заявителем, имеющим намерение выступить заказчиком по такому договору, с приложением установленных документов (содержат персональные данные).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 N АКПи13-1053 признаны недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 34 - 36, 80 Правил N 410 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
Таким образом, АО "Газпром газораспределение Брянск" не является единственной специализированной организацией, с которой потенциальными заказчиками может быть заключен договор. Выбор специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования предоставлен истцу, в то время как ответчик не вправе навязывать свои условия ни собственникам жилых помещений, ни организации, осуществляющей управление общим имуществом в многоквартирном жилом доме.
Более того, спор по настоящему делу возник по видам и перечню работ и оплате их стоимости, в то время как суды в нарушение положений ст. ст. 168, 170 АПК РФ не дали надлежащей правовой оценки доводам истца о несоответствии условий договора о видах и перечне работ в редакции ответчика Правилам N 410.
Пунктом 38 Правил N 410 установлено, что условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данными Правилами.
Пунктом 40 Правил N 410 установлено, что цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, которые рекомендуется применять при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 5 данных Методических указаний предусмотрено, что стоимость технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется на один календарный год.
Таким образом, в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должна быть указана цена, по которой оплачиваются работы (услуги) исполнителю всеми потребителями данных услуг.
Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела дополнения к отзыву ответчика, работы, указанные в приложении N 1 в редакции ответчика предусмотрены в иных нормативных технических документах, за основу взят прейскурант цен АО "Газпром газораспределение Брянск", установленных на основании приказа Департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области от 11.02.2015 N 2, утвердившего Методические рекомендации по порядку содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов и общежитий, расположенных на территории Брянской области.
При этом в материалах дела данный документ не представлен, в связи с чем он не являлся предметом исследования и оценки арбитражных судов, в том числе на соответствие правилам N 410, что противоречит нормам действующего процессуального законодательства.
При разрешении настоящего спора судами двух инстанций также не учтены положения Правил N 410, регулирующих правила заключения договора данного вида и определения состава внутридомового газового оборудования.
Согласно п. 23 Правил N 410 документами, подтверждающими право заявителя, в качестве которого выступают управляющая организация, товарищество или кооператив, на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от имени собственников помещений в таком доме, являются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором отражено решение о том, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, расположенного в помещениях, находящихся в таком доме, будет подписываться от имени заявителей управляющей организацией (товариществом или кооперативом), - в случае подписания договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от имени каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение; агентский договор, содержащий поручение собственников помещений в многоквартирном доме (принципалов) в адрес управляющей организации, товарищества или кооператива (агента) совершать от имени собственников и за их счет действия, направленные на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в интересах собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из п. 27 Правил N 410, непредставление заявителем всей информации, предусмотренной пунктом 18 настоящих Правил, представление заявителем документов, предусмотренных пунктами 19 - 23 настоящих Правил, в неполном объеме или неправильное их оформление не являются основанием для отказа в заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. В этом случае специализированная организация сообщает заявителю о допущенных несоответствиях в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата заявителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов или недостающей информации. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы и недостающая информация не будут представлены заявителем специализированной организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, специализированная организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы заявителю, который вправе направить повторную заявку (оферту) этой же специализированной организации после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения ее рассмотрения.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что ответчик не вправе требовать заключения договора на своих условиях, отличных от требований Правил N 410, в том числе п. п. 8, 17.
Вместе с тем, протоколов общих собраний собственников помещений спорного многоквартирного дома, на которых приняты решения о подписании истцом договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования с ответчиком в интересах каждого из собственников помещений спорного многоквартирного дома, либо агентского договора, условия которого позволяют истцу совершать действия по заключению названного договора, в материалы настоящего дела не представлено (ст. ст. 9, 65, 66 АПК РФ).
Соответственно, разрешая спор по настоящему делу, в том числе в отношении внутриквартирного газового оборудования, суд нарушил права собственников помещений в спорном домовладении, включив без их волеизъявления внутриквартирные газовые сети в состав обслуживаемого газового оборудования.
Из разъяснений по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, данных в письме Минрегиона России от 18.10.2013 N 19706-ВГ/11, следует, что под сетью газораспределения понимается технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений и технических устройств. В свою очередь газопроводом-вводом является газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, которая представляет собой технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них. Запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющееся границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления, не входит в состав ВДГО в МКД.
Вместе с тем, суд принял в редакции ответчика акт об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети, указав в качестве основания для принятия решения п. 1 ст. 218 ГК РФ, п. 7 Градостроительного кодекса РФ, СНиП 42-01-2002, технические условия N 5719 от 25.09.2003.
Как следует из разъяснений, содержащихся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, граница сетей газоснабжения в многоквартирном доме по общему правилу должна находиться в месте соединения вводного газопровода сети газопотребления с первым запорным устройством, находящимся на газопроводе-вводе сети газораспределения. Иное возможно лишь при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.
Вынесение границы за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит. Исключение возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 1 и подпункте "ж" пункта 2 Правил N 491, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 (далее - Правила N 491).
Подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 предусмотрено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Из пункта 5 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Разрешая спор по настоящему делу по существу, устанавливая границу эксплуатационной ответственности между сторонами, а, следовательно, и размер платы за услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в редакции ответчика, арбитражный суд фактически перенес границу эксплуатационной ответственности истца за пределы внутридомового газового оборудования, что противоречит действующему законодательству.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2017 N Ф10-2430/2017 ПО ДЕЛУ N А09-8576/2016
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При заключении договора между сторонами возникли разногласия по условиям договора, приложениям к договору, акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети, инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. по делу N А09-8576/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Платова Н.В., Шильненковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой Л.Д.
при участии в заседании:
- от истца ТСН "Пушкина, 57": председатель правления Никоненко В.Н.;
- от ответчика АО "Газпром газораспределение Брянск": представитель Рудченко Ю.В., по доверенности от 25.07.2016; представитель Струговец С.А., по доверенности от 25.07.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Пушкина, 57", г. Клинцы Брянской области, на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А09-8576/2016,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Пушкина, 57", ОГРН 1153256014086, ИНН 3241013322, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Газпром газораспределение Брянск", ОГРН 1033265000526, ИНН 3234007455, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме N 443 от 02.03.2016. В процессе рассмотрения исковых требований истец уточнил исковые требования. Указанное уточнение исковых требований принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 (судья Абалакова Т.К.) исковые требования удовлетворены частично, распределены судебные расходы.
Пункт 1.1 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"1.1. Внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме (далее - ВДГО) - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги".
Пункт 1.3 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"1.3. Специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу".
Пункт 3.5 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика: "3.5. В случае выявления необходимости выполнения ремонтных работ при проведении Исполнителем технического обслуживания ВДГО в многоквартирном доме - в день выполнения работ по техническому обслуживанию ВДГО Исполнитель оформляет и Стороны подписывают дефектную ведомость (Приложение N 5), в которой указываются необходимые ремонтные работы и материалы. Дефектная ведомость приравнивается к заявке на проведение работ по ремонту. По окончании выполнения ремонтных работ в дефектной ведомости Сторонами делается отметка о фактически выполненных ремонтных работах, их объемах, наименовании и количестве израсходованных материалов. Дефектная ведомость является основанием для оформления акта приема-передачи выполненных услуг (работ) по ремонту ВДГО".
Пункт 4.1.1 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"4.1.1. Оплачивать услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в установленные сроки и в полном объеме в соответствии с разделами 5 и 6 настоящего договора".
Пункт 4.1.9 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"4.1.9. Обеспечить герметичность вводов подземных коммуникаций в подвалы зданий".
Пункт 4.3.1 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции ответчика:
"4.3.1. Осуществлять своевременное и качественное оказание услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в соответствии с условиями настоящего договора".
Приложение N 1 к договору N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принято в редакции ответчика:
"Приложение N 1 к договору N 443 от 02.03.2016 г.
Примечание:
Примечания:
Исполнитель
Директор
______________В.И.Курбацкий
Заказчик
Председатель правления
_____________В.Н.Никоненко".
Приложение N 2 к договору N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принято в редакции ответчика:
"Приложение N 2 к договору N 443 от 02.03.2016 г.
Общая стоимость обслуживания объекта с НДС составляет 9023,20 руб. в год".
Исполнитель
Директор
______________ В.И.Курбацкий
Заказчик
Председатель правления
_____________В.Н.Никоненко".
Приложение N 3 к договору N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принято в редакции ответчика:
"Приложение N 3 к договору N 443 от 02.03.2016 г.
Расчет стоимости технического обслуживания ВДГО многоквартирного дома
Адрес многоквартирного дома: г Клинцы, ул. Пушкина 57
Исполнитель
Директор
______________В.И.Курбацкий
Заказчик
Председатель правления
_____________В.Н.Никоненко".
Акт об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети к договору N 443 от 02.03.2016 г. принят в редакции ответчика:
АКТ
об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети Эксплуатационная организация АО "Газпром газораспределение Брянск" в лице директора филиала АО "Газпром газораспределение Брянск" в г. Клинцы Курбатского Василия Ивановича, действующего на основании доверенности N 97 от 12 октября 2015 г.
и Товарищество собственников недвижимости "Пушкина 57", ответственная за управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Клинцы ул. Пушкина д. 57
в лице председателя ТСН Никоненко Виктора Николаевича, действующего на основании устава, составили настоящий акт об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети.
Границей раздела собственности на газораспределительные сети является:
Соединение газопровода низкого давления к жилому дому по улице Пушкина д. 57 г. Клинцы с внешней газораспределительной сетью-газопроводом низкого давления 325 мм по ул. Пушкина от ГРП г. Клинцы.
Принадлежность многоквартирному дому:
Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (ВДГО) N ___________ от "___" ____________ 201__ г.
Подписи сторон:
Представитель
эксплуатационной организации
В.И.Курбатский _______________________
Представитель организации,
ответственной за управление
многоквартирным домом
______________________ ________________________
Составил:
Начальник КГУ ___________________ В.Н. Катерлин".
Инвентаризационная ведомость внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования многоквартирного дома к договору N 443 от 02.03.2016 г. принята в редакции ответчика:
"Инвентаризационная ведомость внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования многоквартирного дома Дата составления "_____"__________________201__ г.
23. Адрес многоквартирного дома: _ г. Клинцы ул. ул. Пушкина д. 57
24. Организация, на управлении у которой находится многоквартирный дом:
Товарищество собственников недвижимости "Пушкина 57"
25. Год ввода в эксплуатацию ВДГО многоквартирного дома: 2005 г.
26. Наличие подвала: 1
27. Площадь всех жилых помещений дома без учета встроенных нежилых помещений: _____ м. кв.
28. Площадь встроенных нежилых помещений: ______ м. кв.
29. Количество квартир: _40_
30. Количество подъездов: _2_
31. Количество этажей: _5 _
32. Количество стояков (в зависимости от количества приборов на 1 стояке) шт.:
до 5 ______-____, от 6 до 10 ___8____, от 11 до 15____-______, свыше 15 ____-______.
33. Количество газовых вводов шт. 1
34. Количество газовых приборов шт.:
плит __40_____, проточных водонагревателей __-___, отопительных приборов __40____.
35. Сведения об отключающих устройствах, шт.:
36. Сведения о соединениях, шт.:
37. Протяженность газопроводов, м:
38. Наличие колодца: ____нет__________
39. Наличие пункта редуцирования газа:___
40. Наличие общедомового прибора учета газа: ____нет_____
41. Наличие в подъездах сигнализатора загазованности: ____нет________
42. Количество футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции многоквартирных домов: ___40_
43. Прочее оборудование: _ИФС-100-1 шт. ______
44. Рекомендуемая дата обслуживания: (месяц)______________- (год)
Исполнитель Мищенко Л.В. мастер ______________________
Ф.И.О. Должность Подпись
Представители организации, ответственной за управление многоквартирным домом ____________________________".
Пункт 3.4 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции истца:
"3.4. По результатам проведенного технического обслуживания ВДГО в целях подтверждения факта выполнения работ в определенные дату и время - оформляется промежуточный акт (Приложение N 4), который является основанием для оформления акта приема-передачи выполненных услуг (работ) по техническому обслуживанию ВДГО".
Пункт 4.1.3 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции истца:
"4.1.3 Предоставить Исполнителю информацию об изменении состава ВДГО - в течение 10 дней с момента соответствующего изменения.".
Пункт 4.1.10 договора N 443 от 02.03.2016 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме принят в редакции истца:
"4.1.10 Своевременно производить окраску наружных, вводных, и внутренних газопроводов сети газопотребления и их креплений".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 (судьи Грошев И.П., Бычкова Т.В., Селивончик А.Г.) решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части урегулирования разногласий по пунктам 4.1.9, 4.3.1 договора от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пунктам 1 - 15 приложения N 1 к договору от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пункту 1 приложения N 2 к договору от 02.03.20126 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пунктам 1 - 3, 5 - 10, 12, итоговую общую стоимость приложения N 3 к договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети к договору от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям, ТСН "Пушкина, 57" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит в указанной части решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
По установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку решение и постановление арбитражных судов по настоящему делу оспариваются истцом лишь в части разногласий по пунктам 4.1.9, 4.1.3 договора от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пунктам 1 - 15 приложения N 1 к договору от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пункту 1 приложения N 2 к договору от 02.03.20126 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по пунктам 1 - 3, 5 - 10, 12, итоговую общую стоимость приложения N 3 к договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; разногласий по акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети к договору от 02.03.2016 N 443 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: разногласий по инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, в остальной части судебные акты не являются предметом исследования и оценки суда кассационной инстанции.
Проверив в оспариваемой части в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, с учетом пояснений представителей истца и ответчика в судебном заседании суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, при заключении договора от 02.03.2016 N 443 "О техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме" между истцом и ответчиком возникли разногласия по условиям договора.
Разногласия между сторонами возникли по следующим условиям договора - пункты 1.1, 1.3, 2.1, 2.5, 3.4, 3.5, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.10, 4.3.1, приложениям к договору N 1-3, акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети, инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования многоквартирного дома.
Разногласия между сторонами возникли по акту об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети и по инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования.
Существо разногласий указано в виде таблицы в приложении N 1 к исковому заявлению.
Сторонами предпринимались меры по согласованию спорных условий договора, что подтверждается протоколом разногласий от 28.03.2016 и протоколом согласования разногласий от 26.04.2016.
Часть условий договора (п. 2.1., 2.5, договора, п. 4, 11 приложения N 3 к договору, п. 15 инвентаризационной ведомости внутридомового газового оборудования, относящегося к коммуникациям общего пользования) были согласованы сторонами.
Поскольку сторонами разногласия по договору N 443 от 02.03.2016 г. урегулированы не были, истец обратился в Арбитражный суд Брянской *** с настоящим иском (с учетом уточнения исковых требований).
Разрешая спор по настоящему делу по существу, Арбитражный суд Брянской области принял оспариваемые истцом условия договора в редакции ответчика. Апелляционная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции, не рассмотрев доводы апелляционной жалобы по существу.
Кассационная коллегия окружного суда не может признать выводы арбитражных судов двух инстанций законными, обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства, поскольку они противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", Правилам N 491, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006, и сложившейся правоприменительной практике в данной области правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
По смыслу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
С 01.06.2013 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, которым утверждены Правила N 410 (далее - Правила N 410).
Указанными Правилами внесены изменения в правовое регулирование отношений, связанных с пользованием газом при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе изменен порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 38 Правил N 410 установлено, что условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данными Правилами.
Согласно п. 39 Правил N 410 в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указываются перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включающий в себя минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования согласно приложению, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), включая периодичность выполнения отдельных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 2 Правил N 410 определено, что внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Газопровод внутренний - газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания (п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870).
Пунктом 4 Правил N 410 определено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Пунктом 8 Правил N 410 предусмотрено, что проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения; в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственниками (пользователями) помещений, в которых размещено такое оборудование.
Как следует из п. 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений, а в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать в том числе информацию о заявителе (для гражданина - фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, для юридического лица - наименование (фирменное наименование), его местонахождение (место государственной регистрации), перечень оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
К заявке (оферте) прилагаются в том числе документы, подтверждающие состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и соответствие входящего в него оборудования нормативным техническим требованиям, предъявляемым к этому оборудованию (технические паспорта, сертификаты соответствия и др.); документы, содержащие дату опломбирования прибора учета газа изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки; копия акта об определении границ раздела собственности на газораспределительной (присоединенной) сети (документ, фиксирующий место подключения газопроводов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме или домовладения, к газораспределительной (присоединенной) сети), - если договор о техническом обслуживании и ремонте заключается в отношении внутридомового газового оборудования (п. п. 18, 19 Правил N 410).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Правилами N 410 предусмотрено направление заявки (оферты) в письменной форме на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в специализированную организацию заявителем, имеющим намерение выступить заказчиком по такому договору, с приложением установленных документов (содержат персональные данные).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 N АКПи13-1053 признаны недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 34 - 36, 80 Правил N 410 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
Таким образом, АО "Газпром газораспределение Брянск" не является единственной специализированной организацией, с которой потенциальными заказчиками может быть заключен договор. Выбор специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования предоставлен истцу, в то время как ответчик не вправе навязывать свои условия ни собственникам жилых помещений, ни организации, осуществляющей управление общим имуществом в многоквартирном жилом доме.
Более того, спор по настоящему делу возник по видам и перечню работ и оплате их стоимости, в то время как суды в нарушение положений ст. ст. 168, 170 АПК РФ не дали надлежащей правовой оценки доводам истца о несоответствии условий договора о видах и перечне работ в редакции ответчика Правилам N 410.
Пунктом 38 Правил N 410 установлено, что условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данными Правилами.
Пунктом 40 Правил N 410 установлено, что цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, которые рекомендуется применять при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 5 данных Методических указаний предусмотрено, что стоимость технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется на один календарный год.
Таким образом, в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должна быть указана цена, по которой оплачиваются работы (услуги) исполнителю всеми потребителями данных услуг.
Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела дополнения к отзыву ответчика, работы, указанные в приложении N 1 в редакции ответчика предусмотрены в иных нормативных технических документах, за основу взят прейскурант цен АО "Газпром газораспределение Брянск", установленных на основании приказа Департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области от 11.02.2015 N 2, утвердившего Методические рекомендации по порядку содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов и общежитий, расположенных на территории Брянской области.
При этом в материалах дела данный документ не представлен, в связи с чем он не являлся предметом исследования и оценки арбитражных судов, в том числе на соответствие правилам N 410, что противоречит нормам действующего процессуального законодательства.
При разрешении настоящего спора судами двух инстанций также не учтены положения Правил N 410, регулирующих правила заключения договора данного вида и определения состава внутридомового газового оборудования.
Согласно п. 23 Правил N 410 документами, подтверждающими право заявителя, в качестве которого выступают управляющая организация, товарищество или кооператив, на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от имени собственников помещений в таком доме, являются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором отражено решение о том, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, расположенного в помещениях, находящихся в таком доме, будет подписываться от имени заявителей управляющей организацией (товариществом или кооперативом), - в случае подписания договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от имени каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение; агентский договор, содержащий поручение собственников помещений в многоквартирном доме (принципалов) в адрес управляющей организации, товарищества или кооператива (агента) совершать от имени собственников и за их счет действия, направленные на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в интересах собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из п. 27 Правил N 410, непредставление заявителем всей информации, предусмотренной пунктом 18 настоящих Правил, представление заявителем документов, предусмотренных пунктами 19 - 23 настоящих Правил, в неполном объеме или неправильное их оформление не являются основанием для отказа в заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. В этом случае специализированная организация сообщает заявителю о допущенных несоответствиях в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата заявителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов или недостающей информации. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы и недостающая информация не будут представлены заявителем специализированной организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, специализированная организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы заявителю, который вправе направить повторную заявку (оферту) этой же специализированной организации после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения ее рассмотрения.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что ответчик не вправе требовать заключения договора на своих условиях, отличных от требований Правил N 410, в том числе п. п. 8, 17.
Вместе с тем, протоколов общих собраний собственников помещений спорного многоквартирного дома, на которых приняты решения о подписании истцом договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования с ответчиком в интересах каждого из собственников помещений спорного многоквартирного дома, либо агентского договора, условия которого позволяют истцу совершать действия по заключению названного договора, в материалы настоящего дела не представлено (ст. ст. 9, 65, 66 АПК РФ).
Соответственно, разрешая спор по настоящему делу, в том числе в отношении внутриквартирного газового оборудования, суд нарушил права собственников помещений в спорном домовладении, включив без их волеизъявления внутриквартирные газовые сети в состав обслуживаемого газового оборудования.
Из разъяснений по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, данных в письме Минрегиона России от 18.10.2013 N 19706-ВГ/11, следует, что под сетью газораспределения понимается технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений и технических устройств. В свою очередь газопроводом-вводом является газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, которая представляет собой технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них. Запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющееся границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления, не входит в состав ВДГО в МКД.
Вместе с тем, суд принял в редакции ответчика акт об определении границ раздела собственности на газораспределительные сети, указав в качестве основания для принятия решения п. 1 ст. 218 ГК РФ, п. 7 Градостроительного кодекса РФ, СНиП 42-01-2002, технические условия N 5719 от 25.09.2003.
Как следует из разъяснений, содержащихся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, граница сетей газоснабжения в многоквартирном доме по общему правилу должна находиться в месте соединения вводного газопровода сети газопотребления с первым запорным устройством, находящимся на газопроводе-вводе сети газораспределения. Иное возможно лишь при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.
Вынесение границы за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит. Исключение возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 1 и подпункте "ж" пункта 2 Правил N 491, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 (далее - Правила N 491).
Подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 предусмотрено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Из пункта 5 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Разрешая спор по настоящему делу по существу, устанавливая границу эксплуатационной ответственности между сторонами, а, следовательно, и размер платы за услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в редакции ответчика, арбитражный суд фактически перенес границу эксплуатационной ответственности истца за пределы внутридомового газового оборудования, что противоречит действующему законодательству.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)